Статус документа
Статус документа


     ИНСТРУКЦИЯ
по газовой обработке морских судов бромистым метилом, синильной кислотой и сернистым ангидридом


УТВЕРЖДЕНА Министерством здравоохранения СССР 2 декабря 1966 г. N 650-66

I. Введение

1. Правилами по санитарной охране границ СССР, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, предусмотрено обязательное проведение дератизации на судах, заселенных грызунами.

Наиболее быстрым и действенным методом дератизации и дезинсекции морских судов является газация, позволяющая наряду с грызунами уничтожать их эктопаразитов, а также бытовых насекомых - тараканов и клопов.

2. Газовый метод обработки морских судов применяется, когда:

а) имеется падеж грызунов;

б) отмечена высокая численность грызунов;

в) судно прибыло или отправляется в неблагополучные по карантинным заболеваниям порты;

г) не удается уничтожить грызунов и бытовых насекомых другими способами.

3. Газовая обработка судов производится после их выгрузки. При заболеваниях чумой судно ставится под газацию с грузом.

4. Для газовой обработки морских судов используются бромистый метил, синильная кислота и сернистый ангидрид.

При этом основным фумигантом является бромистый метил. Синильная кислота и сернистый ангидрид могут быть применены при отсутствии бромистого метила.

II. Основные физико-химические свойства фумигантов

А. Бромистый метил


5. Химически чистый бромистый метил (метилбромид, монобромметан, бромметил) СНBr, в обычных условиях представляет собой бесцветный газ, превращающийся при температуре около +4° в подвижную прозрачную жидкость. Молекулярный вес 94,95. Температура кипения +3,6°, температура плавления +93,7°. Удельный вес жидкого бромистого метила 1,732. Вес 1 л газа 3,95 г.

Газообразный бромистый метил тяжелее воздуха более чем в 3 раза.

Давление паров при температуре 20° составляет 2 атм, при 30° - 3 атм, при 40° - 4 атм, при 50° - 5 атм.

Жидкий бромистый метил не горит. Пары бромистого метила в смеси с воздухом не взрывоопасны.

Чистый бромистый метил не имеет запаха, обладает незначительной растворимостью в воде (0,1% по весу), хорошо растворяется в спирте, эфире, бензоле, бензине, дихлорэтане, маслах.

Жидкий бромистый метил является хорошим растворителем жиров, масел, смол, лаков, разрушает каучук, краски, асфальт.

Для газации судов применяется технический бромистый метил. Качество его определяется ведомственными техническими условиями ВТУ МХИ N 3372-52. Это бесцветная или слегка желтоватая жидкость, содержащая не менее 99,5% основного вещества, не более 0,4% нелетучего остатка, имеющая кислотность в пересчете на бромистоводородную кислоту - 0,1% и плотность 1,720-1,735.

Иногда технический бромистый метил имеет слабый запах меркаптана (гниющих белковых веществ). В качестве примеси могут быть незначительные количества хлористого метила, от которого в основном зависит колебание плотности фумиганта, а также бромистое железо, присутствие которого определяет его желтый цвет. Примесь 0,29% хлористого метила снижает удельный вес бромистого метила до 1,720, а 1,61% - уже до 1,680. Небольшая примесь хлористого метила не влияет существенно на фумигантные свойства, поэтому бромистый метил с пониженным удельным весом может применяться для газации.

Пары бромистого метила обладают большой проникающей способностью, благодаря чему он быстро распространяется по помещениям судна, свободно проникает во все щели, в мягкий инвентарь и т.п.

По сравнению с другими фумигантами он в малой степени сорбируется предметами обстановки и материалами и быстро удаляется из них при проветривании.

В газообразном состоянии, при концентрациях и экспозиции, применяемых на судах, бромистый метил не оказывает разрушающего действия на металл, краски, ткани, строительные материалы.

Бромистый метил выпускается в металлических баллонах или банках.

Применение бромистого метила для дератизации и дезинсекции морских судов более целесообразно, т.к. он менее токсичен для людей, чем синильная кислота, может быть использован при температуре воздуха внутри помещений от 0° и выше, им можно обрабатывать суда, груженные пищевыми грузами*.

________________

* Соответствующая инструкция утверждена Госкомитетом заготовок Совета Министров СССР в 1965 г.

Б. Препараты синильной кислоты


6. Действующим началом всех препаратов синильной кислоты является цианистый водород (HCN, синильная кислота), который имеет точку кипения +26 °С, удельный вес газа 0,9, жидкости 0,668 (при +4 °С). Его хорошая растворимость (при любой температуре практически неограниченная) затрудняет использование цианистого водорода в качестве фумиганта. Молекулярный вес синильной кислоты 27,03, точка замерзания - 14 °С ниже нуля. Синильная кислота - легкий газ, легко сорбируется и поэтому хуже, чем бромистый метил проникает в материалы, за переборки и т.д. Синильная кислота один из самых токсичных для насекомых и грызунов фумигант, оказывающий быстрое парализующее действие. Сублетальные дозировки могут вызвать обманчивое впечатление гибели насекомых, поэтому рекомендованные концентрации цианистого водорода должны быть достигнуты в возможно короткий срок.

Препараты синильной кислоты чрезвычайно токсичны для людей.

Для газации судов применяются препараты синильной кислоты - циклон "Д" и "Б". Эти препараты являются импортными.

Циклон "Б" представляет собой диатомитовые гранулы, пропитанные жидкой синильной кислотой и упакованные в жестяные, герметически закрытые банки, содержащие 200 г синильной кислоты.

Циклон "Д" представляет собой диски из прессованной бумажной массы, опилок или других пористых, инертных носителей, пропитанных жидкой синильной кислотой и упакованных в жестяные банки, содержащие 1-1,5 кг синильной кислоты.

Динамика выделения синильной кислоты из "Циклонов" зависит от температуры помещений и от толщины дисков и гранул.

Циклоны "Б" и "Д" выпускаются с примесью слезоточивого сигнализатора.

Циклон "Б" рассыпается в газируемых помещениях на заранее разостланные клеенки, диски циклонов "Д" распределяются без специальных подстилок. Циклон "Д" обладает и другими преимуществами перед циклоном "Б": а) количество синильной кислоты в каждом диске при стандартной упаковке определенное, в то время как при работе с гранулами циклона "Б" дозировка в каждом помещении приближенная; б) простота и удобство манипуляции с дисками, позволяющие газировать трюмы, машинное отделение и кочегарку без спуска в них дезинфекторов.

Ограничением для применения препаратов синильной кислоты является температура воздуха, которая внутри помещений должна быть не ниже +10°. Пищевые грузы не подлежат обработке синильной кислотой.

В. Сернистый ангидрид


7. Сернистый ангидрид (сернистый газ, двуокись серы) SO, молекулярный вес 64,05 - газ с резким колющим запахом, тяжелее воздуха (плотность по воздуху 2,264). Температура кипения около +10°, легко сжижается, удельный вес жидкого сернистого ангидрида 1,49 при температуре +20 °С. Хорошо растворим в воде, образующаяся сернистая кислота коррозирует металлы, обесцвечивает ткани, портит и разрушает оборудование и продукты и поэтому мало пригоден для газации судов. При относительно низкой влажности и высокой температуре воздуха удается свести до минимума разрушительные качества сернистого ангидрида. Скрытая теплота испарения жидкого сернистого ангидрида большая. При выпуске газа из баллонов может произойти замерзание сернистого газа и прекращение поступления его в помещение. Температура воздуха в помещении после испарения газа обычно снижается на несколько градусов. Сернистый ангидрид выпускается в металлических баллонах от 10 до 50 кг.

Пищевые грузы не подлежат обработке сернистым ангидридом. В случаях применения сернистого ангидрида температура воздуха внутри помещений должна быть не ниже +20°.

III. Общие мероприятия

8. Газовая обработка морских судов проводится отрядами газации бассейновых и портовых санэпидстанций или соответствующими подразделениями территориальной санитарной службы. Штаты отрядов комплектуются в соответствии с действующими нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР: заведующий отрядом - врач-эпидемиолог (специалист по газации) - 1, лаборант с высшим образованием - 1, фельдшер - помощник эпидемиолога - 1, дезинструктор - 2 и дезинструкторы - 6. В свободное от газации время персонал отряда используется на выполнении других дезинфекционных работ.

9. Личный состав отряда газации назначается приказом главного врача санэпидстанции. Из его состава выделяются ответственные лица за учет, хранение и применение газообразных ядовитых веществ.

10. Заведующий отрядом газации подготовляет договор на производство обработок с владельцами судов (пароходствами, управлением рыбопромысловых и китобойных флотилий и т.д.). Договор должен отражать конкретные обязательства обеих сторон (п.78).

11. Отряд газации должен быть оснащен аппаратурой для определения бромистого метила, синильной кислоты и сернистого ангидрида. Иметь аптечку для оказания первой помощи.

12. На все время работ по газации отряд обеспечивается транспортом для перевозки дезинфекторов, ядохимикатов и аппаратуры.

13. Личный состав отряда газации обеспечивается спецодеждой в соответствии с утвержденными нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений и др.

14. Необходимость газовой обработки судна определяется представителями санитарно-карантинной и дезинфекционной службы бассейновых и портовых санэпидстанций или санитарными службами, осуществляющими санитарный надзор в данном порту. При необходимости привлекаются представители противочумных лабораторий.

15. Санитарно-карантинный отдел дает капитану судна предписание газировать судно и ставит об этом в известность диспетчерскую службу порта, пароходства и т.д.

Капитан судна дает заявку на проведение газовой обработки в отделение профилактической дезинфекции не менее чем за сутки.

16. Все подготовительные работы на судне (герметизация, подъем на палубу фумиганта и т.д.) выполняются командой в соответствии с пунктами договора и инструкцией N 1 (приложение N 1), которая заполняется в двух экземплярах и вручается администрации под расписку.

17. По окончании всех подготовительных работ (герметизация, подогрев помещений, подъем баллонов и т.д.) топки котлов приглушают или гасят. Старший помощник капитана вместе с врачом обходят все судовые помещения и проверяют, все ли члены экипажа сошли на берег. Старший помощник (или вахтенный помощник, назначенный капитаном судна) последним покидает судно и дает подписку об удалении команды.

18. Охрана судна от проникновения на него посторонних лиц, не участвующих в газации, возлагается на администрацию судна, для чего капитан судна назначает вахтенных на весь период газации, которые находятся на берегу.

19. На капитана судна возлагается ответственность за инструктаж по технике безопасности членов экипажа судна, принимающих участие в подготовительных работах, стоящих на вахте у трапа, механиков и электриков при проверке работы вентиляционной, осветительной и отопительной судовых систем в период дегазации и исполнении всеми членами экипажа мероприятий после окончания дегазации и сдачи судна в эксплуатацию, указанных в инструкции N 2 (приложение N 2).

20. Оказание первой медицинской помощи лицам, участвующим в газации, и проверка выполнения мер личной и общественной безопасности личным составом отряда возлагается на врача отряда газации.

При одновременной газации нескольких судов, при газации в ночное время и в полярные ночи, в отдельных портах для оказания медицинской помощи может привлекаться второй врач.

21. В целях обеспечения возможно большей безопасности врач отряда газации перед началом газации указывает место, где будет находиться аптечка; опрашивает членов отряда газации о состоянии здоровья, больных и лиц с признаками алкогольного опьянения не допускает к работе, проверяет исправность противогазов, указывает маршруты выхода из газированных помещений, предусматривает все возможности наименьшего времени пребывания членов отряда газации в загазированных помещениях и т.д.

22. У трапа судна устанавливается предупредительный щит с надписью "Вход запрещен. Опасно для жизни!". Надпись должна быть хорошо видна и в темное время суток освещена. На судне поднимаются флажные сигналы "ГШИ", "ГОУ" или "ГОС" по русской азбуке свода сигналов.

23. На причале у судна остается дежурный дезинфектор, который сменяется по графику. У дезинфектора остаются запасные противогазы 3-6 штук. В случае необходимости дезинфектор сопровождает вахтенного из членов экипажа для включения сигнального освещения на палубах или в тех случаях, когда вахтенные во время дегазации наблюдают за работой включенной системы отопления и вентиляции.

24. Перед газацией судно должно быть тщательно герметизировано силами команды под контролем помощника эпидемиолога. Трюмы, имеющие деревянный настил, дополнительно герметизируются 2-3 слоями брезента или синтетическими пленками ПК-Н "Перфоль", АВ-118 и другими. Вентиляционные отверстия и трубы забиваются ветошью, завязываются брезентовыми чехлами или синтетической пленкой; иллюминаторы, герметические двери, световые и вентиляционные проемы и капы задраиваются на все барашки. Мелкие отверстия и щели заклеиваются бумагой, смазанной клейстером, тавотом или техническим вазелином.

При использовании сернистого ангидрида во избежание коррозии все металлические части машин, оборудования и отделки судна протираются насухо ветошью и смазываются защитными минеральными (несохнущими) смазками или маслами (нейтролин N 2) или техническим вазелином.

25. Проверка герметизации, подача газа в помещения и сдача судна должны, как правило, проводиться в светлое время суток. Для портов Заполярья и в исключительных случаях разрешается газация в темное время суток. При этом необходимо обеспечить достаточное освещение во всех судовых помещениях и обеспечить наружное освещение судна и причала, на все время газации.

26. На время газации судов администрация порта обязана выделить причал, отдаленный от жилых и производственных помещений на расстояние не менее 50 метров. На причале не менее чем в 30 метрах от судна должно быть помещение для вахтенных. Газация судов на рейде или у брекватора запрещается.

27. По окончании газации врач отряда заполняет акт в двух экземплярах. Один экземпляр передается администрации судна, которая на основании его получает в санитарно-карантинном отделе дератизационное свидетельство. Кроме того, заполняется наряд.

Тогда же капитану вручается инструкция N 2 (приложение N 2) об обязательных мероприятиях, выполняемых силами и средствами команды судна после его газовой обработки. Инструкция заполняется в двух экземплярах, один из которых, после подписания капитаном, возвращается руководителю отряда.

28. Заведующий отрядом газации обязан ознакомить весь личный состав отряда газации с инструкцией и иметь письменное обязательство каждого работающего о безусловном выполнении им настоящей инструкции. Инструктаж и проверка знаний работающих проводится не реже одного раза в 6 месяцев.

После каждой газации руководитель отряда подводит итоги работы, указывает ее участникам на недостатки.

29. При нарушении членом отряда газации обязательства о безусловном выполнении всех мер личной и общественной безопасности врач отряда газации, являющийся ответственным за применение фумигантов, обязан немедленно отстранить виновного от работы и подать рапорт главному врачу санэпидстанции, который, в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, решает вопрос о возможности дальнейшего пребывания нарушителя в отряде газации или передачи дела в суд.

30. О всех несчастных случаях при проведении газации врач отряда немедленно извещает главного врача санэпидстанции, который в свою очередь сообщает об этом начальнику водздравотдела, в Министерства здравоохранения республики и СССР.

IV. Газация судна

31. Заведующий отрядом газации совместно с помощником эпидемиолога и химиком при составлении конкретного плана обработки судна должны учитывать наличие изолированных отсеков, систему герметизации трюмов и отдельных помещений, расположение трапов, световых проемов, систему вентиляции и другие конструктивные особенности судна.

32. Расчет дозировки фумиганта проводится с учетом степени герметизации судна; температуры воздуха в разных группах судовых помещений (трюмы, машинное отделение, служебно-бытовые помещения); цели обработки каждого изолированного отсека (дератизация, дезинсекция) и степени загруженности каждой изолированной группы помещений предметами, сорбирующими газ.

33. План работы должен предусматривать мероприятия, направленные на ускорение дегазации судна. Использование в полной мере вентиляционной и отопительной судовых систем, вынос на палубу мягких постельных принадлежностей, если они не требуют обработки, использование для дополнительной вентиляции береговых установок и т.д.

34. Особое внимание в плане работ должно быть уделено мерам наиболее безопасного использования фумиганта на данном судне. Учитываются возможности подачи фумигантов в трюмы, машинно-котельные помещения с открытых палуб, подача газа в помещения через шланги, уточняются маршруты дезинфекторов при распределении циклона по помещениям. Составляется график дежурства дезинфекторов. Оформляется соответствующая документация.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs