РД-15-13-2008
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УГОЛЬНЫХ ШАХТАХ И РУДНИКАХ*
_______________
* Разработчики: С.В.Лобков, В.И.Демидов, В.А.Тряпышко (ЗАО НИИЦ КузНИУИ), Г.С.Ерофеев (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области).
Дата введения 2008-08-01
Настоящие Методические рекомендации, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими нормативными техническими документами, предназначены для применения экспертыми организациями, имеющими лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности в угольной и горно-рудной промышленности.
Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на все модели стационарных и передвижных КУ, применяемых на угольных шахтах и рудниках: поршневые и винтовые КУ с подачей 5 м/мин и более, центробежные КУ (турбокомпрессоры) с подачей 115, 250 и 500 м/мин отечественного и иностранного производства.
1. Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности компрессорных установок, используемых на уголных шахтах и рудниках (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588);
постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 15. Ст.1489);
Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), с Изменением N 1 [ПБИ 03-490(246)-02], утвержденных постановлениями Федерального горного и промышленного надзора Российской Федерации от 06.11.98 N 64, от 01.08.02 N 48, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.98 г., регистрационный N 1656; 23.08.02 г., регистрационный N 3720;
Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.10.01 N 44, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 31.01.02 г., регистрационный N 3214;
Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.07.02 N 43, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.02 г., регистрационный N 3665;
Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 05.06.03 N 50, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации России 19.06.03 г., регистрационный N 4737.
2. В настоящих Методических рекомендациях используются термины, установленные в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности, а также термины и их определения, приведенные в приложении N 1.
3. Целями проведения экспертизы являются всестороннее определение технического состояния компрессорной установки (КУ) и принятие на этой основе решения о возможности и условиях ее дальнейшей безопасной эксплуатации.
4. Настоящие Методические рекомендации определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей и экспертной организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза) находящихся в эксплуатации компрессорных установок.
5. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения экспертными организациями, имеющими лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности в угольной и горнорудной промышленности.
6. Настоящие Методические рекомендации могут быть использованы полностью или частично при проведении эксплуатирующей организацией технических обслуживаний и текущих ремонтов КУ.
7. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на все модели стационарных и передвижных КУ, применяемых на угольных шахтах и рудниках: поршневые и винтовые КУ с подачей 5 м/мин и более, центробежные КУ (турбокомпрессоры) с подачей 115, 250 и 500 м/мин отечественного и иностранного производства.
8. Экспертиза КУ проводится:
по истечении нормативного срока эксплуатации;
после проведенного капитального ремонта.
9. Срок эксплуатации КУ определяется по нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, а также по стандартам и правилам безопасности, согласно Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, по которым срок эксплуатации КУ составляет семь лет.
10. Если в составе КУ применяется новое или после капитального ремонта оборудование, предусмотренное технической документацией на КУ, то это оборудование не подлежит экспертизе.
11. Экспертиза КУ планируется и проводится таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. Контроль за своевременным проведением экспертизы осуществляет служба производственного контроля эксплуатирующих организаций.
12. Экспертиза КУ не заменяет проводимых в плановом порядке их освидетельствований и технических обслуживаний.
13. Экспертная организация назначает состав и руководителя экспертной группы по проведению экспертизы. При этом в составе группы принимают участие аттестованные в установленном порядке эксперты, для которых работа в данной организации является основной.
14. Экспертизе должны подвергаться КУ, находящиеся в рабочем состоянии, по графику, разработанному эксплуатирующей организацией и согласованному с территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба)*.
___________________
* Здесь и далее под территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду орган, на установленной территории деятельности которого находится эксплуатирующая организация.
15. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. В документах:
определяются договаривающиеся стороны;
определяются объекты экспертизы;
определяются сроки проведения экспертизы и порядок выделения времени для проведения экспертного обследования КУ;
приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной документацией (далее - НД);
подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов и оплате расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата.
16. Экспертиза КУ должна проводиться в соответствии с программой, согласованной с руководством эксплуатирующей организации.
17. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией предусмотренного комплекта документов.
18. Программа работ по экспертизе КУ оформляется в соответствии с требованиями раздела III настоящих Методических рекомендаций.
19. Документация, представляемая заказчиком для проведения экспертизы:
данные о заказчике (наименование предприятия, организации, (эксплуатирующей организации), юридический адрес, бухгалтерские реквизиты);
перечень, тип, места установки КУ, подлежащих экспертизе;
паспорта (формуляры) на КУ и отдельное оборудование, установленное на КУ за годы ее эксплуатации;
руководства (инструкции) по эксплуатации КУ;
акты (отчеты) о проведении ревизии и наладки специализированной организацией;
график планово-предупредительных ремонтов (ППР);
технологические регламенты по обслуживанию КУ;
акты проверки изоляции электрооборудования и проверки заземления КУ;
сведения (акты, справки, журналы) о выполненных ремонтах КУ;
информация о применяемых на КУ маслах и смазочных материалах;
протоколы проверки повышенным напряжением высоковольтного оборудования КУ (кабели, электродвигатели, распредустройства);
заключение по вибродиагностике КУ;
акты (протоколы) неразрушающего контроля основных составных частей КУ;
акты замеров шума и вибрации на рабочих местах КУ;
эксплуатационные документы на комплектующее КУ электрооборудование;
документы на внесение конструктивных изменений в КУ;
предписания органов Службы и инспекции по охране труда;
акты расследования аварий (инцидентов) и несчастных случаев при работе с КУ;
результаты предыдущих экспертиз (экспертных обследований) КУ.
20. При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на КУ эту документацию сначала требуется восстановить.
21. При проведении практических работ в процессе экспертизы работники экспертной организации обязаны соблюдать требования безопасности, изложенные в разделе VI настоящих Методических рекомендаций.
22. Обязательным этапом программы работ по экспертизе является экспертное обследование КУ.
23. Допускается проведение обследования в состоянии ремонта, но с обязательной последующей проверкой оборудования под нагрузкой.
24. Программа проведения экспертизы КУ разрабатывается экспертной организацией, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем экспертной организации*.
________________
* Объем экспертизы определен в Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности (РД 06-318-99), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов (РД 11-589-03).
25. Программа должна предусматривать:
проверку наличия и анализ документации, представленной заказчиком в соответствии с перечнем, указанным в п.19 настоящих Методических рекомендаций;
проверку выполненных эксплуатирующей организацией работ по подготовке КУ к экспертному обследованию;
идентификацию оборудования КУ;
разработку рабочей карты экспертного обследования (приложение N 2);
экспертное обследование технического состояния КУ;
определение остаточного ресурса (при необходимости) деталей, составных частей и агрегатов, срока продления безопасной эксплуатации КУ;
подготовку итогового заключения экспертизы;
разработку эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы;
проведение эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий;
контроль за выполнением корректирующих мероприятий.
26. В общем случае программой экспертного обследования КУ предусматривается применение следующих методов технического диагностирования в такой последовательности:
неразрушающий контроль (далее - НК);