Статус документа
Статус документа

     

     ОДМ 218.2.002-2008

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И УСТАНОВКЕ
ПОЛИМЕРНЫХ ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ МОСТОВ

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 20 февраля 2008 г. N 73-р

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН: ООО "Руссербмост" (под руководством инж., к.э.н. Поспелова В.М.).

2. СОГЛАСОВАН: ОАО "Гипротрансмост", ОАО "Институт Гипростроймост", ОАО "Союздорпроект", ГП "РосдорНИИ", ОАО "Мостотрест", ГУП "Гормост".

3. ВНЕСЕН: Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР).

4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) от 20 февраля 2008 года N 73-р.

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

1. Область применения


Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по проектированию и установке полимерных опорных частей мостов" является актом рекомендательного характера.

Настоящий ОДМ распространяется на опорные части с полимерными материалами, предназначенные для использования в условиях эксплуатации на мостовых сооружениях федеральных автомобильных дорог общего пользования при воздействии на них различных климатических факторов и агрессивной среды.

Использование опорных частей на стадии строительства как технологического приспособления допускается при разработке специального проекта.

В ОДМ приведены рекомендации по проектированию, установке, приемке в эксплуатацию, обследованию и содержанию полимерных опорных частей.

2. Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

СНиП 2.03.11-85

"Защита строительных конструкций от коррозии"

СНиП 2.05.03-84*

"Мосты и трубы"

СНиП 3.04.03-85

"Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии"

СНиП 3.06.04-91

"Мосты и трубы"

СНиП 3.06.07-86

"Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний"

СНиП 12-03-2001

"Безопасность труда в строительстве. Общие требования"

СНиП 12-04-2002

"Безопасность труда в строительстве. Строительное производство"

СНиП 23-01-99*

"Строительная климатология"

СНиП 52-01-2003

"Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

СНиП II-7-81*

"Строительство в сейсмических зонах"

ГОСТ 9.026-74*

"Резины. Методы ускоренных испытаний на стойкость к озонному и светоозонному старению"

ГОСТ 9.029-74*

"Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия"

ГОСТ 9.301-86*

"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования"

ГОСТ 9.302-88

"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля"

ГОСТ 9.303-84*

"Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору"

ГОСТ 2.114-95

"ЕСКД. Технические условия"

ГОСТ 209-75*

"Резина. Определение прочности связи с металлом методом отрыва"

ГОСТ 263-75*

"Резина. Метод определения твердости по Шору А"

ГОСТ 267-73*

"Резина. Метод определения плотности"

ГОСТ 270-75*

"Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении"

ГОСТ 380-94*     

"Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки"

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 380-2005. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 495-92*

"Листы и полосы медные"

________________

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 1173-2006. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 535-88*

"Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия"

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 535-2005. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 1050-88*

"Сталь углеродистая качественная конструкционная. Технические условия"

ГОСТ 5582-75*

"Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия"

ГОСТ 6713-91

"Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия"

ГОСТ 7350-77*

"Сталь толстолистовая коррозионно-стойкая, жаростойкая и жаропрочная. Технические условия"

ГОСТ 7912-74*

"Резина. Метод определения температурного предела хрупкости"

ГОСТ 9433-80*

"Смазка ЦИАТИМ-221"

ГОСТ 10007-80*

"Фторопласт-4. Технические условия"

ГОСТ 11262-80*

"Пластмассы. Метод испытания на растяжение"

ГОСТ 15139-69*

"Пластмассы. Методы определения плотности (объемной массы)"

ГОСТ 19281-89*

"Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия"

ГОСТ 19903-74*

"Прокат листовой горячекатаный. Сортамент"

ГОСТ 20403-75*

"Резина. Метод определения твердости в международных единицах"

     

3. Общие положения

3.1. Настоящий ОДМ рекомендуется применять при проектировании, установке, приемке в эксплуатацию, обследовании и содержании автодорожных и городских мостовых сооружений с опорными частями, в конструкциях которых наряду со стальными деталями используются полимерные материалы: резина, фторопласт, а также композиты - металлофторопласт.

3.2. Разрешается применять в мостовых сооружениях опорные части, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами РФ в области строительства.

3.3. Опорные части с полимерными материалами подразделяются на типы: резиновые армированные, резинофторопластовые, стаканные и сферические (шаровые сегментные).

3.4. По функциональному назначению опорные части подразделяют на:

- всесторонне-подвижные, обеспечивающие линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений во всех направлениях;

- линейно-подвижные, допускающие линейные перемещения только в одном направлении, а угловые - во всех направлениях;

- неподвижные, допускающие только угловые перемещения опорных узлов пролетных строений в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

3.5. В резиновых армированных опорных частях линейные и угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, привулканизованной к стальным арматурным листам.

В резинофторопластовых опорных частях угловые перемещения опорных узлов пролетных строений обеспечиваются деформацией резины, а линейные, - в основном, парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.

В стаканных опорных частях угловые перемещения опорных узлов обеспечиваются перемещениями резиновой пластины (вкладыша), уложенной в стальную обойму, а линейные - парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.

В сферических опорных частях угловые перемещения опорных узлов обеспечиваются вращением шарового сегмента при скольжении по двум плоскостям - сферической и плоской. В качестве пар скольжения используется фторопласт - полированная хромированная или нержавеющая сталь. Линейные перемещения обеспечиваются парой скольжения фторопласт - полированная нержавеющая сталь.

3.6. Область применения опорных частей с полимерными материалами определяют в зависимости от марки резины (см. табл.1), используемой для изготовления опорных частей или их деталей, и расчетной минусовой температуры воздуха, принимаемой по СНиП 23-01-99 и СНиП 2.05.03-84*, равной средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства с обеспеченностью:

0,92 - для бетонных и железобетонных конструкций;

0,98 - для стальных конструкций и стальных частей сталежелезобетонных конструкций.

Таблица 1

     
Расчетные температуры для используемых марок резин, °С

Область применения

Марка резины

НО-68-1

ИРП-1347-1

РСМ-3Л

Автодорожные и городские мостовые сооружения

-40

-55

-50



Резиновые армированные опорные части применяют при величине опорных реакций до 12 МН преимущественно в разрезных, а также неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях; резинофторопластовые - в неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях, когда резиновые опорные части не обеспечивают требуемых линейных перемещений опорных узлов пролетных строений.

Стаканные и сферические опорные части применяют преимущественно в разрезных, неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях при величинах опорных реакций 130 МН.

3.7. Запроектированную конструкцию опорных частей рекомендуется представлять как устройство (механизм), совокупность элементов которого в зависимости от функционального назначения обеспечивает беспрепятственные перемещения и повороты опорных узлов пролетных строений.

3.8. Конструкцию опорных частей и материалы для изготовления рекомендуется назначать, исходя из района строительства; величины усилий и воздействий, передающихся на опорную часть; обеспечения расчетных линейных и угловых перемещений опорных узлов пролетных строений.

Прогнозируемый срок службы опорных частей - не менее срока службы пролетного строения.

3.9. Опорные части с полимерными материалами рекомендуется изготовлять по соответствующим Техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.

3.10. При проектировании опорных частей с полимерными материалами рекомендуется предусматривать возможность их замены.

4. Расположение опорных частей. Нагрузки и воздействия

     

4.1. Расположение опорных частей

4.1.1. Опорные части располагают горизонтально на подферменниках в соответствии с рабочим чертежом, на котором рекомендуется показывать план расположения опорных частей. В проекте также необходимо обеспечить учет температуры наружного воздуха в момент установки и замыкания пролетного строения.

4.1.2. Положение балочных пролетных строений в плане следует фиксировать постановкой необходимого количества неподвижных и односторонне линейно-подвижных опорных частей.

4.1.3. Пролетные строения балочных систем опирают на опорные части, обеспечивающие всесторонние угловые перемещения опорных узлов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Применение данных опорных частей по концевым опорным сечениям косых и криволинейных в плане пролетных строений является обязательным.

4.1.4. Для криволинейных в плане балочных пролетных строений предусматривают полюсно-лучевое или тангенциальное расположение опорных частей (рис.1).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».