ГОСТ Р 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов

4.2 Цели и задачи анализа

Основания для применения анализа видов и последствий отказов (FMEA) или анализа видов, последствий и критичности отказов (FMECA) могут быть следующие:

a) идентификация отказов, которые имеют нежелательные последствия для функционирования системы, например прекращение или значительное ухудшение работы или влияние на безопасность пользователя;

b) выполнение требований заказчика, установленных в контракте;

c) повышение надежности или безопасности системы (например, путем изменения проекта или проведения действий по обеспечению качества);

d) повышение ремонтопригодности системы путем выявления областей риска или несоответствий применительно к ремонтопригодности.

В соответствии с вышеизложенным целями FMEA (или FMECA) могут быть следующие:

a) полная идентификация и оценка всех нежелательных последствий в пределах установленных границ системы и последовательностей событий, вызванных каждым идентифицированным видом отказа общей причины на различных уровнях функциональной структуры системы;

b) определение критичности (см. раздел 6) или приоритетности для диагностики и снижения негативных последствий отказов каждого вида, влияющих на правильность функционирования и параметры системы или соответствующего процесса;

c) классификация идентифицированных видов отказов в соответствии с такими характеристиками, как легкость обнаружения, возможность диагностирования, контролепригодность, условия эксплуатации и ремонта (ремонт, эксплуатация, логистика и т.д.);

d) идентификация функциональных отказов системы и оценка тяжести последствий и вероятности возникновения отказа;

e) разработка плана улучшения проекта путем сокращения количества и последствий видов отказов;

f) разработка плана эффективного технического обслуживания для снижения вероятности возникновения отказов (см. МЭК 60300-3-11 [2]).

Примечание - При работе с критичностью и вероятностью появления отказов рекомендуется применять методологию FMECA.