ПОСОБИЕ
ПО УСТРОЙСТВУ ПОВЕРХНОСТНЫХ ОБРАБОТОК НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ  (к СНиП 3.06.03-85)



УТВЕРЖДЕНО зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

ОДОБРЕНО ГКТУдорстроя (письмо N 5602/402 от 3.11.88 г.)


Отражены вопросы, касающиеся классификации поверхностных обработок, технологии и способов их устройства.

Приведены требования к материалам и слоям поверхностной обработки, контролю качества и технике безопасности.

Изложены нестандартные методы испытания как материалов, так и слоев поверхностной обработки.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Настоящее Пособие разработано в развитие главы СНиП 3.06.03-85 и предназначено для использования при производстве работ по устройству поверхностных обработок на вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах, а также по ремонту дорожных покрытий.

Пособие разработано на основе результатов научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных в Союздорнии и его Казахском филиале, НПО "Росдорнии" Минавтодора РСФСР, НПО "Дорстройтехника" Миндорстроя БССР, Госдорнии Миндорстроя УССР с учетом отечественного и зарубежного опыта по устройству поверхностных обработок.

В Пособии приведены определение и классификация поверхностных обработок; требования, предъявляемые к поверхностным обработкам, и способы их устройства; изложены требования к материалам, способы контроля качества устройства поверхностных обработок; требования техники безопасности и охраны труда.

Пособие составили кандидаты технических наук Э.М.Рвачева, И.А.Плотникова, Э.А.Казарновская (Союздорнии), канд. техн. наук О.А.Красиков, инж. Ф.К.Андриади (Казахский филиал Союздорнии), канд. техн. наук А.Я.Эрастов, инж. Л.Г.Панина (НПО "Росдорнии"), инженеры Г.Н.Козлов, И.А.Орехов (НПО "Дорстройтехника"), канд. техн. наук В.П.Володько, инж. Н.Н.Колинченко (Госдорнии) при участии инж. Я.Х.Абрамова (НИЛ Минстройавтодора АзССР).

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Поверхностная обработка - технологический процесс устройства на дорожных покрытиях тонких слоев с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий. Слой, устраиваемый этим способом, также называют поверхностной обработкой.

1.2. Существует много различных способов устройства поверхностных обработок, из которых в настоящем Пособии рассматривают три наиболее распространенные в практике дорожного строительства:

использование фракционированного щебня* и различных органических вяжущих, в том числе эмульгированных;

применение эмульсионно-минеральных смесей литой консистенции на катионных эмульсиях;

использование битумных шламов.

_______________

* Под фракционированным щебнем понимается щебень, выделенный по узкому размеру зерен при ситовом анализе, в частности щебень фракций 5-10, 10-15, 15-20 мм.

1.3. При выборе способа устройства поверхностной обработки покрытий необходимо учитывать ее назначение, условия движения на дороге, климатические условия района строительства, показатель твердости дорожного покрытия, наличие материалов и средств механизации.

Рекомендуемые области применения поверхностных обработок в зависимости от категории дороги, условий движения и дорожно-климатической зоны приведены в табл.1.

Таблица 1

     
Рекомендуемые области применения поверхностных обработок

Условия движения

Способы устройства поверхностных обработок в зависимости от категории дороги

I

II

III

IV

и дорожно-климатической зоны

I-II

III-IV

I-II

III-IV

I-II

III-IV

I-II

III-IV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Опасные

Фракционированный щебень и вяжущие с добавками полимеров

Фракционированный щебень, битумы, дегтебитумные вяжущие или катионные битумные эмульсии

Фракционированный щебень, битумы, дегтебитумные вяжущие или эмульсии:

Щебеночные эмульсионно-минеральные смеси на катионных эмульсиях

катионные

анионные

Щебеночные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

Щебеночные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

-

Щебеночные битумные шламы

Затрудненные

Фракционированный щебень, битумы или катионные битумные эмульсии

Фракционированный щебень, битумы, дегтеполимерные вяжущие или катионные битумные эмульсии

Фракционированный щебень, битумы, дегтебитумные вяжущие или эмульсии:

Щебеночные и песчаные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

катионные

анионные

Щебеночные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

Щебеночные и песчаные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

Щебеночные битумные шламы во II зоне при благоприятных погодных условиях

Щебеночные битумные шламы

Щебеночные битумные шламы во II зоне при благоприятных погодных условиях

Щебеночные битумные шламы

Легкие

Фракциониро-

ванный щебень исходя из нормативного межремонтного срока службы покрытия

Щебеночные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

Песчаные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

Песчаные эмульсионно-

минеральные смеси на катионных эмульсиях

-

Щебеночные битумные шламы

Щебеночные и песчаные битумные шламы (кроме I зоны)

Щебеночные и песчаные битумные шламы (кроме I зоны)



1.4. Работы по устройству поверхностных обработок выполняют при температуре воздуха не ниже 15 °С; при использовании в качестве вяжущего катионных эмульсий - при температуре воздуха не ниже 5 °С.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕРХНОСТНЫМ ОБРАБОТКАМ

2.1. В зависимости от назначения к слоям, устраиваемым способом поверхностной обработки, предъявляются требования по обеспечению требуемых для заданных условий коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, плотности, водонепроницаемости.

Необходимые коэффициенты сцепления, параметры шероховатости для различных условий движения приведены в табл.2.

Таблица 2

     
Требования к поверхностным обработкам

Условия движения

Характеристика участка дороги

Коэффициент продольного сцепления на мокром покрытии, определяемый прибором ПКРС-2У, при скорости 60 км/ч, не менее

Пока-
затель сцепных
свойств
по маят-
никовому прибору МП-3,  
не менее

Параметры шероховатости, измеряемые по методу "песчаное пятно", не менее, для дорог категорий

при сдаче в эксплуатацию

минимально необходимый для эксплуатации

I-II

III-IV

Опасные

Видимость менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне; участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при уровнях загрузки свыше 0,5

0,60

0,45

100

3,0

2,25

Затрудненные

Кривые в плане радиусами от 250 до 1000 м; спуски и подъемы с уклонами от 30 до 60‰; зоны сужений проезжей части (при реконструкции); участки, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки 0,3-0,5

0,50

0,40

85

2,0

1,50

Легкие

Прямые или кривые радиусом 1000 м и более; горизонтальные или с продольным уклоном не более 30‰; элементы поперечного профиля, соответствующего табл.4 СНиП 2.05.02-85, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне; уровень загрузки не более 0,3

0,45

0,35

75

1,5

1,00



2.2. Плотность и водонепроницаемость поверхностных обработок, устраиваемых фракционированным щебнем, обеспечиваются обработкой поверхности покрытия вяжущим соответственно нормам расхода (см. табл.3); при устройстве поверхностных обработок из эмульсионно-минеральных смесей и битумных шламов - составом и свойствами этих смесей (см. табл.5, 6 и 7).

Таблица 3

     
Нормы расхода щебня и вяжущих при устройстве поверхностной обработки

Размер зерен щебня, мм

Номер слоя

Норма расхода

щебня, м/100 м

битума, л/м

эмульсии, л/м, при концентрации битума, %

60

50

Одиночная поверхностная обработка

5-10

-

0,9-1,1

0,7-1,0

1,3-1,5

1,5-1,8

10-15

-

1,1-1,2

0,9-1,0

1,5-1,7

1,8-2,0

15-20

-

1,2-1,4

1,0-1,3

1,7-2,0

2,0-2,4

Двойная поверхностная обработка на асфальтобетонных и других покрытиях с органическими вяжущими

15-20

1

1,1-1,3

0,9-1,1

1,5-1,8

1,8-2,2

5-10

2

0,7-1,0

0,7-1,0

1,3-1,5

1,5-1,8

Двойная поверхностная обработка на цементобетонном покрытии

15-20

1

1,8-2,1

1,0-1,1

-

-

15-20

2

1,7-2,0

1,0-1,1

-

-

15-20 (25)

1

2,0-2,3

1,2-1,3

-

-

10-15

2

1,4-1,6

0,9-1,1

-

-

10-15

1

1,6-1,8

0,9-1,2

-

-

5-10

2

1,2-1,3

0,9-1,1

-

-


Примечание. При применении черного щебня нормы расхода вяжущего снижаются на 20-25%.

3. УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАКЦИОНИРОВАННОГО ЩЕБНЯ

3.1. Поверхностные обработки с использованием фракционированного щебня устраивают преимущественно на участках дорог с опасными и затрудненными условиями движения на дорогах I-III категорий (см. табл.1).

3.2. В зависимости от типа и состояния покрытия поверхностные обработки могут быть одиночными и двойными; на цементобетонных покрытиях - только двойными.

3.3. Для устройства поверхностных обработок применяют щебень марки не ниже 1200 по ГОСТ 8267-82* из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород для автомобильных дорог I и II категорий, марки 1000 - для дорог III категории и марки не ниже 800 - для дорог IV категории фракций 5-10, 10-15, 15-20 мм (допускается применение щебня фракций 5-15 и 10-20 мм при условии обеспечения коэффициента сцепления) преимущественно кубовидной формы зерен (зерна пластинчатой формы составляют не более 15%); содержание пылеватых, глинистых и илистых частиц в щебне не должно превышать 1% массы.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 8267-93, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Выбор фракции щебня производят в зависимости от твердости дорожного покрытия (прил.1 настоящего Пособия): при 16 мм используют щебень фракций 5-10, 10-15, 5-15, 10-20 мм; при 23 мм - фракций 10-20, 15-20 мм. При 23 мм выполняют, как правило, двойную поверхностную обработку, первый слой которой из щебня фракции 20-40 мм, второй - фракции 15-20 мм.

3.5. В качестве вяжущих используют вязкие битумы, битумы с добавками дегтей, битумы и дегти с добавками полимеров, битумные эмульсии.

3.6. Марку битума выбирают по ГОСТ 22245-76* с учетом дорожно-климатической зоны: для I - БНД 90/130 и БНД 130/200, для II и III - БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130 и БН 130/200, для IV и V - БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90 и БН 90/130.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 22245-90, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.7. Битум должен выдерживать испытание на сцепление со щебнем, используемым для устройства поверхностной обработки, в соответствии с методикой, изложенной в прил.2. При неудовлетворительном сцеплении битума со щебнем следует использовать добавки соответствующих ПАВ или производить предварительную обработку щебня дегтем или смесью битума с дегтем.

3.8. Применяемые каменноугольные дегти должны иметь марку Д-5, Д-6 и Д-7 по ГОСТ 4641-80* и использоваться на автомобильных дорогах не выше III категории. На участках дорог, проходящих по населенным пунктам, применение каменноугольных дегтей не разрешается.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.9. При устройстве поверхностной обработки на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут, с движением преимущественно грузовых автомобилей, а также в районах с резко континентальным климатом применяют битум и деготь с добавками полимеров. Дегтеполимерное вяжущее используют на дорогах не выше II категории.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs