• Текст документа
  • Статус
Действующий


Пособие для врачей



УТВЕРЖДЕНО Председателем секции по гигиене УМС МЗ РФ Г.Г.Ястребовым 17 ноября 1998 года

Протокол N 7 от 30.10.1998

1. Пособие содержит вопросы по обоснованию методологии комплексного подхода к изучению состояния здоровья населения и особенно на начальных этапах жизненного цикла, т.е. детей и подростков, с использованием методов системного анализа.

2. Представлено изложение необходимого реестра наиболее информативных показателей состояния здоровья и принципиально новая схема мониторинга здоровья детского населения.

3. Даны современные методы для изучения заболеваемости населения различных групп с целью выявления проблемных ситуаций в здоровье, показано преимущество использования комплексных показателей для выбора приоритетных направлений первичной и вторичной профилактики.

4. Подготовлено Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Центром госсанэпиднадзора в г.Волгодонске (д.м.н. проф., чл.-корр. РАМН Г.Г.Ястребов, к.м.н. Т.Н.Ершова, д.м.н. Н.И.Новичкова, к.м.н. Л.С.Мельникова, к.м.н. Т.С.Шапкина, И.А.Курильцева, д.м.н., с.н.с. И.И.Пономаренко, к.м.н., с.н.с. Е.А.Гельтищева.

5. Пособие предназначено для врачей лечебной и профилактической медицины, научных сотрудников, занимающихся вопросами изучения состояния здоровья населения, организаторов здравоохранения.

Введение


Работами ведущих ученых страны [А.П.Потапов 1996-1998; Г.И.Сидоренко 1997-1998; Г.Г.Ястребов 1996-1998; Е.Н.Беляев 1996-1997 и др.] показано, что в неблагоприятных условиях социально-экономической обстановки продолжается ухудшение демографических показателей и состояния здоровья населения, связанное с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды.

В связи с нарастанием негативных явлений в показателях здоровья детей и подростков особое внимание обращается на разработку систем слежения за динамикой этих показателей.

Социально-гигиенический мониторинг должен рассматриваться как система организационных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических мероприятий, обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, его оценку и прогнозирование, а также действий, направленных на предупреждение, выявление, устранение или уменьшение влияния вредных факторов среды обитания на здоровье населения [М.И.Чубирко 1996; Н.В.Зайцева 1997-1998].

Социально-гигиенический мониторинг следует проводить с целью раннего выявления отклонений в состоянии здоровья на уровне выявления факторов риска, состояний предболезни и болезней, обусловленных факторами окружающей учебной и производственной среды, а также своевременного проведения профилактических мероприятий, способствующих сохранению и улучшению состояния здоровья. При этом необходимо учитывать возрастной и половой состав с учетом социального фактора и экологической загрязненности территории, учебной и производственной нагрузки. Необходимо знать причины, вызывающие отклонения в состоянии здоровья не только в глобальном масштабе, но и индивидуальном с учетом среды обитания, рабочего места для того, чтобы разработать конкретный план оздоровительных мероприятий.

Слежение за здоровьем детских контингентов должно сопровождаться полной информацией о состоянии здоровья изучаемых групп населения.

Структурно предлагаемая система состоит из ряда последовательных подсистем, определяемых возрастными периодами. Такое построение возрастных подсистем имеет профилактическую направленность, т.к. позволяет адресно выявить начальные нарушения здоровья в конкретных средовых ситуациях изучаемых регионов.

Особенностью модели является возможность реализовывать индивидуальный подход при углубленном изучении заболеваемости, основанный на полицевом учете показателей здоровья каждого ребенка, проживающего в зоне наблюдения.

При анализе влияния факторов среды на здоровье формируется три блока: "Внешняя среда", "Среда жизнедеятельности" и "Здоровье". В данном пособии рассматривается только "Здоровье". Блок "Здоровье" состоит из подсистем, определяемых возрастными периодами.

Особое внимание следует обращать на донозологическую диагностику при формировании патологических состояний, оценку адаптивных возможностей формирования ответных реакций при хроническом воздействии факторов среды обитания и жизнедеятельности [А.И.Потапов, Г.Г.Ястребов 1996-1997; А.И.Потапов, Р.С.Гильденскиольд, Г.Г.Ястребов, И.Л.Винокур и др. 1996; В.Р.Кучма и др. 1995; А.Г.Сухарев, Л.Ф.Игнатова 1997; А.М.Большаков, В.Н.Крутько, Е.М.Черепов и др. 1997; и др.].

Информация о показателях среды и здоровья детей и подростков позволяет выявить показатели риска для принятия последующих оперативных решений, направленных на профилактику заболеваний: лечения и реабилитации наблюдаемых.

Медико-социальная эффективность внедрения комплекса мероприятий первичной и вторичной профилактики тем выше, чем на более ранних стадиях витального цикла проводится коррекция.

Одним из важнейших и перспективных направлений решения указанной проблемы является обоснование универсальных подходов к изучению состояния здоровья населения и в особенности на начальных этапах жизненного цикла, т.е. детей и подростков, с использованием методов системного анализа.

Многообразие критериев оценки здоровья как позитивных, так и негативных, характеризующих отдельные стороны здоровья выдвинуло необходимость агрегирования информации о состоянии здоровья населения и разработки интегральных (обобщенных) показателей здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровне.

В данной работе представлены материалы по обобщению методических приемов для изучения заболеваемости населения различных возрастных групп с целью выявления проблемных ситуаций в здоровье как уже известных, так и предложенных впервые.

Предложены: реестр наиболее информативных показателей состояния здоровья и принципиально новая схема мониторинга здоровья детского населения. Показано преимущество использования комплексных показателей для выбора приоритетных направлений первичной и вторичной профилактики.

Показания и противопоказания к применению метода


Предлагаемая методика может быть использована без ограничений при изучении состояния здоровья конкретных регионов, где ведется учет показателей здоровья по формам Госкомстата РФ.

Материально-техническое обеспечение метода


Формы N 12, 31, 32 Постановление N 83 Госкомстата РФ от 10.06.93.

Описание метода

1. Методика исследования динамических процессов в здоровье населения различных регионов страны


Уровень состояния здоровья населения, его динамика - важнейший показатель социального статуса общества, его качества жизни и поэтому проводимые экономические преобразования, природоохранные мероприятия теряют всякий смысл, если в результате их реализации страдает здоровье населения.

Оценка эффективности мероприятий социально-гигиенического и природоохранного характера требует наличия исчерпывающей информации о состоянии здоровья населения.

1.1. Определение лидирующих болезней конкретных регионов


Одним из методических приемов поиска проблемных ситуаций в здоровье населения является выявление характерных для изучаемого района лидирующих болезней. В его основе лежит системный подход, и сущность проводимых исследований сводится к изучению состояния здоровья населения за период всего витального (жизненного) цикла (системы) с целью выявления уже сформировавшейся патологии взрослого населения и затем поиску возрастных периодов-подсистем витального цикла, когда выявленная патология только начинает формироваться. На рис.1 приведена схема (алгоритм) подобных исследований.

Рис.1. Алгоритм изучения состояния здоровья населения для выявления приоритетных проблемных ситуаций с целью их коррекции

1 этап

Ретроспективное изучение состояния здоровья взрослого населения на протяжении длительного периода

Цель

Определение сформировавшихся приоритетных заболеваний взрослого населения изучаемого региона


2 этап

Изучение состояния здоровья населения в динамике витального цикла

Цель

Поиск возрастов риска активного формирования патологических проявлений на ранних стадиях витального цикла


3 этап

Мониторинг здоровья детского населения, среды обитания и жизнедеятельности с выделением определенных возрастных подсистем

Цель

Построение комплексных показателей возрастных подсистем здоровья и среды для выявления проблемных ситуаций


4 этап

Выявление проблемных ситуаций в здоровье детского населения, определение факторов риска среды

Цель

Разработка и реализация адресных реабилитационных программ по коррекции здоровья детей и подростков



Рис.1. Алгоритм изучения состояния здоровья населения для выявления приоритетных проблемных ситуаций с целью их коррекции


Этот методический прием был апробирован при определении особенностей формирования показателей здоровья населения южных и северных регионов России на примере г.г.Волгодонска Ростовской области и Сыктывкара республики Коми.

Так, например, при анализе заболеваемости взрослого и детского населения г.г.Волгодонска и Сыктывкара изучалась распространенность постоянно учитываемых официальными формами государственной статистики заболеваний на протяжении 21-летнего периода (1975-1996 гг.) наблюдений. Весь период наблюдения был разбит на пятилетние интервалы, для которых рассчитывались среднегодовые показатели распространенности ряда заболеваний в пересчете на 1000 жителей. Такой анализ осложняется тем, что в течение этого периода неоднократно менялись формы статотчетности Госкомстата и менялся перечень учитываемых заболеваний (в частности, по форме N 12). В связи с этим анализировались только те болезни или группы болезней, которые можно было проследить в динамике 21 года. Такими заболеваниями и группами заболеваний были: инфекционные и паразитарные болезни; злокачественные новообразования, в т.ч. количество смертельных исходов; класс болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ и иммунитета составили тиреотоксикоз с зобом и без него, сахарный диабет; в класс болезней нервной системы и органов чувств вошли эпилепсия без психоза и слабоумия, глаукома, отит хронический; в классе болезней системы кровообращения анализировались ревматизм, гипертонические и ишемические болезни, инфаркт миокарда и стенокардия, сосудистые поражения мозга с гипертонией, эндартериит; болезни органов дыхания составили хронический фарингит, синусит, хронические болезни миндалин и аденоидов, бронхиальная астма; в классе болезней органов пищеварения язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит и дуоденит, желчекаменная болезнь, холецистит, холангит; нефрит, нефроз, болезни мочеполовой системы; в болезни кожи и подкожной клетчатки вошли экземы и дерматозы; в классе болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани изучался только артрит ревматический, а в классе врожденных аномалий - врожденные аномалии сердца и системы кровообращения; травмы и отравления.

Изучение и анализ 20-летней динамики заболеваемости с охватом всего проживающего там за этот период населения выявил, что независимо от региона за этот временный период выросла распространенность: болезней системы кровообращения (сосудистые поражения мозга с гипертонией на юге выросли в 4,7 раз, на севере - в 8 раз); болезней органов дыхания по увеличению распространенности бронхиальной астмы (на юге - в 2,3 раза, на севере - в 14,5 раз); болезней органов пищеварения (желчекаменная болезнь, холецистит, холангит превысили первоначальный уровень 1995 г. в Волгодонске - в 1,6 раз, в Сыктывкаре - в 2,3 раза).

Динамика увеличения распространения отдельных форм заболеваний имела характерные особенности в зависимости от изучаемого региона.

Для северного города Сыктывкара помимо вышеизложенного был характерен высокий рост распространенности следующей патологии: в группе болезней кровообращения - гипертонической и ишемической болезней - в 2,2 раза; эндартериита - в 3,2 раза; в группе болезней пищеварения - гастритов, дуоденитов, язвы желудка и 12-перстной кишки - в 2,7 раз; заболеваний мочевыводящих органов - в 15 раз; болезней кожи и подкожной клетчатки - в 5 раз.

Особую тревогу вызывает неуклонный рост этих же форм заболеваний в динамике последний десятилетий и у детского населения. Так, например, распространенность бронхиальной астмы у детей Сыктывкара выросла в 6 раз.

Таким образом, в результате проведенных исследований была выявлена группа болезней со стабильным ростом их распространенности среди взрослого населения от 1975 к 1995 годам.

Этот методический прием позволяет выявить заболевания или группы болезней, имеющих стойкую тенденцию к росту их распространенности среди отдельных групп населения для конкретных территорий, что предоставляет возможность при дефиците финансирования на оздоровительные программы целенаправленно планировать комплекс мер первичной и вторичной профилактики по борьбе с лидирующими болезнями.

1.2. Поиск возрастных периодов формирования болезней риска


Логичным продолжением выявления сформировавшихся лидирующих заболеваний среди взрослого населения является поиск возрастов риска для этих заболеваний, т.е. поиск возрастных периодов активного формирования болезней риска для данного региона.

Для определения возрастов риска на примере г.Волгодонска было проведено построение модели здоровья населения в динамике всего периода жизни от 0 до 60 лет и старше (витального цикла) по показателям обращаемости населения за медицинской помощью - "накопленной обращаемости".

Показатели "накопленной обращаемости" населения для большей наглядности были выражены в НИП (Нормируемые Интенсивные Показатели, см. формулу 8), что позволило выявить болезни риска, показатели НИП которых были больше 1,0 (нормальным значением НИП считается величина, не превышающая 1,0).

Периоды 0-3 и 15-19 лет явились возрастом риска активного формирования следующих видов патологии:

0-3 года - болезней крови (НИП - 13,4-4,92); болезни кожи и подкожной клетчатки (НИП - 1,23-3,29);

15-19 лет - болезней крови (НИП - 3,35); кожи и подкожной клетчатки (НИП - 2,41); болезней мочевыводящей системы (НИ - 2,0); органов пищеварения (НИП - 1,21); болезней уха (НИП -1,17); органов дыхания (НИП -1,02).

Следовательно, именно в этих возрастных группах следует усилить поиск донозологических форм указанных заболеваний методами углубленной клинической диагностики для своевременной коррекции выявленной патологии, провести широкомасштабный поиск факторов риска среды обитания и жизнедеятельности для данных возрастных категорий детского населения.

2. Методологические особенности системного подхода при мониторинге здоровья детей и подростков


Здоровье детского населения, в силу его специфики, справедливо может считаться одним из наиболее информативных опосредованных показателей гигиенической диагностики.

Учитывая важность информационной обеспеченности о динамике состояния здоровья детского и подросткового населения предлагается принципиально новая модель мониторинга, которая предусматривает динамическое слежение за состоянием здоровья всего периода детства и подросткового возраста от 0 до 17 лет (рассматриваемая как система сохранения здоровья).

Возрастной период от 0 до 17 лет является начальным интервалом жизненного цикла. Его можно представить в виде отдельной системы, в которой в качестве основной цели рассматривается сохранение и улучшение здоровья детских контингентов. Методической особенностью построения данной модели является выделение в системе "Здоровье" ряда возрастных подсистем, характеризующихся определенными стереотипами среды жизнедеятельности, которые вносят значительный вклад в формирование здоровья данной возрастной группы.

Еще одной отличительной особенностью использования данного мониторинга является приоритетное использование динамики показателей здоровья при прохождении через подсистемы и систему в целом для определения эффективности деятельности лечебно-профилактической службы по сохранению и улучшению здоровья детей и подростков. Результатом такого анализа является определение возрастных подсистем, при прохождении через которые отмечается ухудшение показателей здоровья детей и подростков. Это в свою очередь позволяет адресно выявлять факторы риска, организации и учреждения, ответственные за формирование нарушений в состоянии здоровья данной возрастной группы.

2.1. Обоснование системы унифицированных показателей по состоянию здоровья детского населения


Выделенные возрастные периоды (подсистемы) не являются абсолютно стабильными. При их обосновании был использован принцип существенного отличия среды жизнедеятельности (воспитательные и учебные заведения, медицинское обеспечение и пр.), характерные для каждого выбранного возрастного периода в настоящих конкретных условиях. Изменение образа жизни возможно позволит определить совсем другие возрастные периоды как отдельные подсистемы.

Как уже говорилось ранее, при анализе функционирования подсистем и системы в целом основным, центральным предметом изучения является эффективность работы каждой из подсистем по улучшению качества здоровья детей и подростков и поиск причин невыполнения этой основной цели. С этих позиций и будет рассматриваться качество функционирования каждой подсистемы, т.е. весь комплекс здоровьеобразующих механизмов.

Подсистема 1 - период новорожденности (от 0 до 6-10 дней)

Этот период обычно проходит в условиях роддома, охватывает непосредственно рождение ребенка и краткий послеродовой период. Все это время ребенок находится под контролем врачей и медперсонала роддома и поэтому особенно важным для здоровья ребенка является профессиональный уровень этого контроля. Основным предметом изучения и учета в этот период являются показатели здоровья родившегося ребенка. Сопутствующими и не менее важными являются: здоровье матери, отца, ведение родов; данные среды обитания и жизнедеятельности. Поэтому при оценке качества функционирования данной подсистемы, как и всех последующих, рассматривается комплекс показателей, характеризующих:

1. Здоровье новорожденного (учитываются показатели здоровья при рождении, при выписке из роддома).

2. Среду жизнедеятельности (социально-бытовые условия родителей, их производственная деятельность, уровень медицинского обеспечения, питание).

В свою очередь, такой показатель как уровень медицинского обеспечения в данной подсистеме является одним из ведущих и включает:

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) определение возможности наследственной патологии, т.е. уровень здоровья родителей;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) обеспечение нормального течения беременности;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) течение родов;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) уровень акушерско-гинекологической помощи, включающей: обеспеченность кадрами, их квалификация, обеспеченность медицинским оборудованием и возможность своевременного проведения необходимой медицинской помощи, санитарно-гигиеническое состояние роддомов и пр.

3. Среду обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).

Подсистема 2 - грудной возраст (от 6-10 дней до 1 года)

Особенностью этого периода является преимущественное нахождение ребенка в домашних условиях, в семье, под присмотром родителей (в основном матери). В этом возрасте врачебный контроль носит достаточно регулярный характер, но эта регулярность, в основном, зависит от дисциплинированности родителей при посещении кабинета врача. Качество ухода за ребенком, в первую очередь, обеспечивается уровнем санитарной грамотности матери, а затем возможностью обеспечения квалифицированной помощью медицинскими работниками. В связи с вышеуказанным, основными здоровьеобразующими факторами на этом этапе будут условия проживания ребенка в семье, способность матери обеспечить ребенку оптимальные условия для его развития по рекомендациям медицинских работников, возможность оказания квалифицированной патронажной и лечебной помощи.

Для оценки функционирования системы следует рассматривать следующий комплекс показателей:

Здоровье ребенка (показатели здоровья при выписке из роддома, в возрасте 1 года).

Среда жизнедеятельности (социально-гигиенические условия проживания в семье, психологический климат, санитарная грамотность родителей, медицинское обеспечение, питание). Медицинское обеспечение в его влиянии на здоровье ребенка следует рассматривать также как комплекс показателей. В этом возрасте все еще велика роль последствий дородового периода, наследственных заболеваний и непосредственно ведения родов. Поэтому следует учитывать: здоровье родителей, течение беременности и родов.

Информативными показателями уровня медицинского обслуживания могут быть: обеспеченность кадрами, их квалификация, возможность оперативного оказания квалификационной медицинской помощи.

3.* Среда обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Подсистема 3 - раннее детство (от 1 года до 3 лет)

В данном возрастном периоде появляется возможность посещения детского дошкольного учреждения. Однако в настоящее время большинство родителей (матерей) предпочитают использовать данную государством льготу по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Поэтому, по всей видимости, при анализе показателей здоровья детей в данном возрастном диапазоне следует рассматривать отдельно детей, посещающих детские дошкольные учреждения и оставшихся в домашних условиях. С увеличением возраста детей возрастает роль факторов среды обитания в формировании уровня их здоровья, хотя по-прежнему остаются ведущими факторы семьи, условия и режимы детских дошкольных учреждений, качество медицинского обслуживания.

Для оценки качества функционирования данной подсистемы следует учитывать:

1. Здоровье ребенка (показатели в возрасте 1 года и 3 лет).

2. Среду жизнедеятельности (социально-бытовые условия проживания ребенка в семье, психологический климат семьи, санитарная грамотность родителей, условия и режимы детских дошкольных учреждений, медицинское обеспечение, питание).

3. Среду обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).

Подсистема 4 - дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)

В этом возрасте большинство детей начинает посещать детские дошкольные учреждения и поэтому увеличивается влияние этого фактора на формирование здоровья детей в данной возрастной группе. Возрастной барьер 6-7 лет зависит от возраста начала обучения в школе. Учитываемые факторы идентичны тем, о которых говорилось в подсистеме 3, т.е.:

1. Здоровье ребенка (показатели в возрасте 3 года и 6-7 лет).

2. Среда жизнедеятельности (условия и режимы детских дошкольных учреждений, медицинское обеспечение. Социально-бытовые условия проживания ребенка в семье, психологический климат семьи, питание).

3. Среда обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).

Подсистема 5 - младший и средний школьный возраст (от 6-7 до 14 лет)

Для детей этого возраста одним из ведущих факторов является фактор обучения. Для младших школьников это смена жизненного стереотипа, период активной адаптации к новым условиям и режимам, связанным с началом обучения. Для среднего школьного возраста это переход в общеобразовательной школе к предметному обучению. Для других форм обучения (лицеи, гимназии и пр.) можно определить другие возрастные периоды, имеющие характерные особенности.

Объединив эти две подсистемы по общим признакам, следует учитывать:

1. Здоровье учащихся (показатели здоровья при переходе из младшей возрастной группы в среднюю).

2. Среду жизнедеятельности (условия и режимы обучения: планировочное решение, микроклимат, световой режим, двигательный режим, эргономическая и гигиеническая характеристика мебели, учебного оборудования, гигиеническая оценка школьных учебников, дидактических средств, питание, медицинское обеспечение и пр.; социально-бытовые условия в семье; в т.ч. реабилитационное и санитарно-эпидемиологическое обслуживание подростков; состояние спортивно-оздоровительной базы, и пр.).

3. Среду обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).

Подсистема 6 - старший школьный возраст (от 14 до 17-18 лет)

Особенностями старшего школьного возраста является наличие интенсивных школьных нагрузок в выпускных классах. Отдельно могут рассматриваться учащиеся специальных учебных заведений - промышленных колледжей, лицеев, техникумов и пр., где общеобразовательная подготовка совмещается с профессиональной. Поэтому для этих учебных заведений помимо факторов, характерных для общеобразовательных школ следует также рассматривать комплекс производственных параметров как в самих учебных заведениях, так и на базовых предприятиях. В этой подсистеме подлежат учету:

1. Здоровье учащихся (показатели здоровья при переходе в старшие классы и по окончанию школы; для учащихся при профессиональном обучении - в начале обучения и ежегодно до конца обучения).

2. Среда жизнедеятельности (условия и режимы обучения в общеобразовательных профессиональных учебных заведениях; качество профориентации и профотбора при выборе профессии; социально-бытовые условия в семье, общежитиях; в т.ч. реабилитационное и санитарно-эпидемиологическое обслуживание подростков; состояние спортивно-оздоровительной базы, питание).

3. Среда обитания (воздух, вода, почва, физические факторы).

Методика сбора информации, обработки и анализа полученных данных по направлению здоровье будет представлена в последующих разделах.

2.2. Схема накопления и анализа медико-санитарной информации по состоянию здоровья детского и подросткового населения


Для полного и качественного анализа уровня функционирования предложенной системы по показателям здоровья детей и подростков при прохождении через подсистемы, т.е. анализ изменений здоровья каждого ребенка в определенные возрастные периоды. Такой анализ позволяет выявить подсистемы риска, конкретные возрастные периоды, характеризующиеся ухудшением здоровья детских контингентов в определенные жизненные моменты и целенаправленно, адресно выявить факторы риска для их своевременной коррекции.

Оптимальная схема индивидуального анализа состояния здоровья по подсистемам и системе в целом должна предусматривать следующие направления:

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) заболеваемость;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) физическое развитие;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) биологическое развитие;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) пограничные нервно-психические расстройства;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) психофизиологический статус;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) функциональное состояние ведущих органов и систем;

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России) иммунный статус и пр.

Источником данных о заболеваемости по возрастным периодам и физическом развитии служит индивидуальная карта развития ребенка. Получение сведений по остальным показателям, характеризующим здоровье на разных уровнях требует дополнительных исследований, определяется уровнем необходимости в каждом конкретном случае по показателям (табл.1).

Таблица 1


Перечень критериев для индивидуального учета состояния здоровья ребенка

Ф., И., О.

Дата рождения (число, месяц, год)

Критериальные показатели здоровья

Источник информации

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России)

Название документа: Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России)

Вид документа: Приказ Минздравмедпрома РФ

Принявший орган: Минздравмедпром России

Статус: Действующий

Опубликован: Здоровье населения и окружающая среда. Методическое пособие. Раздел в системе "Социально-гигиенического мониторинга". - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001 год

официальное издание

Дата принятия: 17 ноября 1998

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах