• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


     ПОСОБИЕ к МГСН 4.07-05

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

     1. РАЗРАБОТАНО ФГУП "Институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий): руководитель работы, научный редактор - кандидат архитектуры Гарнец А.М; автор - кандидат архитектуры Смывина Л.А.; ответственный исполнитель - кандидат архитектуры Исаева Т.А.; при участии: кандидата технических наук Кротюка В.Ф., инженера Сигачевой Л.В., инженера Чернозубовой Н.И., архитектора Никифорова А.В., а также начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения Синяковой Д.В. (Управление Роспотребнадзора по городу Москве), заведующего отделением гигиены детей и подростков Молдованова В.В. и санитарного врача Шрамковой Н.А. (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве").
     

     2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением городского заказа разработки документации по территориальному планированию и планировке территорий Москомархитектуры.
     

     3. СОГЛАСОВАНО Департаментом образования города Москвы, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, УГПС МЧС РФ города Москвы, Москомархитектурой.
     

     4. УТВЕРЖДЕНО приказом Москомархитектуры от 08.06.2007 N 116.
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     1. Настоящее пособие разработано в развитие МГСН 4.07-05 "Дошкольные образовательные учреждения" с учетом требований, изложенных в СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений". Оно распространяется на проектирование, в первую очередь, массовых типов государственных дошкольных образовательных учреждений, предназначенных для практически здоровых детей и детей с недостатками развития, подлежащих коррекции и компенсации в развитии и в процессе подготовки к школе.
     
     Требования к государственным дошкольным образовательным учреждениям являются обязательными. Для негосударственных дошкольных учреждений габариты и количество помещений, и другие требования, изложенные в настоящем документе и в МГСН 4.07.05, являются основополагающими и могут быть развиты в сторону увеличения количества помещений и их габаритов и улучшения качества внутренней среды.
     
     Положения настоящего пособия не распространяются на проектирование детских домов для детей с нарушением психического и физического развития, а также дошкольных отделений в школах-интернатах для детей с нарушением развития.
     

     2. Пособие разработано в помощь проектировщикам - архитекторам, технологам, инженерам, работникам дошкольного воспитания - с целью практического использования при проектировании зданий, их участков, а также дать рекомендации по функциональной структуре и планировочному решению различных детских садов, повышению качества архитектуры зданий.
     

     3. При проектировании дошкольных учреждений следует учитывать требования нормативно-методических документов, приведенных в приложении А.
     
     

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Система дошкольных учреждений формируется различными видами дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью их деятельности.
     
     Дополнительно к государственной системе ДОУ могут предусматриваться негосударственные образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования.
     

     1.2. Дошкольное общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-и лет.
     

     1.3. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
     
     Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
     

     1.4. Дошкольные образовательные учреждения могут избрать одно или несколько направлений в своей основной деятельности в качестве приоритетных, которые определяют вид учреждения.
     
     Здания для дошкольных учреждений различных видов, как правило, следует проектировать универсальными. Целесообразность проектирования универсальных зданий обосновывается возможностью, предусмотренной в Уставе ДОУ, менять приоритетные направления обслуживания детей в соответствии с изменением спроса потребителей (пожелания родителей). Московскими городскими строительными нормами заложены принципы проектирования универсальных детских садов, которые в равной степени могут работать как развивающие, оздоровительные, компенсирующие для детей с легкой степенью нарушений развития, а также комбинированные. Специализация ДОУ определяется наличием в их составе дополнительных помещений, имеющих специальное оборудование. Это позволяет обеспечить условия полноценного функционирования здания при изменении вида образовательного дошкольного учреждения, которое достигается заменой оборудования дополнительных помещений.
     

     1.5. Особого внимания требует проектирование ДОУ компенсирующего вида. Компенсирующие ДОУ для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп). Состав и площади дополнительных помещений определяются заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.
     
     При некоторых видах компенсирующей деятельности для организации таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ, например, логопедический детский сад. Отдельные компенсирующие услуги могут быть оказаны не всем, а лишь части детей (или части детских групп) в комбинированном дошкольном учреждении, для размещения которого также подойдет универсальное здание.
     

     1.6. ДОУ компенсирующего вида, в свою очередь, могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные, когда в одном здании могут функционировать учреждения с любой из указанных здесь компенсирующих направленностей.
     

     1.7. Примерное соотношение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях различных видов в пределах жилого района ориентировочно можно принять следующим:
     
     общеразвивающих - 40%;
     
     оздоровительных - 30%;
     
     компенсирующих - 30%.
     
     Данные о конкретной потребности мест в ДОУ должны быть уточнены в местных органах образования или в соответствии с результатами социологических обследований.
     

     1.8. В качестве дополнительных услуг в ДОУ любого типа могут предусматриваться такие мероприятия, как родительские семинары, консультации родителям по уходу и воспитанию, психологическая помощь семье, а также детские кружки и секции, в том числе для дошкольников, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ. К дополнительным услугам и мероприятиям могут также относиться организация детских утренников и спектаклей, посещение бассейна, консультации специалистов по части компенсирующих мероприятий.
     
     При организации дополнительных услуг в ДОУ (детские кружки и секции, детские утренники и спектакли, посещение бассейна) для детей, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ, необходимо согласование с органами Роспотребнадзора в каждом конкретном случае.
     
     

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ

     2.1. Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).
     

     2.2. Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная для сезонно организуемых негосударственных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).
     
     При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.
     
     Группы кратковременного пребывания весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.
     

     2.3. При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.
     
     ДОУ вместимостью до 8 групп (до 150 мест) могут встраиваться в первые (нижние два) этажи жилых зданий, а вместимостью до 10 групп - встроенно-пристроенными.
     
     При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласованию с органами образования и Управления Роспотребнадзора по городу Москве Комплексы дошкольного воспитания. Этот архитектурный тип ДОУ состоит из Центра развития ребенка и групповых отделений. Функциональной основой Комплекса дошкольного воспитания является централизация хозяйственных процессов - приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья, некоторые другие. При этом групповые отделения комплекса могут иметь меньшую вместимость и быть встроенными в первые этажи жилых зданий. Центр развития ребенка может осуществлять обслуживание детских групп из различных групповых отделений при использовании общих помещений: бассейн, детские кружки и секции, помещения для проведения праздничных утренников, детских спектаклей и др. Центр развития ребенка может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическую помощь руководителям и воспитателям ДОУ.
     

     2.4. Определение числа мест в группах кратковременного пребывания (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-05. Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.
     

     2.5. Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.
     
     При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать своим архитектурным решением с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.
     

     2.6. В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвивающих ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.
     

     2.7. Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.
     

     2.8. При проектировании комплексов дошкольного воспитания здание Центра развития ребенка следует предусматривать в центре жилого комплекса (микрорайона). В соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 расстояние от здания Центра до обслуживаемых им групповых отделений не должно превышать 300 м.
     
     Отдельные небольшие по вместимости групповые отделения целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей (общеразвивающего, оздоровительного или компенсирующего вида).
     

     2.9. В качестве градостроительной системы могут проектироваться объединенные комплексы дошкольных учреждений (отделений) и общеобразовательных школ (школьных отделений) как в виде раздельных зданий этих учреждений, так и единых учебно-воспитательных комплексов. Например, при повышенных селитебных плотностях могут проектироваться комплексы зданий школ, имеющих по 2-3 филиала "Начальная школа - детский сад", в которых находятся дошкольники преимущественно старших возрастных групп, а более младшие возрастные группы дошкольников могут размещаться в небольших по вместимости отдельно стоящих или встроенных ДОУ.
     

     2.10. Здания детских образовательных учреждений следует размещать на территории жилой застройки в благоустроенной, озелененной части города, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям инсоляции, аэрации территории согласно СНиП 2.07.01.
     
     Радиус доступности для детских дошкольных учреждений принимается 300 м, а для специализированных дошкольных учреждений радиус доступности не нормируется, но не должен превышать 30-минутной транспортной доступности.
     
     

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

3.1. Общие требования к земельному участку

     3.1.1. Планировочную структуру участка рекомендуется разрабатывать в увязке с планировочным решением здания ДОУ и с учетом требований к составу и площадям элементов участка, озеленению и благоустройству.
     

     3.1.2. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на 1 место, а при вместимости до 100 мест - 35 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на 1 место. Для встроенных ДОУ площадь принимается из расчета не менее 29 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на 1 место.
     
     Площадь участков для вновь строящихся ДОУ компенсирующего вида следует принимать по МГСН 4.07-05 пункт 5.18.
     

     3.1.3. В состав земельного участка ДОУ общего типа входят две основные зоны: игровая - зона пребывания детей, и хозяйственная.
     
     Зона игровой территории включает в себя групповые площадки, индивидуальные для каждой группы, и общую физкультурную площадку.
     
     В соответствии с СанПиП 2.4.1.1249-03 (п.2.1.10) площадь групповых площадок проектируется из расчета - 7,2 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на 1 ребенка ясельного возраста (при наполняемости группы 15 детей - 108 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения) и 9,0 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на 1 ребенка дошкольного возраста.
     
     Количество физкультурных площадок и их площади определены СанПиН 2.4.1.1249-03 (п.2.1.15): в ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуется одна физкультурная площадка размером не менее 250 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 и 250 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
     
     В площадь озеленения включаются защитные полосы, обеспечивающие санитарные разрывы между отдельными площадками и элементами игровой территории.
     

     3.1.4. Наибольшее расстояние, с которого взрослый человек (воспитатель) с нормальным зрением различает действия детей, приблизительно равно 135 м, а с которого различает лицо ребенка - 20-25 м. Размеры участка ДОУ, а также групповых и общих площадок рекомендуется устанавливать, исходя из этих данных.
     

     3.1.5. При планировке участка следует учитывать его природное окружение, а также характер архитектуры как самого здания ДОУ, так и окружающей застройки. При благоустройстве территории ДОУ не следует перегружать ее малыми архитектурными формами.
     
     Следует учитывать эстетическое воздействие на детей красивого здания и элементов благоустройства, а также аккуратно стриженного газона с организованными группами деревьев и кустарников.
     

     3.1.6. Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБА. Здание детского сада может проектироваться как "шумозащищенное" (групповые обращены в сторону, противоположную от источника шума). В этом случае игровую территорию следует располагать со стороны групповых, в "шумовой" тени.
     

     3.1.7. Здания должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образуемой жилой застройкой. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза.
     
     Размещение здания на участке определяет его градостроительная маневренность (ориентация окон групповых по сторонам горизонта), исходя из условий обеспечения не менее трехчасовой непрерывной инсоляции групповых площадок.
     

     3.1.8. Для снижения площади занимаемой территории по согласованию с органами Роспотребнадзора могут применяться следующие планировочные приемы:
     

     а) применение встроенных или встроенно-пристроенных ДОУ в жилые здания (сокращение территории до 25%);
     

     б) применение комплексов дошкольного воспитания со встроенными или встроенно-пристроенными в жилые здания групповыми отделениями (сокращение территории до 20%);
     

     в) использование в отдельно стоящих зданиях ДОУ цокольного этажа и площадки эксплуатируемой кровли. По согласованию с органами Роспотребнадзора в цокольном этаже здания ДОУ могут размещаться бассейн, отдельные помещения пищеблока (кроме производственных и складских помещений для хранения сухих и сыпучих продуктов), технические помещения по инженерному обслуживанию здания (кроме электрощитовой).
     

     3.1.9. В условиях затесненной застройки при реконструкции, а также в жилых комплексах с повышенной интенсивностью использования территории (в центральной части Москвы) допускается, по согласованию с органами Роспотребнадзора, сокращение нормируемой площади участка при сохранении санитарных разрывов между площадками:
     
     не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и общей спортивной площадками;
     
     не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками;
     
     не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.
     

     3.1.10. В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, площадью 100 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения для ДОУ общего типа, 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения - для малых ДОУ, 120 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения - для ВДВ на 10 и более детских групп. Хозяйственная площадка должна быть расположена у входа в загрузочную пищеблока. Мусоросборники могут размещаться на асфальтированной площадке при въезде на участок со стороны хозяйственного автомобильного проезда.
     
     На территории участка дошкольного учреждения подъезд к хозяйственной площадке рекомендуется делать минимальной длины и таким образом, чтобы он не пересекал пешеходные дорожки к групповым площадкам.
     

     3.1.11. На площади участка ДОУ необходимо предусматривать круговой автомобильный проезд (или место, позволяющее проехать на автомобиле вокруг здания). При ДОУ, пристроенном к торцу жилого дома, вокруг пристройки должен предусматриваться полукольцевой объезд.
     

     3.1.12. В составе игровой зоны дополнительно можно предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.
     

     3.1.13. В состав хозяйственной зоны дополнительно разрешается включать овощехранилище (площадью не более 50 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения), огород, ягодник, фруктовый сад, площадку для содержания домашних животных и птиц.
     
     Устройство в составе хозяйственной зоны площадки для содержания домашних животных и птиц должно быть согласовано с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
     

     3.1.14. В отдельных случаях (напр. встроенное ДОУ, недостаточная или не инсолируемая территория у здания ДОУ и т.п.) по согласованию с органами Роспотребнадзора часть или всю игровую территорию допускается размещать в отрыве от здания (участка) ДОУ к нему примыкающего. Расстояние от входов в здание (участка) до участка, размещаемого в отрыве от здания, не должно превышать 50 м. В отрыве может решаться вся или часть игровой территории: групповые и общие площадки с соответствующей площадью озеленения, необходимыми отступами и санитарными разрывами между площадками.
     

     3.1.15. При традиционном решении участка ДОУ общего типа на каждой групповой площадке следует предусматривать теневые навесы с деревянным (дощатым) полом, огороженные от ветра с трех сторон. По согласованию с органами Роспотребнадзора могут быть приняты иные решения солнцезащиты на групповых площадках: легко возводимые пляжные тенты, зонты, декоративные перголы, стойки и стенки с маркизами, постройки из облегченных сборных конструкций комплектной поставки, а также небольшие капитальные постройки, в том числе, решаемые в едином ансамбле с оградой и малыми формами участка.
     

     3.1.16. В соответствии с образовательной программой каждого ДОУ, могут вноситься уточнения в решение элементов групповых площадок. Например, теневые навесы могут оборудоваться скамьями (и столиками) для занятий и игр на открытом воздухе, групповые площадки могут оборудоваться выполняемыми по индивидуальному заказу или серийно выпускаемыми комплектами физкультурно-игрового оборудования и т.п.
     

     3.1.17. Общая физкультурная площадка площадью 250 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения используется для занятий с двумя группами одновременно.
     
     Планировка, организация и оборудование физкультурной площадки должны обеспечивать условия проведения с детьми утренней зарядки, подвижных игр с элементами спорта, физкультурных занятий, спортивных и игровых праздников.
     
     На общей физкультурной площадке рекомендуется предусматривать зеленую лужайку для подвижных игр, кольцевую или прямую беговую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, площадку для командных спортивных игр, зону с физкультурно-игровым оборудованием, гимнастическими и спортивными снарядами, а также "полосу препятствий".
     

     3.1.18. На участках зданий Центров дошкольного воспитания, содержащих 8 и более детских групп детей 3-6 (7) лет, следует размещать две физкультурные площадки общей площадью не более 400 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения и дифференцировать их по видам игровой деятельности: одна - для подвижных игр с мячом (волейбола, футбола, баскетбола, а также городков или хоккея); другая - со стационарным физкультурно-игровым оборудованием, спортивными и игровыми снарядами для лазания, прыжков, равновесия и пр.
     

     3.1.19. Применение стационарного физкультурно-игрового оборудования, выполняемого по индивидуальному заказу, а также трансформируемых бассейнов необходимо согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.
     

     3.1.20. Предметно-пространственная среда групповых площадок ясельных и младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи с чем рекомендуется выделять зоны, оборудованные для игр с песком и водой, занятий по развитию речи, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.
     

     3.1.21. Групповые площадки детей дошкольного возраста допускается проектировать специализированными и тематическими. К специализированным относятся площадки:
     
     для игр с песком и водой;
     
     для игр со строительным материалом;
     
     для сюжетно-ролевых игр;
     
     для подвижных игр;
     
     для тихих творческих игр и занятий;
     
     с крупноразмерными подвижными игрушками.
     
     К тематическим: "Транспортная", "Театральная", "Строительная", "Приключенческая", "Зоологическая", "Сказочная", "Усадьба" и т.п.
     
     Набор специализированных и тематических площадок на участке определяется заданием на проектирование или проектом.
     

     3.1.22. Специализированные и тематические площадки закрепляются за соответствующими группами, но используются разными группами детей поочередно. Это разнообразит игровую деятельность детей, обеспечивает дополнительные стимулы физического и эмоционального развития.
     

     3.1.23. Принципиальные схемы участков ДОУ в обычных и особых условиях их размещения показаны на рис.1.
     
     Примеры планировочных решений земельных участков различных типов ДОУ в нетрадиционных условиях представлены на рис.2.     
          

3.2. Планировка и оборудование элементов участка

     3.2.1. Организация полноценных условий для воспитания и оздоровления детей на участке ДОУ зависит от качества и количества размещаемого игрового оборудования, способствующего физическому развитию детей и соответствующего их возрастным особенностям.
     
     Каждая групповая площадка оборудуется в соответствии с возрастом детей. Примеры планировки и оборудования групповых площадок для различных возрастных групп детей показаны на рис.3-8.
     

     3.2.2. Каждый вид оборудования может иметь различное проектное решение, отличающееся материалом, технологией изготовления, габаритами, дизайном. Вместо единичных элементов оборудования на каждой групповой или общей площадках могут применяться единые объемно-пространственные физкультурно-игровые комплексы.
     

     3.2.3. Размещать оборудование на групповых площадках следует в соответствии с эргонометрическими данными и функциональными рабочими зонами элементов оборудования.
     

     3.2.4. Теневой навес, предусматриваемый в составе каждой групповой площадки, не должен мешать двигательной активности детей, а также создавать "визуальную тень" для воспитателя, наблюдающего за детьми. Их ставят на границе групповой площадки, желательно, с ее северной стороны.
     
     Навесы могут быть "сдвоенными" - на две смежные группы, а также могут быть сблокированы на 3-4 детские группы, но с условием сохранения групповой изоляции площадок.
     
     Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию.
     

     3.2.5. Внутри теневого навеса может находиться различная переносная встроенная мебель и оборудование: детские стульчики и столики, стол и стул для воспитательницы, встроенная или пристроенная низкая и длинная скамейка вдоль стены для детей, встроенные или пристроенные шкафы для игрушек.
     

     3.2.6. На групповой площадке для детей 0-1 года непосредственно у теневого навеса устанавливается барьер для овладения ходьбой из четырех секций, столик-барьер, манежи в рассеянной тени от зелени.
     

     3.2.7. На групповой площадке для детей 1-2 лет размещается оборудование, на котором дети упражняются в ходьбе, беге, лазаний и других движениях. Для детей, только овладевающих ходьбой, необходим барьер из четырех секций. Кроме того, на участке рекомендуется предусмотреть горку-манеж, состоящую из лестницы с ограждением, площадки и ската с боковыми бортиками, оборудования для профилактики плоскостопия.
     
     Оборудование расставляется по периметру площадки и среди зелени таким образом, чтобы воспитатель хорошо видел всех детей. Утрамбованная площадка должна оставаться свободной для подвижных и индивидуальных игр с колясками, каталками, машинами.
     

     3.2.8. Обязательным элементом групповой площадки для детей 1-2 лет является песочница или песочный столик, с откидными бортиками для песочных изделий. Песочницы лучше делать приподнятыми от земли для игры стоя. В этом случае предусматриваются переносные скамеечки для игр с песком. Лучше применять песочницы из небольших секций, что удобно для смены загрязненного песка. Песочницы и песочные столики размещаются у деревьев или кустарника, дающих рассеянную тень.
     

     3.2.9. На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет устанавливается оборудование, стимулирующее детей к упражнениям в основных движениях. Для упражнения в лазании младших детей рекомендуется лесенка-стремянка высотой 1 м, для более старших - вертикальная лесенка (гимнастическая лестница) высотой 2 м.
     
     Для упражнения в равновесии устанавливаются столбики одинаковой высоты, балансиры. Для забрасывания мяча в горизонтальную цель можно использовать корзину, а в вертикальную - обруч, прикрепленный к гимнастической стенке.
     
     Для упражнения в пролезании используются дуги, арки, тоннели.
     
     В оборудование площадок входят разнообразные качалки и качели, позволяющие развивать вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Качалки могут быть одно-, двухместные, простые и фигурные. Качели должны соответствовать росту детей: при росте 80, 90, 100 см сидение качелей устанавливается на расстоянии 0,17; 0,20; 0,24 м от земли.
     

     3.2.10. На групповых площадках для детей 2-3 и 3-4 лет необходимо создавать условия для спокойных игр: строительных, игр с песком, куклами, мелкосборными конструкторами, крупными игрушками. Следует устраивать песочные дворики, которые могут быть разнообразной формы и легко вписываться в планировку участка. Песочный дворик располагают таким образом, чтобы он обязательно частично освещался солнцем. Желательно иметь тент-зонт. (Рисунок 11)
     
     Для игр с водой удобны надувные чаши из пластика (переносные); из строительных и гидроизоляционных материалов можно выполнить небольшие ванны-корытца и канальчики - для игры с корабликами и пр.
     

     3.2.11. Для сюжетно-ролевых игр требуется легкое переносное оборудование: ажурные домики, строительный конструктор, декоративные объемные фрагменты ситуаций ("Джунгли", "Замок", "Ковбойская деревня", "Полицейская станция", "Аэродром", "Логово пиратов" и пр.).
     

     В зимнее время на участке создаются снежные горки или используются горки высотой 1,2-1,5 м. Наверху горки должна быть ровная площадка 1,2х1,2 м. чтобы установить санки и сесть на них. Скат для малышей должен быть пологий, расширенный книзу.
     

     3.2.12. На групповых площадках для детей 4-6 (7) лет должны быть созданы условия для разнообразной деятельности детей: совершенствования основных движений, закрепления конструктивных навыков, развития трудовых навыков; для сюжетно-ролевых игр.
     
     Необходимо не только правильно подобрать оборудование и рационально разместить его на участке, но и определить места для игр, которые требуют специальных условий.
     
     При применении на групповой площадке физкультурно-игрового оборудования, предполагающего возможность залезания (перелезания) ребенком на высоту более 1 м, под таким оборудованием внизу натягивается защитная, подстраховывающая от удара при падении, сетка.
     

     3.2.13. Старшим дошкольникам доступны игры спортивного характера (городки, кегли, серсо, бадминтон). Для игр в городки выбирается площадка длиной 4-5 м. В кегли можно играть на площадке для городков. На групповой площадке детей 6-7 лет можно создать условия для игры в настольный теннис.
     
     Укреплению вестибулярного аппарата детей и совершенствованию чувства равновесия помогают разные движущиеся устройства: качели, балансиры, бумы-балансиры. Для строительных игр необходим крупный строительный материал: кубы, бруски, цилиндры, призмы, дуги. Для спокойных игр устанавливается песочный дворик. Для игр с водой устраиваются короткие бетонированные ручейки, каналы. Могут устанавливаться специальные фирменные столики для мелкосборных конструкторов - LEGO и т.п., напольные и настольные трассы для механических и радиоуправляемых машинок и др.
     

     3.2.14. Физкультурная площадка по своей организации и оборудованию является наиболее сложным и дорогостоящим элементом участка дошкольного учреждения. На ней должны быть: беговая дорожка, яма для прыжков, травяное поле для подвижных игр, спортивная площадка для командных игр, зона для размещения стационарного физкультурно-игрового, гимнастического и спортивного оборудования.
     
     Беговая дорожка может быть замкнутой и проходить по периметру площадки или отрезком прямой. Длина кольцевой беговой дорожки может быть 100 м, а отрезка прямой - 30 м, ширина - 1,5-2 м. Для покрытия беговой дорожки используются специальные смеси или современные синтетические покрытия. Применение асфальтового покрытия не допускается. Рисунки 3-11.
     

     3.2.15. Около ямы для прыжков в длину и в высоту, размеры которой 2-4х1,5-2 м и глубина 0,3-0,4 м, должна быть дорожка для разбега длиной 8-14 м. По краям ямы устанавливается деревянный бортик, который для безопасности опускают ниже уровня земли на 0,01-0,02 м. Заполняется яма мелкозернистым песком, смешанным с опилками. На расстоянии 0,2-0,3 м от ямы на уровне земли укладывается деревянная планка для отталкивания шириной 0,2 м. Для прыжков в высоту на расстоянии 0,1-0,2 м от края ямы (в сторону заполнения) вкапываются две вертикальные стойки, на которые кладется рейка.
     

     3.2.16. Спортивная площадка для командных игр имеет размеры 10х8-9 м; зеленая лужайка для подвижных игр с элементами спорта от 60 до 160 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
     
     Площадка может иметь покрытие из естественного грунта или спецсмеси. По коротким сторонам площадки для игры в баскетбол устанавливаются деревянные щиты 1,0х0,8 м на металлических стойках. К щитам на высоте 1,8-2 м от земли закрепляются баскетбольные кольца с сетками.
     
     Для игры в волейбол и бадминтон на расстоянии 0,5 м от боковых линий площадки устанавливаются металлические стойки, на которые натягивается сетка на 0,2 м выше поднятой вверх руки ребенка.
     
     В спортивном ядре можно организовать площадку для игр в городки, кегли, серсо. На городошной площадке, размеры которой 7х10 м или 8х12 м, расчерчиваются: площадка "города", линии "кон" и "полукон". Площадка "города" может иметь грунтовое, бетонное или блочное покрытие. На расстоянии 2-3 м от нижней линии "города" наносится линия "полукон", на расстоянии 4-6 м - линия "кон". В 1,5-2 м от верхней линии "города" устанавливается заборчик или сетка для перехвата бит.
     

     3.2.17. Зеленая лужайка может быть произвольной конфигурации. На лужайке можно установить переносные воротца - 1,9х0,7 м для игр в футбол, хоккей; теннисный стол размерами 2,5х1,3 м и высотой 0,7 м; по краям лужайки - скамеечки для отдыха и болельщиков.
     

     3.2.18. Зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами желательно размещать рядом с зеленой лужайкой. Рекомендуется устанавливать пространственно-стержневые конструкции и игровые гимнастические комплексы, в структуру которых входят стойки, перекладины, канат, гимнастическая стенка, сетка, наклонный бум, горизонтальные площадки и наклонные спуски.
     
     Может применяться иное оборудование, способствующее укреплению костно-мышечной системы ребенка, предназначенное для лазания, балансирования, подлезания, пролезания, подтягивания, отжимания, развития меткости. Оборудование должно иметь сертификаты - гигиенический и соответствия.
     
     Из отдельно стоящих элементов оборудования рекомендуются: горки и столбики для спрыгивания из отрезков бревен разной высоты; горки-ступеньки из досок, уложенных на металлические стойки высотой 0,2-1,0 м; гимнастические стенки из 5-6 пролетов шириной по 0,7 м каждый и высотой 1,5-2,5 м; бревна-балансиры, которые укладываются непосредственно на землю или металлические опоры высотой 0,35-0,5 м, параллельно, по два в ряд, в "цепочку"; разновысокие перекладины и др.
     

     3.2.19. Для упражнений в подлезании на площадке устанавливаются прямоугольные или арочные воротца разной высоты - 0,6-1,0 м, выполненные из гнутых металлических стержней или железобетонных элементов. Они размещаются в ряд или группами, образуя тоннели, лабиринты.
     
     Для развития меткости используются стенки для игры в мяч и экраны для метания в цель, которые дополняются кольцами, корзинами, сетками для забрасывания мяча.
     

     3.2.20. Над физкультурной площадкой желательно предусматривать тентовое покрытие для полного или частичного ее затенения от солнца. Для этого по краям зеленой лужайки или спортивного ядра устанавливаются металлические штанги, на которых крепят тентовое покрытие. У физкультурной площадки можно предусмотреть устройство душа.
     

     3.2.21. Конструктивное решение монтируемого оборудования должно обеспечивать безопасность: снаряды следует устанавливать на прочном железобетонном фундаменте, под снарядами высотой до 1 м - укладывать песчаную подушку слоем 0,3 м, у снарядов выше 1 м предусматривать подстраховывающее устройство в виде натянутой горизонтальной сетки. Сетка натягивается на раму, по типу батута, охватывая площадь под снарядом радиусом (расстоянием от конфигурации снаряда до края сетки) не менее 1,2 м. Высота установки сетки - 0,6 м, при ее натяжении, не позволяющем, в случае падения ребенка с высоты 2 м, коснуться поверхности земли.
     

     3.2.22. Площадка по обучению правилам поведения пешеходов на улице в своем составе может иметь имитируемые улицы, тротуары, перекрестки, сложные развязки. Для развития у детей зрительного восприятия кодовых элементов города, на улицах устанавливаются светофоры, дорожные знаки и указатели, в местах перехода наносятся "зебры", обозначения "переход", "стоп", "стоянка". Ширина проезжей части "улицы" - две встречные "машины" - 2,0 м, ширина тротуаров - 0,6-1,0 м. В составе автострады можно предусмотреть "гаражи", "автостоянки", "автозаправочную станцию", "Пост ГАИ" и пр.
     
     Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения показан на рис.10.
     

     3.2.23. Покрытие "улиц" и "тротуаров" автогородка допускается выполнять из асфальта или бетона с цветным заполнителем. На серое асфальтовое покрытие можно нанести слой цветной полимерной мастики. Цветом можно выделить важные моменты игры, используя для этого локальные пятна красного, желтого, зеленого цвета.
     

     3.2.24. Хозяйственная площадка оборудуется мусоросборниками, может иметь хозяйственный сарай с местом для хранения садового и уборочного инвентаря. Однако последнее является принадлежностью в большей степени загородных территорий. В городских условиях хозяйственную кладовую и кладовую садового инвентаря следует предусматривать в здании.
     
     Хозяйственная площадка одновременно используется как разворотная площадка для грузового автомобиля, поэтому в габаритах разворота не следует размещать хозяйственное оборудование или хозяйственные постройки.
     

     3.2.25. Примеры планировки и оборудования групповых и общих специализированных (лечебно-гимнастических) площадок для детей с нарушениями развития (компенсирующих детских групп) представлены на рисунках 11-16.
     

     3.2.26. Для более эффективного использования территории комплексы детских образовательных учреждений должны проектироваться с более рациональной компактной планировкой зданий и при новой организации воспитательных и административно-хозяйственных функций в учреждении, и получения разнообразных архитектурно-планировочных решений зданий и жилой застройки.
     
     Использование централизованных пищеблока и постирочной в ЦДВ позволяет сэкономить территорию.
     

     3.2.27. В условиях крайне ограниченной площади участка дошкольные учреждения возможно проектировать с использованием цокольного этажа в отдельно стоящих зданиях и в пристраиваемых. В цокольном этаже, по согласованию с органами Роспотребнадзора по городу Москве, допускается размещать пищеблок (кроме производственных помещений и кладовых для сухих и сыпучих продуктов), постирочную, бассейн, а также кладовые инвентаря, столярную мастерскую и технические помещения для обслуживания здания, кроме электрощитовой.     
     
     

3.3. Благоустройство и озеленение

     3.3.1. По периметру участка, как правило, устраивается зеленая защитная полоса, способствующая улучшению воздушной среды, снижению уровня шума и скорости ветра. Ширина полосы - не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.
     
     Ветрозащитные полосы могут быть в виде одно-, двухрядной или групповой посадки деревьев с расстоянием между деревьями не менее 4 м.
     
     Посадку деревьев и кустарников следует производить на расстоянии не менее 15 и 5 м соответственно от здания ДОУ.
     

     3.3.2. При озеленении допускается посадка фруктового сада. Не разрешается применять деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении, а также привлекающие большое количество насекомых.
     

     3.3.3. Группы деревьев и кустарника рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у групповых площадок, возле общей физкультурной площадки и в других местах, требующих затенения.
     
     В зависимости от общего архитектурного решения всего ансамбля здания ДОУ, характера окружающей архитектуры и организации благоустройства, высадка деревьев и кустарника, их оформление (рисунок, силуэт кроны) могут носить свободный или регулярный характер. Однако в любом случае следует стремиться к созданию рассеянной тени от деревьев над игровым пространством для детей.
     
     Декоративную обрезку (подстрижку) деревьев и кустарников следует проводить регулярно, т.е. ежегодно.
     

     3.3.4. В рекомендуемый ассортимент зеленых насаждений входят деревья: липа, береза, клен, сосна, ель, лиственница, ясень, вяз, рябина; кустарник: кизильник, сирень, жасмин, вяз кустовой, клен татарский. Пример ассортимента зеленых насаждений для ДОУ на 10 групп представлен в Приложении Б. Рисунки 17-20.
     

     3.3.5. Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму радиационные зоны - открытую и затененную.
     
     Ширина зеленой изгороди для изоляции групповых площадок должна быть не менее 3 м. Расстояние между кустами в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди - 1,0-1,25 м; при изоляции хозяйственного двора она может быть увеличена до 2,5 м.
     

     3.3.6. Важнейшим элементом озеленения является газон. Для его устройства применяется смесь трав, наиболее устойчивая к вытаптыванию: мятник, тимофеевка, клевер. Соотношение смеси трав для газонов приведены в Приложении В.
     

     3.3.7. На групповых площадках детей до 2 лет должно быть сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и утрамбованного грунта вокруг песочниц.
     
     Физкультурная площадка может быть полностью засажена травой (кроме беговой дорожки и площадки для прыжков).
     

     3.3.8. На групповых площадках для детей старше трех лет, кроме травяного, применяется покрытие из утрамбованного грунта площадью не более 60 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
     

     3.3.9. Обязательным условием благоустройства является покрытие подъездов к участку, а также мощение дорожек. Для устройства твердого покрытия на дорожках можно использовать природные или близкие к ним материалы: кирпичную крошку, бетонную плитку, изоловые покрытия, цветной бетон с добавками или нанесенным слоем цветной мастики, которая дает яркую однотонную поверхность.
     

     3.3.10. Применять асфальтовое покрытие для групповых площадок, общей физкультурной площадки, специализированных площадок для игр и занятий с детьми (кроме площадки для изучения правил дорожного движения) - не допускается.
     
     Допускается применение асфальтового покрытия для пешеходных дорожек, велосипедной дорожки.
     
     Хозяйственная площадка, площадка для мусоросборников, грузовой автомобильный проезд к зданию должны иметь асфальтовое покрытие.
     

     3.3.11. В огороде-ягоднике высаживают овощи и ягоды. Ширина грядок должна быть 0,6-0,7 м, рабочие дорожки между грядками - 0,4 м, направление грядок - широтное. Маршрутная дорожка при подходе к огороду-ягоднику - шириной 1 м.
     

     3.3.12. При благоустройстве участка требуются мероприятия по отводу дождевых и вешних вод с территории, а также подводка воды к плескательному или плавательному бассейну. Прокладка труб должна предусматриваться под землей.
     

     3.3.13. На участках ДОУ устраивается электрическое освещение. Групповые площадки, вход на участок и входы в здание должны быть освещены. Рекомендуется освещать лыжню, зимний каток, другие площадки, которыми пользуются зимой в темное время суток.
     
     Столбы с осветительной арматурой ставятся у площадок и возле пешеходных дорожек. Для освещения входов в ДОУ применяется наружная осветительная арматура, крепящаяся к стенам или элементам крылец у входов в здание.
     
     Может быть применено декоративное освещение - фасадов здания или пейзажных фрагментов участка.
     

     3.3.14. Возможные технические решения разных типов твердых покрытий на участках показаны на рисунках 18 и 19; примеры посадки кустарников и решений живой изгороди - на рис.20; рекомендуемые приемы посадки деревьев - на рис.21.
     
     

4. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ

4.1. Функциональная структура дошкольных учреждений

     4.1.1. Проектирование ДОУ следует вести в соответствии с требованиями со СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.04.01-81, СНиП 21-01-97*, а также МГСН 4.07-05 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
     

     4.1.2. Объемно-планировочное решение дошкольного образовательного учреждения принимается в соответствии с функциональной структурой каждого вида учреждения и его архитектурного типа - ДОУ общеразвивающего, оздоровительного или компенсирующего вида, комплекса дошкольного воспитания, ДОУ типа "Домашний детский сад", "Начальная школа-детский сад" и т.п. Планировочные решения ДОУ представлены на рисунках 21-23 и 50-53.
     

     4.1.3. Функциональную структуру ДОУ определяет контингент учреждения и соотношение возрастных групп в соответствии с существующей демографической ситуацией района. Примеры объемно-планировочных решений разных типов ДОУ показаны на рисунках 48, 51-54.
     

     4.1.4. Здания ДОУ проектируются не выше 3 этажей, оптимальная этажность 2 этажа.
     

     4.1.5. Классическая функциональная модель ДОУ общего типа состоит из набора групповых ячеек, одного или двух залов музыкальных и гимнастических занятий, возможно, иных специализированных помещений для работы с детьми, а также сопутствующих групп помещений (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовых помещений (администрации, персонала, туалеты, кладовые).
     

     4.1.6. Принципиальная модель функциональной структуры ДОУ заключается в том, что групповые ячейки распределяются по периферии здания, имея хороший фронт естественного освещения, а специализированные и сопутствующие помещения, для удобства пользования, размещаются в центре здания, при сохранении удобных и коротких связей с каждой групповой ячейкой.
     

     4.1.7. В ДОУ степень групповой изоляции должна быть достаточно высокой. В функциональном отношении каждая групповая ячейка в здании автономна. Детские группы поочередно и организованно выводятся в залы для музыкальных и гимнастических занятий, иные специализированные помещения или на участок для прогулок или занятий на общей физкультурной площадке. Готовую пищу из пищеблока персонал поставляет непосредственно в групповую ячейку (в буфетную), где происходит порционирование с использованием комплекта столовой посуды. Каждая группа имеет собственный комплект столовой посуды, мытье и хранение которой осуществляется в буфетной.
     

     4.1.8. Компенсирующие ДОУ следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:
     

     обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;
     
     коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.
     

     4.1.9. Следует иметь в виду, что в компенсирующих ДОУ или в компенсирующих группах специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе; ребенка на занятия могут пригласить с обеда или с прогулки. Это обстоятельство обусловливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.
     
     Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест.
     

     4.1.10. В разновозрастных группах или в группах детей младшего возраста (до 3-4 лет) дневной сон детей может быть двухразовым (дети от 1 года до 1,5 лет) или одноразовым (дети от 1,5 до 3 лет). В разновозрастных или ясельных группах спальни целесообразно разделять остекленной перегородкой на 2 зоны в виде двух сообщающихся пространств.
     

     4.1.11. При разных режимах дня занятия могут проходить по подгруппам детей. При этом, если в составе групповой ячейки не предусматривается специальное помещение для занятий по подгруппам, следует организовать соответствующее зонирование площади групповой, чтобы с помощью столиков с защитными экранами, ширм, барьеров-перегородок, стульев с высокими спинками и т.п. выделить автономные зоны, предназначенные для занятий по подгруппам.
     

     4.1.12. В ДОУ общего типа независимо от вместимости следует предусматривать медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора, туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств. Площади медицинских помещений должны приниматься согласно приложению 4 к СанПиН 2.4.1.1249-03. Приемная изолятора оборудуется 2-х гнездной мойкой и навесным шкафом для хранения посуды. Палаты в изоляторе проектируются на две инфекции.
     

     4.1.13. Пищеблоки в ДОУ общего типа предполагаются работающими на сырье, могут предусматриваться также пищеблоки, работающие на полуфабрикатах. Состав помещений следует принимать по СанПиН 2.4.1.1249-03 пункты 2.2.25 и 2.2.27 соответственно.
     

     Постирочная в ДОУ работает из расчета стирки 1/3 общего объема стираемого белья, при стирке остального белья в городских прачечных.
     

     4.1.14. Укрупнение зданий (увеличение числа детских групп) в определенной степени повышает эффективность использования его специализированных и сопутствующих помещений.
     

     4.1.15. В группах кратковременного пребывания, прогулочных группах и семейных детских садах составы и площади специализированных и сопутствующих помещений могут быть сведены к минимуму: медицинская комната используется для временного размещения заболевшего ребенка, комната персонала (общая), кабинет-офис для заведующего (как правило, совмещающего обязанности воспитателя) и приема посетителей, кладовая. См. приложение 12 МГСН 4.07-05.
     

     4.1.16. Комплексы дошкольного воспитания преследуют цель сохранить психологический комфорт малых ДОУ одновременно с эффективностью централизованного использования помещений для работы с детьми, бассейна, зала-арены и пр., а также сопутствующих помещений - пищеблока, прачечной, медицинского блока, помещений коррекции, которые, могут быть лучше оснащены и иметь более развитый состав.
     

     4.1.17. По части компенсирующей деятельности, коррекции и медицинского обслуживания в групповых отделениях КДВ - медперсонал и узкие специалисты осуществляют работу с детьми непосредственно в групповых отделениях - в медицинской комнате и комнате коррекции.
     

     4.1.18. Непосредственно в здании Центра развития ребенка по статусу может быть размещено ДОУ общего типа с одним или несколькими приоритетными направлениями развития детей, а также Центр развития ребенка с оказанием педагогических, медицинских услуг, услуг по коррекции и психологической помощи в развитии, поддержке и оздоровлении всех воспитанников.
     

     4.1.19. Достаточно эффективными в экономическом отношении являются группы кратковременного пребывания, не содержащие пищеблока, постирочной, не имеющих спален в групповых ячейках. В их составе предусматривается помещение для подстирки и функциональная зона кухни, где можно разогреть чай. Если для размещения этих групп используется специально выделенная незаселенная жилая квартира, для этих целей используются санитарный узел и кухня жилой квартиры.
     

     4.1.20. Организация питания в группах кратковременного пребывания должна строиться на основе договоров с предприятиями общественного питания или продовольственных торговых предприятий по поставкам полуфабрикатов или готовых блюд. Эти условия на стадии разработки задания на проектирование должны быть предварительно согласованы с органами Роспотребнадзора по г.Москве.     
     

     

4.2. Общие требования к функционально-планировочной организации зданий

     4.2.1. Все групповые ячейки (набор помещений основного пребывания детей, принадлежащей только одной детской группе) в ДОУ должны проектироваться универсальными. Для этого необходимо в составе групповой ячейки иметь пять помещений (раздевальная, групповая, спальня, буфетная и туалетная) с соответствующими площадями, определяемыми МГСН 4.07-05.
     
     Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям детей, программным требованиям к детским группам разного возраста и с различными принципами комплектации по возрастам (одно-, двух- или трехвозрастные) в универсальных групповых ячейках достигаются, главным образом, подбором и установкой санитарно-технических приборов, мебели и оборудования.
     
     Целесообразность иметь групповые ячейки в зданиях ДОУ универсальными определяется динамикой соотношения детских групп детей разного возраста в процессе эксплуатации здания, а также возможностью, определяемой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, по желанию родителей, в соответствии с конъюнктурой спроса, менять приоритетные направления работы с детьми как в отдельных группах, так и во всем дошкольном учреждении в целом.
     

     4.2.2. По условиям комплектации детских групп (Типовое положение о государственном дошкольном образовательном учреждении), они могут быть одновозрастными, с детьми, диапазон возраста которых не превышает одного года, и разновозрастными с возрастным диапазоном в 2 и 3 года, т.е. двух- и трехвозрастные группы. При принятии решения о создании в проектируемом детском саду разновозрастных групп, требуются специальные предварительные разработки по режиму, уходу за детьми, оснащению мебелью и санитарно-техническим оборудованием групповых ячеек, при соответствующем согласовании с Управлением Роспотребнадзора по г.Москве.
     

     4.2.3. Детские группы для детей до 3-х лет традиционно называются ясельными. В крупных ДОУ общего типа могут предусматриваться по 1-2 ясельные группы для детей, как правило, от 1,5-2 до 3 лет.
     
     В составе Комплексов дошкольного воспитания могут предусматриваться отдельные ясельные отделения (групповые отделения на 2-4 ясельные группы). В жилых комплексах при повышенной селитебной плотности детские ясли могут предусматриваться как самостоятельные учреждения.
     
     Групповые ячейки по составу и площадям помещений рекомендуется проектировать универсальными способными вместить как ясельную группу, так и группы детей от 3-х лет.
     

     4.2.4 Специализация групповых ячеек в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ может достигаться включением при проектировании в их состав дополнительных помещений.
     
     Компенсирующие групповые ячейки также могут использоваться в качестве специализированных: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития. Наполняемость групп компенсирующей направленности определена типовым положением о ДОУ в зависимости от возраста и патологии.
     

     4.2.5 Группы детей могут быть полнокомплектными (соответствующими нормативам наполняемости детских групп) и малокомплектными (ниже нормативной наполняемости детских групп). Приложение Г.
     
     В государственных ДОУ общего типа (не специализированной компенсирующей направленности) не допускается проектирование групповых ячеек с площадями помещений ниже нормируемых в МГСН 4.07-05 "Дошкольные образовательные учреждения". Эти здания должны предусматриваться для размещения полнокомплектных детских групп.
     

     4.2.6. Здания ДОУ со специализированной компенсирующей направленностью:
     
     для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих);
     
     для детей с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией);
     
     для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
     
     для детей с нарушением интеллекта;
     
     для детей с задержкой психического развития;
     
     для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - имеют наполняемость детских групп в соответствии с приложением Г.
     
     В соответствии с этим определяется количество единиц индивидуальной детской мебели, оборудования, санитарно-технических приборов.
     

     4.2.7. Компенсирующее ДОУ для детей:
     
     с нарушениями речи;
     
     с туберкулезной интоксикацией;
     
     часто болеющих;
     
     а также для детей с иными отклонениями в развитии имеют наполняемость детских групп данных патологий от 6 до 15 детей, но групповые ячейки в таких зданиях по составу и площадям помещений возможно проектировать как для полнокомплектной детской группы (на 20 мест).
     

     4.2.8. Здания ДОУ компенсирующей направленности, проектируемые с малокомплектными групповыми ячейками, в свою очередь, целесообразно делать универсальными, способными разместить ДОУ с разными направлениями компенсирующей деятельности, указанными в п.4.2.6. При изменении компенсирующей направленности в здании ДОУ компенсирующего типа, меняется назначение и оборудование комнаты коррекции, входящей в состав каждой групповой ячейки, а также общих помещений в здании, предназначенных для компенсирующей и коррекционной работы с детьми всех детских групп.
     

     4.2.9. Функциональная модель ДОУ общего типа представляет собой набор групповых ячеек (от 4 до 10) и общих для всех детей специализированных (специально оборудованных) помещений. Это, прежде всего, универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой, а также кружковые помещения с кладовыми и комнатой воспитателей, бассейн со вспомогательными и техническими помещениями. Ванна плавательного бассейна в ДОУ проектируется с размерами 3х6 (7) м и 6х10 (12,5) м.
     

     4.2.10. Помещения для музыкальных и гимнастических занятий являются обязательным элементом ДОУ общего типа. Количество залов нормируется из расчета один зал в ДОУ вместимостью до 100 мест включительно и два зала в ДОУ вместимостью свыше 100 мест.
     
     Когда в здании предусматривается два зала, они могут проектироваться как универсальные для музыкальных и гимнастических занятий (каждый площадью не менее 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения), или как специализированные для музыкальных занятий (не менее 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения) и для физкультурных занятий (не менее 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения). Целесообразность иметь два одинаковых универсальных зала в ДОУ иногда определяется удобством пользования при поэтажном их размещении. Два одинаковых зала удобно иметь также в случае, если здание проектируется двумя автономными блоками (например, соединяемыми протяженным переходом).
     

     4.2.11. Зал для музыкальных и гимнастических занятий, кроме основного назначения, используется еще для проведения праздничных утренников, детских спектаклей. По желанию заказчика в залах, в связи с этим, можно предусматривать стационарно оборудуемые места для зрителей и приподнятую над уровнем пола эстраду (площадью не более 25-30 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения). Следует иметь в виду, что в зале могут находиться единовременно не более двух детских групп и гости родители. Число стационарных мест для зрителей рекомендуется в пределах 80.
     

     4.2.12. В ДОУ общего типа целесообразно предусматривать универсальное кружковое помещение площадью 35-55 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения. В разных ситуациях оно может использоваться как универсальное классное помещение, помещение для занятий изобразительным творчеством (рисунок, лепка, аппликация, ручной труд), включенным в программу дошкольного воспитания. Это помещение может также использоваться для занятий детских кружков и секций - иностранного языка, подготовки детей к школе, ИЗО, ритмики и т.п., а также для просмотра диафильмов, видео- и телепрограмм, для компьютерных игр.
     

     4.2.13. Бассейн в ДОУ является эффективным оздоровительным фактором. Целесообразность включения бассейна в состав помещений ДОУ возрастает в зданиях крупной вместимости.
     
     Норматив площади зеркала воды в бассейне на 1 ребенка до 7 лет составляет не менее 3 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения. В ванне бассейна с зеркалом воды 20-30 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения одновременно может заниматься группа детей не более 7-10 человек (с одним тренером-инструктором по плаванию), что в государственных ДОУ соответствует 0,5 стандартной группы детей. Как правило, занятия в бассейне проводятся с детьми старше 3-х лет. При бассейне может предусматриваться дополнительное помещение (или площадка в зале с ванной бассейна) площадью 36-54 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения для разминки и подготовительных занятий (сухого плавания).
     

     4.2.14. Бассейн с ванной 60-75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения в здании ДОУ общего типа может использоваться для одновременных занятий с двумя подгруппами детей по 10-12 человек каждая (с двумя тренерами). Применение в ДОУ общего типа бассейна с ванной площадью 60-75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения должно согласовываться на стадии разработки задания на проектирование с местными органами образования.
     

     4.2.15. Бассейн в ДОУ может использоваться также для обучения плаванию детей прилегающих жилых территорий по согласованию с органами образования и Роспотребнадзора, при условии обеспечения автономного доступа в бассейн.
     

     4.2.16. В малых ДОУ вместимостью 1-3 детские группы допускается раздевальные всех групп размещать при входной части здания, т.е. выходящими в холл, вестибюль или коридор. Для каждой группы раздевальная должна размещаться в отдельном помещении.
     

     4.2.17. Общими для всех групп в малых ДОУ целесообразно предусматривать дополнительные помещения групповой ячейки: комнату персонала с туалетом (может быть увеличена до 10-12 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения), помещение для занятий по подгруппам (или класс для занятий), помещение для индивидуальной работы с ребенком (или комната коррекции). Общими могут также проектироваться комната психологической разгрузки для детей ("Домашний уголок" или комната сказок), ванна-бассейн, остекленная веранда, открытая терраса или терраса-солярий.
     

     4.2.18. В качестве общего для всех групп помещения в малых ДОУ может предусматриваться универсальная комната площадью от 18 до 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения, используемая для просмотра диафильмов, теле- и видеопрограмм, ручного труда или зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения, используемый также для занятий детских кружков и секций. Наличие этого помещения в малом ДОУ весьма эффективно: включение его в состав помещений при наличии дополнительных средств, рекомендуется в первую очередь.
     

     4.2.19. В малых ДОУ, по желанию заказчика, может предусматриваться бассейн с ванной площадью 20-30 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения или ванна-бассейн площадью 6-12 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения. При применении ванны-бассейна на согласование органов Роспотребнадзора должны быть представлены предложения по режиму и организации его использования, а также сертификаты гигиенический и соответствия на конструкцию и материал ванны.
     

     4.2.20. В Комплексах дошкольного воспитания в здании Центра развития ребенка рекомендуется предусматривать развитый состав специализированных помещений для работы с детьми: в зависимости от общего числа детских групп - бассейн (с ванной площадью 60-75 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения; с двумя ваннами по 20-30 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения; с двумя ваннами 60-75 и 20-30 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения), зал-арену для организации детских праздничных утренников и спектаклей с местами для зрителей (на 4 детские группы), а также помещения детских кружков и секций и т.д.
     
     Использование специализированных помещений в здании Центра развития ребенка для детей, приходящих из групповых отделений Комплекса дошкольного воспитания, возможно при согласовании с органами Роспотребнадзора.
     

     4.2.21. В здании центра развития ребенка групповые ячейки решаются, как и в ДОУ общего типа. Целесообразно в здании Центра развития ребенка размещать группы детей дошкольного возраста 4-6 (7) лет, при наличии развитого состава специализированных помещений и увеличении вместимости этого здания.
     

     4.2.22. Во встроенных групповых отделениях на 4 группы зал для музыкальных и гимнастических занятий может не предусматриваться, а если предусматривается, его площадь может не превышать 54 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения. Вместо зала может предусматриваться универсальное кружковое помещение площадью порядка 36 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
     

     4.2.23. Групповые ячейки дошкольных отделений образовательных учреждений "Начальная школа-детский сад" проектируются как в ДОУ общего типа, с той разницей, что групповые должны иметь площадь 62,5 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения (по 2,5 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения на каждого обучаемого), а спальни - не менее 50 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения. Это необходимо в связи с тем, что это учреждение должно иметь возможность гибко менять соотношение детских групп и ученических классов, чтобы, в случае необходимости, в групповой ячейке смог разместиться ученический класс школьного отделения. В этом случае групповая используется как классное помещение, а спальня - как спальня для первого класса или рекреация для других классов.
     

     4.2.24. Наиболее распространенная схема традиционных ДОУ общего типа строится на основе объемных (двухэтажных) блоков групповых ячеек и блока (как правило, также двухэтажного), объединяющего специализированные, сопутствующие и служебно-бытовые помещения.
     

     4.2.25. Блок специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений располагается в центре здания с целью достижения наиболее коротких и удобных связей этих помещений с групповыми ячейками.
     

     4.2.26. Блоки групповых ячеек целесообразно делать с идентичным планировочным решением поэтажных планов, тогда легче решаются вертикальные коммуникации, а также инженерные коммуникации систем ОВ и ВК. При этом, если на первом этаже располагается ясельная групповая ячейка (для детей до 3-х лет) ее площадь принимается аналогичной старшим группам.
     

     4.2.27. Блок групповых ячеек может формироваться из двух ячеек (поэтажно размещаемых друг над другом) или из четырех по две групповые ячейки на каждом этаже. Помещения, предназначенные для работы с детьми, не должны использоваться одновременно для занятий двух и более групп. Рисунки 48, 51-54.
     

     4.2.28. При традиционном составе блока общих помещений баланс площадей поэтажных планов складываются таким образом, что при двухэтажном решении на первом этаже предусматривается пищеблок, постирочная и медицинские помещения с изолятором, на втором этаже залы для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, комната ручного труда (изобразительных видов деятельности), помещения детских кружков и секций.
     

     4.2.29. Если в двухэтажном здании ДОУ предусматривается два универсальных зала (каждый из них и для музыкальных, и для гимнастических занятий) имеет смысл в этом случае предусматривать по одному залу на каждом этаже. Короткие связи с залом в этом случае обеспечивают детям дополнительные удобства, например, возможность поочередно каждой группе проводить в зале утреннюю зарядку. При этом для сохранения поэтажного баланса площадей, на втором этаже могут быть расположены медицинские помещения и общие помещения компенсирующего назначения (комната коррекции, физиотерапевтический кабинет и др.).
     
     Размещение медицинских помещений и помещений компенсирующего назначения на 2-ом этаже должно быть согласовано с органами Роспотребнадзора в каждом конкретном случае.
     

     4.2.30. Зал с ванной бассейна в ДОУ целесообразно размещать таким образом, чтобы под днищем ванны предусматривалось техническое помещение для контроля его состояния. Такое решение обеспечивает и более благоприятные условия для канализования.
     
     В планировочном отношении зал с ванной бассейна целесообразно размещать рядом с залом для физкультурных занятий, который может использоваться как зал разминки.
     

     4.2.31. В планировочной структуре здания ДОУ залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, холл перед залом для музыкальных и гимнастических занятий, зал разминки при зале бассейна и т.п. не должны быть проходными. Применение освещения фонарями верхнего света позволит преодолеть в интерьерах общих помещений ДОУ ощущение затесненного* замкнутого пространства.
________________
     * Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     
     

     4.2.32. Малые ДОУ на 1-2 группы целесообразно проектировать одноэтажными. ДОУ на 3 группы могут иметь весьма чистую схему в двухэтажном решении, когда хозяйственные и служебно-бытовые помещения, плюс одна групповая ячейка (желательно детей младшего возраста) размещаются на первом этаже, а две другие групповые ячейки - на втором. При этом окна кухни не должны располагаться под окнами групповой или спальни.
     

     4.2.33. Групповые отделения, встроенные в жилые дома, могут быть одно- или двухэтажными. В планировочном отношении их лучше решать симметрично, размещая групповые ячейки справа и слева от блока общих помещений. Групповые отделения целесообразно проектировать на четное число групповых ячеек (2 или 4). В этом случае в секционных многоквартирных жилых зданиях одноэтажные встроенные групповые отделения на 2 группы и двухэтажные на 4 группы хорошо решаются в пространстве между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций. Одноэтажное групповое отделение на 4 группы может быть решено во встроенно-пристроенном объеме между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций жилого дома.
     

     4.2.34. Основная проблема проектирования ДОУ встроенных в жилые здания - мелкоячеистая конструктивная структура жилой секции, частое расположение лестнично-лифтовых узлов, сантехнических шахт и т.п. Пример пристроенного ДОУ к жилому панельному дому приведен на рисунке 24.
     

     4.2.35. Одной из проблем встроенных ДОУ является организация принудительной вытяжки вентиляции пищеблока. Этот вопрос решается просто, когда ДОУ с глухого торца жилого здания имеет выступающий за пределы жилого дома объем. Вытяжка организуется через кровлю выступающего объема.
     
     Важным принципом проектирования встроенных ДОУ является обеспечение их необходимой изоляции от жилых секций: автономные входы, желательно, с противоположной от входов в жилую часть стороны.
     
     

5. ПОМЕЩЕНИЯ ОСНОВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

5.1. Универсальные групповые ячейки

     5.1.1. В ДОУ общего типа групповые ячейки следует проектировать универсальными, т.е. имеющими обязательные (в соответствии с МГСН 4.07-05) состав и площади помещений. Это позволяет размещать в них полнокомплектные (в соответствии с нормативной наполняемостью) детские группы и обеспечивать программную деятельность учреждений:
     
     с приоритетным направлением одного или нескольких направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое);
     
     с приоритетным направлением укрепления здоровья детей;
     
     с приоритетным направлением компенсирующей деятельности.
     

     5.1.2. В универсальной групповой ячейке предусматриваются:
     
     групповая (игровая) - для игр, занятий, приема пищи, отдыха;
     
     спальня - для дневного (в круглосуточных группах - и ночного) сна детей;
     
     раздевальная - для переодевания детей, хранения и сушки верхней одежды;
     
     туалетная - для гигиены и проведения закаливающих и оздоровительных процедур;
     
     буфетная - для хранения и мытья столовой посуды, принадлежащей данной группе детей.
     
     Эти помещения обеспечивают оптимальные условия для интеллектуального, физического и психического развития детей, занятий, отдыха, игр, приема пищи, гигиены, мероприятий по уходу за детьми, их оздоровлению.
     

     5.1.3. С целью создания благоприятных условий для физического и эмоционального развития детей, в составе групповой ячейки в качестве дополнительной площади для двигательной активности детей целесообразно предусматривать открытую террасу (террасу-манеж или террасу-солярий) и остекленную отапливаемую в зимнее время веранду.
     
     Их площади ориентировочно составляют: терраса - от 10 до 25-40 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения, веранда (веранда-оранжерея) - от 1 до 6-12 мПособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения.
     

     5.1.4. Взаимосвязь всех помещений групповой ячейки осуществляется через групповую (игровую), которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной.
     
     Целесообразно предусматривать также функциональную связь спальни с туалетной, туалетной с раздевальной, а также раздевальной ясельной группы с открытой террасой (через входные тамбуры).
     

     5.1.5. Остекленные веранды и открытые террасы следует размещать под окнами групповой (игровой) для обеспечения визуальной связи с ними.
     

     5.1.6. Все помещения групповой ячейки следует размещать, как правило, на одном этаже.
     

     5.1.7. Если игровое пространство для детей в групповой ячейке решается не одним помещением, а с подключением помещений для занятий по подгруппам, психологической разгрузки ("Домашний уголок"), остекленной веранды или открытой террасы, необходимо обеспечить возможность визуальной связи групповой (игровой) с этими помещениями, используя применение светопрозрачных перегородок и т.д.
     

     5.1.8. Раздевальные групповых ячеек для детей от 3-х лет, расположенных на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже здания в отдельных помещениях для каждой группы. Это позволит детям в теплой одежде и грязной обуви не подниматься на второй-, третий этаж.
     

     5.1.9. Для правильной организации учебно-воспитательных и рабочих процессов в групповой ячейке каждое помещение делится в соответствии с назначением и видом деятельности на функциональные зоны, оснащенные соответствующей мебелью и оборудованием.
     
     Площади и параметры функциональных зон определяются условиями размещения соответствующих комплектов мебели и оборудования с учетом рабочих зон на основе антропометрических параметров детей.
     

     5.1.10. В универсальных малокомплектных групповых ячейках для ДОУ компенсирующей направленности, для детей ясельного и дошкольного возраста от 1 года и старше, площади помещений следует принимать согласно приложению 14 МГСН 4.07-05.
     

Раздевальные

     5.1.11. Раздевальные должны быть просторными и хорошо освещенными, учитывая то, что дети дважды в день выходя на прогулку, приходя утром и уходя вечером, одеваются и раздеваются практически одновременно всей группой. Кроме того, для младших детей процесс переодевания одновременно является учебным (освоением бытовых навыков).
     
     Проекты планировок раздевальных и размещение мебели представлены на рисунках 25-27.
     

     5.1.12. Раздевальные для детей от (1,5) 2-7 лет, как правило, оборудуются одноярусными пятиместными шкафами для верхней одежды, в комплекте со скамьями для переодевания. Помещения делятся на зону хранения одежды и зону переодевания.
     

     5.1.13. Если в составе групповой ячейки не предусматривается специального помещения для сушки детской одежды, шкафы для детской одежды, в раздевальных следует предусматривать оборудованными подогревом (от системы горячего водоснабжения) и вентиляцией (вытяжными коробами).
     
     Вентиляционный короб должен находиться на расстоянии от пола не менее 1,3 м.
     

     5.1.14. Шкафы для верхней одежды в раздевальных желательно размещать по периметру помещений для удобства наблюдения за переодеванием детей и организации вентиляционной вытяжки из шкафа.
     
     Следует предусматривать свободные проходы к шкафам, достаточное пространство для открывания дверок и хорошую освещенность мест для переодевания и распознавания опознавательных знаков на дверках шкафа.
     
     Шкафы для верхней одежды детей должны быть надежно стационарно закреплены.
     
     Блок-модуль из 5-ти шкафов имеет размер 1,35 м, длина 4-х сблокированных модулей (для 20 детей) - 5,4 м. Минимальная ширина раздевальной, необходимая для размещения двух рядов шкафов и скамей между ними составляет 2,9 м.
     

Групповая (игровая)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Пособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения

Название документа: Пособие к МГСН 4.07-05 Дошкольные образовательные учреждения

Вид документа: Пособие

Принявший орган: Москомархитектура

Статус: Действующий

Опубликован: научно-техническое издание

/ Правительство Москвы; Москомархитектура. - М.: ГУП "НИАЦ", 2007 год

Дата принятия: 08 июня 2007

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах