Статус документа
Статус документа

     
     ПОТ Р О-13153-ЖДРМ-946-03

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов

Отраслевые правила по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов (ПОТ Р О-13153-ЖДРМ-946-03) разработали:

В.Н.Ищенко, М.Р.Прохоров, М.М.Гиншпарг (ВНИИЖТ); при участии В.А.Остудина (ГУ "Желдорреммаш")

Отраслевые правила согласованы:

Дирекцией заводов по капитальному ремонту локомотивов и грузовых вагонов МПС России

Управлением охраны труда МПС России

Управлением ведомственной охраны МПС России

Заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту

Юридическим управлением МПС России

Центральным комитетом Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (постановление от 1 ноября 2002 года N 09.25)

СОГЛАСОВАНЫ Министерством труда и социального развития Российской Федерации

Письмо от 10 июля 2003 г. N 5382-ВЯ

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Н.Пустовой 11 августа 2003 г. N ЖДРМ-946

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Отраслевые правила по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности при ремонте локомотивов и грузовых вагонов (далее - подвижного состава) на заводах, находящихся в ведении Государственного учреждения "Дирекция заводов по капитальному ремонту локомотивов и грузовых вагонов Министерства путей сообщения Российской Федерации" (ГУ "Желдорреммаш МПС России") (далее - заводах).

1.2. Обеспечение безопасности труда при ремонте подвижного состава должно производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 12.3.002*, государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) и иных нормативных и нормативных правовых актов об охране труда.

________________

* Перечень и реквизиты нормативных актов приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам (здесь и далее по тексту)

1.3. Оборудование, применяемое при ремонте подвижного состава, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003.

1.4. При ремонте подвижного состава на работников могут воздействовать в соответствии с ГОСТ 12.0.003 следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;

перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

отсутствие или недостаток естественного света при работах в смотровых канавах, замкнутых объемах и других рабочих местах;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте, в замкнутых объемах и работах на железнодорожных путях;

химические опасные и вредные производственные факторы (появление в зоне работы взрыво- и пожароопасных сред, работа с щелочами, кислотами, сварочными аэрозолями и другими вредными химическими веществами).

При авариях на работников могут воздействовать опасные факторы взрыва и пожара.

1.5. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003, СН 2.2.4/2.1.8.562 и ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.566.

При реостатных испытаниях тепловозов и электровозов должны предусматриваться меры по защите населенных пунктов от шума.

1.6. Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках заводов должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120 и Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.

1.7. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне в помещениях заводов должны соответствовать СанПиН 2.2.4.548, а содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках заводов не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686* и ГН 2.2.5.687**.

________________

* На территории Российской Федерации действуют ГН 2.2.5.1313-03. Здесь и далее;          

** На территории Российской Федерации действует ГН 2.2.5.1314-03. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

    1.8. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010. Параметры взрывоопасности должны регламентироваться в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

1.9. Общие требования к устройству, содержанию помещений заводов, а также организация и ведение технологических процессов по ремонту подвижного состава должны соответствовать Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации и Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

1.10. Для всех производственных помещений заводов в соответствии со СНиП 31-03 и Ведомственными нормами технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности" ВНТП 05 должны быть определены категории взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.

1.11. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках заводов должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7.3 и 7.4 Правил устройства электроустановок.

1.12. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений заводов должны соответствовать требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

На заводах должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.

1.13. В целях охраны труда и окружающей среды на заводах необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность и эффективность вентиляционных и очистных сооружений определяются на основании результатов анализов, проводимых дорожными центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железных дорогах.

Выбросы воздуха, удаляемого общеобменной и местной вентиляцией заводов, не должны превышать предельно допустимые концентрации для атмосферного воздуха прилегающих жилых районов.

1.14. На территориях заводов должны находиться отдельные емкости для сбора и хранения остатков загрязненных нефтепродуктов и пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.

Разлитые на территории и в помещениях заводов нефтепродукты должны быть собраны и вывезены на утилизацию.

1.15. Промывочные воды при обмывке и мойке тележек, колесных пар, подшипников, других узлов и деталей подвижного состава должны собираться и обезвреживаться.

1.16. Места сброса промывочных вод, прошедших нейтрализацию, должны быть согласованы с дорожным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге, а также линейным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на станции железной дороги.

1.17. Производственные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны спускаться с территории завода в очистные сооружения.

1.18. Комплекс очистных сооружений должен обеспечивать очистку промывочных вод до установленных норм. Использование промывочной воды должно быть, как правило, замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов.

Эксплуатация водопроводных, канализационных, очистных сооружений и сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006, СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03, Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства.

1.19. На территориях, в производственных помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании завода, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены знаки безопасности труда по ГОСТ Р 12.4.026, в соответствии с Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.

1.20. При разработке технологических процессов по ремонту локомотивов и грузовых вагонов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами. Вновь разрабатываемые и пересматриваемые технологические процессы и правила ремонта технологического оборудования, технологические инструкции и карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать в части требований безопасности ГОСТ 3.1120 и настоящим Правилам.

1.21. Для основных профессий работников и на отдельные виды работ должны быть разработаны инструкции по охране труда для работников на основе настоящих Правил и в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда и Правилами разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда.

1.22. К самостоятельной работе на заводах допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда в объеме, соответствующем занимаемой должности (профессии) и не имеющие медицинских противопоказаний.

1.23. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, производством маневров и управлением локомотивов, допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в соответствии с приказом МПС России от 17 ноября 2000 года N 28Ц.

Применение труда лиц моложе восемнадцати лет при работах, связанных с ремонтом подвижного состава, допускается только на тех работах, которые не входят в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет и Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

1.24. Работники профессий, связанных с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90, приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц и приказом МПС России от 5 ноября 1999 г. N 15ЦЗ, а также психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695.

1.25. К обслуживанию и эксплуатации электроустановок допускается специально обученный персонал, прошедший проверку знаний по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок.

Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок в зависимости от должности, профессии и характера работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.26. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников заводов, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, ГОСТ 12.0.004 и Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.

Сведения о прохождении обучения, проверки знаний, стажировки и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

1.27. При эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств на территории заводов следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах (электрокарах, автомашинах, кранах) заводов допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами.

1.28. Работники заводов, связанные с ремонтом подвижного состава, должны быть обеспечены соответствующей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железных дорог Российской Федерации.

1.29. Порядок выдачи, хранения и использования специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ должен соответствовать Положению о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

Рабочие места и организация работ, связанная с химической чисткой, стиркой должны соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда при химической чистке, стирке.

1.30. Работы по приготовлению смесей, изготовлению литейных форм и стержней, плавке стали и чугуна и другие виды работ литейного производства должны выполняться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда в литейном производстве.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs