ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ТИПА (АЛСН) И УСТРОЙСТВАМИ КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНИСТА
УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Н.Пустовым "25" октября 2001 г. ЦТ-ЦШ-889
В отмену Инструкции ЦШ-ЦТ-3502 от 20.01.78.
§ 1. Настоящая Инструкция определяет порядок пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа с автостопом, устройствами проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда (АЛСН), которые предназначены для повышения безопасности движения и улучшения условий вождения поездов.
§ 2. При автоматической локомотивной сигнализации локомотивные светофоры должны давать показания, соответствующие показаниям путевых светофоров, к которым приближается поезд (§ 91 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР*).
________________
* На территории Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
§ 3. На участках, оборудованных устройствами автоматической локомотивной сигнализации, пользование существующими средствами сигнализации и связи при движении поездов должно производиться в полном соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР*.
________________
* На территории Российской Федерации действует Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
§ 4. Все локомотивы и моторвагонные поезда, отправляемые на участки с автоблокировкой, должны иметь исправные устройства автоматической локомотивной сигнализации с автостопом, устройствами проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда и исправные устройства проверки бдительности при отправлении локомотивов и мотор-вагонных поездов на участки, не оборудованные автоблокировкой.
Запрещается выдача из депо локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а машинистам отправляться из основных депо, пунктов оборота локомотивов, пунктов технического обслуживания на локомотивах (кроме маневровых) и моторвагонном подвижном составе с отсутствующими или выключенными, неисправными устройствами АЛС, автостопом, устройствами проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поездов на линиях с автоблокировкой и с неисправными устройствами проверки бдительности - на участках, не оборудованных автоблокировкой.
Запрещается выдача из основного депо паровозов, оборудованных АЛС, при неисправности хотя бы одного турбогенератора.
§ 5. Порядок отправления и следования по участкам, оборудованным автоблокировкой, маневровых локомотивов, не оборудованных устройствами АЛСН, а также локомотивов и моторвагонных поездов с выключенными в пути следования (за исключением указанных в § 4 настоящей Инструкции) устройствами АЛСН из-за их неисправности устанавливается начальниками железных дорог с введением специальной инструкции, предусматривающей необходимые меры обеспечения безопасности, исходя из местных условий.
§ 6. Временные выключения путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации должны производиться с предварительным оформлением и выдачей на поезда предупреждений с последующей отменой предупреждений установленным порядком, после включения путевых устройств в действие.
§ 7. Ответственность за правильность показаний локомотивных светофоров АЛСН в соответствии с показаниями путевых светофоров (состоянию блок-участков), к которым приближается поезд, несут работники дистанции сигнализации и связи, обслуживающие эти устройства.
Ответственными лицами за правильное пользование в поезде устройствами АЛСН и сохранность этих устройств на локомотиве являются машинист локомотива, моторвагонного поезда и его помощник.
Ответственность за исправное состояние АЛС, автостопа, приборов проверки бдительности машиниста, контроля скорости на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, выданных под поезда, возлагается на работников депо и дистанций сигнализации и связи в соответствии с приложением 1.
Ответственность за обеспечение в исправном состоянии и бесперебойное действие устройств проверки бдительности машиниста (при работе АЛСН в режиме "без АЛС") на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, обслуживающих только участки, не оборудованные автоблокировкой, возлагается на начальников локомотивных депо.
Пломбирование устройств АЛСН производится в соответствии с приложением 2. Порядок обеспечения сохранности приборов и пломб при отстое локомотивов (моторвагонных поездов) устанавливается начальником отделений дороги.
§ 8. Все работы по содержанию и обслуживанию устройств АЛСН должны выполняться с соблюдением соответствующих правил и инструкции по технике безопасности.
§ 9. Исходя из местных условий и в соответствии с настоящей Инструкцией начальниками железных дорог устанавливается порядок проверки, регулировки и устранения неисправностей устройств АЛСН.
§ 10. Обслуживание и ремонт устройств и приборов АЛСН, находящихся в ведении локомотивных депо, производится работниками цеха автостопов локомотивного депо по технологическому процессу, утвержденному начальником депо и соответствующему Инструкции по техническому обслуживанию АЛСН и Правилам ремонта локомотива.
Технологический процесс осмотра, проверки и ремонта путевых и локомотивных устройств АЛСН, обслуживаемых работниками дистанций сигнализации и связи, устанавливается начальником дистанции сигнализации и связи в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию устройств АЛСН.
§ 11. При приемке локомотива или моторвагонного поезда машинист обязан убедиться в наличии штампа-справки об исправном действии установленных на локомотиве (моторвагонном поезде) устройств АЛСН, наличии и целостности пломб на аппаратах в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 2, и проверить включение этих устройств.
В случае отсутствия недостатков при приемке локомотива (моторвагонного поезда) в пунктах смены бригад принимающий и сдающий машинисты расписываются в Журнале технического состояния локомотива, а при обнаружении сорванных пломб или других недостатков последние должны быть устранены работниками контрольного пункта АЛСН или локомотивного депо, о чем в журнале делается соответствующая запись.
§ 12. Машинист, принявший локомотив (моторвагонный поезд), оборудованный АЛСН, обязан:
следить за чистотой и сохранностью этих устройств и пломб, имеющихся на приборах;
проверять при осмотрах локомотива или моторвагонного поезда надежность крепления приборов АЛСН, особенно приемных катушек, а на паровозах, кроме того, общих ящиков АЛСН;
своевременно докладывать об обнаруженных неисправностях устройств АЛСН и источников питания в пути следования поездному диспетчеру или дежурному по станции, а при нахождении в депо - дежурному по депо; в обоих случаях об этом делается запись в Журнале технического состояния локомотивов.
§ 13. Для включения на локомотивах и моторвагонных поездах устройств АЛСН машинист должен:
убедиться, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7 кгс/см, краны, соединяющие электропневматический клапан автостопа (ЭПК), с тормозной и напорной магистралями, находятся в открытом положении; ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;
включить электропитание локомотивной сигнализации (на паровозе предварительно должен быть приведен в действие турбогенератор) и убедиться по прибору, что напряжение источника питания устройств АЛСН в установленных пределах (не ниже 45 и не выше 55 В);
на односекционных электровозах и тепловозах с двумя кабинами управления повернуть рукоятку переключателя направления в положение, соответствующее направлению движения;
после включения электропитания поворотом ключа в замке ЭПК влево включить ЭПК и по получении при этом свистка кратковременно нажать рукоятку бдительности (прекращение свистка и появление на локомотивном светофоре огня укажут, что устройства автоматической локомотивной сигнализации включены в действие);
поставить переключатель частот в положение, соответствующее частоте тока путевых устройств (25, 75 или 50 Гц).
§ 14. На локомотивах и моторвагонных поездах, оборудованных регистрирующими скоростемерами, машинист должен проверить регистрацию включения АЛСН электромагнитом положения ЭПК.
§ 15. Включение АЛСН может контролироваться следующими устройствами и способами:
специальными блокировочными устройствами, автоматически исключающими возможность отправления и следования локомотива с выключенным АЛСН;
записью включенного, положения устройств на ленте скоростемера.
Блокировочные устройства, автоматически исключающие возможность отправления и следования, должны быть обязательно включены на моторвагонных поездах и локомотивах, обслуживающих пассажирские поезда. Включение указанных устройств на грузовых локомотивах должно производиться в соответствии со специальными указаниями МПС.
§ 16. Для выключения устройств АЛСН машинист должен:
поворотом ключа ЭПК в крайнее правое положение выключить его;
выключить электропитание АЛСН;