Недействующий

     

     

     Проект

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
О техническом регламенте

     
"Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону"

     

(Первая редакция)

     

     

ГЛАВА 1. Общие положения

     

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, определяет основные положения технического регулирования в области обеспечения гражданской обороны и устанавливает к продукции требования, обеспечивающие гражданскую оборону. Федеральные законы о соответствующих технических регламентах, разрабатываемые для конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования, обеспечивающие гражданскую оборону.

2. Требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), возникающих при ведении, а также в результате ведения военных действий или вследствие этих действий, устанавливаются Федеральным законом "О техническом регламенте "Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Продукцией, к которой настоящим Федеральным законом устанавливаются требования, обеспечивающие гражданскую оборону, являются:

территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, а также организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне (далее - объекты защиты);

объекты гражданской обороны, в т.ч. защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники;

технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону, в т.ч. технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, технические средства световой и иных видов маскировки.

4. Требования к продукции, обеспечивающие наряду с гражданской обороной защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно к средствам индивидуальной защиты, аварийно-спасательным средствам, приборам радиационной, химической, биологической разведки устанавливаются Федеральным законом "О техническом регламенте "Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Положения настоящего Федерального закона обязательны для исполнения при:

проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации продукции, к которой предъявляются требования, обеспечивающие гражданскую оборону;

разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону, а также нормативных документов в области гражданской обороны;

разработке технической документации на продукцию, к которой предъявляются требования, обеспечивающие гражданскую оборону;

оценке соответствия продукции, процессов ее проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего Федерального закона, обеспечивающим гражданскую оборону.

Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Федеральный закон "О техническом регулировании"), статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон "О гражданской обороне"), а также следующие основные понятия:

1) аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.

2) загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, вероятного катастрофического затопления и подготовленная для размещения эвакуируемого населения.

3) защитное сооружение гражданской обороны - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, а также от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов.

4) защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий, направленных на устранение или снижение до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальных опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5) зона вероятного затопления - территория, которая может быть покрыта водой в результате стихийного бедствия либо повреждения или разрушения гидротехнических сооружений.

6) зона вероятного катастрофического затопления - зона вероятного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, в первую очередь зданий и сооружений, а также ущерб окружающей природной среде.

7) зона возможного радиоактивного загрязнения - территория или акватория, на которой возможно загрязнение окружающей среды и различных видов продукции радиоактивными веществами в количествах, вызывающих превышение установленного нижнего критериального значения доз облучения населения.

Размеры зон возможного радиоактивного загрязнения для объектов использования атомной энергии устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

8) зона возможного образования завалов - часть территории зоны возможных разрушений, включающая участки расположения зданий и сооружений с прилегающей к ним местностью, на которой возможно образование завалов из обрушающихся конструкций этих зданий и сооружений.

9) зона возможного опасного землетрясения - территория, в пределах которой интенсивность возможного сейсмического воздействия составляет 7 и более баллов.

Размеры и месторасположение зоны возможного опасного землетрясения следует определять по картам сейсмического районирования территории Российской Федерации и с учетом сейсмического микрорайонирования площадок строительства.

10) зона возможного опасного радиоактивного загрязнения - часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критериального значения доз облучения населения.

Размеры зон возможного опасного радиоактивного загрязнения для объектов использования атомной энергии устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

11) зона возможных разрушений - территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, и организация, отнесенная к категории по гражданской обороне, на которой возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 килопаскаль (0,1 килограмм-силы на квадратный сантиметр) и более, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций.

Размеры зон возможных разрушений для территорий, отнесенных ко всем группам по гражданской обороне, организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, расположенных вне территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обороны.

12) зона возможного химического заражения -    территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений.

13) зона световой маскировки - территория, расположенная между государственной границей и рубежом досягаемости в начальный период военного конфликта тактической и палубной авиации вероятного противника.

Перечень территорий, входящих в зону световой маскировки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обороны.

Вся приграничная зона является частью зоны световой маскировки.

14) критически важный объект - объект, нарушение или прекращение функционирования которого может привести к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период.

15) независимая оценка рисков - осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия объектов защиты установленным требованиям в области гражданской обороны.

16) организация, отнесенная к категории по гражданской обороне - организация, независимо от ее организационно-правовой формы и собственности, а также входящие в ее состав отдельные объекты, имеющие мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и (или) представляющие уникальную культурную ценность.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливается Правительством Российской Федерации.

17) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны - совокупность проектных решений, реализуемых при строительстве и направленных на защиту населения и территорий, снижение материального ущерба от последствий воздействия современных средств поражения и вторичных поражающих факторов при ведении боевых действий, диверсионных и террористических актах.

18) потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожароопасные и взрывоопасные, аварийно химические опасные и биологические вещества, а также гидротехническое сооружение, которые создают реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

19) приграничная зона - территория, прилегающая, как правило, к государственной границе Российской Федерации, в пределах которой в начальный период военного конфликта наиболее вероятно массированное применение современных средств поражения.

Перечень территорий, входящих в приграничную зону, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

20) современное средство поражения - находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных действиях может вызвать или вызывает гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушение здоровья населения, разрушения и повреждения объектов защиты, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов.

21) сохранность объектов защиты в военное время - способность объектов защиты бесперебойно функционировать в условиях воздействия современных средств поражения, а также возможность восстановления этих объектов в случае повреждений.

22) территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем критически важными и потенциально опасными объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обороны.

23) эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, вероятного катастрофического затопления, а также по жизнеобеспечению эвакуированного населения в районах размещения.

Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области гражданской обороны


Правовой основой технического регулирования в области гражданской обороны является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О гражданской обороне", Федеральный закон "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности", Федеральный закон "О техническом регламенте "Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения гражданской обороны.

Статья 4. Техническое регулирование в области гражданской обороны


1. Техническое регулирование в области гражданской обороны представляет собой установление в нормативных правовых актах и нормативных документах в области гражданской обороны требований, обеспечивающих гражданскую оборону к продукции, а также к процессам ее проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

2. К нормативным правовым актам в области гражданской обороны относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы, устанавливающие обязательные для исполнения требования по гражданской обороне.

3. К нормативным документам в области гражданской обороны относятся национальные стандарты, нормы, правила, инструкции, технические условия и иные документы, содержащие требования по гражданской обороне.

Статья 5. Обеспечение гражданской обороны объектов защиты


1. Каждый объект защиты должен иметь систему гражданской обороны.

2. Целью создания системы гражданской обороны объекта защиты является подготовка к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Порядок согласования отступлений от требований гражданской обороны, а также установленных нормативными документами дополнительных требований по гражданской обороне устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям по гражданской обороне


1. Гражданская оборона объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону, установленные федеральными законами о технических регламентах.

2. Гражданская оборона территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, обеспечивается в рамках реализации мероприятий по гражданской обороне соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

ГЛАВА 2. Требования к объектам защиты, обеспечивающие гражданскую оборону, при проектировании, строительстве и эксплуатации

     

Статья 7. Требования, обеспечивающие гражданскую оборону при градостроительной деятельности


1. Планировка и застройка территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также проектирование объектов капитального строительства организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, должны осуществляться в соответствии с генеральными планами территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, учитывающими требования по гражданской обороне, установленные настоящим Федеральным законом. Состав и функциональные характеристики систем, обеспечивающих гражданскую оборону территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, должны входить в проектную документацию в виде раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Перечень мероприятий по гражданской обороне, учитываемый при осуществлении планировки и застройки территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также при проектировании объектов капитального строительства организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, должен обеспечивать подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

3. Градостроительные решения по гражданской обороне должны разрабатываться с учетом размещения производительных сил и расселения населения, групп территорий, категорий организаций по гражданской обороне и применительно к зонам возможной опасности, а также дифференцированно по категориям населения.

4. Перечень мероприятий по гражданской обороне, включаемый в проектную документацию, должен разрабатываться с учетом ограничений на распространение сведений, отнесенных к государственной тайне.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»