Статус документа
Статус документа

     
     ТИ Р О-13153-ЦМ-903-02



ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителей электропогрузчиков,
автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров

СОГЛАСОВАНА Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.05.2002 г. N 3115-КЛ;

Письмом ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей от 24.05.2002 г. N И-245/4

УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации С.А.Гришиным 25.05.2002 г.

Типовую инструкцию по охране труда для водителей электропогрузчиков, автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров разработали: А.В.Зотов, В.Н.Ищенко, М.Р.Прохоров (ВНИИЖТ), А.Ю.Колыско, С.В.Сорокин (ЦМ МПС)

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает основные требования безопасности для водителей электропогрузчиков, автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров при эксплуатации и обслуживании этих транспортных средств в хозяйстве грузовой и коммерческой работы.

На электропогрузчики, автопогрузчики, ковшовые погрузчики (далее - погрузчики) и бульдозеры зарубежного и отечественного производства на основании настоящей Типовой инструкции должна разрабатываться местная инструкция предприятия по охране труда для водителей электропогрузчиков, автопогрузчиков, ковшовых погрузчиков и машинистов бульдозеров.

1.2. К управлению погрузчиком и бульдозером не допускаются лица моложе 18 лет. При этом лица женского пола, достигшие 18 лет, не допускаются к управлению бульдозером, ковшовым погрузчиком и автопогрузчиком для переработки крупнотоннажных контейнеров.

При приеме на работу водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку на погрузчике (бульдозере) под наблюдением опытного водителя погрузчика (машиниста бульдозера) и проверку знаний.

В процессе работы водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.

1.3. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

1.4. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) допускается к работе при наличии у него удостоверения (сертификата), дающего право на управление погрузчиком (бульдозером) и допуска - на проведение работы, а также после прохождения ими целевого инструктажа.

1.5. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия, установленные режимы труда и отдыха, а также правила личной гигиены.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого помещениях с соответствующим оборудованием. Перед приемом пищи водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен вымыть руки водой с мылом.

1.6. В процессе работы на водителя погрузчика (машиниста бульдозера) могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

не огражденные вращающиеся элементы оборудования;

перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента;

химический фактор;

нервно-психологические перегрузки.

1.7. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выдаваемыми в соответствии с установленными нормами:

плащом из плащ-палатки или плащом из брезента по ГОСТ 12.4.134-83;

костюмом хлопчатобумажным по ГОСТ 27575-87 или костюмом "Механизатор-Л" по ТУ 8572-056-05109248-93;

сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве по ГОСТ 12.4.137-84;

рукавицами комбинированными по ГОСТ 12.4.010-75.

При наружных работах зимой водитель погрузчика (машинист бульдозера) дополнительно обеспечивается:

теплозащитным костюмом по ГОСТ 29335-92 или теплозащитным костюмом "Механизатор" по ТУ 8572-010-05109248-97;

валенками по ОСТ 17-672-77, которые могут быть заменены на сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой резиновой подошве по ТУ 8811-023-0543555-96;

галошами для валенок по ТУ 38106227-82.

В случае необходимости при выполнении определенных видов работ водителю погрузчика (машинисту бульдозера) выдаются следующие СИЗ:

очки защитные;

каска защитная;

респиратор.

1.8. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

не курить и не пользоваться открытым огнем на рабочем месте;

не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов вблизи погрузчика (бульдозера);

курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах, обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком, и где имеется надпись "Место для курения";

знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.9. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан соблюдать следующие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях (далее - пути):

к месту работы и от него проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";

при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

переходить путь только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;

проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотив и вагоны;

переходить путь, занятый железнодорожным подвижным составом (далее - подвижным составом), пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;

при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;

обходить локомотив, стоящий на пути, или группу вагонов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.10. Водителю погрузчика (машинисту бульдозера) запрещается:

переходить или перебегать пути перед движущимся составом, локомотивом, мотовозами, дрезинами и другими транспортными средствами;

подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

подниматься на локомотив и вагоны, находящиеся под контактным проводом;

садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;

находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать и садиться на рельсы и концы железобетонных шпал;

находиться на территории железнодорожной станции и в депо в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.

1.11. Выходя на путь из помещения или здания, ухудшающего видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.

1.12. При приближении железнодорожного подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) железнодорожного подвижного состава. После этого продолжить проход.

1.13. Переезд путей погрузчиками (бульдозерами) осуществляется в специально отведенных местах (переезд, настил). Перед переездом пути водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен убедиться в отсутствии движения железнодорожного подвижного состава по пути. Не следует оставлять погрузчик (бульдозер) на пути или в проездах для автомобильного транспорта.

1.14. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) во время работы обязан иметь при себе:

удостоверение (сертификат), дающее право на управление погрузчиком (бульдозером);

талон предупреждения по охране труда.

У водителя погрузчика (машиниста бульдозера), нарушившего во время работы требования безопасности, руководителем работ делаются просечки в талоне предупреждения.

1.15. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) должен следить за периодичностью проведения технического обслуживания погрузчика (бульдозера), в случае несвоевременного проведения технического обслуживания, сообщить об этом ответственному лицу (мастеру, бригадиру или старшему в смене).

1.16. Водитель погрузчика (машинист бульдозера) обязан выполнять только ту работу, которая поручена ему руководителем работ и входит в его должностные обязанности, быть внимательными и аккуратными во время выполнения работы.

1.17. Водителю погрузчика (машинисту бульдозера) запрещается:

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями;

работать без СИЗ;

передавать управление погрузчика (бульдозера) другим лицам без разрешения руководителя работ, использовать погрузчик (бульдозер) в личных целях;

поднимать, опускать и перевозить людей на грузоподъемном механизме (вилочном захвате, челюстном захвате, ноже, ковше) погрузчика (бульдозера);

садиться в погрузчик (бульдозер) и сходить с него во время движения;

отдыхать и спать в кабине погрузчика (бульдозера) при работающем двигателе;

работать на погрузчике с шинами, имеющими пониженное давление, сквозные пробоины и повреждение корда;

покидать кабину управления погрузчика (бульдозера) при поднятом грузе и работающем двигателе. Если необходимо отлучиться от погрузчика (бульдозера), то необходимо опустить его грузоподъемный механизм (вилочный захват, челюстной захват, нож, ковш), вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик (бульдозер) на стояночный тормоз, закрыть двери кабины на ключ;

устранять неисправности при включенном двигателе, поднятом грузоподъемном механизме погрузчика (бульдозера), если отсутствуют упорные устройства под оборудованием погрузчика (бульдозера);

касаться движущихся частей и механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов при работающем двигателе;

находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом, а также под грузоподъемным механизмом погрузчика (бульдозера);

производить запуск двигателя внутреннего сгорания буксировкой или толканием (при выходе из действия стартера).

При необходимости пуска двигателя внутреннего сгорания вручную пусковую рукоятку необходимо обхватывать всеми пальцами руки с одной стороны (без зажима рукоятки большим пальцем). Пусковую рукоятку следует поворачивать снизу вверх.

1.18. Подзарядку аккумуляторной батареи погрузчика (бульдозера) осуществляют аккумуляторщики в подзарядных помещениях со специальными постами.

Водителю погрузчика (машинисту бульдозера) запрещается производить подзарядку аккумуляторной батареи и электропогрузчика.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs