• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ВСН 413-80
------------------------
ММСС СССР

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ



Дата введения 1981-07-01


ВНЕСЕНА Государственным проектным институтом Гипрометаллургмонтаж

УТВЕРЖДЕНА Минмонтажспецстроем СССР

Заместитель министра монтажных и специальных строительных работ СССР К.С.КОЧАНОВ 10 ноября 1980 г.

СРОК ВВЕДЕНИЯ 1 июля 1981 г.

ВЗАМЕН главы СНиП III-Г.10.1-69


Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования разработана ГПИ Гипрометаллургмонтаж, Гипротехмонтажем и трестом Союзлифтмонтаж.

Настоящая инструкция введена в действие по согласованию с Госстроем СССР взамен главы СНиП III-Г.10.1-69 "Подъемно-транспортное оборудование. Правила производства и приемки монтажных работ".

Инструкция согласована с Госстроем СССР 5 сентября 1980 г. письмо N НК-4565-1 и Минтяжмашем СССР 23 марта 1979 г.

Составители: В.М.Левицкий, В.В.Гаврилов, Е.И.Недорезов, Н.Е.Баранов, В.И.Майоров, К.Ф.Коряк, Г.П.Миропольский, Ю.Ф.Голышманов, В.Г.Тонконогов (Гипрометаллургмонтаж), О.Н.Харитонов (Гипротехмонтаж), С.Я.Юцис, Г.Н.Бовский (трест Союзлифтмонтаж).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящей инструкции должны выполняться при монтаже, испытании и сдаче в эксплуатацию следующих видов подъемно-транспортного оборудования: мостовых кранов, кранов-перегружателей, козловых, портальных кранов и других грузоподъемных машин, машин непрерывного транспорта, шахтных подъемных установок, грузовых и пассажирских канатных дорог.

1.2. Требования инструкции не распространяются на монтаж пассажирских монорельсовых дорог гражданского транспорта, пассажирские одно- и двухканатные дороги с отключаемыми сцепными приборами, буксировочные канатные дороги для лыжников и подземные пассажирские подвесные канатные дороги.

Требования инструкции не распространяются также на монтаж механизмов общего назначения (редукторы, тормоза, муфты и т.д.), электрооборудование, средства автоматики, связи и сигнализации, смазочные гидравлические и пневматические системы, питатели и другие механизмы, монтаж которых производится с учетом требований специальных инструкций.

1.3. Настоящая инструкция разработана на основании правил главы СНиП по монтажу технологического оборудования.

При производстве работ, кроме требований настоящей инструкции, следует выполнять правила глав СНиП, стандартов, технических условий и нормативных документов, приведенных в приложении 1, а также технической документации заводов-изготовителей оборудования.

1.4. Монтажные работы должна выполнять специализированная организация, имеющая опыт монтажа подъемно-транспортного оборудования, в соответствии с проектом производства работ (ППР), согласованным в установленном порядке и утвержденным главным инженером МУ. Монтаж несложного подъемно-транспортного оборудования можно производить по утвержденным схемам монтажа или технологической записке, разработанной монтажной организацией.

1.5. Заказчик при выдаче задания на проектирование сложных сооружений с подъемно-транспортным оборудованием (здания металлургических цехов с высотой подкрановых путей свыше 12 м, с устанавливаемыми в них тяжелыми грузоподъемными кранами, или сооружения с шахтными подъемниками) должен предусматривать:

установку монтажных балок на стропильных фермах;

устройство специальных площадок в стволах шахт и других специальных приспособлений для установки оборудования шахтных подъемников. При проектировании строительной части сооружений проектная организация должна в чертежи "КМ" включить эти балки и площадки.

1.6. Подъемно-транспортное оборудование должно поступать на монтажную площадку с максимальной заводской и монтажной готовностью, прошедшее контрольные испытания в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями на его изготовление и поставку.

1.7. Ревизию подъемно-транспортного оборудования до монтажа допустимо производить только как исключение и при наличии заказа-наряда.

1.8. Вся техническая документация должна быть выдана монтажной организации не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому, и иметь отметку заказчика о принятии к производству.

1.9. Монтажной организации передают техническую документацию заводов-изготовителей подъемно-транспортного оборудования в соответствии с главой СНиП по монтажу технологического оборудования и, кроме того, при необходимости сборочные формуляры с допусками для сборки всех узлов.

1.10. Для производства работ по монтажу подвесных канатных дорог генподрядчик (заказчик) передает монтажной организации вместе со всей проектно-сметной документацией сертификаты заводов-изготовителей на поставляемые канаты, а для канатов пассажирских канатных дорог - акты испытаний канатно-испытательной станции.

2. ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

2.1. К началу производства работ по монтажу подъемно-транспортного оборудования генподрядчик обязан выполнить касающиеся его подготовительные работы согласно главы СНиП по монтажу технологического оборудования и дополнительные работы, предусмотренные ППР.

2.2. Монтажная организация в период подготовки:

получает от генподрядчика техническую и сметную документацию и обрабатывает ее;

выдает задания специализированной проектной организации на разработку ППР, рабочих чертежей металлоконструкций (КМД) и трубопроводов (КТД), кроме чертежей металлоконструкций (КМД) подвесных канатных дорог;

уточняет объемы работ, подлежащих выполнению;

определяет потребность в прокате, трубах и материалах, а также оформляет заявки на их получение;

размещает на базах и заводах заказы на изготовление металлоконструкций и узлов трубопроводов;

комплектует объект подъемно-транспортным и сварочным оборудованием, слесарным и контрольно-измерительным инструментом;

принимает от заказчика оборудование, а от генподрядчика - фундаменты;

комплектует объект рабочими, ИТР и организует их техническую учебу.

2.3. Фундаменты, здания и сооружения под монтаж подъемно-транспортного оборудования принимают в соответствии с главой СНиП по монтажу технологического оборудования, причем готовые фундаменты от строительной организации принимают по исполнительной схеме с указанием на ней фактических и проектных размеров.

2.4. При приемке фундаменты контролируют, допускаемые отклонения, если допуски специально не оговорены в проекте, приведены в табл.1.

Таблица 1

Отклонения

Размеры допускаемых отклонений, мм

1

2

Плоскостей и линий их пересечения от вертикали или от проектного наклона по всей высоте конструкции:

для фундаментов

20

Горизонтальных плоскостей на всю плоскость выверяемого участка

20

Местные отклонения поверхности бетона от проектной при проверке рейкой длиной 2 м, кроме опорных поверхностей

5

В длине или пролете элементов

20

В расположении анкерных болтов:

в плане внутри контура опоры

+5

в плане вне контура опоры

+10

по высоте

+20

Разница отметок по высоте на стыке двух смежных поверхностей

+3

Привязки продольных и поперечных осей фундаментов и осей колодцев

20

Размеров колодцев в плане

+20

Размеров уступов в плане и отметки уступов в колодцах

-20

Осей закладных деталей в плане

10


2.5. Расположение плашек и реперов на фундаментах для фиксирования осей и высотных отметок, необходимых для выверки оборудования, дают в схеме геодезического обоснования, которую разрабатывает проектная организация в составе ППР и выдает генподрядчику до начала работ по возведению фундаментов.

2.6. Точность нанесения керна, обозначающего ось, не должна превышать 1 мм, а высотной отметки (репера) - 0,5 мм.

2.7. Оборудование принимают на площадке для укрупнительной сборки или непосредственно у фундаментов.

Заказчик оборудование в монтаж подает согласно графику или по заявке монтажной организации.

3. ПРОИЗВОДСТВО МОНТАЖНЫХ РАБОТ

3.1. Монтаж подъемно-транспортного оборудования следует начинать после сдачи строителями сооружения или части его в соответствии с главой СНиП по монтажу технологического оборудования.

3.2. Основным методом производства работ должен быть монтаж оборудования в сборе или максимально укрупненными блоками.

3.3. Способы установки и выверки оборудования на фундаментах должны соответствовать требованиям проектной документации (в том числе ППР) и нормативным документам, перечисленным в приложении 1.

3.4. Применение в качестве постоянных опорных элементов пакетов металлических подкладок допустимо только в случаях, технически обоснованных заводом-изготовителем оборудования.

3.5. Все отступления от проектной документации, принятые в период производства работ, должны быть согласованы с организациями, разработавшими эту документацию.

3.6. При опирании оборудования на бетонную подливку и "бесподкладочных" методах монтажа следует соблюдать требования "Инструкции по креплению технологического оборудования фундаментными болтами" СН 471-75* утвержденной Минмонтажспецстроем СССР.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 2.09.03-85, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3.7. Предварительное закрепление оборудования перед его подливкой следует производить равномерной затяжкой болтов с помощью стандартных гаечных ключей. Окончательную затяжку фундаментных болтов производят согласно требованиям главы СНиП по монтажу технологического оборудования.

Усилие при затяжке, если оно не оговорено в заводской документации, следует принимать согласно требованиям указанной выше "Инструкции по креплению технологического оборудования фундаментными болтами".

3.8. При работе оборудования с динамическими нагрузками гайки фундаментных болтов предохраняют от самоотвинчивания посредством их стопорения согласно указаниям в рабочих чертежах.

3.9. Смонтированное подъемно-транспортное оборудование подвергают испытанию (опробованию). Готовность оборудования к испытанию определяет монтажная организация совместно с заказчиком, при этом проверяют готовность всех механизмов, систем смазки, электрооборудования, управления и т.д.

Общий порядок испытаний определяется требованиями главы СНиП "По монтажу технологического оборудования" и проектной документации. Указания по проведению испытаний отдельных видов оборудования приведены в соответствующих разделах настоящей инструкции.

4. МОНТАЖ МОСТОВЫХ КРАНОВ

4.1. Содержание раздела распространяется на:

подвесные ручные и электрические краны (в том числе краны-штабелеры);

мостовые ручные и электрические краны общего назначения, специальные (магнитные, грейферные, с гибким подвесом траверсы, поворотной тележкой, подхватом), металлургические (заливочные, литейные, для раздевания слитков, колодцевые, ковочные и т.д.);

оборудование грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта.

4.2. Мостовые краны монтируют после сдачи по акту подкрановых путей в полном объеме или отдельными участками.

Допускается приемка отдельного выверенного участка подкрановых путей длиной не менее трех баз крана с установкой по концам этого участка временных тупиковых упоров. Допускаемые отклонения от проектных размеров смонтированных подвесных путей приведены в табл.2, подкрановых - в табл.3.

Таблица 2

Отклонения для подвесных путей

Размеры допускаемых отклонений, мм

Отклонения стенки двутавровой балки от вертикальной плоскости при высоте балки ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Горизонтальное смещение оси нижней полки относительно разбивочной оси пути

3

Разность отметок нижнего (ездового) пояса на соседних опорах (вдоль пути) при расстоянии между опорами ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Разность отметок нижних (ездовых) поясов соседних балок (в пролетах) в одном поперечном сечении:

На опорах

В пролете

для путей двух- и многоопорных кранов

6

10

то же, со стыковыми замками

2

2

Взаимное смещение торцов нижних полок в стыках по высоте и в плане

1

1



Таблица 3

Отклонения для подкрановых путей мостовых кранов

Размеры допускаемых отклонений, мм

1

2

Смещение оси рельса относительно оси подкрановой балки, мм

15

Расстояние между осями подкрановых рельсов (колея крана), мм

10

Непрямолинейность оси рельса, мм, на длине 40 м

15

Разность отметок головок рельсов на соседних колоннах, мм, при расстоянии между колоннами ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования:

ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования10 м

10

ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования10 м

0,001ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования, но не более 15

Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении пути:

на опорах

15

в пролете

20

Взаимное смещение торцов рельсов в стыках по высоте и в плане

2


4.3. Метод и порядок монтажа мостовых кранов определяется ППР или технологической запиской в зависимости от массы крана и отдельных его узлов, габаритных размеров крана и цеха, а также наличием монтажных механизмов на строительной площадке.

Мостовые краны общего назначения можно монтировать в сборе или отдельными узлами (два полумоста, тележка и кабина).

Порядок монтажа большинства металлургических и специальных кранов зависит от конструктивного их исполнения и условий поставки.

Рекомендуемая последовательность сборки этих кранов:

подъем моста отдельными узлами;

подъем и установка тележки (одной или двух) в сборе или отдельными частями;

сборка и выверка моста и тележки;

подъем кабины и других узлов крана;

запасовка канатов и подвешивание подъемного полиспаста крана;

испытание и сдача крана.

4.4. При поступлении в монтаж кранов отдельными элементами на площадке до подъема элементы крана укрупняют в блоки в соответствии с грузоподъемностью монтажного механизма. При этом учитывают массу электрооборудования, так как электрооборудование поднимают одновременно с узлом крана.

4.5. После стыковки моста на монтажных болтах замеряют его геометрические размеры; при соответствии фактических размеров проектным стыки соединяют согласно проекту на болтах, сварке или заклепках.

4.6. Собранное болтовое соединение проверяют щупом; пластина щупа толщиной 0,3 мм должна входить под накладку на глубину не более 20 мм.

4.7. При сборке конструкций под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах допусков, предусмотренных проектом. Сварку металлических конструкций кранов и контроль качества сварки производят согласно правилам Госгортехнадзора СССР и техническим условиям завода-изготовителя.

4.8. Требования, предъявляемые к установке заклепок, приведены в табл.4.

Таблица 4

Наименование дефекта

Допускаемые значения

Вибрация или перемещение головки под ударами контрольного молотка

Не допускается

Неплотное прилегание головки к склепываемому пакету

Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить вглубь под головку более чем на 3 мм

Трещиноватость или рябина головки

Не допускается

Зарубки на головке

Не более 2 мм

Смещение головки с оси стержня

Не более 0,1 диаметра стержня

Маломерная и недооформленная головка

Не более 0,05 диаметра по высоте головки и не более 0,1 диаметра стержня на всю головку

Венчик вокруг головки

Толщиной не менее 1,5 мм и не более 3 мм. Венчик толщиной менее 1,5 мм следует срубить

Зарубка поверхности металла обжимкой

Не допускается

Неполное заполнение головкой потайной заклепки по диаметру головки

Не более 0,1 диаметра стержня

Избыток или недостаток по высоте потайной заклепки

Не более 0,5 мм, при необходимости избыток зачистить


4.9. Поставленные заклепки с отклонениями выше значений, приведенных в табл.4, бракуют и заменяют.

4.10. Установленная на мост крана грузовая тележка должна опираться на все колеса. Разность расстояний между осями колес (база тележки), измеренная по двум сторонам, не должна превышать 2 мм.

4.11. Если поверхности катания подтележечных рельсов расположены не на одном уровне, обеспечивающем опирание всех ходовых колес тележки, разрешается под рельсы над диафрагмами балок установить подкладки толщиной до 20 мм.

4.12. Систему централизованной смазки монтируют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

4.13. Кабину монтируют после установки в ней электрооборудования и системы управления.

4.14. По окончании монтажа крана проверяют его фактические размеры. Отклонение фактических размеров должно соответствовать допускам, предусмотренным заводской документацией, а при отсутствии их не превышать значений, приведенных в табл.5.

Таблица 5

Контролируемый размер

Допуск, мм

Пролет крана:

при длине пролета до 34 м

5

при длине пролета 34-50 м

6

при длине свыше 50 м

7,5

Разность диагоналей моста

5

Колея тележки:

при ширине до 7500 мм

3

при ширине свыше 7500 мм

5

Разность диагоналей тележки

3

Разность отметок головок подтележечных рельсов в поперечном сечении при колее тележки, мм

до 3100, а также независимо от колеи тележки у колодцевых кранов, для раздевания слитков, мульдозавалочных

5

от 3100 до 7500

8

свыше 7500

10

Смещение торцов подтележечных рельсов в стыках по высоте и в плане

1

Отклонение от горизонтальной плоскости крайних точек наружной плоскости катков

1 мм на 1 м


4.15. При монтаже специальных кранов (колодцевых и для раздевания слитков), имеющих шахту, последнюю присоединяют к раме тележки после ее установки на мосту крана. Распорки (пауки) внутри шахты срезают только после соединения шахты с тележкой.

Перед подъемом шахты в вертикальное положение во избежание поворота шахты на 180° следят за монтажными рисками, указанными на сборочном чертеже, корпусе шахты и раме тележки, которые должны быть одинаково ориентированы.

Кронштейны для кабин и площадок на шахте, а также сами кабины, как правило, следует устанавливать до подъема шахты.

4.16. Отклонение рабочих плоскостей шахты от линии отвеса не должно превышать 3 мм на всю длину шахты. После закрепления шахты к раме тележки монтируют оборудование внутри шахты согласно заводской инструкции.

4.17. Монтаж специальных кранов с лапами на траверсе осуществляют аналогичным способом. После монтажа моста и тележки под ними собирают шахту и траверсу, поднимая их с помощью полиспастов.

4.18. Механизмы верхней тележки собирают согласно чертежам, обращая внимание на оси конических катков механизма поворота, которые должны лежать в горизонтальной плоскости, параллельной плоскости кругового рельса.

Боковые ролики устанавливают с зазором 1-1,5 мм к внутренней поверхности кругового рельса. Наименьший зазор между нижней точкой бокового ролика и рамой тележки 10 мм. Положение траверсы регулируют так, чтобы ее продольная ось при подъеме и опускании была горизонтальной; отклонение не должно превышать 1 мм на 1 м длины траверсы.

4.19. При запасовке канатов механизмов подъема необходимо соблюдать "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов"* Госгортехнадзора СССР.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ПБ 10-382-00, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Монтаж оборудования грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта

4.20. Оборудование грузовых монорельсовых дорог (тали стационарные, передвижные с ручным приводом или с электроприводом, с управлением снизу или из кабины) заводы-изготовители поставляют, как правило, в сборе. Отдельным узлом поставляют кабину управления.

4.21. К монтажу талей приступают после приемки пути (монорельса). Требования, предъявляемые к однорельсовому пути:

балки пути к фермам или конструкциям перекрытий крепят болтами в соответствии с проектом;

смещение торцевых профилей на стыках не должно превышать 2 мм, а зазор между торцами балок - 3 мм;

4.22. После установки тали зазор между ребрами полки монорельса и ребордами колес тали должен составлять 2-3 мм.

4.23. У талей с управлением из кабины после подъема тали устанавливают кабину и соединяют с тележкой тали.

4.24. По окончании монтажа таль испытывают в соответствии с требованиями заводской документации и правил Госгортехнадзора.

4.25. Оборудование межцехового транспорта (электротягачи и др.) монтируют в соответствии с указаниями по монтажу электроталей (см. пп.4.20-4.24 настоящей инструкции).

5. МОНТАЖ КОЗЛОВЫХ, ПОРТАЛЬНЫХ КРАНОВ И КРАНОВ-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ

5.1. Содержание раздела распространяется на:

мостовые трубчато-балочные перегружатели общесоюзной поставки;

мостовые балочно-шпренгельные перегружатели поставки ГДР;

козловые краны;

портальные краны.

5.2. Мероприятия организационно-технической подготовки для всех видов подъемно-транспортного оборудования приведены в разделе 2 настоящей инструкции.

5.3. До начала монтажных работ необходимо отнивелировать и отрихтовать подкрановый путь в обе стороны от оси сборки моста на участках по 25 м.

Отклонение от проектного положения подкрановых путей не должно превышать данных в табл.6.

Таблица 6

Отклонения

Размеры допускаемых отклонений, мм,
для крана

козлового

мостового перегружателя

портального

Расстояние между осями рельсов (ширина колеи):

крана

8

30

5

тележки

2

3

-

Непрямолинейность оси рельса на длине 30 м

15

15

15

Разность отметок головок рельсов на длине пути 10 м

20

20

15

Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении:

пути крана

10

20

15

пути тележки

2

2

-

Взаимное смещение торцов рельсов в стыках по высоте и в плане

1

1

1

Наибольший уклон пути

0,003

0,003

0,003

Зазор в стыках рельсов (при температуре 0 °С и длине рельса 12,5 м)

6

6

6

Примечания: 1. При изменении температуры на 10 °С допуск на зазор изменяют на 1,0-1,5 мм.

2. Допуски для путей козловых кранов пролетом более 30 м принимают по кормам для мостовых перегружателей.


5.4. Сдача-приемка участка и всего подкранового пути оформляется актом. К акту прилагается геодезическая схема пути.

5.5. Стальные конструкции козловых, портальных кранов и кранов-перегружателей поступают с заводов-изготовителей отдельными отправочными марками, масса и габаритные размеры которых определяются из условий транспортировки; механическое оборудование - отдельными узлами.

Монтаж козловых кранов и кранов-перегружателей

5.6. Козловые краны, у которых соединение опор с мостом предусмотрено шарнирным (самомонтирующиеся краны), собирают самоходными стреловыми кранами на шпальных клетках высотой до 1 м и поднимают в проектное положение стягиванием опор с помощью полиспастов. Затем устанавливают стяжки опор. Последовательность работ при подъеме определяется ППР и зависит от конструктивного исполнения опор.

5.7. У кранов-перегружателей трубчато-балочной конструкции отечественных заводов и шпренгельно-балочных перегружателей поставки ГДР подъем моста в сборе можно осуществлять с использованием собственных опор. Собранные опоры с закрепленными к ним полиспастами устанавливают монтажными кранами и раскрепляют расчалками.

Мост собирают на жестких выверенных опорах. Затем выверяют и производят сварку или клепку стыков, далее мост полиспастами поднимают в проектное положение.

5.8. Несамомонтирующиеся козловые краны и краны-перегружатели, конструкции которых не позволяют использовать опоры для подъема моста, монтируют в соответствии со схемой монтажа и в последовательности, указанной в ППР.

5.9. При сборке металлоконструкций кранов необходимо соблюдать следующие условия:

сборку производят на тщательно выверенных жестких опорах;

секции моста устанавливают в соответствии с заводской маркировкой;

собранные секции от смещения должны быть зафиксированы на временных опорах.

5.10. Металлоконструкции крана сваривают после окончательной сборки и подгонки всех стыков и проверки правильности сборки элементов согласно правилам Госгортехнадзора СССР и техническим требованиям завода-изготовителя.

5.11. При подъеме пролетного строения в сборе должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие плавный, без перекосов подъем всего моста, и выполнены мероприятия по технике безопасности.

5.12. Механизмы передвижения крана, грузовые тележки, крановые подвески, грейферы и другое оборудование монтируют с соблюдением требований завода-изготовителя.

5.13. Перед установкой механизмов все подшипники и маслопроводящие каналы необходимо заполнить смазкой. Блоки и колеса должны легко проворачиваться от руки, утечка масла в крышках и уплотнениях недопустима.

5.14. Отклонения от проектных размеров смонтированных козловых кранов и кранов-перегружателей не должны превышать значений, приведенных в табл.7.

Таблица 7

Отклонения

Размеры допускаемых отклонений, мм, для крана

козлового

мостового перегружателя

Смещение относительно проектной геометрической схемы осей ферм (балок):

главных

10

10

вспомогательных

10

-

Расстояние между осями ферм в поперечном сечении

10

10

Строительный подъем ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,2ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,2ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Отклонение от горизонтальности продольной оси моста, замеренное над опорами, при пролете ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Отклонение верхнего пояса главной фермы в середине пролета от прилегающей вертикальной плоскости (заваливание) при высоте фермы ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,002ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,002ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Разность диагоналей моста крана

5

5

Высота опор (жесткой, гибкой)

10

10

Стрела прогиба (кривизна) опоры (жесткой, гибкой) на участке от верха опоры до балансира при высоте опоры ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Смещение оси подтележечного рельса относительно оси балки при ширине колеи ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования:

для коробчатых балок

0,001ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,001ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

для одностенчатых балок и ферм

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Расстояние между осями рельсов (ширина колеи) грузовой тележки

3

3

Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении при ширине колеи тележки ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,002ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования, но не более 5

0,002ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Взаимное смещение торцов рельсов в стыках по высоте и в плане

1

1

Разность диагоналей собранной грузовой тележки

3

3


5.15. Отклонения взаимного положения установленных ходовых колес козловых кранов и кранов-перегружателей не должны превышать значений, указанных в табл.8.

Таблица 8

Замеряемые отклонения взаимного положения торцевых поверхностей двух колес одноколесных опор или двух любых колес разных балансиров с одной из сторон крана

Значение допускаемого отклонения, мм

в кранах с жесткой и гибкой опорами

в кранах с жесткими опорами

в жесткой опоре

в гибкой опоре

Параллельное смещение

5

7

5

Непараллельность на 1 м

1,5

2

1,5


5.16. При монтаже противоугонных захватов необходимо обеспечить:

равномерный отход губок захвата с обеих сторон от головки рельса, зазор должен составлять 3-4 мм на всем пути движения крана;

губки не должны задевать стыковых накладок и болтов крепления;

при срабатывании захватов должно быть обеспечено надежное сцепление губок с головкой рельса.

5.17. При сборке конструкций опор отклонения от проектных размеров не должны превышать значений, приведенных в табл.9.

Таблица 9

Замеряемые величины

Значение допускаемого отклонения, мм

Разница в отметках нижних опорных плоскостей каждой опоры перегружателя, устанавливаемых на главные балансиры механизмов передвижения крана

5

Размер между осями шарниров главных балансиров каждой опоры

10

Стрела прогиба (кривизна) опоры (жесткой, гибкой) на участке от верха опоры до балансира при высоте опоры ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,0005ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования


5.18. Грузоподъемную тележку собирают на тщательно выверенном стенде или временных путях.

Склепывание рамы тележки разрешается после тщательного геодезического контроля и проверки ее геометрических размеров. Допускаемые отклонения геометрических размеров тележки приведены в табл.10.

Таблица 10

Замеряемые величины

Значение допускаемых отклонений, мм

Разность расстояний между осями колес (база тележки) Отклонение от горизонтальной плоскости верхней поверхности рамы тележки:

5

при колее до 2500 мм

5

при колее свыше 2500 мм

8

Разность диагоналей собранной рамы (исключая подвесные тележки)

3


5.19. Регулировку положения ходовых колес механизма передвижения тележки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и колеи грузовой тележки производят согласно инструкции завода-изготовителя.

Монтаж портальных кранов

5.20. К монтажу портальных кранов приступают после выполнения необходимых подготовительных работ согласно указаниям раздела 2 настоящей инструкции и приемки подкранового пути. Подкрановые пути принимают согласно пп.5.3 и 5.4 настоящей инструкции, допускаемые отклонения приведены в табл.6.

5.21. Монтаж кранов рекомендуется производить в ниже приведенной последовательности:

установка и выверка ходовых тележек;

сборка, установка и выверка портала;

установка поворотного устройства, платформы и механизмов;

сборка и установка системы стрел;

монтаж прочего оборудования и электромонтаж;

наладка и сдача крана.

5.22. Ходовые тележки, установленные на подкрановые пути, выверяют относительно оси крана и по диагоналям и для устойчивости раскрепляют брусьями. Разность диагоналей по осям главных балансиров не должна превышать 5 мм. Отклонение между осями главных балансиров ±1 мм.

5.23. На выверенные ходовые тележки устанавливают и выверяют портал, после чего производят клепку. Требования, предъявляемые к установке заклепок, см.в табл.4.

5.24. На собранном портале монтируют поворотную платформу, расположенные на ней механизмы, стрелу в сборе с клювом и другие механизмы и узлы крана.

5.25. Допускаемые отклонения размеров собранного крана должны соответствовать проектным или, при отсутствии их в проекте, отклонениям, приведенным в табл.11.

Таблица 11

Отклонения

Размеры допускаемых отклонений, мм

Пролет (колея) крана

7

База крана

7

Диаметр опорного круга

5

Взаимное положение центра головки башни и центра опорного круга при высоте башни ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

0,001ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Разность радиусов от центральной расточки барабана до кругового рельса

2

Непараллельность осей шарниров стрелы на 1 м

2

Разность диагоналей основания портала

Не более 10


5.26. Допускаемые отклонения установленных ходовых колес портальных кранов см. в табл.8.

6. МОНТАЖ МАШИН НЕПРЕРЫВНОГО ТРАНСПОРТА. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

6.1. Содержание раздела распространяется на следующие типы машин непрерывного транспорта:

ленточные конвейеры;

роликовые приводные и неприводные конвейеры;

пластинчатые конвейеры;

скребковые конвейеры;

винтовые конвейеры;

вибрационные конвейеры;

подвесные толкающие конвейеры;

подвесные грузонесущие конвейеры;

тележечные конвейеры для литейных форм;

ковшовые конвейеры;

элеваторы.

6.2. При монтаже конвейеров в подземных горных выработках необходимо, кроме правил настоящей инструкции, руководствоваться "Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах"*, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действуют ПБ 05-618-03, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.3. При приемке фундаментов и опорных конструкций проверяют их соответствие проекту. Отклонение от проектного положения каждой из опорных поверхностей конструкций для установки оборудования (электродвигателей, редукторов, приводных и натяжных барабанов, промежуточных валов, поворотных устройств и т.д.) по высотной отметке не должно превышать 3 мм, по горизонтали - 1 мм на 1 м.

Ленточные конвейеры

6.4. Все типы ленточных конвейеров (стационарные, передвижные, горизонтальные, наклонные и др.) монтируют в нижеприведенной последовательности:

устанавливают металлоконструкции опор конвейера, проверяют правильность их установки и сдают под подливку;

устанавливают оборудование (приводную и натяжную станции, роликоопоры);

навешивают ленту;

по окончании монтажных работ производят опробование.

6.5. При монтаже необходимо, чтобы геометрическая ось приводных барабанов или ведущих валов была горизонтальна (допустимое отклонение не более 1 мм на 1 м) и перпендикулярна продольной оси машины.

6.6. Оси барабанов и звездочек ведущих валов должны быть симметричны относительно продольной оси конвейера, допустимые отклонения не более 1 мм. Боковые поверхности зубьев звездочек цепной передачи должны быть расположены в одной плоскости.

6.7. Рабочие участки профилей зубьев звездочек приводных валов должны лежать в плоскости, параллельной оси вала; взаимное смещение указанных участков не должно превышать 0,5 мм.

6.8. Верхние образующие роликов горизонтальных и наклонных конвейеров должны лежать в одной плоскости (горизонтальной или наклонной); отклонения не должны превышать 2 мм.

6.9. При отсутствии центрирующих роликоопор и дефлекторных роликов каждую шестую роликоопору следует устанавливать с наклоном 35-50 мм на 1 м в сторону движения ленты.

6.10. У конвейеров с желобчатыми роликоопорами из трех роликов верхние образующие средних роликов должны быть расположены в одной горизонтальной плоскости, а наклонные - под одним углом наклона к продольной оси конвейера.

6.11. В винтовых натяжных устройствах необходимо обеспечить параллельность и прямолинейность направляющих, а также свободное передвижение ползунов и вращение натяжных винтов без заедания.

6.12. Вал барабана натяжной станции при натянутой ходовой части должен иметь запас хода в сторону груза или натяжного винта на величину не менее 2/3 длины общего перемещения барабана.

6.13. Барабанную разгрузочную тележку устанавливают на выверенный путь. Она должна опираться на рельсы всеми четырьмя колесами; на отдельных участках пути допускается зазор между рельсом и одним из колес не более 0,5 мм. Зазор между рельсами и ребордами колес должен быть не менее 2 мм. При установке плужковых разгрузчиков необходимо обеспечить их фиксацию в рабочем и холостом положениях.

6.14. Грузы на грузовые натяжные устройства навешивают после монтажа ленты. При применении бадьевых устройств их загрузку следует производить в соответствии с проектом.

6.15. Очистные устройства барабанов всех типов должны быть смонтированы таким образом, чтобы зазор между образующей барабана и очистным скребком был в пределах 2±1 мм в любой точке. Зазор регулируют с помощью овальных отверстий в скребке.

6.16. Монтаж двойного скребка для очистки ленты и очистной щетки производят в такой последовательности:

устанавливают очистное устройство с незакрученным торсионом на болты;

проверяют и регулируют прилегание очистного органа к ленте по всей длине;

закручивают торсион и закрепляют его в закрученном состоянии болтами на угол в соответствии с табл.12;

Таблица 12

Показатель

Ширина ленты, мм

400

500

600

Угол закручивания, град:

торсиона скребка

30

12

12

торсиона щетки

-

24

36

Масса груза для контроля прижатия очистителей, кг

8-14

10-17

13-22



устанавливают ограничитель хода так, чтобы зазор между ним и упором был в пределах 5±0,5 мм;

на очистной щетке с помощью натяжного ролика регулируют натяжение клиноременной передачи;

включением электродвигателя проверяют правильность вращения щетки (против хода ленты);

с помощью подвешенных гирь проверяют прижатие очистительного органа к ленте.

6.17. При монтаже выключающего устройства регулируют, натягивая канат и зажимая его стопорным винтом, зазор между выключающим рычагом и роликом выключателя в пределах 3±1 мм.

6.18. Биение роликов для ленточных конвейеров со скоростью движения ленты до 3,15 м/с не должно превышать 0,015 наружного диаметра роликов, со скоростью свыше 3,15 м/с биение роликов определяют по чертежам завода-изготовителя.

6.19. Биение барабанов по наружному диаметру не должно превышать значений, указанных в табл.13.

Таблица 13

Тип барабана

Биение в зависимости от диаметра барабана, мм

До 400

Свыше 400 до 800

Свыше 800 до 1600

Свыше 1600

Однобарабанный привод:

нефутерованный

1,5

2,0

2,5

3,0

футерованный

2,5

3,0

4,0

5,0

Нефутерованный двухбарабанный привод

0,8

1,0

1,25

1,6


6.20. Ленту на конвейер навешивают с помощью лебедок. Для этого барабаны с лентой устанавливают по оси конвейера в местах, удобных для разматывания ленты. Канат лебедки огибает все роликоопоры конвейера и соединен с лентой. Включают лебедку и навешивают ленту, после чего концы ленты стягивают и стыкуют согласно проекту.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Название документа: ВСН 413-80 (ММСС СССР) Инструкция по монтажу подъемно-транспортного оборудования

Номер документа: 413-80

Вид документа: ВСН

Принявший орган: Минмонтажспецстрой СССР

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР; Центральное бюро научно-технической информации. - М., 1981 год
Дата принятия: 10 ноября 1980

Дата начала действия: 01 июля 1981
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах