Статус документа
Статус документа

Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса

4. Требования к информационному обеспечению оценки
эффективности инноваций и достижений
научно-технического прогресса

4.1. Основные требования к информационному обеспечению расчета экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса заключаются в следующем: пользователю необходимо самостоятельно подготовить и внести в банк данных программы расчета на ПЭВМ информацию об общих экономических условиях реализации рассматриваемого проекта, а также необходимые характеристики и параметры проекта, задействованные в формулах.

4.2. Стандартная программа для пользователя на ПЭВМ предусматривает реализацию методики расчета оценок эффективности применительно к учету всех условий, задействованных в формуле. При использовании программы расчета для оценки экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве конкретных инноваций и достижений научно-технического прогресса пользователь самостоятельно принимает решение о необходимости учета каждого параметра в формулах при заполнении соответствующей исходной информации.

4.3. Учет затрат и результатов осуществляется в пределах одного расчетного периода - горизонта расчета (Т), который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации и, при необходимости, ликвидации мероприятия.

Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.

4.4. Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (). Для удобства расчетов за момент приведения (t) принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.

При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".

4.5. Коэффициент дисконтирования (Е) с учетом поправки на риск проекта (Р) определяется по формуле:

Е = Е +



Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы:

Величина риска

Пример цели проекта

P, процент

Низкий

Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники

3-5

Средний

Увеличение объема продаж существующей продукции

8-10

Высокий

Производство и продвижение на рынок нового продукта

13-15

Очень высокий

Вложения в исследования и инновации

18-20

4.6. При наличии информации о переменных во времени нормах дисконта и степени риска проекта необходимо в расчетах оценок эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса задействовать различные коэффициенты дисконта на разных шагах расчета. Это условие необходимо соблюдать при выполнении масштабных исследований, единовременные затраты в которые осуществляются в течение ряда лет.

Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:

= (4.2)


где: - коэффициент дисконтирования денежных средств на t-м шаге расчета;

            E - норма дисконта в момент времени q;

            t - момент окончания шага E  в долях единицы в год.

Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам в соответствии с требованиями, изложенными в п.п.4.4-4.5. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.

4.7. Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.

4.8. При расчетах показателей экономической эффективности в состав результатов мероприятия включаются:

конечные производственные результаты;

социальные и экологические результаты;

прямые финансовые результаты;