Руководство
по оценке экономической эффективности
использования в дорожном хозяйстве инноваций
и достижений научно-технического прогресса
Введение
Настоящий документ устанавливает единую процедуру оценки эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожной отрасли и учитывает условия российской экономики в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.99.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.
1.1. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса предназначено для обеспечения единства методических принципов и совершенствования процедуры расчета экономической эффективности рассматриваемого вида деятельности отрасли.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.
1.2. Руководство предназначено для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.
1.3. Руководство предназначено для использования на следующих уровнях:
- органов дорожного управления федерального и регионального уровней;
- разработчиков инноваций и участников внедрения достижений научно-технического прогресса.
В настоящем Руководстве использованы следующие термины и определения.
Инновации - конечный результат плановых или инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Достижения научно-технического прогресса - конечные результаты ранее выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом международного опыта.
Инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на реализацию инноваций и (или) достижений научно-технического прогресса.
Научные работы делятся на следующие виды: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования и разработки.
Фундаментальные исследования определяют стратегию науки, расширяют границы значений данной науки и имеют общетеоретическое значение.
Поисковые исследования характеризуют тактику науки на основе общих стратегий.
Прикладные исследования реализуют теоретические положения применительно к конкретным элементам производства, повышают их эффективность.
Разработки - научные работы, которые выражают детализацию и конкретизацию прикладных исследований в виде определенных технологических процессов, технических, нормативных и методических документов и т.д.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса с целью повышения эффективности функционирования отрасли "дорожное хозяйство".
3.1. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" учитывает основные положения "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.99.
Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.
3.2. Настоящий документ включает общую систему принципов, показателей, критериев и методов оценки эффективности, учитывающиХ общеотраслевые требования, а также специфику отрасли "дорожное хозяйство".
3.3. Оценка экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса производится прежде всего по величине общественной (социально-экономической) эффективности.
3.4. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" включает инструкцию для пользователя программной реализацией методических положений, а также тест (условный пример) реализации программы Effect. Результаты реализации стандартной процедуры для отраслевых примеров расчета экономической эффективности с учетом программного обеспечения приведены в пояснительной записке к настоящему документу.
3.5. Руководство определяет перечень необходимой информации и порядок действий пользователя программным продуктом на ПЭВМ при расчетах.
3.6. В Руководстве использованы основные методические принципы в оценке эффективности, сложившиеся в мировой практике:
- расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого решения;
- учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;
- учет фактора экономической неравнозначности;
- учет фактора согласованности - сопоставимости показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.
4.1. Основные требования к информационному обеспечению расчета экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса заключаются в следующем: пользователю необходимо самостоятельно подготовить и внести в банк данных программы расчета на ПЭВМ информацию об общих экономических условиях реализации рассматриваемого проекта, а также необходимые характеристики и параметры проекта, задействованные в формулах.
4.2. Стандартная программа для пользователя на ПЭВМ предусматривает реализацию методики расчета оценок эффективности применительно к учету всех условий, задействованных в формуле. При использовании программы расчета для оценки экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве конкретных инноваций и достижений научно-технического прогресса пользователь самостоятельно принимает решение о необходимости учета каждого параметра в формулах при заполнении соответствующей исходной информации.
4.3. Учет затрат и результатов осуществляется в пределах одного расчетного периода - горизонта расчета (Т), который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации и, при необходимости, ликвидации мероприятия.
Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.
4.4. Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (). Для удобства расчетов за момент приведения (t) принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.
При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".
4.5. Коэффициент дисконтирования (Е) с учетом поправки на риск проекта (Р) определяется по формуле:
Е = Е +
Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы:
Величина риска | Пример цели проекта | P, процент |
Низкий | Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники | 3-5 |
Средний | Увеличение объема продаж существующей продукции | 8-10 |
Высокий | Производство и продвижение на рынок нового продукта | 13-15 |
Очень высокий | Вложения в исследования и инновации | 18-20 |
4.6. При наличии информации о переменных во времени нормах дисконта и степени риска проекта необходимо в расчетах оценок эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса задействовать различные коэффициенты дисконта на разных шагах расчета. Это условие необходимо соблюдать при выполнении масштабных исследований, единовременные затраты в которые осуществляются в течение ряда лет.
Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:
= (4.2)
где: - коэффициент дисконтирования денежных средств на t-м шаге расчета;
E - норма дисконта в момент времени q;
t - момент окончания шага E в долях единицы в год.
Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам в соответствии с требованиями, изложенными в п.п.4.4-4.5. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.
4.7. Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.
4.8. При расчетах показателей экономической эффективности в состав результатов мероприятия включаются:
конечные производственные результаты;
социальные и экологические результаты;
прямые финансовые результаты;
косвенные финансовые результаты.
В общем виде совокупные результаты R, полученные в год t, определяются по следующей формуле:
R = (4.3)
где: R - значения результатов в ценах года t;
I(t, t) - индекс инфляции соответствующего структурного элемента результатов i в году t по сравнению с годом t.
4.9. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты, то есть все средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования, а также кредиты банков, используемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета.
В общем виде совокупные единовременные затраты K, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
K = (4.4)
где: K - значения s-ых структурных элементов единовременных затрат в ценах года t;
/(t, t) - индекс инфляции соответствующих s-ых структурных элементов единовременных затрат в году t по сравнению с годом t.
Текущие затраты З, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:
З = (t, t) (4.5)