Статус документа
Статус документа

               

Руководство
по оценке экономической эффективности
использования в дорожном хозяйстве инноваций
и достижений научно-технического прогресса

Введение

Настоящий документ устанавливает единую процедуру оценки эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в дорожной отрасли и учитывает условия российской экономики в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.99.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.

1. Область применения

1.1. Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса предназначено для обеспечения единства методических принципов и совершенствования процедуры расчета экономической эффективности рассматриваемого вида деятельности отрасли.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.

1.2. Руководство предназначено для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса.

1.3. Руководство предназначено для использования на следующих уровнях:

- органов дорожного управления федерального и регионального уровней;

- разработчиков инноваций и участников внедрения достижений научно-технического прогресса.

2. Термины и определения  


В настоящем Руководстве использованы следующие термины и определения.

Инновации - конечный результат плановых или инициативных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Достижения научно-технического прогресса - конечные результаты ранее выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с учетом международного опыта.

Инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на реализацию инноваций и (или) достижений научно-технического прогресса.

Научные работы делятся на следующие виды: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования определяют стратегию науки, расширяют границы значений данной науки и имеют общетеоретическое значение.

Поисковые исследования характеризуют тактику науки на основе общих стратегий.

Прикладные исследования реализуют теоретические положения применительно к конкретным элементам производства, повышают их эффективность.

Разработки - научные работы, которые выражают детализацию и конкретизацию прикладных исследований в виде определенных технологических процессов, технических, нормативных и методических документов и т.д.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса с целью повышения эффективности функционирования отрасли "дорожное хозяйство".


3. Основные положения

3.1. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" учитывает основные положения "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)", утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.99.

Применение документа рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы Effect по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, которые будут распространяться бесплатно.

3.2. Настоящий документ включает общую систему принципов, показателей, критериев и методов оценки эффективности, учитывающиХ общеотраслевые требования, а также специфику отрасли "дорожное хозяйство".

3.3. Оценка экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса производится прежде всего по величине общественной (социально-экономической) эффективности.

3.4. "Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса" включает инструкцию для пользователя программной реализацией методических положений, а также тест (условный пример) реализации программы Effect. Результаты реализации стандартной процедуры для отраслевых примеров расчета экономической эффективности с учетом программного обеспечения приведены в пояснительной записке к настоящему документу.

3.5. Руководство определяет перечень необходимой информации и порядок действий пользователя программным продуктом на ПЭВМ при расчетах.

3.6. В Руководстве использованы основные методические принципы в оценке эффективности, сложившиеся в мировой практике:

- расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого решения;

- учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;

- учет фактора экономической неравнозначности;

- учет фактора согласованности - сопоставимости показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.

4. Требования к информационному обеспечению оценки
эффективности инноваций и достижений
научно-технического прогресса

4.1. Основные требования к информационному обеспечению расчета экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса заключаются в следующем: пользователю необходимо самостоятельно подготовить и внести в банк данных программы расчета на ПЭВМ информацию об общих экономических условиях реализации рассматриваемого проекта, а также необходимые характеристики и параметры проекта, задействованные в формулах.

4.2. Стандартная программа для пользователя на ПЭВМ предусматривает реализацию методики расчета оценок эффективности применительно к учету всех условий, задействованных в формуле. При использовании программы расчета для оценки экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве конкретных инноваций и достижений научно-технического прогресса пользователь самостоятельно принимает решение о необходимости учета каждого параметра в формулах при заполнении соответствующей исходной информации.

4.3. Учет затрат и результатов осуществляется в пределах одного расчетного периода - горизонта расчета (Т), который принимается с учетом всего жизненного цикла проекта - общей продолжительности создания, эксплуатации и, при необходимости, ликвидации мероприятия.

Шаг расчета в пределах одного расчетного периода определяется необходимой степенью детализации расчетов и устанавливается в зависимости от масштабов рассматриваемых мероприятий по инновациям и достижениям научно-технического прогресса и графика инвестирования: месяц, квартал, год.

4.4. Учет фактора неравноценности разновременных затрат и результатов осуществляется путем приведения всех показателей к одному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (). Для удобства расчетов за момент приведения (t) принимается момент начала или окончания нулевого шага, что обычно соответствует началу финансирования работ.

При расчете эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса в коэффициенте дисконтирования учитывается безрисковая норма дисконта (Е), которая принимается разработчиком в соответствии с положениями "Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов".

4.5. Коэффициент дисконтирования (Е) с учетом поправки на риск проекта (Р) определяется по формуле:

Е = Е +



Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы:

Величина риска

Пример цели проекта

P, процент

Низкий

Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники

3-5

Средний

Увеличение объема продаж существующей продукции

8-10

Высокий

Производство и продвижение на рынок нового продукта

13-15

Очень высокий

Вложения в исследования и инновации

18-20

4.6. При наличии информации о переменных во времени нормах дисконта и степени риска проекта необходимо в расчетах оценок эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса задействовать различные коэффициенты дисконта на разных шагах расчета. Это условие необходимо соблюдать при выполнении масштабных исследований, единовременные затраты в которые осуществляются в течение ряда лет.

Технически приведение к сопоставимому моменту времени затрат и результатов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации рассматриваемого мероприятия, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования соответствующего шага, рассчитываемого по формуле:

= (4.2)


где: - коэффициент дисконтирования денежных средств на t-м шаге расчета;

            E - норма дисконта в момент времени q;

            t - момент окончания шага E  в долях единицы в год.

Величина нормы дисконта на определенном шаге расчета должна быть привязана к годовым параметрам в соответствии с требованиями, изложенными в п.п.4.4-4.5. Дробная величина t применяется при выполнении краткосрочных мероприятий с горизонтом расчета до одного года.

4.7. Состав результатов и затрат мероприятия по использованию в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса зависит от его значения в хозяйственно-экономической системе. Степень детализации элементов затрат и результатов рассматриваемого проекта определяется наличием информации об его особенностях. Затраты и результаты измеряются в стоимостных показателях.

4.8. При расчетах показателей экономической эффективности в состав результатов мероприятия включаются:

конечные производственные результаты;

социальные и экологические результаты;

прямые финансовые результаты;

косвенные финансовые результаты.

В общем виде совокупные результаты R, полученные в год t, определяются по следующей формуле:

R = (4.3)


где:  R - значения результатов в ценах года t;

 I(t, t) - индекс инфляции соответствующего структурного элемента результатов i в году t по сравнению с годом t.

4.9. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты, то есть все средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования, а также кредиты банков, используемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета.

В общем виде совокупные единовременные затраты K, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:

K = (4.4)


где: K - значения s-ых структурных элементов единовременных затрат в ценах года t;

            /(t, t) - индекс инфляции соответствующих s-ых структурных элементов единовременных затрат в году t по сравнению с годом t.

Текущие затраты З, направляемые на реализацию инноваций и достижений научно-технического прогресса в год t, определяются по следующей формуле:

З = (t, t)                                                                        (4.5)

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs