Недействующий

     

     Вносится Правительством
Российской Федерации

     
Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
   "О требованиях к программно-аппаратным средствам учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"

     
Статья 1. Цели принятия и область применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимальные требования к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, выполнение которых обеспечивает защиту имущества физических и юридических лиц, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергетических ресурсов.

2. Защита имущества юридических и физических лиц и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергетических ресурсов осуществляется путём предоставления приобретателю и энергоснабжающей организации достоверных данных, полученных посредством обработки программно-аппаратными средствами учёта потребления энергетических ресурсов. В результате совершения указанных действий предотвращается отключение подачи энергетических ресурсов или взимание необоснованной оплаты подачи энергетических ресурсов.

3. Требование безопасности к объекту технического регулирования состоит в предотвращении потерь и искажений данных в процессе сбора, обработки с необходимой точностью, хранении и предоставлении приобретателям энергетических ресурсов и энергоснабжающим организациям.

4. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- проведении оценки соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве обязательным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

- применении и исполнении обязательных требований к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в процессе использования этих средств по предусмотренному в их технической документации назначению.

Субъектами правоотношений настоящего Федерального закона являются производители и продавцы программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, лица, выполняющие функции иностранных производителей, лица, осуществляющие эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств, приобретатели энергетических ресурсов, контрольно-надзорные органы и испытательные лаборатории.

5. Требования настоящего Федерального закона распространяются на входящие в состав программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов компьютеры, программные средства обработки информации, программные средства для автоматизированных рабочих мест, базы данных и информационно-справочные системы применяемые в составе программно-технических комплексов для автоматизации обработки информации в непромышленной сфере для учета потребления следующих видов энергоресурсов:

- электрической энергии;

- тепловой энергии;

- газа, включая бытовой газ в баллонах;

- твёрдого топлива;

- горячей воды, используемой не для нагрева;

- холодной воды.

6. Настоящий Федеральный закон не устанавливает требования, обеспечивающие электрическую безопасность, электромагнитную совместимость, санитарно-гигиенические нормы, вопросы обеспечения единства измерений, а также иные требования к программно-аппаратным средствам учёта потребления энергоресурсов, регулируемые законодательством Российской Федерации в указанных сферах.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Данные учёта энергетических ресурсов - информация о фактически потребленных энергетических ресурсах и их качественных характеристиках, полученная в установленном порядке в результате измерения соответствующих параметров с помощью приборов учёта и представленная в виде, пригодном для автоматической обработки средствами вычислительной техники при возможном участии человека.

Доступность данных учёта энергетических ресурсов - возможность получения и использования приобретателем информации о количестве фактически потребленных энергетических ресурсов, качестве услуг по подаче энергетических ресурсов и оплате энергетических ресурсов.

Контрольный пример - совокупность программ для электронно-вычислительных машин и подставляемых в них данных, обеспечивающих проверку правильности функционирования программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов при использовании указанных программно-аппаратных средств по назначению.

Программно-аппаратные средства учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (программно-аппаратные средства учета энергетических ресурсов) - электронно-вычислительные машины (компьютеры), программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, применяемые в виде программно-технического комплекса в непромышленной сфере для учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Учёт потребления энергетических ресурсов - упорядоченная система сбора, регистрации, хранения и обработки информации о количестве потребленных энергетических ресурсов, качестве услуг по подаче энергоресурсов, сведений об оплатах энергетических ресурсов, включая учет денежных средств, поступивших энергоснабжающей организации от приобретателей.

Энергетический ресурс (энергоресурс) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе, включая твёрдое топливо и воду, которая может использоваться в качестве теплоносителя.

Статья 3. Правила идентификации программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов



1. Для установления принадлежности программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов к сфере действия настоящего Федерального закона проводится идентификация этих средств.

Идентификация программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов может проводиться на любой стадии обращения и осуществляется по следующим признакам:

- по названию и маркировке программно-аппаратных средств;

- по программных средств для обработки, хранения и предоставления данных о потреблении энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве путем сравнения сведений, приведенных в технологической и эксплуатационной документации с фактическими;

- по составу данных для обработки, хранения и предоставления, обеспечивающих сферу использования программно-аппаратных средств, путем сравнения сведений, приведенных в технологической и эксплуатационной документации с фактическими.

С учетом результатов идентификации определяется применимость установленных настоящим Федеральным законом требований безопасности и выбор процедур подтверждения соответствия для программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов из числа устанавливаемых настоящим техническим регламентом.

Статья 4. Требования к программно-аппаратным средствам, используемым для учета потребления энергетических ресурсов

1. Программно-аппаратные средства учёта потребления энергетических ресурсов должны обеспечивать сбор, хранение, обработку и предоставление данных о потребленном количестве энергетических ресурсов в установленных единицах величин, согласно условиям договора энергоснабжения, которые устанавливаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

2. Программно-аппаратные средства, поступающие в обращение на территории Российской Федерации, вне зависимости от места изготовления должны соответствовать следующим требованиям:

1) Средства вычислительной техники в составе программно-аппаратных средств должны обеспечивать среднюю наработку на отказ не менее 10 000 часов.

2) Лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов должно быть обеспечено:

- средствами резервирования и дублирования средств вычислительной техники для обеспечения бесперебойной работы на протяжении назначенного ресурса эксплуатации;

- средствами бесперебойного электропитания оборудования программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов;

- средствами обеспечения температурно-влажностного режима для обеспечения непрерывной, круглосуточной работы программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов;

- средствами архивации и восстановления данных;

- программными продуктами, которые могут использоваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, и включающими в свой состав систему управления базами данных, программы для электронно-вычислительных машин для реализации сбора, обработки, хранения и предоставления данных учёта потребления энергетических ресурсов.

3. Точность измерения величин, достигаемая приборами учёта, не должна уменьшаться при обработке данных программно-аппаратными средствами.

4. Точность расчета оплаты за фактически принятое приобретателем количество энергетических ресурсов должна определяться исключительно точностью приборов учета и условиями договора энергоснабжения.

5. В зависимости от физических особенностей различных видов учитываемых энергетических ресурсов допускается для расчета оплаты за потребление энергетических ресурсов использовать как текущие показания приборов учёта, так и данные потребления энергетических ресурсов за определенные интервалы времени нарастающим итогом согласно условиям договоров энергоснабжения.

6. Увеличение интервалов времени, за которые проводится суммирование данных, полученных от приборов учета, по сравнению с установленными в договоре энергоснабжения, допускается только в том случае, если это не отражается на точности конечных результатов расчетов.

7. Проверка достоверности данных учёта энергетических ресурсов, полученных в период временного отсутствия приборов учёта, осуществляется с помощью регулярно проводимой сверки нормативов потребления энергетических ресурсов согласно положениям действующего в сфере учета энергетических ресурсов законодательства Российской Федерации, и фактически принятого приобретателем количества энергетических ресурсов.

8. Программно-аппаратные средства должны обеспечить хранение на срок не менее 5 лет следующих данных:

- данные приборов учёта с указанием времени получения результатов измерений с точностью до одного часа. При отсутствии возможности указания времени получения результатов измерений, используется дата и время получения данных программно-аппаратными средствами;

- данные, позволяющие определить установленный в законном порядке норматив потребления энергетического ресурса для данного приобретателя;

- данные, позволяющие идентифицировать прибор учёта в случае использования такого прибора.

9. Программно-аппаратные средства должны обеспечить хранение на срок не менее 5 лет следующих данных о неподаче энергетических ресурсов и об услугах по подаче энергетических ресурсов ненадлежащего качества:

- показания приборов учёта с указанием времени получения результатов измерений с точностью до одного часа и сведений об обращении приобретателей о ненадлежащем качестве услуг по подаче энергетических ресурсов;

- данные, позволяющие определить установленный в законном порядке норматив потребления соответствующего энергетического ресурса для данного приобретателя;

- данные, позволяющие идентифицировать приборы учёта в случае использования таких приборов.

10. Программно-аппаратные средства учета потребления энергетических ресурсов должны обеспечивать доступность для приобретателей и энергоснабжающих организаций следующих данных:

1) о тарифах на все виды потребляемых энергетических ресурсов, включая:

- значение норматива потребления соответствующего вида энергетических ресурсов;

- дату начала и окончания действия тарифа, включая время суток с точностью до одного часа;

2) о договорах энергоснабжения, заключенных в установленном порядке, включая:

- регистрационный номер договора;

- наименование и местонахождение сторон договора;

-место подачи энергетического ресурса;

- почтовый адрес, по которому осуществляется доставка счета на оплату фактически принятых приобретателем энергетических ресурсов;

- платежные реквизиты энергоснабжающей организации или получателя оплаты за подачу энергоресурсов;

- платежные реквизиты в случае их наличия у приобретателя энергетического ресурса.

3) о наличии или отсутствии у приобретателя энергетических ресурсов приборов учёта, включая:

- вид энергетического ресурса, для учёта которого используется прибор;

- тип и наименование прибора учёта;

- характеристики энергетического ресурса, измеряемые прибором учёта потребления энергетических ресурсов в принятых единицах величин; в случае применения косвенных измерений должны использоваться аттестованная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, методика выполнения измерений;

- сведения о поверке приборов учёта потребления энергетических ресурсов с указанием фактической даты поверки и даты очередной поверки;

- данные о месте установки прибора учёта.

4) о рассчитанном размере оплаты энергетических ресурсов, обработанные в установленном порядке с использованием данных о фактическом потреблении энергетических ресурсов, тарифах, качестве поставленных энергетических ресурсов и расчётных коэффициентах, если таковые предусмотрены договором энергоснабжения;

5) для расчета изменений оплаты энергетических ресурсов в случаях:

- неподачи потребителю энергетических ресурсов;

- предоставления услуг ненадлежащего качества по подаче потребителю энергетических ресурсов.

6) предоставляемые приобретателю за требуемый период времени согласно перечню, включая:

- тарифы, установленные на потребляемые энергетические ресурсы;

- в случае наличия изменения тарифа - дата с указанием дня, месяца, года и основание для изменения тарифа, установленного на потребляемые энергетические ресурсы;

- данные учёта энергоресурсов;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs