Недействующий

О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций

     ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия Федерального закона "Технический регламент "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций"


С 1 июля 2003 года, со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов по безопасности гидротехнических сооружений, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами исполнительной власти (ГОСТы, СниПы и т.п.), подлежат исполнению только в части соответствующей целям:

-защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

-охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

-предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, в отношении которых технические регламенты не приняты до 2010 года, прекращают действие.

В Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. напорных гидротехнических сооружений (ГТС) и комплексов. Половина всех ГТС имеет предельные для безопасности сроки эксплуатации, около 1,4 тыс. сооружений признаны аварийными и представляют угрозу жизнедеятельности населения.

Наличие большого количества плотин придает вопросам безопасной эксплуатации этих сооружений огромное социальное, экономическое и экологическое значение. Разрушение плотины может повлечь за собой крайне негативные последствия, в том числе большие человеческие жертвы.

Особенно актуальны, вопросы безопасности гидротехнических сооружений, стали после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС произошедшей 17 августа 2009 года. Авария сопровождалась многочисленными человеческими жертвами (75 погибших, 13 пострадавших), привела к значительным экономическим потерям.

В итоговом докладе парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года говорится о необходимости в кратчайшие сроки внести в Государственную Думу и принять технические регламенты регулирующие порядок взаимодействия между всеми звеньями электроэнергетики для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Необходимость ускорения процесса принятия технических регламентов обусловлена еще и тем, что процедура принятия технического регламента занимает не менее 8 месяцев. Более того, практика показывает, что после вступления Федерального закона в силу требуется значительный период (от 6 до 24 месяцев), в течение которого Правительством Российской Федерации принимаются нормативные акты, регулирующие порядок реализации его положений.

Исходя из изложенного, принятие технического регламента, в котором изложены требования безопасности гидротехнических сооружений, является необходимым и обязательным, т.к. без правового обеспечения этих вопросов возможные аварии ГТС будут иметь чрезвычайные социально-экономические последствия.

Анализ правовых документов по безопасности ГТС зарубежных стран позволяет сделать заключение о том, что в других странах нет государственного закона о безопасности всех видов гидротехнических сооружений. Так, например в Китае есть законы о воде и предотвращении наводнений, во Франции - закон о воде и рисках, в Норвегии - о водных ресурсах, в Новой Зеландии - законы об управлении ресурсами, строительстве и гражданской обороне, в США - о национальной программе обеспечения безопасности плотин, в Финляндии, Латвии, Индии - закон о безопасности плотин, в Австралии есть законы отдельных штатов. Следует отметить также, что содержанием правовых документов других государств являются правовая и организационная форма регулирования отношений, полномочия и права регламентирующих органов, содержание режима регулирования и в них нет технических требований к объектам технического регулирования.

В отличие от международного стандарта МЭК 60300-1:2003 "Менеджмент риска. Система менеджмента надежности"(Risk management. Dependability management systems), в котором даны концепция и принципы системы менеджмента надежности (системы менеджмента, предназначенной для управления организацией в сфере надежности), определены основные процессы этой системы и задачи надежности на стадиях жизненного цикла продукции, в техническом регламенте "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций"даны технические требования по безопасности ГТС. Цель стандарта состоит в том, чтобы гарантировать достижение требуемой надежности продукции путем управления процессами, а требования технического регламента определяют то, что надо делать для обеспечения безопасности продукции (ГТС).

В системе ИСО (1S0 - Международная организация по стандартизации) отсутствуют стандарты по безопасности гидротехнических сооружений.

В отличие от Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (N 117-ФЗ, 21.07.1997), который касается организационно-правовых вопросов обеспечения безопасности ГТС, проект технического регламента "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций" содержит технические требования по безопасности к продукции (гидротехническим сооружениям), процессам производства (проектированию, строительству), эксплуатации, ремонту и реконструкции, консервации и ликвидации.