УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________2010 г. N ____
Технический регламент
О БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Цель и сфера применения
1. Настоящий технический регламент разработан с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей устанавливает минимальные и исчерпывающие требования безопасности к:
подъемно-транспортному оборудованию, перечисленному в приложении N 1 и поставляемому в обращение на территории Российской Федерации;
процессам проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации подъемно-транспортного оборудования.
2. Действие настоящего технического регламента распространяется на подъемно-транспортное оборудование и процессы, связанные с проектированием, изготовлением, эксплуатацией и утилизацией подъемно-транспортного оборудования, в том числе зарубежного производства поступающее и эксплуатирующиеся на территории Российской Федерации.
3. Настоящий технический регламент не распространяется на подъемно-транспортное оборудование:
связанное с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра;
поставляемое для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
4. Настоящий технический регламент не включает в себя требования, установленные в техническом регламенте "О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования" регламентах, и техническом регламенте "О безопасности машин и оборудования", которые распространяются на подъемно-транспортное оборудование и их эксплуатацию.
5. Настоящий технический регламент не включает в себя требования, установленные иными общими техническими регламентами, обеспечивающими безопасность подъемно-транспортного оборудования в части электромагнитной совместимости и безопасности работы приборов и оборудования, биологической, пожарной, термической, химической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности излучений и экологической безопасности.
6. Вопросы, связанные с безопасностью работников, задействованных в процессах проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации подъемно-транспортного оборудования, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере охраны труда.
7. Перевозка и хранение подъемно-транспортного оборудования осуществляется в соответствии с требованиями техническом регламенте "О безопасности машин и оборудования".
Основные понятия
8. Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:
Индикатор - устройство, информирующее оператора об условиях и параметрах работы ПТО и его механизмов.
Кран грузоподъемный (далее кран) - ПТО цикличного действия, предназначенное для подъема и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
Кран башенный - Кран стрелового типа поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.
Кран железнодорожный - Кран стреловой, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути.
Кран кабельный - Кран мостового типа, у которого несущими элементами являются канаты, закрепляемые в верхних частях опорных мачт (башен).
Кран кабельный мостовой - Кран мостового типа, у которого несущими элементами являются канаты, прикрепленные к концам моста.
Кран козловой - Кран мостового типа, у которого мост опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек.
Кран консольный - Кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле).
Кран мачтовый (Деррик) - Кран стрелового типа поворотный со стрелой, закрепленной шарнирно на мачте.
Кран мостовой - Кран мостового типа, у которого мост опирается непосредственно на крановый путь, размещаемый на строительных конструкциях, или подвешивается к нижним полкам надземного кранового пути.
Кран мостового типа - Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, которые перемещаются по мосту.
Кран-перегружатель грейферный - грузоподъемный кран мостового типа, оборудованный грузовой тележкой с грейфером.
Кран портальный - Кран стрелового типа передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.
Кран свободностоящий - Кран, обычно стрелового типа, устойчивость которого против опрокидывания обеспечивается собственным весом.
Кран стреловой - Кран стрелового типа, который может быть снабжен стрелой и/или башенно-стреловым оборудованием и может перемещаться в ненагруженном или нагруженном состоянии, на самоходном шасси (автомобильном, пневмоколесном, гусеничном, тракторном и др.).
Кран стрелового типа - Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.
Кран-штабелер мостовой - Кран мостовой, оборудованный вертикальной колонной с грузоподъемником для штабелирования груза.
Кран специальный металлургический - Кран, используемый в технологических процессах металлургического производства.
Кран специальный для химического производства - Кран, используемый в технологических процессах химического производства.
Кран специальный для объектов атомной энергетики - Кран, используемый в технологических процессах на объектах атомной энергетики.
Кран погрузчик - Кран стреловой, устанавливаемый на транспортное средство (автомобиль, трактор, железнодорожную платформу и т.п.), служащий для погрузки и разгрузки этого средства.
Кран-трубоукладчик - Кран стреловой, установленный на тракторе, предназначенный для подъема и перемещения труб, сборки трубопроводов.
Лебедка - Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.
Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) - прибор для предотвращения перегрузки ПТО по нагрузке на крюке (опрокидывающему моменту от веса поднимаемого груза).
Орган грузозахватный - Устройство несъемное (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.
Отдельная сборочная единица ПТО - Часть ПТО, изготавливаемая отдельно и применяемая в качестве комплектующей или запасной части.
Перегружатель причальный - грузоподъемный кран, установленный на причале, оборудованный порталом и надводной консолью для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, в том числе контейнеров, с судна на причал и обратно.
Подъемник (вышка) - ПТО прерывного действия, предназначенная для перемещения людей с инструментами и материалами и проведения работ в пределах зоны обслуживания.
Подъемник крановый - ПТО для подъема операторов в кабину (например, башенного крана) и/или обслуживающего кран персонала к месту выполнения работ.
Показатель ресурса ПТО (сборочной единицы, детали) - параметр, оценивающий наработку ПТО (сборочной единицы, детали).
Прибор безопасности - техническое устройство, устанавливаемое на ПТО и предназначенное для предотвращения аварийных ситуаций.
Приспособление грузозахватное - Устройство съемное (грейфер, электромагнит и др.), навешиваемое на крюк, для захвата или соединения груза с краном.
Подъемно-транспортное оборудование (ПТО) - техническое устройство, применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину для перемещения грузов и/или людей в пространстве.
Регистратор параметров работы ПТО - устройство для регистрации (сбора), обработки и хранения информации о параметрах работы ПТО.
Таль - Грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом.
Тележки монорельсовые грузовые электрические - ПТО с механизмами подъема, управляемые из кабины или дистанционно, установленные для перемещения на монорельсовые пути.
Техническое освидетельствование - Процедура по оценке соответствия ПТО требованиям технических регламентов.
Эскалатор (травалатор) - Поднадзорное ПТО -конвейер для перемещения людей в наклонной (горизонтальной) плоскости.
Требования по обеспечению безопасности при проектировании ПТО
9. При проектировании ПТО должны быть соблюдены требования настоящего технического регламента и других законодательных актов, содержащих требования по обеспечению безопасности ПТО.
10. ПТО должно быть безопасно в рабочем и нерабочем состояниях.
Рабочим является состояние, в котором ПТО полностью смонтировано и оборудование в целом или его части (с грузом /пассажирами или без груза /пассажиров) могут перемещаться с помощью его механизмов.
Нерабочими являются состояния, в которых:
груз /пассажиры отсутствует, ПТО отключено от источника энергии и установлено в положение, предусмотренное инструкцией по эксплуатации;
при монтаже или демонтаже;
при погрузке /выгрузке, при транспортировке и/или перебазировании ПТО в собранном или демонтированном виде;
при хранении и/или длительной консервации ПТО;
при испытаниях ПТО.
11. Безопасность ПТО должна обеспечиваться в течение жизненного цикла до выработки назначенного ресурса или наступления предельного состояния с учетом следующих условий:
окружающей среды,
климатических,
метеорологических,
сейсмических,
взрывоопасных,
пожароопасных.
Эти условия должны быть указаны в эксплуатационных документах ПТО.
12. В конструкции ПТО при проектировании должны быть исключены или уменьшены до допустимых значений риски от всех идентифицированных опасностей на всех стадиях жизненного цикла, включая нормальную эксплуатацию, чрезвычайные ситуации (отказы и внешние воздействия), предполагаемые ошибки персонала и недопустимое (прогнозируемое) использование, связанных с:
материалами, применяемыми для изготовления;
веществами, используемыми при работе;
недостаточным освещением обслуживаемого пространства, кабин управления и аппаратных помещений;
системой управления, включая органы управления, программное обеспечение, защиту от логических ошибок и ошибок операторов, защиту от непреднамеренных пуска и экстренного торможения;
применением механической, в том числе гидравлической и пневматической, а также электрической видов энергии;
прекращением или нарушением подачи энергии;
механическими свойствами конструкции, ее частей и соединений, включая надежность, прочность, долговечность, устойчивость формы и положения конструкции, шлангов и сосудов, содержащих жидкости при высокой температуре и давлении;
действием на оператора и лиц, перемещаемых с помощью ПТО, вредных производственных факторов (шум, вибрация, экстремальные температуры, выделения пыли и газа, радиация, лазерное облучение);
травмирующими поверхностями, кромками и углами;
движущимися частями ПТО и груза;
падением груза, инструмента и деталей;
накоплением статического электричества;
пожаром и взрывом;
погрешностями монтажа и сборки;
неудобством технического обслуживания, включая доступ к местам работы, возможность падения, спотыкания и скольжения людей;