Недействующий



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________2010 г. N ____

     
Технический регламент

О БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

     

     

I. Общие положения

Цель и сфера применения


1. Настоящий технический регламент разработан с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей устанавливает минимальные и исчерпывающие требования безопасности к:

подъемно-транспортному оборудованию, перечисленному в приложении N 1 и поставляемому в обращение на территории Российской Федерации;

процессам проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации подъемно-транспортного оборудования.

2. Действие настоящего технического регламента распространяется на подъемно-транспортное оборудование и процессы, связанные с проектированием, изготовлением, эксплуатацией и утилизацией подъемно-транспортного оборудования, в том числе зарубежного производства поступающее и эксплуатирующиеся на территории Российской Федерации.

3. Настоящий технический регламент не распространяется на подъемно-транспортное оборудование:

связанное с обеспечением целостности и устойчивости функционирования единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра;

поставляемое для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.

4. Настоящий технический регламент не включает в себя требования, установленные в техническом регламенте "О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования" регламентах, и техническом регламенте "О безопасности машин и оборудования", которые распространяются на подъемно-транспортное оборудование и их эксплуатацию.

5. Настоящий технический регламент не включает в себя требования, установленные иными общими техническими регламентами, обеспечивающими безопасность подъемно-транспортного оборудования в части электромагнитной совместимости и безопасности работы приборов и оборудования, биологической, пожарной, термической, химической, ядерной и радиационной безопасности, безопасности излучений и экологической безопасности.

6. Вопросы, связанные с безопасностью работников, задействованных в процессах проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации подъемно-транспортного оборудования, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере охраны труда.

7. Перевозка и хранение подъемно-транспортного оборудования осуществляется в соответствии с требованиями техническом регламенте "О безопасности машин и оборудования".

Основные понятия


8. Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:

Индикатор - устройство, информирующее оператора об условиях и параметрах работы ПТО и его механизмов.

Кран грузоподъемный (далее кран) - ПТО цикличного действия, предназначенное для подъема и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.

Кран башенный - Кран стрелового типа поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни.

Кран железнодорожный - Кран стреловой, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути.

Кран кабельный - Кран мостового типа, у которого несущими элементами являются канаты, закрепляемые в верхних частях опорных мачт (башен).

Кран кабельный мостовой - Кран мостового типа, у которого несущими элементами являются канаты, прикрепленные к концам моста.

Кран козловой - Кран мостового типа, у которого мост опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек.

Кран консольный - Кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле).

Кран мачтовый (Деррик) - Кран стрелового типа поворотный со стрелой, закрепленной шарнирно на мачте.

Кран мостовой - Кран мостового типа, у которого мост опирается непосредственно на крановый путь, размещаемый на строительных конструкциях, или подвешивается к нижним полкам надземного кранового пути.

Кран мостового типа - Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, которые перемещаются по мосту.

Кран-перегружатель грейферный - грузоподъемный кран мостового типа, оборудованный грузовой тележкой с грейфером.

Кран портальный - Кран стрелового типа передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта.

Кран свободностоящий - Кран, обычно стрелового типа, устойчивость которого против опрокидывания обеспечивается собственным весом.

Кран стреловой - Кран стрелового типа, который может быть снабжен стрелой и/или башенно-стреловым оборудованием и может перемещаться в ненагруженном или нагруженном состоянии, на самоходном шасси (автомобильном, пневмоколесном, гусеничном, тракторном и др.).

Кран стрелового типа - Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле.

Кран-штабелер мостовой - Кран мостовой, оборудованный вертикальной колонной с грузоподъемником для штабелирования груза.

Кран специальный металлургический - Кран, используемый в технологических процессах металлургического производства.

Кран специальный для химического производства - Кран, используемый в технологических процессах химического производства.

Кран специальный для объектов атомной энергетики - Кран, используемый в технологических процессах на объектах атомной энергетики.

Кран погрузчик - Кран стреловой, устанавливаемый на транспортное средство (автомобиль, трактор, железнодорожную платформу и т.п.), служащий для погрузки и разгрузки этого средства.

Кран-трубоукладчик - Кран стреловой, установленный на тракторе, предназначенный для подъема и перемещения труб, сборки трубопроводов.

Лебедка - Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.

Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) - прибор для предотвращения перегрузки ПТО по нагрузке на крюке (опрокидывающему моменту от веса поднимаемого груза).

Орган грузозахватный - Устройство несъемное (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза.

Отдельная сборочная единица ПТО - Часть ПТО, изготавливаемая отдельно и применяемая в качестве комплектующей или запасной части.

Перегружатель причальный - грузоподъемный кран, установленный на причале, оборудованный порталом и надводной консолью для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, в том числе контейнеров, с судна на причал и обратно.

Подъемник (вышка) - ПТО прерывного действия, предназначенная для перемещения людей с инструментами и материалами и проведения работ в пределах зоны обслуживания.

Подъемник крановый - ПТО для подъема операторов в кабину (например, башенного крана) и/или обслуживающего кран персонала к месту выполнения работ.

Показатель ресурса ПТО (сборочной единицы, детали) - параметр, оценивающий наработку ПТО (сборочной единицы, детали).

Прибор безопасности - техническое устройство, устанавливаемое на ПТО и предназначенное для предотвращения аварийных ситуаций.

Приспособление грузозахватное - Устройство съемное (грейфер, электромагнит и др.), навешиваемое на крюк, для захвата или соединения груза с краном.

Подъемно-транспортное оборудование (ПТО) - техническое устройство, применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину для перемещения грузов и/или людей в пространстве.

Регистратор параметров работы ПТО - устройство для регистрации (сбора), обработки и хранения информации о параметрах работы ПТО.

Таль - Грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом.

Тележки монорельсовые грузовые электрические - ПТО с механизмами подъема, управляемые из кабины или дистанционно, установленные для перемещения на монорельсовые пути.

Техническое освидетельствование - Процедура по оценке соответствия ПТО требованиям технических регламентов.

Эскалатор (травалатор) - Поднадзорное ПТО -конвейер для перемещения людей в наклонной (горизонтальной) плоскости.

II Общие требования безопасности ПТО на стадиях жизненного цикла


Требования по обеспечению безопасности при проектировании ПТО


9. При проектировании ПТО должны быть соблюдены требования настоящего технического регламента и других законодательных актов, содержащих требования по обеспечению безопасности ПТО.

10. ПТО должно быть безопасно в рабочем и нерабочем состояниях.

Рабочим является состояние, в котором ПТО полностью смонтировано и оборудование в целом или его части (с грузом /пассажирами или без груза /пассажиров) могут перемещаться с помощью его механизмов.

Нерабочими являются состояния, в которых:

груз /пассажиры отсутствует, ПТО отключено от источника энергии и установлено в положение, предусмотренное инструкцией по эксплуатации;

при монтаже или демонтаже;

при погрузке /выгрузке, при транспортировке и/или перебазировании ПТО в собранном или демонтированном виде;

при хранении и/или длительной консервации ПТО;

при испытаниях ПТО.

11. Безопасность ПТО должна обеспечиваться в течение жизненного цикла до выработки назначенного ресурса или наступления предельного состояния с учетом следующих условий:

окружающей среды,

климатических,

метеорологических,

сейсмических,

взрывоопасных,

пожароопасных.

Эти условия должны быть указаны в эксплуатационных документах ПТО.

12. В конструкции ПТО при проектировании должны быть исключены или уменьшены до допустимых значений риски от всех идентифицированных опасностей на всех стадиях жизненного цикла, включая нормальную эксплуатацию, чрезвычайные ситуации (отказы и внешние воздействия), предполагаемые ошибки персонала и недопустимое (прогнозируемое) использование, связанных с:

материалами, применяемыми для изготовления;

веществами, используемыми при работе;

недостаточным освещением обслуживаемого пространства, кабин управления и аппаратных помещений;

системой управления, включая органы управления, программное обеспечение, защиту от логических ошибок и ошибок операторов, защиту от непреднамеренных пуска и экстренного торможения;

применением механической, в том числе гидравлической и пневматической, а также электрической видов энергии;

прекращением или нарушением подачи энергии;

механическими свойствами конструкции, ее частей и соединений, включая надежность, прочность, долговечность, устойчивость формы и положения конструкции, шлангов и сосудов, содержащих жидкости при высокой температуре и давлении;

действием на оператора и лиц, перемещаемых с помощью ПТО, вредных производственных факторов (шум, вибрация, экстремальные температуры, выделения пыли и газа, радиация, лазерное облучение);

травмирующими поверхностями, кромками и углами;

движущимися частями ПТО и груза;

падением груза, инструмента и деталей;

накоплением статического электричества;

пожаром и взрывом;

погрешностями монтажа и сборки;

неудобством технического обслуживания, включая доступ к местам работы, возможность падения, спотыкания и скольжения людей;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs