Статус документа
Статус документа

РД 31.28.10-97 Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии

6. ЗАЩИТА КОНСТРУКЦИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА

6.1. Защита от коррозии винто-рулевого комплекса осуществляется с помощью электрохимических методов. При использовании для подводной части корпуса катодной защиты с помощью контактно-щеточного устройства обеспечивается надежный электрический контакт гребного винта с корпусом судна.

6.2. Контактно-щеточное устройство (КЩУ) включает: унифицированный щеткодержатель, контактные и измерительные щетки, разъемное кольцо, устанавливаемое на валу, и кронштейны для крепления щеткодержателя. В отечественных системах катодной защиты используются медно-графитовые щетки и бронзовое кольцо. Переходное сопротивление КЩУ не должно превышать 0,01 Ом. КЩУ изготовляется по ОСТ 5.3089-76, а монтаж КЩУ производится по РД 5.9570-74.

6.3. При использовании для подводной части корпуса общей протекторной защиты винто-рулевой комплекс также защищается с помощью протекторов.

6.4. На судах, подводная часть которых защищается от коррозии только лакокрасочными покрытиями, для защиты кормового надзора и винто-рулевого комплекса применяется местная протекторная защита.

6.5. При местной защите кормового надзора необходимое количество протекторов составляет 33% от массы протекторов, необходимых для полной защиты подводной части корпуса. При этом 25% протекторов предназначено непосредственно для защиты кормового подзора, а остальные 8% используются для экранирования области кормы от других участков корпуса, также потребляющих защитный ток, эти протекторы называются улавливающими и устанавливаются перед протекторами, защищающими корму.

6.6. При распределении протекторов необходимо обращать внимание на то, чтобы на гребной винт не передавались вихревые потоки воды, создаваемые протекторами. Поэтому на расстоянии (где - радиус гребного винта) никаких протекторов размещать нельзя. Схема размещения протекторов в кормовой части судна близ гребного винта представлена на рис.3.


Рис.3 Схема установки протекторов в кормовом подзоре
(в заштрихованной области протекторы не устанавливать)



6.7. На руле протекторы предусматриваются с обеих сторон, их располагают на высоте ступицы гребного винта.

6.8. Для специальных движителей требуется отдельный расчет и размещение протекторов. При этом рассчитывается площадь защищаемой поверхности, а плотность тока принимается на 20% выше выбранной по типовым схемам защиты подводной части корпуса. Схема протекторной защиты подруливающего устройства представлена на рис.4.


Рис.4. Схема протекторной защиты подруливающего устройства
 (в заштрихованной области протекторы не устанавливать)



6.9. Электроизолированные от корпуса винты, особенно выполненные из нержавеющей стали, подвергаются усиленной коррозии. Надежная защита гребных винтов осуществляется с помощью установки КЩУ.

6.10. Некоторые типы КЩУ имеют недостаточное для надежной защиты винта переходное сопротивление. В процессе эксплуатации значение переходного сопротивления повышается из-за образования окисных, солевых и масляных пленок на контактных кольцах. Для компенсации падения напряжения в КЩУ разработана автоматическая система защиты винтов от коррозии и кавитации (АЗВКК - автор Морская Академия имени адмирала С.О.Макарова), успешно эксплуатирующаяся на судах российского флота.