Статус документа
Статус документа

РД 31.28.10-97 Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии

5. СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИТЫ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ КОРПУСА
МОРСКИХ СУДОВ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ СТАЛЕЙ

     

5.1. Общие положения

5.1.1. Защита от коррозии подводной части корпусов морских судов должна осуществляться нанесением лакокрасочных покрытий совместно с применением электрохимической защиты.

5.1.2. Роль электрохимической защиты состоит в снижении коррозии на участках с местными повреждениями лакокрасочных покрытий, на которых при отсутствии электрохимической защиты развивается точечная и язвенная коррозия, что приводит к увеличению шероховатости обшивки и высоким скоростям местной коррозии.

5.1.3. Систему лакокрасочных покрытий для защиты корпусов судов следует назначать в соответствии с Приложением Г.

5.1.4. Для подводной части корпуса применяется электрохимическая защита двух типов: катодная (защита наложенным током) и протекторная. Выбор типа электрохимической защиты осуществляется судовладельцем при проектировании судна. При ремонте и переоборудовании судов выбранный тип защиты рекомендуется сохранять.

5.1.5. Тип электрохимической защиты устанавливается в техническом задании на проектирование судна в зависимости от скорости хода судна, района плавания и системы выбранной лакокрасочной защиты корпуса. Для судов водоизмещением 15000 т и более должна применяться система катодной защиты.

5.1.6. Применение катодной защиты рекомендуется для судов классов УЛА, УЛ, Л1, Л2, Л3, Л4 со скоростью движения более 16 узлов и ледоколов, в том числе атомных. Для ледоколов, ледовый пояс которых выполнен из низколегированной стали, плакированной слоем нержавеющей стали, использование катодной защиты подводной части корпуса обязательно для подавления контактной коррозии.

5.1.7. Применение общей протекторной защиты рекомендуется для судов классов Л3, Л4 со скоростью движения менее 16 узлов.

5.1.8. Применение местной протекторной защиты кормового подзора рекомендуется для судов классов УЛА, УЛ со скоростью движения менее 16 узлов.

5.1.9. Для судов смешанного плавания, типа река-море при скорости движения свыше 16 узлов рекомендуется применение катодной защиты, при скоростях ниже 16 узлов используется общая протекторная защита корпуса протекторами из алюминиевых сплавов, легированных магнием, индием или галлием. Разность стационарных потенциалов протектора и стали корпусов должна составлять 200-300 мВ в речной воде.

5.1.10. Выбор фирмы-производителя системы катодной защиты осуществляется судовладельцем с учетом гарантируемого фирмой срока службы системы. Минимальный срок службы катодной защиты должен составлять 15 лет по всем элементам системы. Со стороны фирмы-производителя системы должны быть получены гарантии по поставке элементов системы при ремонте и необходимых заменах.

5.1.11. Фирмой-производителем системы электрохимической защиты должна быть представлена техническая документация на элементы системы, руководство по расчету параметров системы, ее монтажу и ремонту.

5.1.12. Эксплуатация систем катодной защиты подводной части корпуса от коррозии должна осуществляться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

5.2. Расчет комплексной защиты подводной части корпуса

5.2.1. Расчет комплексной защиты осуществляется в зависимости от применяемой системы окраски.

5.2.2. Системы окраски разделены по типам в зависимости от метода подготовки поверхности, а следовательно, адгезионных характеристик покрытия на 4 типа. В Таблице 4 приведены основные типы систем покрытий. Конкретные системы отечественных покрытий приведены в Приложении Г.

Таблица 4

     

Основные типы систем покрытий

Тип

Метод подготовки поверхности по ИСО 8501, ИСО 8502, ИСО 8503 и ИСО 8504

Плотность защитного тока, А/м

Срок службы покрытия

I

Sa 3

0,020

4 года

профиль шероховатости не ниже G среднее

II

Sa 2 1/2 профиль шероховатости не регламентируется

0,025

4 года

III

Sa 2, St 3

0,030

2-3 года

IV

Sa 1, St 2

0,035

2 года



Технология подготовки поверхности под окраску на ряде судоремонтных предприятий не позволяет достичь требуемой степени чистоты поверхности, поэтому расчет электрохимической защиты следует вести по фактически выполненной степени подготовки поверхности.

5.2.3. Использование комплексных методов защиты подводной части корпуса с применением катодной защиты целесообразно для систем типа I-III, для систем типа IV рекомендуется использование только протекторной защиты.

5.2.4. Основными элементами системы катодной защиты являются источники питания, анодные узлы и электроды сравнения.