Статус документа
Статус документа


РД 31.28.10-97

     

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ

     

Дата введения 1998-07-01



1. РАЗРАБОТАН ЗАО "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Первый заместитель генерального директора доктор технических наук С.Н.Драницын

Заведующий отделом конструктивной надежности и защиты судов от коррозии канд. техн. наук Г.В.Маркозов

Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Заведующий сектором защиты судов от коррозии и обрастания, руководитель разработки канд. техн. наук Ю.Е.Зобачев

Руководитель разработки и ответственный исполнитель Р.А.Маркович

Ответственные исполнители: канд. техн. наук Соминская Э.В., Гаврильчик Л.Д. (системы окраски судовых конструкций), Цветкова И.В. (техника безопасности и дефекты покрытий)

2. СОГЛАСОВАН Отделом технической эксплуатации флота Департамента мореплавания

Начальник отдела В.А.Гудков

3. ВНЕСЕН Зам. начальника Департамента мореплавания Службы морского флота Д.Д.Анисиным

4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Первого заместителя Министра транспорта от 17.12.97 N МФ-34/2306

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий руководящий документ (РД) устанавливает основные положения и технические требования по защите от коррозии и обрастания судовых конструкций применительно к назначению судна и району его плавания, системы электрохимической и комплексной защиты и системы окрашивания судовых конструкций, порядок приемки и контроля работ по защите от коррозии и обрастания и требования безопасности при проведении этих работ.

В РД включены системы защиты, применение которых на судах морского транспорта показало достаточную надежность и эффективность.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем РД использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 9.056-75

ЕСЗКС. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме.

ГОСТ 10885-85

Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия.

ГОСТ 26251-84

Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия.

ГОСТ 26501-85

Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите.

ISO 8501

Визуальная оценка чистоты поверхности.

ISO 8502

Испытания для оценки чистоты поверхности.

ISO 8503

Характеристики шероховатости поверхности, стальной основы, очищенной методом струйной очистки.

ISO 8504

Методы подготовки поверхности.

ОСТ 5.3089-76

Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Технические условия.

ОСТ 5.9522-86

ЕСЗКС. Протекторная защита корпусов судов. Типовой технологический процесс монтажа.

ОСТ 5.9741-85

ЕСЗКС. Системы катодной защиты корпусов судов от коррозии.

ОСТ 5.9761-79

ЕСЗКС. Защита комплексная судов от коррозии. Общие технические требования.

ОСТ 5.9898-83

ЕСЗКС. Узлы анодные систем катодной защиты корпусов судов от коррозии и изделий типа "Каскад". Технические условия.

ОСТ 5.9951-84

Электроды сравнения пористые хлорсеребряные для систем электрохимической защиты. Технические условия.

РД 5.5104-79

Трубопроводы судовые. Методика безотказности и долговечности элементов и допустимые скорости потока морской воды.

РД 5.5315-76*

Защита протекторная судовых трубопроводов, аппаратов и оборудования. Правила и нормы проектирования.

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

РД 5.9149-83

ЕСЗКС. Защита катодная корпусов судов. Правила и нормы проектирования.

РД 5.9570-74

Защита электрохимическая от коррозии валовинтового комплекса морских судов. Контактно-щеточные устройства. Типовой технологический процесс монтажа.

РД 31.28.06-89

Суда морские. Требования к конструктивной защите от коррозии надстроек, рубок и обстройки судовых помещений.

РД 31.81.10-91

Правила техники безопасности на судах морского флота.

РД 31.83.04-89

Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота.

     

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Использование комплексных методов защиты от коррозии обеспечивает снижение общей скорости коррозии и предотвращает местные коррозионные, коррозионно-эрозионные и коррозионно-механические виды разрушений.

3.2. Комплексная защита судовых металлических конструкций предусматривает возможность рационального использования различных методов защиты для достижения требуемого снижения или предотвращения коррозии.

3.3. Надежность и долговечность судовых конструкций зависят от решения задач по:

- выбору материалов и технологии их обработки;

- оценки совместимости различных материалов;

- расчету оптимальных толщин элементов конструкций;

- выбору систем противокоррозионной защиты в соответствии с условиями эксплуатации конструкций.

3.4. Особенности условий эксплуатации судовых конструкций, технические, санитарно-гигиенические и экологические требования к системам противокоррозионной защиты приведены в Таблице 1.

 Таблица 1

     

Основные требования к комплексным
методам защиты от коррозии судовых конструкций

Район судна

Наименование конструкции

Тип и назначение судна или конструкции

Условия эксплуатации

Методы защиты

Орган сертификации




Среда

Факторы воздействия



Подводная часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень, киль, скуловые кили, кронштейны гребных валов, наружная обшивка

Суда неограничен-

ного района плавания

Поток морской и пресной воды

Механичес-

кие повреж-

дения, обрастание*

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической защитой (протекторной или катодной)

Российский Морской Регистр судоходства





Суда ледового плавания



Механичес-

кие повреж-

дения, обрастание

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической защитой (катодной)







Ледоколы



Истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической защитой (катодной в ледовом исполнении)



Пояс переменных ватерлиний

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшивка

Суда неограничен-

ного района плавания

Переменное погружение, поток морской и пресной воды, морская атмосфера

Солнечное излучение, механичес-

кие повреж-

дения

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства





Суда ледового плавания



Солнечное излучение, механичес-

кие повреж-

дения, истирающее действие льда

Система лакокрасочных покрытий







Ледоколы



Солнечное излучение, механичес-

кие повреж-

дения, истирающее действие льда

Изготовление обшивки ледового пояса из плакированных нержавеющей сталью листов, обязательная катодная защита в подводной части корпуса



Конструкции, расположен-

ные на подводной части корпуса

Гребной винт

Все суда

Поток морской или пресной воды

Кавитация

Электрохи-

мическая защита подводной части корпуса (протекторная или катодная) с применени- ем контактно-

щеточного устройства





Гребной и дейдвудный вал

Все суда

Морская вода

Знакопере-

менные нагрузки

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимиче-

ской защитой





Внутренняя поверхность дейдвудных труб

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий





Подруливающее устройство, перо руля

Все суда

Поток морской воды



Электрохи-

мическая защита





Крыльевые устройства

Все суда

Поток морской воды

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической защитой  



Наружная поверхность обтекателей

Все суда

Поток морской воды



Система лакокрасочных покрытий



Кингстонные, ледовые ящики

Все суда

Морская вода

Контакт разнородных металлов

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической защитой



Надводная часть корпуса

Форштевень, ахтерштевень, наружная обшив- ка, надстройки, рубки, комингсы люков, тамбуров, вентиляторов, фальшборт и штормовые портики

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства



Настил верхней палубы

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмосферные осадки

Солнечное излучение, нагрев поверхности

Система лакокрасочных покрытий с теплоотра-

жающими свойствами





Настил верхней палубы в районе швартовых работ

Все суда

Морская атмосфера, брызги морской воды, атмос- ферные осадки

Солнечное излучение. Истирание

Система лакокрасочных покрытий



Грузовые помещения

Грузовые трюма и твиндеки

Суда, перевозящие генеральные и навалоч- ные грузы

Высокая влажность

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства





Навалочники, перевозящие химически

активные грузы

Высокая влажность. Солевые растворы с кис- лой и щелочной реакцией

Истирание

Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства

Навалочники, перевозящие пищевые грузы

Высокая влажность



Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства. Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)



Балластные танки, ахтерпики, форпики, заполняемые коффердамы, отсеки креновые и дифферентные

Сухогрузы и танкеры

Морская вода, высокая влажность



Система лакокрасочных покрытий совместно с протекторной защитой**

Российский Морской Регистр судоходства



Грузобалластные танки

Танкеры

Нефтепродукты. Морская вода. Моющие средства



Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохимиче-

ской защитой (протекторной)





Грузовые танки

Танкеры

Нефтепродукты, жидкие пищевые грузы. Моющие средства

Подто-

варные воды

Система лакокрасочных покрытий совместно с электрохи-

мической (протекторной) защитой днища

Органы санитарного надзора (контакт с пищевыми грузами)



Цистерны пресной воды

Все суда

Пресная вода



Система лакокрасочных покрытий. Изготовление цистерн из листов плаки- рованных сло- ем нержаве- ющей стали

Органы санитарного надзора (контакт с питьевой водой)

Помещения внутри корпуса

Помещения главных и вспомогательных двигателей, сухие отсеки, коффердамы, шахты лагов и эхолотов

Все суда

Высокая влажность



Система лакокрасочных покрытий

Российский Морской Регистр судоходства (пожаробе-

зопасность)



Конструкции ниже настила двойного дна, настил двойного дна, сточные колодцы машин- ных отделений и трюмов, панели во всех помеще- ниях с повышен- ной влажностью. Помещения котлов и грузовых насосов

Танкеры

Высокая влажность



Система лакокрасочных покрытий





Насосные

Танкеры

Высокая влажность



Система лакокрасочных покрытий



Помещения жилые, служебные и санитарно-

бытового назначения

Жилые и служебные

Все суда

Регламенти-

рованная влажность и перепады температур

Декора-

тивные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-

безопасность)



Румпельные

Все суда

Повышенная влажность

Декора-

тивные требования

Система лакокрасочных покрытии

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-

безопасность)



Аккумуляторные

Все суда

Пары кислот

Декора-

тивные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-

безопасность)

Помещения внутри корпуса

Санитарно-

бытовые

Все суда

Повышенная влажность, перепады температур

Декора-

тивные требования

Система лакокрасочных покрытий

Органы санитарного надзора. Российский Морской Регистр судоходства (пожаро-

безопасность)


Примечания.

* Применение оловосодержащих противообрастающих эмалей запрещено по требованию национальных стандартов природоохранных органов ряда стран. Иностранные порты ограничивают заход судов, окрашенных этими эмалями. Требования отечественных природоохранных органов не содержат ограничений по использованию оловосодержащих противообрастающих эмалей.

** В требованиях зарубежных классификационных обществ и в Правилах постройки и классификации морских судов Российского Морского Регистра судоходства (до 1985 г.) разрешено использование цинковых и алюминиевых протекторов. Установка алюминиевых протекторов не допускается в случаях, когда их потенциальная энергия превышает 275 дж.

3.5. Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны иметь разрешение органов Госсанэпидемнадзора на их применение в судостроении и судоремонте. Разрешение выдается на основе экспертной оценки или токсикологических испытаний и свидетельствуют, что токсичность материала не превышает национальных допустимых норм.

3.6. Все материалы, используемые в системах противокоррозионной защиты, должны отвечать требованиям технических условий. Качество поступающих материалов должно быть подтверждено сертификатами и клеймами.

3.7. При выборе систем комплексной защиты должны быть предусмотрены условия по соблюдению требований безопасности, а также облегчающие труд при выполнении технологических процессов защиты от коррозии.

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМАМ ОКРАСКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».