РД 31.1.02-04
ПРАВИЛА
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)
Зам. генерального директора - канд. техн. наук Ю.М.Иванов
Заведующая отделом стандартизации - И.В.Юрасова
Руководитель и ответственный исполнитель работы - канд. техн. наук В.Б.Резников
2. СОГЛАСОВАН
Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (письмо N 12-07/397 от 29.04.2003 г.),
Ассоциацией морских торговых портов (письмо N А-42 от 24.03.03),
Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте (письмо N 27-45 от 21.02.03),
Российским профсоюзом докеров (письмо N 30 от 21.03.03).
3. ВВЕДЕН ВЗАМЕН РД 31.44.01-97
Настоящие "Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов" (далее ПТЭ) устанавливают рекомендации по организации содержания перегрузочного оборудования в исправном состоянии, а также по организации безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ при применении этого оборудования. ПТЭ разработаны с учетом положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, а применительно к грузоподъемным кранам - с учетом требований "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98.
ПТЭ предназначены для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах на основании соответствующей лицензии Министерства транспорта Российской Федерации.
Знание ПТЭ требуется всем инженерно-техническим работникам порта, в должностные обязанности которых входит обеспечение исправного состояния подъемно-транспортного оборудования, а также всем работникам порта, в должностные обязанности которых входят организация и руководство безопасным производством погрузочно-разгрузочных работ.
Обозначения и наименования государственных стандартов, правил и руководящих документов, на которые имеются ссылки в тексте ПТЭ, и номера пунктов ПТЭ, в которых дана ссылка на документ, приведены в приложении 20.
3.1. Термины и определения
Используемые в ПТЭ термины, относящиеся к классификации грузоподъемных кранов, наименованию их составных частей, механизмов и параметров, соответствуют терминам и определениям, приведенным в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98.
Определение понятий: подъемно-транспортное оборудование, перегрузочные машины, машины внутрипортовой механизации, технологическая оснастка, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления, средства укрупнения, рельсовые крановые пути приведены в подразделе 4.3. Другие термины, используемые в ПТЭ, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Термины и определения
N п/п | Термин | Определение |
1 | Эксплуатация | Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Примечание. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ 25866) |
2 | Техническая эксплуатация | Часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт (ГОСТ 25866) |
3 | Техническое состояние | Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект. Примечание. Видами технического состояния являются: исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.п. (ГОСТ 19919) |
4 | Исправное состояние | Состояние объекта, соответствующее всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (ГОСТ 27.002) |
5 | Работоспособное состояние | Состояние объекта, при котором он способен выполнять свои функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 27.002) |
6 | Техническое обслуживание | Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (ГОСТ 18322) |
7 | Ремонт | Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия и восстановлению ресурса изделия или его составных частей (ГОСТ 18322) |
8 | Текущий ремонт | Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей (ГОСТ 18322) |
9 | Капитальный ремонт | Ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Примечание. Значение, близкое к значению величины полного ресурса, указывается в нормативно-технической документации (ГОСТ 18322) |
10 | Агрегатный ремонт | Обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными. Примечание. Под агрегатом понимаются сборочные единицы, обладающие свойствами полной взаимозаменяемости, независимостью сборки и самостоятельностью выполнения определенных функций в изделиях различного назначения, например электродвигатель, редуктор, насос и т.п. (ГОСТ 18322) |
11 | Полнокомплектный ремонт | Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый на кране, находящемся в рабочем (смонтированном) состоянии, с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования, для восстановления исправности и ресурса, с продлением срока службы до очередного обследования (ПБ 10-382-00) |
12 | Капитально-восстановительный ремонт | Ремонт крана с истекшим сроком службы, выполняемый после разборки крана с целью устранения дефектов, выявленных в результате обследования и дообследования крана, для восстановления его ресурса (ПБ 10-382-00) |
13 | Реконструкция | Изменение конструкции крана, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости, переоборудование кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок (ПБ 10-382-00) |
14 | Обследование | Комплекс работ по техническому диагностированию кранов с истекшим сроком службы с целью выдачи заключения о возможности и условиях их дальнейшей эксплуатации до очередного обследования (ПБ 10-382-00) |
15 | Дообследование | Частичное обследование крана, заключающееся в выявлении дефектов в узлах, недоступных при обследовании крана в рабочем (смонтированном) состоянии и подлежащих диагностированию после ремонта и разборки крана для последующего проведения капитально-восстановительного ремонта (ПБ 10-382-00) |
3.2. Обозначения и сокращения
В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
ВТИП - временная технологическая инструкция по перегрузке;
ГЗП - грузозахватное приспособление;
ИТР - инженерно-технический работник;
МИТС - местные инструкции по типовым способам и приемам работ;
ПРР - погрузочно-разгрузочные работы;
ПТЭ - настоящий документ;
Правила Госгортехнадзора России по кранам - "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)", утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98;
РТК - рабочая технологическая карта;
СККН - специализированный конвейерный комплекс для навалочных грузов;
ТО - техническое обслуживание;
ТУ - технические условия.
4.1. Промышленная безопасность и государственный надзор за эксплуатацией грузоподъемного оборудования
4.1.1. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" морской порт как предприятие, использующее в своей работе "стационарные грузоподъемные механизмы", является "опасным производственным объектом". Положения этого закона должны быть учтены при разработке документации по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов.
4.1.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, является Госгортехнадзор России, который, наряду с другими обязанностями, осуществляет государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов и ряда других грузоподъемных устройств.
Перечень действующих нормативных документов Госгортехнадзора России по состоянию на 1 января 2003 г. утвержден приказом Госгортехнадзора России от 11 февраля 2003 г. N 22. Извлечение из этого перечня в части документов, относящихся к подъемно-транспортному оборудованию, применяемому в морских портах, приведено в разделе 1 приложения 1.
После опубликования "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)" отдельные порты и другие организации обратились непосредственно в Госгортехнадзор России или через Минтранс России за разъяснениями по ряду пунктов Правил. Учитывая, что разъяснения имеют большое значение для работы всех портов, полученные ответы приведены в разделе 2 приложения 1.
4.1.3. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 утверждено "Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", в соответствии с которым государственный надзор за указанной техникой осуществляют органы гостехнадзора, подчиненные Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляет Госавтоинспекция. Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поручается органам гостехнадзора. Главгостехнадзор России разработал ряд документов, в числе которых: "Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995, "Правила проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утвержденные приказом Минсельхозпрода России от 31 мая 1995 г. N 2-21/862, "Инструкция о порядке применения правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)", утвержденная приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, и другие документы. Все эти документы не были согласованы с Минтрансом России и не учитывают специфики технического обслуживания и надзора за техническим состоянием перегрузочных машин, а также специфики подготовки и обязанностей докеров-механизаторов в морских портах. Не учитывается также то обстоятельство, что подавляющее большинство автопогрузчиков используется только внутри закрытой территории порта, т.е. являются внутрицеховым транспортом. При этом строительство и ремонт внутрипортовых дорог осуществляет порт за счет собственных средств. Поскольку регистрация машин в органах гостехнадзора влечет за собой оплату ряда не нужных порту услуг, а также транспортный налог, который расходуется на ремонт и строительство дорог, представляется справедливым, чтобы в органах гостехнадзора регистрировались только те машины, которые выезжают за закрытую территорию порта. При этом условия надзора за техническим состоянием всех машин порта, а также подготовка водителей должны осуществляться в соответствии с положениями ПТЭ и требованиями к квалификации докера-механизатора.
Предполагается, что условия регистрации автопогрузчиков в органах гостехнадзора будут согласованы с Минтрансом России и с Главгостехнадзором России или определены на правительственном уровне. До получения извещения Минтранса России о решении вопроса условия регистрации в конкретном порту следует согласовывать с территориальными организациями гостехнадзора и территориальными налоговыми органами.
4.1.4. Государственный надзор за электроустановками перегрузочных машин, кроме плавучих, осуществляет Госэнергонадзор России, основными документами которого являются: "Правила устройства электроустановок (ПУЭ)", утвержденные Минтопэнерго России 6.10.1999;
"Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденные приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6;
"Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок", утвержденные постановлением Минтруда России от 5 января 2001 г. N 3 и приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163.
В обеспечении промышленной безопасности важную роль играют ведомственные документы, конкретизирующие и дополняющие требования документов перечисленных выше организаций федерального уровня. Таким ведомственным документом для морских портов, наряду с рядом других руководящих документов Минтранса России, являются ПТЭ.
В ПТЭ отдельно не рассматриваются плавучие краны и плавучие перегружатели. Однако большинство рекомендаций и указаний, относящихся к береговым кранам, могут быть использованы для организации технического обслуживания и местного надзора за техническим состоянием крановой (перегрузочной) части плавучих кранов и плавучих перегружателей.
Задачей ПТЭ является создание в морских портах таких условий технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, а также производства работ с применением этого оборудования, при которых обеспечиваются промышленная безопасность и эффективное использование перегрузочных машин.
Отметим, что в числе задач, которые необходимо решить для обеспечения промышленной безопасности, одну из наиболее сложных представляет своевременное обнаружение трещин в основных элементах металлоконструкций кранов и другого подъемно-транспортного оборудования. В настоящее время по ряду причин трудно предсказать появление трещины на основе осмотра или расчета, но можно свести к минимуму время эксплуатации оборудования после появления трещины, за счет частоты и добросовестности проведения осмотров металлоконструкций. В ПТЭ для всех видов подъемно-транспортного оборудования настоятельно рекомендуются следующие мероприятия:
1) ТО-1 с периодичностью от 1 смены до 1 месяца;
2) ТО-2 с периодичностью от 1 до 3 месяцев;
3) оперативный осмотр - 1 раз в месяц;
4) периодический осмотр - не реже, чем через 3 месяца;
5) техническое освидетельствование:
- по кранам: частичное - 1 раз в год, полное - 1 раз в 3 года;
- по другому оборудованию - 1 раз в год;
6) обследование кранов, отработавших нормативный срок, через 1-3 года в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России по кранам;