Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 52526-2006

Группа Е23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКИ ГАЗОТУРБИННЫЕ С КОНВЕРТИРУЕМЫМИ АВИАЦИОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Контроль состояния по результатам измерений вибрации на невращающихся частях

Gas turbine driven sets based on convertible aviation engines.
Condition monitoring by measurements of vibration on non-rotating parts


ОКС 27.040

Дата введения 2006-07-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 414 "Газовые турбины" с участием Технического комитета по стандартизации ТК 183 "Вибрация и удар"

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 414 "Газовые турбины"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 марта 2006 г. N 19-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение


ГОСТ ИСО 10816-1-97 является основополагающим стандартом, устанавливающим общие требования для оценки вибрационного состояния машин различных типов по результатам измерений вибрации на невращающихся частях в диапазоне частот 10 Гц -10 кГц.

ГОСТ 26382-84 является основополагающим стандартом, устанавливающим допустимые уровни вибрации авиационных газотурбинных двигателей в диапазоне частот от 10-20 Гц до 2 кГц и общие требования к контролю вибрации в эксплуатации, и распространяется на авиационные газотурбинные двигатели, применяемые на газо- и нефтеперекачивающих станциях и передвижных электростанциях.

ГОСТ 26382-84 не охватывает:

- новые виды газотурбинных установок, например стационарные энергетические;

- установление уровней повышенной и опасной вибрации;

- контроль изменения вибрации.

Настоящий стандарт распространяется на газотурбинные установки любого наземного применения, основанные на конвертируемых авиационных газотурбинных двигателях, и является руководством по оценке их вибрации, в том числе их узлов, посредством ее измерения на корпусах.

Настоящий стандарт разработан с учетом стандартов ГОСТ ИСО 10816-1-97, ГОСТ Р ИСО 10816-4-99, ГОСТ 26382-84, ГОСТ 29328-92 и гармонизирован с ними.

Для оценки вибрационного состояния предусмотрены два критерия. Один из них рассматривает сами значения наблюдаемой вибрации, другой - изменения этих значений.

Перечисленные критерии не являются единственной основой для оценки вибрационного состояния. Для ряда установок и машин широко используются критерии, основанные на измерении вибрации на вращающихся частях.

Настоящий стандарт не охватывает вибродиагностику, которая рассматривается в международном стандарте ИСО 13373-1-2002.

Требования к вибрационному воздействию конвертируемых авиационных двигателей на связанное с ними оборудование газотурбинных установок для привода турбогенераторов рассматриваются в ГОСТ 29328-92.


     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает руководство по оценке опасности вибрации установок и агрегатов, выполненных на основе конвертируемых авиационных газотурбинных двигателей мощностью более 1 МВт, а также их узлов по результатам измерений вибрации на корпусе.

Критерии настоящего стандарта применимы к вибрационным измерениям на корпусах газотурбинных установок и агрегатов наземного использования.

Измерения вибрации проводят на месте эксплуатации.

Настоящий стандарт распространяется на агрегаты, содержащие зубчатые передачи или подшипники качения, но он не предназначен для оценки состояния этих узлов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 5348-99 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров

ГОСТ Р ИСО 10816-4-99 Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 4. Газотурбинные установки

ГОСТ Р 51852-2001 (ИСО 3977-1-97) Установки газотурбинные. Термины и определения

ГОСТ ИСО 10816-1-97 Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 23851-79 Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения

ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения

ГОСТ 26382-84 Двигатели газотурбинные гражданской авиации. Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации

ГОСТ 29328-92 Установки газотурбинные для привода турбогенераторов. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23851, ГОСТ 24346 и ГОСТ Р 51852.

     4 Источники возбуждения вибрации конвертируемых авиационных двигателей наземного применения, причины и виды ее изменения

4.1 Источники возбуждения вибрации

Основные источники возбуждения:

- вибрация с частотой вращения ротора:

массовая неуравновешенность роторов (дисбаланс),

несоосность роторов, соединенных последовательно между собой,

торцевые биения подшипников на цапфах роторов,

аэродинамическая неуравновешенность рабочих ступеней роторов, преимущественно рабочих ступеней вентилятора,

тепловой дисбаланс роторов, вызванный неравномерностью охлаждения остановленного двигателя;

- вибрация с частотой, отличающейся от частоты вращения ротора:

окружная неравномерность потока воздуха на входе в двигатель,

несоосность роторов и связывающих их шлицевых соединений,

пульсация потока воздуха и газа от рабочих лопаток роторов с частотой их следования,

динамическое воздействие от других роторов,

овальность беговых дорожек подшипников качения опор роторов,

колебательные процессы в проточной части двигателя (пульсации давления газа в камере сгорания, неравномерности и пульсации давления воздуха в компрессоре),

неравномерность зацепления в зубчатых передачах,

задевание ротора о статор.

4.2 Причины и виды изменения вибрации с частотой вращения ротора

Основные причины изменения вибрации:

- изменение режима работы двигателя и частот вращения роторов;

- изменение условий на входе в двигатель,

- замены узлов, перестановки двигателя;

- регулировки характеристик двигателя;

- изменения посадок и биений элементов ротора при развитии деформации (например, ползучести);

- неисправности и повреждения двигателя.

К неисправностям и повреждениям двигателя, вызывающим изменения вибрации, относятся:

- обрывы рабочих лопаток;

- поломки других деталей роторов;

- образование трещин в дисках;

- разрушения подшипников;

- износы, приводящие к изменению дисбаланса;

- ослабление затяжки крепления двигателя;

- разбандажирование рабочих лопаток;

- значительные забоины на лопатках;

- деформация трактовых колец, приводящая к появлению уступов в газодинамическом тракте, и другие неисправности и повреждения двигателя.

Основные виды изменения вибрации из-за указанных причин:

- резкое скачкообразное изменение;

- постепенное изменение;

- разброс случайного характера;

- случайные выбросы.

Следует различать изменения вибрации и изменения показаний виброаппаратуры.

При анализе изменения вибрации на частоте вращения ротора следует учитывать, что изменения в результатах измерений могут быть обусловлены не изменением состояния машины, а изменением состояния измерительной аппаратуры (например, вследствие появления неисправности или замены датчиков вибрации или других узлов).

     5 Оценка состояния


В соответствии с ГОСТ ИСО 10816-1 применяют два критерия оценки вибрации машин различных классов. Критерий 1 рассматривает значения измеренной вибрации, критерий 2 - изменения этих значений независимо от того, возрастают они или понижаются.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs