Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 52390-2005

Группа Д25

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспортные средства

КОЛЕСА ДИСКОВЫЕ

Технические требования и методы испытаний

Road vehicles. Disc wheels. Technical requirements and test methods



ОКС 43.040.60

ОКП 45 7300

Дата введения 2007-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2005 года N 280-ст

4 Настоящий стандарт включает в себя идентичные основные нормативные положения (и приложения) следующих международных стандартов:

ИСО 3006:1995 "Транспорт дорожный. Колеса легковых автомобилей. Методы испытаний";

ИСО 3894:1995 "Транспорт грузовой. Колеса/ободья. Методы испытаний";

ИСО 7141:1995 "Транспорт дорожный. Колеса. Методика испытаний на удар"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на новые колеса, предназначенные для транспортных средств категорий М, МG, O и O*.

________________

* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051.

Стандарт не распространяется на оригинальные колеса.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения

ГОСТ Р 41.26-2001 (Правила ЕЭК ООН N 26) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их наружных выступов

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 колесо: Вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо обычно состоит из двух основных частей:

- обода;

- центрального диска.

2.1.1 дисковое колесо: Неразборный узел (элемент), состоящий из обода и диска.

2.1.2 колесо со съемным ободом: Колесо, конструкция которого предусматривает разъемное соединение обода и диска.

2.1.2.1 составное колесо: Колесо, состоящее из двух и более элементов, каждый из которых включает в себя часть обода. Эти элементы после сборки образуют обод с двумя бортовыми закраинами, при этом разборка обода колеса в эксплуатации не допускается.

2.1.3 обод: Часть колеса, на которой монтируется и удерживается шина.

2.1.4 диск: Часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом и передающая нагрузки от обода колеса на ступицу.

2.2 тип колеса: Колеса, не имеющие различий в отношении следующих существенных характеристик:

2.2.1 изготовитель колеса;

2.2.2 обозначения размерности колеса;

2.2.3 конструкционный материал;

2.2.4 отверстия для крепления колеса;

2.2.5 максимальная несущая способность;

2.2.6 рекомендуемое давление в шине;

2.2.7 метод изготовления;

2.2.8 форма и размеры вентиляционных отверстий (окон).

2.3 оригинальные колеса: Колеса, включенные в состав сертифицированного транспортного средства.

2.4 идентичные колеса: Колеса, не включенные в состав сертифицированного транспортного средства, которые:

- изготовлены на производственном оборудовании, использовавшемся изготовителем колес для комплектации серийно изготовляемых транспортных средств. Такие колеса отличаются от оригинальных колес только отсутствием торговой марки предприятия-изготовителя транспортных средств и отсутствием обозначения и дополнительных знаков, присвоенных колесу изготовителем транспортного средства, либо

- являются точной копией колес, поставлявшихся для комплектации серийно изготовляемых транспортных средств и включенных в состав сертифицированного транспортного средства. По отношению к конструкции данные колеса полностью соответствуют оригинальным колесам, изготовленным для комплектации серийно изготовляемых транспортных средств.

2.5 специальные колеса: Колеса, не являющиеся оригинальными и не отвечающие критериям идентичного колеса. При условии соответствия требованиям настоящего стандарта эти колеса могут быть использованы на транспортных средствах.

2.6 вылет обода: Расстояние от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода (см. рисунок 1).


1 - внутренняя поверхность колеса; 2 - обод; 3 - диск; 4 - отверстие для крепления

Рисунок 1 - Профиль колеса

2.7 динамический радиус: Радиус колеса с пневматической шиной под нагрузкой, соответствующей полной массе транспортного средства в движении, определяемый как длина теоретической окружности качения шины с наибольшим диаметром, предписанная изготовителем колеса для применения на этом колесе, деленная на 2.

2.7.1 статический радиус: Расстояние от оси вращения неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности.

2.8 техническая трещина: Разрыв материала глубиной более 1 мм, появляющийся в ходе динамических испытаний.

2.9 внутренняя поверхность колеса: Поверхность вращения, создаваемая внутренним профилем колеса (см. рисунок 1).

     3 Документы, представляемые для испытаний

3.1 Документы для испытаний колеса должны быть представлены предприятием-изготовителем или его должным образом уполномоченным представителем:

3.1.1 Чертежи на колесо, достаточно детализированные для идентификации типа. На них должно быть также указано место, предназначенное для маркировки колеса.

3.1.2 Техническое описание, содержащее информацию по приложению А.

3.1.3 Результаты анализа материалов в соответствии с 5.3 и приложением В.

3.1.4 Образцы репрезентативных по отношению к заявленному типу колес для проведения лабораторных испытаний или протоколы испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

     4 Соответствие требованиям настоящего стандарта


Если колесо, представленное на испытания в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип колеса считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.

     5 Технические требования

5.1 Профиль обода должен соответствовать стандарту, указанному изготовителем колеса.

5.2 Профиль обода должен обеспечивать правильную посадку шины и воздушного вентиля для пневматических шин.

5.2.1 Колеса, предназначенные для бескамерных шин, должны обеспечивать сохранение давления воздуха.

5.3 Материалы, используемые для изготовления колес (кроме стальных), должны быть подвергнуты анализу в соответствии с приложением В.

5.4 Колеса должны выдерживать испытания следующих видов:

5.4.1 Стальные колеса

5.4.1.1 Дисковые колеса

а) Определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Д.

б) Определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Е.

5.4.2 Колеса из алюминиевых сплавов

5.4.2.1 Дисковые колеса

а) Определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Д.

б) Определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Е. В случае существенного снижения толщины стенок (менее 3,5 мм) или больших диапазонов по толщине стенок лаборатория может потребовать проведения дополнительных испытаний.

в) Определение сопротивления колеса удару под углом:

30° - в соответствии с приложением Ж;

13° - в соответствии с приложением И.

5.4.2.2 Колеса со съемным ободом

а) Определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Д.

б) Определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Е.

в) Определение сопротивления колеса удару под углом:

30° - в соответствии с приложением Ж;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs