Статус документа
Статус документа


МУ 34-70-050-83

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ УГЛЯ И ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ
НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

     

Срок действия с 01.01.84
до 01.01.94*
__________________
* О дате окончания действия см. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.



РАЗРАБОТАНЫ Московским головным предприятием производственного объединения "Союзтехэнерго"

ИСПОЛНИТЕЛИ З.Г.Филановский, А.Н.Александров

УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением по эксплуатации электростанций 08.09.83 г.

Начальник - В.И.Горин

Топливно-транспортным управлением 12.07.83 г.

Начальник - Д.Ф.Меламед


Настоящими Методическими указаниями устанавливаются методы определения количества угля и горючих сланцев, обеспечивающие необходимую точность при проведении инвентаризации топлива на электростанциях.

С изданием настоящих Методических указаний отменяется "Инструкция по инвентаризации угля и сланца на электростанциях" (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1970).

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Инвентаризация угля (сланца) производится в целях определения фактических остатков (наличия) топлива и используется для проверки правильности его учета.

1.2. Инвентаризации подлежит уголь (сланец), находящийся на расходном, резервном и базисном складах, в уплотненных и неуплотненных штабелях, в навале, остатки топлива в приемно-разгрузочных устройствах (траншеях, ямах), в подвижном транспортном составе электростанции, а также оприходованное топливо, находящееся в процессе выгрузки (в тепляках, на путях перед вагоноопрокидывателями и др.).

1.3. К началу инвентаризации (по состоянию на 24.00) бункеры котлов, по возможности, должны быть заполнены до верхнего уровня, соответствующего их заполнению при предыдущей инвентаризации.

Топливо, поданное в бункеры сырого угля котельной, масса которого уже определена, инвентаризации не подлежит.

При неисправности весов в месте измерения расхода инвентаризации подлежит также топливо, находящееся в бункерах угля и пыли котельной.

1.4. Основными операциями при проведении инвентаризации* являются определение насыпной плотности** угля (сланца), а также объема штабелей на складах топлива, в навале, траншеях, ямах и других емкостях.

________________

* Периодичность инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии и порядок документального оформления результатов инвентаризации определяются [1].

** Термин "насыпная плотность" применен в соответствии с [2] (приложение 1).

При выполнении требований, изложенных в настоящих Методических указаниях, относительная погрешность в определении остатков топлива не превысит ±3%. С уменьшением емкости штабелей (см. разд.3) погрешность увеличивается.

1.5. Под насыпной плотностью топлива подразумевается масса одного кубического метра топлива в уплотненном или неуплотненном состоянии.

1.6. Определение насыпной плотности угля (сланца) производится в соответствии с разд.2 настоящих Методических указаний.

Полученные значения насыпной плотности топлива используются при всех очередных инвентаризациях до получения повторных результатов измерения, но не более чем в течение пяти лет для складов, на которых топливо хранится в уплотненном состоянии (штабелях) и трех лет - для топлива, находящегося в неуплотненном состоянии.

Внеочередные измерения насыпной плотности должны проводиться во всех случаях при изменении марки топлива или изменении фракционного состава, зольности и влажности одной и той же марки угля (сланца) более чем на 30% от характеристики топлива, для которого определялась предыдущая насыпная плотность.

1.7. Насыпная плотность топлива определяется рабочей группой, назначенной главным инженером электростанции и состоящей из одного члена комиссии по инвентаризации топлива (руководитель), представителей топливно-транспортного цеха и ПТО электростанции и оформляется актами.

1.8. Объем угля (сланца) определяется при каждой инвентаризации геодезистом по одному из методов, изложенных в разд.3 настоящих Методических указаний.

Результаты определения объема заносятся в ведомости, которые подписываются лицами, выполнившими работу и проверившими расчеты.

Определение объема топлива до 20000 м измерением с помощью рулетки могут производить как геодезист, так и работники электростанций под наблюдением одного из членов комиссии.

Лицо, производившее измерения, выдает комиссии справку произвольной формы о наличии объема угля (сланца) по местам нахождения на день инвентаризации.

1.9. При хранении угля (сланца) на складе в одном штабеле для длительного и временного хранения (резервный и расходные части штабеля) начальник топливно-транспортного цеха выдает схему разделения с указанием границ, укатанной и неукатанной частей штабеля лицу, производящему определение объема штабелей.

1.10. Масса угля (сланца) в штабеле или его частях, а также в навале, траншеях, ямах и других емкостях определяется умножением объема на соответствующую насыпную плотность топлива (т/м).

1.11. В случае неизменного состояния штабеля (если из штабеля топливо не использовалось и в штабель не добавлялось в течение времени между инвентаризациями) его масса принимается по данным предыдущего определения.

1.12. Определение количества топлива в железнодорожных вагонах, загруженных на электростанциях, производится путем взвешивания вагонов с топливом и тары.

1.13. Все документы, относящиеся к инвентаризации, за исключением документов, хранящихся в архиве (см. п.3.4), должны храниться в ПТО электростанции.

1.14. До начала инвентаризации в целях повышения точности и сокращения времени измерения объемов штабеля по возможности должна быть проведена планировка штабеля (особенно верха) для придания ему правильной геометрической формы.

1.15. Своевременная подготовка топливного склада к инвентаризации, обеспечение комиссии необходимым оборудованием, инструментами, вспомогательными материалами, специалистами и рабочей силой возлагается на начальника топливно-транспортного цеха (TTЦ) электростанции.

1.16. Ответственность за своевременное проведение инвентаризации твердого топлива возлагается на начальников ПТО и ТТЦ.

1.17. По результатам инвентаризации составляется акт (приложение 2).

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЫПНОЙ ПЛОТНОСТИ УГЛЯ (СЛАНЦА)

     

2.1. Определение насыпной плотности топлива в штабелях, уложенных на длительное хранение

2.1.1. Определение насыпной плотности топлива в зависимости от местных условий производится объемно-массовым методом путем непосредственного измерения массы топлива в выбранных объемах или косвенным (геофизическим) методом, например, с помощью поверхностных и глубинных гамма-плотномеров (приложение 3).

Определение плотности производится на разных уровнях по высоте (1-2 м от основания и далее через каждые 3-6 м) и на поверхности штабеля (0,5-1,0 м от поверхности).

Места измерений на каждом уровне выбираются исходя из принципа их равномерного распределения по наибольшему линейному размеру.

2.1.2. Минимальное число измерений для определения насыпной плотности угля (сланца) в штабеле приведено в табл.1.

Таблица 1

Масса штабеля, т

Число измерений при высоте штабеля, м


до 8

8-12

более 12

Верхняя
часть
(поверхность
штабеля)

На разных
уровнях
по высоте

Всего




Верхняя
часть
(поверхность
штабеля)

На разных
уровнях
по высоте

Всего




Верхняя
часть
(поверхность
штабеля)

На разных
уровнях
по высоте

Всего



До 20000

3

2х3

9

3

3х3

12

3

3х3

12

20000-50000

5

2х4

13

5

3х3

14

5

3х3

14

50000-200000

-

-

-

6

3х4

18

6

3х4

18

Более 200000

-

-

-

-

-

-

8

4х4

24

Примечания:

1. Первый множитель - число измерений (уровней) по высоте штабеля, включая основание; второй - число измерений на каждом уровне.

2. В случае стабильности результатов измерения насыпной плотности топлива, определенной в каждом отдельном месте штабеля (расхождение в пределах до 0,1%), по решению инвентаризационной комиссии (п.1.4) допускается число измерений на каждом уровне, а на штабелях высотой более 12 м число уровней уменьшить на 1.



2.1.3. Среднее значение насыпной плотности топлива в штабеле равно среднеарифметическому значению массы, полученному из всех измерений: на соответствующих уровнях и верхней части штабеля.

2.1.4. Для определения насыпной плотности методом измерения массы топлива в определенных объемах используются толстостенные трубы диаметром 8001000 мм, длиной 0,5 м и измерительные рамки. Измерение насыпной плотности топлива с помощью гамма-плотномеров производится по методике, изложенной в приложении 3.

2.1.5. Измерительная рамка изготовляется из листового железа толщиной 5 мм (рис.1). С наружной стороны к верхнему краю рамки приварен по всему периметру железный уголок 45х45 мм. Ко всем углам рамки вдоль их наружной стороны привариваются уголки 45х45 мм, связанные также сваркой с верхним поясом из уголков.


Рис.1. Измерительная рамка



Уголки в нижней части рамки выступают за ее края на 75 мм. Нижняя часть стенок рамки (трубы) и вертикальные уголки заострены, а к верхней части привариваются бобышки, по которым в случае необходимости можно бить кувалдой для погружения рамки (трубы) в топливо.

Для удобства переноса рамки (трубы) в верхней части ее делаются отверстия для укрепления стального канатика.

2.1.6. Определение насыпной плотности производится, как правило, в процессе сработки штабеля путем накопления данных измерения, предусмотренных в табл.1. Для выполнения измерений в каждом случае параллельно основанию штабеля подготавливается площадка размером 1,5х1,5 м. Перпендикулярно площадке устанавливается измерительная рамка (труба), которая затем погружается в уголь на всю высоту. Излишки угля снимаются металлической рейкой. Весь уголь, заключенный в измерительной рамке между верхней и нижней плоскостями, осторожно выбирается лопатой в любую подсобную емкость. Подсобная емкость устанавливается на десятичные весы, и выбранный уголь целиком или частями взвешивается с точностью до 0,1 кг. Перед каждым взвешиванием очередной партии угля из измерительной рамки определяется масса используемой порожней емкости (тары).

Особенно тщательно следует выбирать топливо у нижнего края измерительной рамки, следя за тем, чтобы плоскость топлива по нижнему краю ее была параллельна плоскости, проходящей через верхний обрез рамки. Допускается разрушение крупных кусков угля, препятствующих разравниванию поверхности на уровне нижнего среза измерительной рамки.

2.1.7. При установке рамки (трубы) на верхней части штабеля в намеченном для отбора проб месте снимается слой топлива толщиною не менее 0,5 м и только после этого на очищенной площадке производится отбор пробы в соответствии с п.2.1.6.

2.1.8. Допускается определять насыпную плотность угля (сланца) в уплотненных штабелях:

- при хранении относительно мелких углей (размер по наибольшей стороне не более 100 мм) - рамками размером не менее 0,5х0,5х0,5 м, и трубами - диаметром не менее 400 мм и высотой 500-600 мм;

- при хранении антрацитового штыба и отсевов - рамками размером не менее 0,5х0,5х0,25 м, и трубами диаметром не менее 250 мм и высотой 0,3 м;

- при условии сохранения формы измеряемой части топлива в указанных случаях - без применения рамок и труб, путем окапывания или выкапывания размельченного участка уплотненного штабеля.

По мере сработки штабеля топливо в виде куба или параллелепипеда из уплотненного угля (сланца) объемом не менее 0,5 м тщательно обкапывается (или выкапывается яма такой же формы). Затем производится измерение объема и взвешивание выделенного топлива.

Измерение линейных размеров куба (параллелепипеда) производится по всем направлениям (длина, ширина, высота) не менее чем в трех местах, но не реже чем через 0,20 м. Измерение каждого направления производится дважды с точностью до 0,5 см. За результат измерения принимается среднеарифметическое из двух определений.

2.1.9. Насыпная плотность (т/м) угля (сланца) в данной точке (площадке) штабеля вычисляется по формуле

,                                                                 (1)


где - масса топлива в измерительной рамке (трубе), т;

- внутренний объем измерительной рамки (трубы), м.

Результаты измерений оформляются актом (приложение 4).

2.2. Определение насыпной плотности топлива в неуплотненных (расходных) штабелях, навале и емкостях

2.2.1. Определение насыпной плотности угля (сланца) для указанных случаев производится с помощью железнодорожных вагонов, загруженных топливом на электростанции.

Для этой цели загружается не менее 6 вагонов.

2.2.2. Топливо следует тщательно разравнять вровень с краями вагонов и затем производить взвешивание груженых вагонов (масса брутто) и порожних (масса тары).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs