Статус документа
Статус документа

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


3.3. Граничные интервалы времени

3.3.1. На кольцевых пересечениях в одном уровне с большими центральными островками происходит переплетение автомобилей, входящих на пересечение, следующих по кольцу и выезжающих с пересечения. Поскольку выход автомобиля из потока менее затруднен, чем включение в поток, рассматривая каждый из въездов на кольцевое пересечение, можно выделить взаимодействие двух потоков - следующего по кольцу и включающегося в него.

Маневры, наблюдаемые на кольцевых пересечениях с малыми и средними островками, можно отнести к пересечениям под острым углом при средних и низких скоростях движения. Пересечение или переплетение может быть осуществлено только при наличии интервала достаточной продолжительности между автомобилями в пересекаемом потоке.

3.3.2. В зависимости от принятого способа организации движения на кольцевом пересечении один из потоков имеет приоритет (по действующим в СССР правилам дорожного движения, приоритетом пользуется входящий поток).

3.3.3. Величина интервала в приоритетном потоке, который принимается водителем автомобиля неприоритетного потока, зависит от многих факторов:

геометрических элементов кольцевого пересечения;

типа автомобилей в неприоритетном потоке;

интенсивности и состава движения приоритетного потока;

психофизиологических качеств и стажа работы водителя, оценивающего интервал:

состояния покрытия и погодных условий;

видимости на пересечении;

скорости движения автомобилей приоритетного потока;

принятого способа организации движения на кольцевом пересечении.

3.3.4. В зависимости от индивидуальных особенностей и квалификации водителя интервал, принятый одним водителем, может быть отвергнут другим. Из сравнения принятых и отвергнутых интервалов можно определить граничный промежуток времени, который будет характеризовать данный тип пересечения и принятый способ организации движения.

3.3.5. Величина граничных интервалов времени зависит от типа автомобилей в неприоритетном потоке. Водители легковых автомобилей принимают интервалы меньшей продолжительности, чем водители грузовых автомобилей (рис.3.6).


Рис.3.6. Кривые вероятности принятия интервалов времени в приоритетном потоке вливающимися
в поток автомобилями:

а - при приоритете на въезде; б - то же, на кольце. Сплошными кривыми дано для легковых автомобилей,
пунктирными - для грузовых. Стрелками показаны средние (50% обеспеченности) значения интервалов



При приоритете движения на кольце величина граничных интервалов времени меньше (см. рис.3.6, а), чем при приоритете на въезде (см. рис.3.6, б). Разность граничных интервалов времени 50% обеспеченности составляет от 0,4 до 2,0 с.

3.3.6. Величина граничных интервалов времени уменьшается с ростом интенсивности движения приоритетного потока (рис.3.7).


Рис.3.7. Изменение величины граничного промежутка времени от интенсивности движения приоритетного потока:

а - при приоритете на кольце для легковых автомобилей; б - то же, для грузовых;
в - при приоритете на въезде для легковых автомобилей; г - то же, для грузовых.

Цифрами на кривых показано величина



3.3.7. Наименьшие значения граничных интервалов времени зафиксированы на кольцевых пересечениях с диаметром центрального островка, равным 30-40 м, при скорости движения приоритетного потока на кольце 30-34 км/ч и углах слияния 40-45° (рис.3.8, 3.9).


Рис.3.8. Зависимость величины граничных интервалов на кольцевых пересечениях
от скорости движения приоритетного потока и угла слияния потоков:

1-=24°; 2-=34°; 3-=55°; 4-=44°


Рис.3.9. Граничные расстояния (а) и промежутки времени (б) на кольцевых пересечениях
при различных диаметрах центрального островка