Статус документа
Статус документа

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

2.1. Аварийность

2.1.1. На пересечениях в одном уровне наблюдается снижение скоростей движения, происходит перераспределение потоков по направлениям, меняется режим движения транспортных потоков, проезжающих через пересечение. Возрастает поток информации, поступающей к водителю: дорожные знаки, указатели направлений, действия водителя впереди идущего транспортного средства, маневры автомобилей пересекающих потоков и т.д.

По этим причинам на пересечениях в одном уровне в разной степени усложняются условия движения потоков автомобилей, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварийных ситуаций, к росту числа дорожно-транспортных происшествий.

2.1.2. Возникновению происшествия способствуют, как правило, не одна, а несколько причин, действующих совместно. Такими причинами могут быть плохая видимость на пересечении, затрудняющая правильно оценить ситуацию на кольцевой проезжей части, неправильная планировка пересечений и направляющих островков, отсутствие у водителей полной информации о направлениях движения на пересечении, недостаточная освещенность пересечения, отсутствие разметки на проезжей части, погодные условия (гололед, туман и т.д.), а также недостаточная ширина проезжей части на участках въезда на кольцевое пересечение.

2.1.3. На кольцевых пересечениях благодаря организации кругового движения полностью или частично исключается пересечение потоков автомобилей, нет встречного движения, относительные скорости движения автомобилей невелики. Маневры слияния и разделения оказываются наименее опасными из всех маневров, встречающихся на пересечениях в одном уровне. Поэтому кольцевые пересечения безопасны по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне.

2.1.4. На основе анализа данных статистики можно выделить три основные группы дорожно-транспортных происшествий на кольцевых пересечениях: с двумя, тремя транспортными средствами и наезды на пешеходов.

А. Дорожно-транспортные происшествия с двумя транспортными средствами:

столкновение на участке слияния транспортных потоков;

боковое столкновение при правом повороте из двух рядов;

наезд на остановившееся или медленно движущееся транспортное средство;

столкновение со встречным автомобилем, движущимся против движения (без объезда островка);

столкновение при обгоне на выезде с кольцевого пересечения;

столкновение со встречным автомобилем при заезде на полосу встречного движения при выходе с кольцевого пересечения.

Б. Дорожно-транспортные происшествия с одним транспортным средством:

наезд на бордюр центрального островка при въезде на кольцевое пересечение;

наезд на бордюр направляющего островка при входе на кольцевое пересечение;

то же, на выходе;

наезд на левый тротуар при выезде с кольцевого пересечения.

В. Дорожно-транспортные происшествия при наездах на пешеходов:

наезд на пешехода при выезде с кольцевого пересечения;

то же, на кольцевой проезжей части;

то же, при въезде на кольцевое пересечение;

то же, при правом повороте;

падение пассажира из автомобиля при объезде центрального островка.

2.1.5. Распределение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на кольцевых пересечениях по видам приведено в табл.2.1. Одной из причин повышенной аварийности в вечерние часы (рис.2.1, а) является недостаточная освещенность кольцевых пересечений. Характерное увеличение числа происшествий в летние месяцы (рис.2.1, б) можно объяснить резким ростом интенсивности движения на дорогах в этот период.

Таблица 2.1

Виды ДТП на кольцевых пересечениях

Количество ДТП, %, по данным

за 1966-1969 гг.

за 1969-1973 гг.

за 1974-1976 гг.

Опрокидывание

8

-

15

Столкновение

30

50

39

Наезд на стоящее транспортное средство

3

9

9

Наезд на препятствие

22

10

8

    "       "      пешехода

34

31

24

Падение пассажира

3

0

2

Наезд на велосипедиста

-

-

3

Итого

100

100

100