• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 04.10.79


В методических указаниях рассмотрены вопросы проектирования, организации и безопасности движения на кольцевых пересечениях автомобильных дорог. Даны рекомендации по повышению безопасности движения на пересечениях. Приведены результаты наблюдений за режимами движения потоков автомобилей в зоне пересечений. Изложены принципы проектирования геометрических элементов, методика проектирования вертикальной планировки, а также методика оценки пропускной способности и рекомендации по стадийному повышению транспортно-эксплуатационных показателей кольцевых пересечений. Определены границы применимости вариантов организации движения на пересечениях.

Методические указания разработаны д-ром техн. наук В.В.Сильяновым и инж. Б.К.Каюмовым по результатам исследований, проведенных Дорожно-исследовательской лабораторией при МАДИ на кафедре изысканий и проектирования дорог.

Методические указания предназначены для использования проектными и эксплуатационными дорожными организациями, а также службой организации движения.

ВВЕДЕНИЕ


Увеличение выпуска автомобилей приводит к повышению интенсивности движения и увеличению загрузки дорог.

Характерно, что темпы роста интенсивности движения значительно опережают темпы роста протяженности сети дорог. В связи с этим ухудшаются условия движения, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, возрастают потери времени, снижается эффективность работы дороги. В таких условиях особую актуальность приобретает проблема совершенствования сети автомобильных дорог.

Одними из наиболее опасных участков автомобильных дорог являются их пересечения в одном уровне, на которых сосредоточиваются дорожно-транспортные происшествия, наблюдается снижение скорости движения автомобилей и значительно уменьшается пропускная способность дорог. Анализ статистических данных по аварийности показывает, что на пересечениях в одном уровне сосредоточивается около 18% всех дорожно-транспортных происшествий, регистрируемых на дорогах.

Требованиям движения наилучшим образом отвечают пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими затратами, и экономически они эффективны только при высоких интенсивностях движения.

В связи с этим в настоящее время начали применяться новые виды планировок пересечений в одном уровне, обеспечивающие снижение аварийности и повышение пропускной способности. Примерами таких пересечений служат различного рода канализированные и кольцевые пересечения.

Канализированные пересечения в одном уровне обеспечивают существенное улучшение условий движения. Этот тип пересечений широко применяется во многих странах мира, так как позволяет значительно снизить аварийность за счет уменьшения числа конфликтных точек и увеличения расстояния между ними. Методы проектирования канализированных пересечений детально рассмотрены в Указаниях по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-76) Минавтодора РСФСР и в Технических указаниях по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог (ВСН 103-74) Минтрансстроя СССР.

Еще большими возможностями обладают кольцевые пересечения в одном уровне, обеспечивающие пропускную способность, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. Вместе с тем стоимость их строительства во много раз меньше стоимости пересечений в разных уровнях. Благодаря этим качествам в ряде стран кольцевые пересечения в одном уровне получили весьма широкое распространение, так как позволяют без значительных капиталовложений улучшить условия движения.

Кроме того, правильная организация кольцевого движения полностью или частично исключает пересечение транспортных потоков, заменяя его последовательным слиянием и разветвлением в короткой зоне - зоне переплетения. Происходящие при этом дорожно-транспортные происшествия отличаются незначительными последствиями, в связи с чем этот вид пересечений в одном уровне считается малоопасным.

Однако опыт эксплуатации дорог с кольцевыми пересечениями показал, что такие пересечения могут эффективно работать только при соблюдении комплекса требований к их вертикальной планировке, плану и методам организации движения. Несоблюдение этих требований приводит к снижению эффективности кольцевых пересечений, чем частично объясняется ограниченность применения кольцевых пересечений в одном уровне в некоторых странах.

В СССР до настоящего времени не было специального нормативного документа по кольцевым пересечениям. В предлагаемых методических указаниях изложены основные требования к кольцевым пересечениям - условия их эффективного применения, методы проектирования основных элементов плана пересечений и вертикальной планировки, методы и средства организации движения.

Учитывая, что кольцевые пересечения являются одним из этапов перехода к пересечениям в разных уровнях, в указаниях большое внимание уделяется стадийному повышению пропускной способности кольцевых пересечений и установлены величины интенсивности, при которых необходимо переходить к пересечениям в разных уровнях.

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

1.1. Элементы кольцевых пересечений

1.1.1. При проектировании кольцевых пересечений автомобильных дорог основное внимание должно уделяться геометрическим элементам плана и вертикальной планировке пересечения.

От правильности выбора размеров элементов плана зависят: условия видимости на пересечении; правильность восприятия водителем всего пересечения и направления пересекающихся дорог; условия взаимодействия между автомобилями; скорость движения.

Все эти факторы оказывают решающее влияние на уровень аварийности и пропускную способность всего пересечения. От правильности выбора вертикальной планировки зависит степень устойчивости движения автомобиля, время и скорость проезда пересечения.

Соблюдение требований к размерам плана и вертикальной планировке - решающий фактор улучшения условий движения на пересечении автомобильных дорог.

1.1.2. Основными элементами кольцевых пересечений являются следующие (рис.1.1):

центральный 9 и направляющие 4 островки;

ширина 2 кольцевой проезжей части (может меняться в пределах одного кольцевого пересечения);

длина 8 зоны переплетения;

въезд 11 на кольцевую проезжую часть и ширина 10 въезда;

выезд 5 с кольцевой проезжей части и ширина 6 выезда;

линия 7 сопряжения поперечных уклонов на кольцевой проезжей части;

специальная полоса 3 для автомобилей, поворачивающих направо;

примыкающая (пересекающая) дорога 1.

Рис.1.1. Элементы кольцевого пересечения

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.1. Элементы кольцевого пересечения

1.2. Виды планировок

1.2.1. Главный принцип, на котором базируется расчет основных геометрических элементов, - непрерывное слияние и последующее переплетение входящего и кольцевого потоков автомобилей на кольцевой проезжей части между двумя пересекающимися дорогами.

Обеспечение условий для переплетения потоков автомобилей требует устройства кольцевых пересечений с большими центральными островками (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог100Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог120 м).

В СССР кольцевые пересечения с большими центральными островками (рис.1.2) не получили широкого распространения.

Рис.1.2. Кольцевое пересечение с большим центральным островком

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.2. Кольцевое пересечение с большим центральным островком


1.2.2. На кольцевых пересечениях со средними диаметрами 25Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог80 м островков устанавливается саморегулируемое прерывистое движение потоков автомобилей, при котором один из потоков в зоне слияния имеет приоритет в движении.

1.2.3. Кольцевые пересечения с малыми центральными островками (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог25 м) и уширенными въездами на пересечение (рис.1.3) также характеризуются саморегулируемым прерывистым движением транспортных потоков, обладают более высокой пропускной способностью.

Рис.1.3. Кольцевое пересечение с центральным островком малого диаметра

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.3. Кольцевое пересечение с центральным островком малого диаметра:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - диаметр центрального островка; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - общий диаметр пересечения


1.2.4. При пересечении неравнозначных автомобильных дорог для обеспечения лучших условий движения по более загруженному направлению устраивают кольцевые пересечения с овальным, эллиптическим (рис.1.4, а) или с прорезанным (рис.1.4, б) центральным островком для транзитного движения.

Рис.1.4. Планировка кольцевых пересечений при пересечении неравнозначных дорог

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.4. Планировка кольцевых пересечений при пересечении неравнозначных дорог

1.2.5. За рубежом устраивают кольцевые пересечения со сложными центральными островками:

с полосами для левого поворота в центральном островке (рис.1.5, а);

с двойным центральным островком (рис.1.5, б);

с мини-островками у въезда на кольцевое пересечение (рис.1.6) и др.

Рис.1.5. Планировка кольцевых пересечений со сложными центральными островками

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.5. Планировка кольцевых пересечений со сложными центральными островками:

а - с полосами для левого поворота в центральном островке; б - с двойным центральным островком

Рис.1.6. Планировка кольцевых пересечений с мини-островками

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.6. Планировка кольцевых пересечений с мини-островками

1.3. Область целесообразного использования кольцевых пересечений

1.3.1. Кольцевые пересечения устраиваются при пересечении (в одной точке) трех, четырех и более дорог. Достоинства кольцевых пересечений проявляются наиболее полно при пересечении в одной точке более четырех дорог.

1.3.2. Целесообразность устройства кольцевого пересечения определяется суммарной интенсивностью движения на пересечении и распределением движения по направлениям.

1.3.3. Опыт эксплуатации кольцевых пересечений показал, что они имеют следующие достоинства:

имеется возможность рациональной организации движения при пересечении в одной точке более четырех дорог;

отсутствуют затраты на регулирование движения;

разделение конфликтных точек, низкая относительная скорость движения и острые углы слияния (переплетения) на кольцевом пересечении способствуют большей степени безопасности движения;

потери времени автомобилями значительно меньше, чем на обычных пересечениях в одном уровне;

схема движения на пересечении проста и понятна водителям;

обеспечиваются лучшие условия для выполнения левоповоротного маневра по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;

капитальные затраты на устройство кольцевого пересечения существенно меньше по сравнению с пересечением в разных уровнях;

кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въезде обладают высокой пропускной способностью, сравнимой с пропускной способностью пересечений в разных уровнях.

1.3.4. Вместе с тем кольцевые пересечения имеют ряд недостатков:

при проезде пересечения автомобили снижают скорость даже в свободных условиях движения;

на кольцевом пересечении с большим центральным островком наблюдается перепробег автомобилей при сквозном и левоповоротном движении;

для устройства пересечения требуется несколько большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне (особенно при больших диаметрах центрального островка);

несколько сложнее разместить пешеходные переходы по сравнению с обычными регулируемыми пересечениями в одном уровне.

1.3.5. На стадии разработки вариантов проекта пересечения автомобильных дорог область применимости различных типов планировочных решений пересечений можно определить по номограмме с учетом рекомендаций табл.1.1.

Таблица 1.1

N п/п

Виды планировок кольцевых пересечений

Применимость кольцевых пересечений

Категории пересекающихся дорог

Условия применимости

1

Кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въездах

IхI, IхII, IхIII

IIхII, IIхIII

При реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог.

При новом строительстве:

а) в пригородной зоне;

б) в пределах малых населенных пунктов;

в) в районах с высокой стоимостью сельскохозяйственных угодий и в других стесненных условиях (на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях).



IIIхIII

При Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог5000 авт./сут; на основе технико-экономического сравнения с вариантом кольцевого пересечения со средним диаметром центрального островка

2

Кольцевые пересечения со средним диаметром центральных островков

IхIII, IIхII, IIхIII, IIIхIII

При 5000 Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог9000 авт./ сут; на основе технико-экономического сравнения с кольцевыми пересечениями с малыми центральными островками

3

Кольцевые пересечения с большими центральными островками

IIхII, IIхIII, IIIхIII

При 5000Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог9000Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог10000 авт./сут и числе пересекающихся дорог Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог5

4

Кольцевые пересечения, обеспечивающие лучшие условия движения более загруженному направлению (с эллиптическим центральным островком и другие)

IхII, IхIII, IхIV, IIхIII, IIхIV

При Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях

Обозначения: Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - перспективная суммарная интенсивность движения (на кольцевом пересечении); Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - то же, на главном направлении; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - то же, на второстепенном



По номограмме (рис.1.7) для каждой зоны, характеризуемой определенным соотношением интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, рекомендуются один или несколько типов конкурирующих планировочных решений пересечений:

простые необорудованные 1 пересечения;

частично канализированные 2 пересечения с направляющими островками на второстепенной дороге;

канализированные 3 пересечения с направляющими островками на второстепенной и главной дорогах и переходно-скоростными полосами, расположенными по главной дороге;

кольцевые пересечения 4: а) со средними центральными островками; б) с малыми центральными островками; в) при числе пересекающихся дорог Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог5 и с большими центральными островками;

пересечения 5: а) кольцевые, обеспечивающие лучшие условия движения более загруженному направлению (с эллиптическим центральным островком и др.); б) в разных уровнях; в) при стадийном строительстве (I этап - кольцевое пересечение и II этап - пересечение в разных уровнях);

пересечения 6: а) кольцевые с малыми центральными островками; б) в разных уровнях;

пересечения 7: а) стадийное развитие (I этап - кольцевые пересечения с малыми центральными островками, II этап - пересечения в разных уровнях); б) пересечения в разных уровнях;

пересечения 8 в разных уровнях.

Рис.1.7. Номограмма для выбора типа планировочных решений пересечений

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.1.7. Номограмма для выбора типа планировочных решений пересечений

1.3.6. В каждом конкретном случае проектируемое кольцевое пересечение будет иметь определенные преимущества и недостатки по сравнению с другими типами пересечений. Окончательный вариант необходимо принимать на основе технико-экономического сравнения вариантов.

Глава 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

2.1. Аварийность

2.1.1. На пересечениях в одном уровне наблюдается снижение скоростей движения, происходит перераспределение потоков по направлениям, меняется режим движения транспортных потоков, проезжающих через пересечение. Возрастает поток информации, поступающей к водителю: дорожные знаки, указатели направлений, действия водителя впереди идущего транспортного средства, маневры автомобилей пересекающих потоков и т.д.

По этим причинам на пересечениях в одном уровне в разной степени усложняются условия движения потоков автомобилей, что приводит к увеличению вероятности возникновения аварийных ситуаций, к росту числа дорожно-транспортных происшествий.

2.1.2. Возникновению происшествия способствуют, как правило, не одна, а несколько причин, действующих совместно. Такими причинами могут быть плохая видимость на пересечении, затрудняющая правильно оценить ситуацию на кольцевой проезжей части, неправильная планировка пересечений и направляющих островков, отсутствие у водителей полной информации о направлениях движения на пересечении, недостаточная освещенность пересечения, отсутствие разметки на проезжей части, погодные условия (гололед, туман и т.д.), а также недостаточная ширина проезжей части на участках въезда на кольцевое пересечение.

2.1.3. На кольцевых пересечениях благодаря организации кругового движения полностью или частично исключается пересечение потоков автомобилей, нет встречного движения, относительные скорости движения автомобилей невелики. Маневры слияния и разделения оказываются наименее опасными из всех маневров, встречающихся на пересечениях в одном уровне. Поэтому кольцевые пересечения безопасны по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне.

2.1.4. На основе анализа данных статистики можно выделить три основные группы дорожно-транспортных происшествий на кольцевых пересечениях: с двумя, тремя транспортными средствами и наезды на пешеходов.

А. Дорожно-транспортные происшествия с двумя транспортными средствами:

столкновение на участке слияния транспортных потоков;

боковое столкновение при правом повороте из двух рядов;

наезд на остановившееся или медленно движущееся транспортное средство;

столкновение со встречным автомобилем, движущимся против движения (без объезда островка);

столкновение при обгоне на выезде с кольцевого пересечения;

столкновение со встречным автомобилем при заезде на полосу встречного движения при выходе с кольцевого пересечения.

Б. Дорожно-транспортные происшествия с одним транспортным средством:

наезд на бордюр центрального островка при въезде на кольцевое пересечение;

наезд на бордюр направляющего островка при входе на кольцевое пересечение;

то же, на выходе;

наезд на левый тротуар при выезде с кольцевого пересечения.

В. Дорожно-транспортные происшествия при наездах на пешеходов:

наезд на пешехода при выезде с кольцевого пересечения;

то же, на кольцевой проезжей части;

то же, при въезде на кольцевое пересечение;

то же, при правом повороте;

падение пассажира из автомобиля при объезде центрального островка.

2.1.5. Распределение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на кольцевых пересечениях по видам приведено в табл.2.1. Одной из причин повышенной аварийности в вечерние часы (рис.2.1, а) является недостаточная освещенность кольцевых пересечений. Характерное увеличение числа происшествий в летние месяцы (рис.2.1, б) можно объяснить резким ростом интенсивности движения на дорогах в этот период.

Таблица 2.1

Виды ДТП на кольцевых пересечениях

Количество ДТП, %, по данным

за 1966-1969 гг.

за 1969-1973 гг.

за 1974-1976 гг.

Опрокидывание

8

-

15

Столкновение

30

50

39

Наезд на стоящее транспортное средство

3

9

9

Наезд на препятствие

22

10

8

" " пешехода

34

31

24

Падение пассажира

3

0

2

Наезд на велосипедиста

-

-

3

Итого

100

100

100


Рис.2.1. Распределение дорожно-транспортных происшествий на кольцевом пересечении

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.2.1. Распределение дорожно-транспортных происшествий на кольцевом пересечении


Участки въезда на кольцевые пересечения являются самыми сложными и опасными для водителей. На эти участки приходится 50-60% от общего числа дорожно-транспортных происшествий на кольцевых пересечениях.

С ростом интенсивности движения на пересекающихся дорогах абсолютное число происшествий на кольцевых пересечениях несколько увеличивается, но относительная аварийность уменьшается (рис.2.2).

Рис.2.2. Изменение относительной аварийности в зависимости от суммарной интенсивности движения на кольцевом пересечении

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.2.2. Изменение относительной аварийности в зависимости
от суммарной интенсивности движения на кольцевом пересечении

2.2. Оценка безопасности движения

2.2.1. На кольцевых пересечениях в одном уровне безопасность движения зависит от числа конфликтных точек, расстояния между этими точками и интенсивности движения потоков, проходящих через конфликтные точки.

2.2.2. Количество и тип конфликтных точек (точки разветвления, слияния и пересечения потоков автомобилей) зависят от планировки кольцевого пересечения.

2.2.3. На кольцевом пересечении с большими центральными островками в каждой зоне переплетения образуются одна точка слияния и одна точка разделения потоков автомобилей (рис.2.3, а).

Рис.2.3. Схема расположения конфликтных точек на кольцевом пересечении с центральными островками

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.2.3. Схема расположения конфликтных точек на кольцевом пересечении с центральными островками:

а - большими; б - малыми; Р - точка разделения потоков; С - точка слияния потоков; П - точка пересечения потоков



На кольцевом пересечении с малыми центральными островками в каждой зоне вливания (маневрирования) есть две точки разделения, две точки слияния и одна точка пересечения под острым углом - всего пять конфликтных точек (рис.2.3, б).


Для выявления конфликтных точек на кольцевом пересечении со средними диаметрами центральных островков следует на план кольцевого пересечения нанести оси траекторий движения автомобилей в зоне маневрирования и по результатам такого построения принять одну из двух указанных выше схем (см. рис.2.3).

2.2.4. Опасность конфликтной точки определяется по величине относительной аварийности Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог (количеству происшествий на 10 млн прошедших автомобилей), определяемую по формуле

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (2.1)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - интенсивности движения потоков автомобилей, пересекающихся в данной конфликтной точке, авт./сут; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - коэффициент относительной аварийности конфликтной точки, принимаемой по табл.2.2; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - коэффициент годовой неравномерности движения:

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

0,025

0,03

0,045

0,07

0,10

0,15

0,165

0,14

0,12

0,10

0,035

0,02



Таблица 2.2

Схема маневра

Характеристика маневра

Радиус внутренней кромки кольца, м

15

20

25

30

40

50

60

80

100



Коэффициент Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Слияние потоков:










на многополосном кольце при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог15 м

0,0040

0,0030

0,0022

0,0018

0,0013

0,0010

0,0008

0,0005

0,0003


на однополосном кольце при радиусе съезда менее 15 м

0,0040

0,0030

0,0022

0,0015

0,0010

0,0007

0,0005

0,0003

0,0004


То же, более 15 м

0,0040

0,0025

0,0013

0,0010

0,0007

0,0005

0,0004

0,0003

0,0003

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Разделение потоков:









на многополосном кольце при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог15 м

0,0028

0,0020

0,0014

0,0012

0,0009

0,0007

0,0005

0,00035

0,0002

на однополосном кольце при радиусе съезда менее 15 м

0,0028

0,0020

0,0014

0,0010

0,0007

0,0006

0,0005

0,0004

0,0003

то же, более 15 м

0,0016

0,0012

0,0010

0,0007

0,0005

0,0004

0,0003

0,0002

0,0002

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Переплетение потоков на многополосном кольце

-

-

-

0,0016

0,0013

0,0010

0,0008

0,0007

0,0006



При расчетах для существующих дорог коэффициент Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог принимается по месяцу, в котором проводился учет интенсивности движения. Для вновь проектируемых дорог и заданной среднегодовой среднесуточной интенсивности движения величина Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - постоянная и равна 0,0834.

2.2.5. Опасность всего варианта планировки пересечения оценивается по формуле

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (2.2)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - возможное количество дорожно-транспортных происшествий на пересечении за один год; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - количество конфликтных точек.

2.2.6. Степень опасности существующего кольцевого пересечения или каждого варианта его планировки оценивается по величине коэффициента Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог относительной аварийности, характеризующим количество происшествий на 10 млн. автомобилей, прошедших через пересечение:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (2.3)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - количество происшествий на пересечении за один год; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - интенсивности движения потоков автомобилей на пересекающихся дорогах, авт./сут; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - коэффициент годовой неравномерности движения.

По величине Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог можно судить о степени опасности пересечения:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог3

3,1-8,0

8,1-12

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог12

Опасность пересечения

Неопасное

Малоопасное

Опасное

Очень опасное


При проектировании новых дорог или реконструкции существующих для каждого варианта пересечения определяют величину Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог. Чем она меньше, тем удачнее схема пересечения. На вновь проектируемых кольцевых пересечениях должно быть Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог8, в противном случае нужно разрабатывать другие, более безопасные схемы пересечения.

2.3. Рекомендации по повышению безопасности движения

2.3.1. Большая часть дорожно-транспортных происшествий приходится на участки въезда кольцевых пересечений. Необходимо дать своевременную информацию водителям о подходе к кольцевому пересечению и порядке проезда через него.

2.3.2. Для улучшения условий движения следует совершенствовать планировку въездов, увеличить число полос на въезде на кольцевое пересечение (см. приложение 2).

2.3.3. Для упорядочения движения важным элементом организации движения, особенно на кольцевых пересечениях с малыми островками, является разметка на въездах и на кольцевой проезжей части.

2.3.4. Въезжающие автомобили часто наезжают на центральный островок и на направляющие островки. Поэтому для уменьшения тяжести столкновений центральный и направляющие островки необходимо выделять низким бордюром и декоративным озеленением (газоном) в летний период.

Все островки должны четко выделяться на фоне проезжей части пересечения.

2.3.5. Для обеспечения безопасности движения в зимний период необходимо тщательно убирать снег в пределах кольцевого пересечения.

В районах с продолжительными снежными зимами центральный и направляющие островки кольцевых пересечений целесообразно выделять съемными направляющими устройствами, которые можно убирать в зимний период. Съемные направляющие устройства могут быть из железобетона, дерева, металла или пластмасс; они крепятся к покрытию при помощи штырей, закладных элементов, клеящих составов и т.д.

2.3.6. Для достижения максимального поперечного сцепления на кольцевых пересечениях необходимо устраивать дорожное покрытие с шероховатостью поверхности не менее 0,9 мм.

2.3.7. Зарубежный опыт показывает, что установка знаков "приоритет на кольце" уменьшает число происшествий на кольцевых пересечениях примерно на 40%.

2.3.8. В местах с интенсивным пешеходным движением необходимо устройство пешеходных переходов (рис.2.4) и легких ограждений по периметру пересечения, чтобы исключить появление пешеходов в зонах слияния транспортных потоков на кольцевых пересечениях.

Рис.2.4. Схема организации пешеходного движения на кольцевом пересечении

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.2.4. Схема организации пешеходного движения на кольцевом пересечении:

1 - автобусная остановка; 2 - пешеходный переход; 3 - металлическое ограждение; 4 - пешеходная дорожка

2.3.9. Для улучшения видимости элементов пересечения в ночное время следует устраивать освещение на кольцевых пересечениях.

Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ НА КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ НА КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

3.1. Интенсивность и состав движения

3.1.1. Интенсивность движения - основной показатель, определяющий все характеристики движения потока автомобилей. Установление величин и закономерностей изменения интенсивности движения служат основой для проектирования геометрических элементов кольцевого пересечения и мероприятий по организации движения.

3.1.2. Распределение потока автомобилей по направлениям на кольцевых пересечениях является важной характеристикой, влияющей на пропускную способность пересечения.

3.1.3. Колебания интенсивностей движения на пересекающихся дорогах в течение суток, месяца и года приводят к изменениям интенсивности движения на кольцевых пересечениях.

С наибольшей загрузкой кольцевые пересечения работают в часы пик.

3.1.4. Состав движения оказывает существенное влияние на пропускную способность кольцевых пересечений. Состав движения на пересекающихся дорогах определяется по данным непосредственного учета движения. При определении состава движения следует выделять следующие группы автомобилей: легковые, грузовые малой (до 2 т), средней (2-8 т) и большой (более 8 т) грузоподъемности; автобусы и автопоезда.

3.1.5. При оценке пропускной способности кольцевых пересечений, разработке мероприятий по организации движения необходимы данные об интенсивности и составе движения, о распределении потоков по направлениям на пересечении.

При отсутствии таких данных следует проводить непосредственный учет движения на всех подходах кольцевого пересечения согласно "Инструкции по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах" ВСН 45-68 (Минавтодор РСФСР).

3.1.6. Приведение различных видов транспортных средств к легковым автомобилям производится с помощью коэффициентов приведения (см. ниже табл.3.2).

3.1.7. На основе данных учета движения составляется картограмма интенсивностей движения на кольцевом пересечении (рис.3.1), которая служит исходным материалом для проектирования геометрических элементов кольцевого пересечения и мероприятий по организации движения, оценки пропускной способности и определения коэффициентов загрузки кольцевого пересечения.

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.1. Картограмма интенсивности (авт/ч) движения на кольцевом пересечении:

а - распределение движения по направлениям; б - то же, по кольцу


Картограмма интенсивностей движения на кольцевом пересечении составляется на расчетный год.

Продолжительность расчетного периода зависит от целей использования данных по интенсивности движения: при организации движения - до 2 лет; при капитальном ремонте - до 5 лет; для разработки проекта реконструкции до пересечения - до 12 лет; при проектировании новой дороги - 20 лет и более.

3.1.8. Перспективную интенсивность движения необходимо прогнозировать на основании анализа материалов экономических изысканий и данных учета интенсивности движения. Закон роста интенсивности движения должен быть обоснован в результате анализа данных учета интенсивности за последние 10-15 лет и с учетом народнохозяйственного значения района проложения пересекающихся дорог.

Могут быть использованы следующие закономерности изменения интенсивности движения во времени:

а) линейный закон роста интенсивности движения;

б) по закону сложных процентов;

в) по геометрической прогрессии с убывающими темпами прироста.

3.1.9. Для разработки мероприятий по организации движения, оценки степени загрузки пересечения движением, инженерных мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности расчетную часовую интенсивность движения на подходах к кольцевому пересечению определяют по формулам:

а) при наличии данных учета часовой интенсивности движения в различные периоды года

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; (3.1)

б) по величине среднегодовой суточной интенсивности движения

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (3.2)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - расчетная часовая интенсивность движения, авт/ч; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - максимальная часовая интенсивность движения, авт/ч; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.

3.2. Скорости движения

3.2.1. Скорость движения - один из важнейших показателей, характеризующих безопасность движения, пропускную способность и эффективность работы кольцевого пересечения.

3.2.2. Расчетная скорость на кольцевом пересечении - это максимальная безопасная скорость движения одиночных (легковых) автомобилей, обеспечиваемая геометрическими элементами пересечения.

Оптимальные скорости движения на кольцевой проезжей части зависят от диаметра центрального островка:

Диаметр центрального островка, м

10-15


80

125

Скорость на пересечении, км/ч

16

24

28

31

3.2.3. Наличие светофорного регулирования на кольцевых пересечениях с прорезанным центральным островком для транзитного движения резко снижает скорости движения автомобилей (рис.3.2).

Рис.3.2. Комулятивные кривые скоростей транзитного движения на кольцевом пересечении с прорезанным центральным островком

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.2. Комулятивные кривые скоростей транзитного движения на кольцевом пересечении
с прорезанным центральным островком:

а - без светофорного регулирования; б - при наличии светофорного регулирования; 1 - скорости автомобилей,
движущихся после остановки перед светофором; 2 - то же, без остановки перед светофором.
Сплошными кривыми дано для грузовых автомобилей, пунктирными - для легковых.
Стрелками показаны средние (50% обеспеченности) скорости

3.2.4. Устройство виража на кольцевой проезжей части повышает удобство движения и позволяет проезжать пересечение с более высокой скоростью (рис.3.3).

Рис.3.3. Комулятивные кривые скоростей движения автомобилей на кольцевой проезжей части

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.3. Комулятивные кривые скоростей движения автомобилей на кольцевой проезжей части:

1 - без виража; 2 - с виражом. Сплошными кривыми дано для грузовых автомобилей, пунктирными - для легковых.
Стрелками показаны средние (50% обеспеченности) скорости


3.2.5. Характер изменения скоростей движения в зоне влияния кольцевых пересечений зависит от планировки пересечения, схемы организации движения на пересечении, интенсивности движения. Графики изменения скоростей движения, полученные при экспериментальных проездах автомобиля-лаборатории по кольцевым пересечениям с различной планировкой, показаны из рис 3.4-3.5.

Рис.3.4. Изменение скорости движения на кольцевом пересечении неравнозначных дорог при проезде в прямом направлении

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.4. Изменение скорости движения на кольцевом пересечении неравнозначных дорог при проезде
в прямом направлении:

I - по главной дороге; II - то же, по второстепенной

Рис.3.5. Изменение скорости движения на кольцевом пересечении неравнозначных дорог с виражом на кольцевой проезжей части при левоповоротном проезде

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.5. Изменение скорости движения на кольцевом пересечении неравнозначных дорог
с виражом на кольцевой проезжей части при левоповоротном проезде:

I - с направления приоритетного; II - то же, неприоритетного



Графики изменения скоростей движения в зоне влияния кольцевых пересечений могут быть использованы при определении эффективности различных схем организации движения и имитационном моделировании движения потоков автомобилей на кольцевых пересечениях.

3.3. Граничные интервалы времени

3.3.1. На кольцевых пересечениях в одном уровне с большими центральными островками происходит переплетение автомобилей, входящих на пересечение, следующих по кольцу и выезжающих с пересечения. Поскольку выход автомобиля из потока менее затруднен, чем включение в поток, рассматривая каждый из въездов на кольцевое пересечение, можно выделить взаимодействие двух потоков - следующего по кольцу и включающегося в него.

Маневры, наблюдаемые на кольцевых пересечениях с малыми и средними островками, можно отнести к пересечениям под острым углом при средних и низких скоростях движения. Пересечение или переплетение может быть осуществлено только при наличии интервала достаточной продолжительности между автомобилями в пересекаемом потоке.

3.3.2. В зависимости от принятого способа организации движения на кольцевом пересечении один из потоков имеет приоритет (по действующим в СССР правилам дорожного движения, приоритетом пользуется входящий поток).

3.3.3. Величина интервала в приоритетном потоке, который принимается водителем автомобиля неприоритетного потока, зависит от многих факторов:

геометрических элементов кольцевого пересечения;

типа автомобилей в неприоритетном потоке;

интенсивности и состава движения приоритетного потока;

психофизиологических качеств и стажа работы водителя, оценивающего интервал:

состояния покрытия и погодных условий;

видимости на пересечении;

скорости движения автомобилей приоритетного потока;

принятого способа организации движения на кольцевом пересечении.

3.3.4. В зависимости от индивидуальных особенностей и квалификации водителя интервал, принятый одним водителем, может быть отвергнут другим. Из сравнения принятых и отвергнутых интервалов можно определить граничный промежуток времени, который будет характеризовать данный тип пересечения и принятый способ организации движения.

3.3.5. Величина граничных интервалов времени зависит от типа автомобилей в неприоритетном потоке. Водители легковых автомобилей принимают интервалы меньшей продолжительности, чем водители грузовых автомобилей (рис.3.6).

Рис.3.6. Кривые вероятности принятия интервалов времени в приоритетном потоке вливающимися в поток автомобилями

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.6. Кривые вероятности принятия интервалов времени в приоритетном потоке вливающимися
в поток автомобилями:

а - при приоритете на въезде; б - то же, на кольце. Сплошными кривыми дано для легковых автомобилей,
пунктирными - для грузовых. Стрелками показаны средние (50% обеспеченности) значения интервалов



При приоритете движения на кольце величина граничных интервалов времени меньше (см. рис.3.6, а), чем при приоритете на въезде (см. рис.3.6, б). Разность граничных интервалов времени 50% обеспеченности составляет от 0,4 до 2,0 с.

3.3.6. Величина граничных интервалов времени уменьшается с ростом интенсивности движения приоритетного потока (рис.3.7).

Рис.3.7. Изменение величины граничного промежутка времени от интенсивности движения приоритетного потока

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.7. Изменение величины граничного промежутка времени от интенсивности движения приоритетного потока:

а - при приоритете на кольце для легковых автомобилей; б - то же, для грузовых;
в - при приоритете на въезде для легковых автомобилей; г - то же, для грузовых.

Цифрами на кривых показано величина Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


3.3.7. Наименьшие значения граничных интервалов времени зафиксированы на кольцевых пересечениях с диаметром центрального островка, равным 30-40 м, при скорости движения приоритетного потока на кольце 30-34 км/ч и углах слияния 40-45° (рис.3.8, 3.9).

Рис.3.8. Зависимость величины граничных интервалов на кольцевых пересечениях

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.8. Зависимость величины граничных интервалов на кольцевых пересечениях
от скорости движения приоритетного потока и угла Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог слияния потоков:

1-Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=24°; 2-Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=34°; 3-Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=55°; 4-Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=44°

Рис.3.9. Граничные расстояния (а) и промежутки времени (б) на кольцевых пересечениях при различных диаметрах центрального островка

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.3.9. Граничные расстояния (а) и промежутки времени (б) на кольцевых пересечениях
при различных диаметрах центрального островка


3.3.8. Величину граничного интервала времени для данного въезда на кольцевое пересечение с учетом интенсивности движения приоритетного потока, типа автомобиля и принятого способа организации движения на пересечении следует определять по рис.3.7.

3.3.9. Осредненные значения граничных интервалов времени на кольцевых пересечениях рекомендуется принимать по табл.3.1.

Таблица 3.1

Тип автомобиля

Вероятность принятия интервала, %


50

85

100


Граничный промежуток времени, с

Легковой

4,7

5,9

6,6

Грузовой

5,7

6,8

7,6

3.4. Распределение интервалов между автомобилями во времени

3.4.1. В зоне влияния кольцевых пересечений происходит изменение режима движения потоков автомобилей, что приводит к существенному перераспределению интервалов во времени.

3.4.2. При оценке максимальной пропускной способности, определении потерь времени автотранспорта и моделировании движения потоков автомобилей на кольцевых пересечениях необходимо устанавливать закономерности распределения интервалов между автомобилями во времени при различной интенсивности движения.

3.4.3. Для описания распределения интервалов во времени в зоне влияния кольцевых пересечений при интенсивности движения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог350 авт/ч следует пользоваться смешанным распределением - трехкомпонентным уравнением смеси:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог (3.3)


при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (3.4)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - коэффициенты, учитывающие количество свободных, частично связанных и связанных автомобилей в потоке Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=1; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - часовая интенсивность движения, авт/ч; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - интервал времени, с; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - математическое ожидание числа автомобилей за время Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - параметры распределения интервалов между автомобилями в потоке.

На кольцевых пересечениях:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=1,7

; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=2,9.

3.4.4. При интенсивности движения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог350 авт/ч эффективным для описания распределения интервалов во времени является гамма-распределение, плотность которого выражается зависимостью

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог (3.5)


при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (3.6)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - интервал между автомобилями, с; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - гамма-функция, определяемая с помощью интеграла Эйлера; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - параметры распределения.

3.5. Минимальные интервалы между автомобилями

3.5.1. Анализ кривых распределения величин минимальных интервалов во времени между автомобилями различных типов на кольцевых пересечениях показал, что модальные значения минимальных интервалов во времени составляют:

Между легковыми автомобилями


1,9 с

" грузовыми автомобилями грузоподъемностью:



малой


"

средней


"

большой


"

Между автобусами


"

" автопоездами

"

3.5.2. По величине этих интервалов определены значения коэффициентов приведения различных типов транспортных средств к легковому автомобилю (табл.3.2).

Таблица 3.2

Тип автомобилей

Коэффициент приведения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Легковые

1,0

Грузовые грузоподъемностью:


малой

1,4

средней

1,7

большой

2,3

Автобусы

2,9

Автопоезда

3,5

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ

4.1. Центральный островок и зона переплетения

А. Кольцевые пересечения с большими центральными островками

4.1.1. По форме центральный островок может быть в виде круга, эллипса, овала и неправильной формы, но при равных возможностях следует устраивать круглые островки, поскольку они лучше обеспечивают равномерную скорость движения на кольцевой проезжей части.

4.1.2. Расчетная скорость движения по кольцевому пересечению должна составлять не менее 30 км/ч.

4.1.3. Размер центрального островка (диаметрМетодические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог) определяется длиной зоны переплетения и расчетной скоростью на кольцевой проезжей части:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (4.1)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - ширина проезжей части кольца, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - расстояние между осями двух соседних вливающихся на кольцо дорог по внешней кромке кольцевой проезжей части, м.

Величину Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог определяют по формуле

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (4.2)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - радиусы входа и выхода на кольцо, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - ширина проезжей части вливающихся дорог, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - длина зоны слияния (или переплетения), м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - количество полос движения на кольце.

Длину зоны переплетения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог определяют по табл.4.1.

Таблица 4.1

Категория дороги

Длина зоны переплетения, м


рекомендуемая

минимальная

I

65

50

II

60

47

III

55

30

IV

45

20


Б. Кольцевые пересечения со средним диаметром центрального островка (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=25Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог60 м)

4.1.4. На кольцевых пересечениях со средним диаметром центрального островка происходит не переплетение, а пересечение автомобилей под острым углом (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог40°Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог50°), движение транспортных потоков носит прерывистый характер.

Диаметр центрального островка зависит от расчетной скорости движения по кольцевому пересечению:

Диаметр островков, м

15

30

60

Скорость на пересечении, км/ч

18-20

25

30

В. Кольцевые пересечения с малым центральным островком (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог25 м)

4.1.5. Диаметр центрального островка кольцевых пересечений с малым центральным островком определяется схемой организации движения, принятой на пересечении.

При организации движения с приоритетом движения по кольцу размер островка и планировка пересечения должны вынуждать водителей проезжать пересечение по искривленной траектории. Радиус кривизны траектории при прямом (транзитном) движении должен быть не более 100 м. С учетом этих условий диаметр центрального островка следует принимать: минимальный (в стесненных условиях) - 10 м; рекомендуемый - 15-20 м (табл.4.2).

Таблица 4.2

Схема организации движения на кольцевом пересечении

Диаметр центрального островка, м


минимальный
(в стесненных условиях)

рекомендуемый

Приоритет на кольце
" " въезде

10

15-20


или одна из дорог (главная)


25


30


4.1.6. Если на проектируемом кольцевом пересечении предполагается организовать движение с предоставлением преимущественного права проезда по одной из пересекающихся дорог (главная дорога проходит в прямом направлении), диаметр центрального островка должен быть не менее длины расчетного крупногабаритного грузового автомобиля с тем, чтобы такой автомобиль мог находиться в зоне ожидания на кольцевой проезжей части без помех для транзитного движения (рис.4.1):

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог,


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - диаметр центрального островка, м;

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - длина расчетного крупногабаритного грузового автомобиля (обычно равная 24 м), м.

Рис.4.1. Схема расположения крупногабаритного грузового автомобиля в зоне ожидания на кольцевой проезжей части (1)

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.1. Схема расположения крупногабаритного грузового автомобиля в зоне ожидания
на кольцевой проезжей части (1)



Рекомендуемый диаметр центрального островка в этом случае составит 30 м (см. табл.4.2).

4.2. Кольцевая проезжая часть

4.2.1. Кольцевая проезжая часть должна иметь не менее двух полос для движения.

4.2.2. Ширина полосы движения на кольцевой проезжей части зависит от диаметра центрального островка:

Диаметр центрального островка, м

60

80

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог100

Ширина одной полосы движения, м

5,5

5,0

4,5


4.2.3. Ширина кольцевой проезжей части пересечения измеряется в его наиболее узкой части посередине между соседними въездами и выездами.

4.3. Направляющие островки

4.3.1. Для разделения встречных потоков на участке въезда и выезда кольцевых пересечений устраивают направляющие островки.

4.3.2. Форма направляющих островков должна обеспечивать плавность траекторий движения потоков автомобилей (рис.4.2).

Рис.4.2. Виды направляющих островков кольцевых пересечений автомобильных дорог

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.2. Виды направляющих островков кольцевых пересечений автомобильных дорог


4.3.3. Планировка направляющих островков и радиусы кривых, сопрягающих примыкающие дороги с кольцевой проезжей частью, должны обеспечивать плавное снижение скорости при подходе к кольцу и постепенное увеличение скорости при выезде из кольцевого пересечения автомобильных дорог.

Рекомендуемые радиусы кривых, сопрягающих примыкающие дороги с кольцевой проезжей частью, приведены в табл.4.3.

Таблица 4.3

Диаметр центрального островка, м

Радиусы примыканий, м

в нормальных условиях

в стесненных условиях

15

20

15

30

30

20

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог60

50

35

4.4. Планировка участков въездов на кольцевых пересечениях

4.4.1. На кольцевых пересечениях с малыми и средними центральными островками не происходит непрерывное переплетение двух потоков автомобилей в зоне слияния. Движение автомобилей носит прерывистый характер, один из потоков в зоне слияния имеет приоритет.

Для повышения пропускной способности въезда на кольцевое пересечение следует увеличивать число полос движения на въезде.

4.4.2. Планировка кольцевого пересечения вынуждает водителей снижать скорость на участке подхода к пересечению независимо от направления дальнейшего движения. Характер снижения скорости движения автомобилей на участке подхода зависит от схемы организации движения на пересечении, диаметра центрального островка и радиуса примыкания к кольцевой проезжей части.

Поэтому отпадает необходимость устройства тормозной полосы на подходе к кольцевым пересечениям и разгонной полосы на выезде для правоповоротных автомобилей, и длина участка уширения будет намного меньше полной длины переходно-скоростной полосы.

4.4.3. Расчетная схема уширения въезда на подходе к кольцевому пересечению без участка торможения принимает следующий вид, показанный на рис.4.3.

Рис.4.3. Схема уширения участка въезда на кольцевое пересечение

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.3. Схема уширения участка въезда на кольцевое пересечение


Считая, что ось дороги на подходе к пересечению проходит по прямой, по схеме въезда (см. рис.4.3) можно определить:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; (4.3)


Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; (4.4)

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог; (4.5)


Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (4.6)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - ширина проезжей части одного направления движения на подходе к кольцевому пересечению, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - угол отклонения внешней кромки проезжей части в начале уширения, град; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - ширина въезда, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - расстояние от оси дороги до кромки направляющего островка по оси Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, м; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - длина участка уширения на подход

е, м.

4.4.4. Параметры, входящие в формулу (4.6), изменяются в следующих пределах:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог зависит от категории дороги и для III технической категории равно 3,5 м, а для II равно 3,75 м;

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог;


для кольцевых пересечений с малыми центральными островками расстояние Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=5Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог6 м.

Ширина въезда

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, (4.7)


где Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - число полос на въезде; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - ширина полосы движения на въезде, м.

Ширину Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог следует принимать не менее 3,75-4,0 м, тогда:

при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=1 имеем Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=4 м

" Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=2 " Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=8 м

" Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=3 " Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=12 м


Угол уширения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог20° обеспечивает достаточную плавность траектории движения автомобилей на подходе к кольцевым пересечениям.

4.4.5. Параметры уширения на въезде на кольцевое пересечение при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=6 м приведены в табл.4.4.

Таблица 4.4

Категория дороги

Ширина Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог проезжей части на подходе, м

Число полос движения на въезде

Ширина Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог въезда, м

Угол уширения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, град

Длина уширения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог, м

II

3,75

2

8

15

40

II

3,75

3

12

15

56

III

3,5

2

8

20

30

III

3,5

3

12

16

50



При других значениях Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог длину участка уширения следует определять по формуле (4.6).

4.5. Планировка участков выезда на кольцевых пересечениях

4.5.1. Планировка участка выезда с кольцевого пересечения зависит главным образом от наличия или отсутствия на смежном въезде специальной полосы для правоповоротных автомобилей.

4.5.2. Если на смежном к выезду примыкании не выделена специальная полоса для правоповоротных автомобилей (рис.4.4, а), то форма уширения участка выезда должна лишь обеспечивать плавность траекторий автомобилей, выезжающих на правый поворот, что достигается выбором соответствующего радиуса сопряжения Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог (см. табл.4.3).

Рис.4.4. Схема уширения на участке выезда кольцевого пересечения

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.4. Схема уширения на участке выезда кольцевого пересечения:

а - без отдельной полосы для правоповоротных автомобилей;
б - при наличии специальной полосы для правоповоротных автомобилей;
Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - длина участка отгона; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - то же, маневрирования


4.5.3 При выделении на ближайшем к выезду примыкании специальной отдельной полосы для правоповоротных автомобилей (рис.4.4, б) уширение на участке выезда должно обеспечивать плавное включение автомобилей, совершивших правоповоротный маневр, в поток автомобилей, выезжающих с кольцевой проезжей части.

4.5.4. Наблюдения на участках выезда кольцевых пересечений показали, что скорости движения автомобилей при выезде с кольцевой проезжей части ( Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог) и скорости движения автомобилей при правом повороте из приоритетного въезда (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог) зависят от диаметра центрального островка, интенсивности движения, радиуса сопряжения, но перепад скоростей Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог и Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог не превышает 10 км/ч (рис.4.5).

Рис.4.5. Характер изменения скорости движения на участке выезда из кольцевого пересечения

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.5. Характер изменения скорости движения на участке выезда
из кольцевого пересечения при Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=42 м, Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=25 м

Поэтому устраивать переходно-скоростную (разгонную) полосу полной длины (рис.4.6) на участке выезда кольцевых пересечений не следует, достаточно обеспечить дополнительную полосу на участке Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог маневрирования (см. рис.4.4, б).

Рис.4.6. Элементы переходно-скоростной (разгонной) полосы

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.6. Элементы переходно-скоростной (разгонной) полосы:

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - длина участка разгона; Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог и Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог - см. рис.4.4


4.5.5. Длину участка маневрирования (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог) следует принимать по табл.4.5.

Таблица 4.5

Категория дороги

Длина участка маневрирования, м

I

80

II

75

III

70


4.5.6. Длину участка отнона* ширины следует принимать не менее 60 м.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

4.6. Вертикальная планировка

4.6.1. Для повышения устойчивости и удобства движения автомобилей на кольцевой проезжей части следует устраивать вираж с уклоном в сторону центрального островка. Проезжая часть кольцевого пересечения между концами направляющих островков будет иметь двускатный поперечный профиль.

Линия сопряжения плоскостей с различными поперечными уклонами называется линией сопряжения уклонов (ЛСУ).

4.6.2. Положение линии сопряжения уклонов и алгебраическая разность поперечных уклонов проезжей части на кольце должны обеспечивать плавность въезда автомобиля на кольцевую проезжую часть с виражом и выезда из нее (при движении с расчетной скоростью).

4.6.3. Обязательное условие устройства виража на кольцевой проезжей части - обеспечение водоотвода на кольцевом пересечении.

Водоотвод на кольцевом пересечении с виражом обеспечивается устройством дождеприемных колодцев, собирающих воду с кольцевой проезжей части, и последующим отводом воды за пределы пересечения (см. ниже рис.4.9, б).

4.6.4. Проектирование вертикальной планировки кольцевого пересечения проводится в три этапа:

определение на плане пересечения положения линий сопряжения уклонов;

назначение поперечных уклонов проезжей части;

увязка продольных уклонов и вычисление отметок точек.

4.6.5. Положение линии сопряжения уклонов на плане кольцевого пересечения определяется в следующем порядке:

а) при кольцевых пересечениях с большими центральными островками линия сопряжения уклонов проводится как плавная кривая, соединяющая концы направляющих островков и середину ширины зоны переплетения в наиболее узком месте (рис.4.7);

б) при кольцевых пересечениях со средним диаметром центральных островков строится окружность, вписанная в контур пересечения (в случае неправильной формы кольцевого пересечения это может быть не круг, а плавная кривая, соединяющая контуры пересечения). Линия сопряжения уклонов на кольцевой проезжей части строится как окружность, отсекающая Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог длины от границы центрального островка до вписанной окружности (рис.4.8, а). Затем строится линия сопряжения уклонов на въездах и выездах как плавная кривая, параллельная внешней кромке пересечения и проходящая с точкой касания к линии сопряжения уклонов кольцевой проезжей части (см. рис.4.8, б). Линии сопряжения уклонов въезда и смежного выезда не должны перекрываться;

в) при кольцевых пересечениях с малыми центральными островками для обеспечения плавности въезда автомобилей на кольцевую проезжую часть с виражом и выезда с нее необходимо на кольцевых пересечениях и пересечениях с малыми центральными островками устройство переходной зоны, смягчающей (алгебраическую) разность поперечных уклонов проезжей части. Линия сопряжения уклонов на кольцевой проезжей части как прямая АВ, соединяющая концы направляющих островков, показана на рис.4.9, а. Линия сопряжения уклонов, отделяющая полосу с обратным уклоном (для правого поворота), проводится параллельно внешней кромке проезжей части пересечения (кривая MNE на рис.4.9, а).

Рис.4.7. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений с большим центральным островком

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.7. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений с большим центральным островком:

а - положение линии сопряжения уклонов в зоне переплетения; б - общий вид кольцевого пересечения с виражом
на кольцевой проезжей части; 1 - линия сопряжения уклонов; 2 - поперечные профили проезжей части

Рис.4.8. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений со средним диаметром центрального островка

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.8. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений со средним диаметром центрального островка:

а - положение линии сопряжения уклонов на кольцевой проезжей части; б - положение линии сопряжения
уклонов на участках въездов и выездов; в - поперечные уклоны проезжей части (показаны стрелками);

1 - линия сопряжения уклонов

Рис.4.9. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений с малым диаметром центрального островка

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог


Рис.4.9. Схема вертикальной планировки кольцевых пересечений с малым диаметром центрального островка:

а - положение линий сопряжения уклонов; б - поперечные уклоны проезжей части (показаны стрелками);

1 - участки отгона виража; 2 - дождеприемные колодцы



Между кривой MNE, прямой АВ и осями пересекающихся дорог образуется переходная зона, которая делится на две части прямой CD, проходящей через середину отрезка KN параллельно прямой АВ. Отрезок KN - ширина переходной зоны в наиболее узкой части (см. рис.4.9, а).

В результате такого построения получается:

зона виража на кольцевой проезжей части (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог);

две зоны, переходные для обеспечения плавности перехода автомобиля с внешнего уклона на уклон виража (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=10Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог15‰);

зона виража для правого поворота (Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог=Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог).

4.6.6. Поперечный уклон виража на кольцевых пересечениях следует принимать:

В районах с частыми туманами и длительными периодами гололеда

не более 40‰

В районах с незначительной продолжительностью снежного покрова и редкими случаями гололеда

не более 50‰

4.6.7. По заданным отметкам участков въездов и выездов производится взаимная увязка продольных уклонов и отметок линий сопряжения уклонов на въездах, выездах и кольцевой проезжей части. После предварительной увязки продольных уклонов и отметок линий сопряжения уклонов вычисляются отметки всех характерных точек на плане кольцевого пересечения (на линии сопряжения уклонов отметки точек вычисляются через каждые 5 м) в целях получения подробной вертикальной планировки.

Для ускорения вычислительных работ следует пользоваться ЭЦВМ.

4.7. Продольные уклоны и расстояния видимости

4.7.1. Для обеспечения хорошей обзорности кольцевое пересечение наиболее целесообразно располагать на вогнутых участках продольного профиля, на прямых или кривых (в плане) больших радиусов.

4.7.2. Продольные уклоны на пересекающихся дорогах в зоне кольцевого пересечения не должны превышать 40‰.

4.7.3. Для водителей, подъезжающих к кольцевому пересечению, необходимо обеспечить видимость из условия остановки до кольцевой проезжей части.

4.7.4. Расстояние видимости поверхности дороги должно соответствовать расчетной скорости движения на пересекающейся дороге и продольным уклонам на подходах к кольцевому пересечению (табл.4.6).

Таблица 4.6

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Название документа: Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог

Вид документа: Приказ Минавтодора РСФСР

Принявший орган: Минавтодор РСФСР

Статус: Действующий

Опубликован: / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1980 год
Дата принятия: 04 октября 1979

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах