Статус документа
Статус документа



     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 04.10.79


В методических указаниях рассмотрены вопросы проектирования, организации и безопасности движения на кольцевых пересечениях автомобильных дорог. Даны рекомендации по повышению безопасности движения на пересечениях. Приведены результаты наблюдений за режимами движения потоков автомобилей в зоне пересечений. Изложены принципы проектирования геометрических элементов, методика проектирования вертикальной планировки, а также методика оценки пропускной способности и рекомендации по стадийному повышению транспортно-эксплуатационных показателей кольцевых пересечений. Определены границы применимости вариантов организации движения на пересечениях.

Методические указания разработаны д-ром техн. наук В.В.Сильяновым и инж. Б.К.Каюмовым по результатам исследований, проведенных Дорожно-исследовательской лабораторией при МАДИ на кафедре изысканий и проектирования дорог.

Методические указания предназначены для использования проектными и эксплуатационными дорожными организациями, а также службой организации движения.

ВВЕДЕНИЕ


Увеличение выпуска автомобилей приводит к повышению интенсивности движения и увеличению загрузки дорог.

Характерно, что темпы роста интенсивности движения значительно опережают темпы роста протяженности сети дорог. В связи с этим ухудшаются условия движения, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, возрастают потери времени, снижается эффективность работы дороги. В таких условиях особую актуальность приобретает проблема совершенствования сети автомобильных дорог.

Одними из наиболее опасных участков автомобильных дорог являются их пересечения в одном уровне, на которых сосредоточиваются дорожно-транспортные происшествия, наблюдается снижение скорости движения автомобилей и значительно уменьшается пропускная способность дорог. Анализ статистических данных по аварийности показывает, что на пересечениях в одном уровне сосредоточивается около 18% всех дорожно-транспортных происшествий, регистрируемых на дорогах.

Требованиям движения наилучшим образом отвечают пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими затратами, и экономически они эффективны только при высоких интенсивностях движения.

В связи с этим в настоящее время начали применяться новые виды планировок пересечений в одном уровне, обеспечивающие снижение аварийности и повышение пропускной способности. Примерами таких пересечений служат различного рода канализированные и кольцевые пересечения.

Канализированные пересечения в одном уровне обеспечивают существенное улучшение условий движения. Этот тип пересечений широко применяется во многих странах мира, так как позволяет значительно снизить аварийность за счет уменьшения числа конфликтных точек и увеличения расстояния между ними. Методы проектирования канализированных пересечений детально рассмотрены в Указаниях по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-76) Минавтодора РСФСР и в Технических указаниях по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог (ВСН 103-74) Минтрансстроя СССР.

Еще большими возможностями обладают кольцевые пересечения в одном уровне, обеспечивающие пропускную способность, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. Вместе с тем стоимость их строительства во много раз меньше стоимости пересечений в разных уровнях. Благодаря этим качествам в ряде стран кольцевые пересечения в одном уровне получили весьма широкое распространение, так как позволяют без значительных капиталовложений улучшить условия движения.

Кроме того, правильная организация кольцевого движения полностью или частично исключает пересечение транспортных потоков, заменяя его последовательным слиянием и разветвлением в короткой зоне - зоне переплетения. Происходящие при этом дорожно-транспортные происшествия отличаются незначительными последствиями, в связи с чем этот вид пересечений в одном уровне считается малоопасным.

Однако опыт эксплуатации дорог с кольцевыми пересечениями показал, что такие пересечения могут эффективно работать только при соблюдении комплекса требований к их вертикальной планировке, плану и методам организации движения. Несоблюдение этих требований приводит к снижению эффективности кольцевых пересечений, чем частично объясняется ограниченность применения кольцевых пересечений в одном уровне в некоторых странах.

В СССР до настоящего времени не было специального нормативного документа по кольцевым пересечениям. В предлагаемых методических указаниях изложены основные требования к кольцевым пересечениям - условия их эффективного применения, методы проектирования основных элементов плана пересечений и вертикальной планировки, методы и средства организации движения.

Учитывая, что кольцевые пересечения являются одним из этапов перехода к пересечениям в разных уровнях, в указаниях большое внимание уделяется стадийному повышению пропускной способности кольцевых пересечений и установлены величины интенсивности, при которых необходимо переходить к пересечениям в разных уровнях.

Глава 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ

1.1. Элементы кольцевых пересечений

1.1.1. При проектировании кольцевых пересечений автомобильных дорог основное внимание должно уделяться геометрическим элементам плана и вертикальной планировке пересечения.

От правильности выбора размеров элементов плана зависят: условия видимости на пересечении; правильность восприятия водителем всего пересечения и направления пересекающихся дорог; условия взаимодействия между автомобилями; скорость движения.

Все эти факторы оказывают решающее влияние на уровень аварийности и пропускную способность всего пересечения. От правильности выбора вертикальной планировки зависит степень устойчивости движения автомобиля, время и скорость проезда пересечения.

Соблюдение требований к размерам плана и вертикальной планировке - решающий фактор улучшения условий движения на пересечении автомобильных дорог.

1.1.2. Основными элементами кольцевых пересечений являются следующие (рис.1.1):

центральный 9 и направляющие 4 островки;

ширина 2 кольцевой проезжей части (может меняться в пределах одного кольцевого пересечения);

длина 8 зоны переплетения;

въезд 11 на кольцевую проезжую часть и ширина 10 въезда;

выезд 5 с кольцевой проезжей части и ширина 6 выезда;

линия 7 сопряжения поперечных уклонов на кольцевой проезжей части;

специальная полоса 3 для автомобилей, поворачивающих направо;

примыкающая (пересекающая) дорога 1.


Рис.1.1. Элементы кольцевого пересечения

     
1.2. Виды планировок

1.2.1. Главный принцип, на котором базируется расчет основных геометрических элементов, - непрерывное слияние и последующее переплетение входящего и кольцевого потоков автомобилей на кольцевой проезжей части между двумя пересекающимися дорогами.

Обеспечение условий для переплетения потоков автомобилей требует устройства кольцевых пересечений с большими центральными островками (100120 м).

В СССР кольцевые пересечения с большими центральными островками (рис.1.2) не получили широкого распространения.


Рис.1.2. Кольцевое пересечение с большим центральным островком



1.2.2. На кольцевых пересечениях со средними диаметрами 2580 м островков устанавливается саморегулируемое прерывистое движение потоков автомобилей, при котором один из потоков в зоне слияния имеет приоритет в движении.

1.2.3. Кольцевые пересечения с малыми центральными островками (25 м) и уширенными въездами на пересечение (рис.1.3) также характеризуются саморегулируемым прерывистым движением транспортных потоков, обладают более высокой пропускной способностью.


Рис.1.3. Кольцевое пересечение с центральным островком малого диаметра:

- диаметр центрального островка; - общий диаметр пересечения



1.2.4. При пересечении неравнозначных автомобильных дорог для обеспечения лучших условий движения по более загруженному направлению устраивают кольцевые пересечения с овальным, эллиптическим (рис.1.4, а) или с прорезанным (рис.1.4, б) центральным островком для транзитного движения.


Рис.1.4. Планировка кольцевых пересечений при пересечении неравнозначных дорог

1.2.5. За рубежом устраивают кольцевые пересечения со сложными центральными островками:

с полосами для левого поворота в центральном островке (рис.1.5, а);

с двойным центральным островком (рис.1.5, б);

с мини-островками у въезда на кольцевое пересечение (рис.1.6) и др.


Рис.1.5. Планировка кольцевых пересечений со сложными центральными островками:

а - с полосами для левого поворота в центральном островке; б - с двойным центральным островком


Рис.1.6. Планировка кольцевых пересечений с мини-островками

     

1.3. Область целесообразного использования кольцевых пересечений

1.3.1. Кольцевые пересечения устраиваются при пересечении (в одной точке) трех, четырех и более дорог. Достоинства кольцевых пересечений проявляются наиболее полно при пересечении в одной точке более четырех дорог.

1.3.2. Целесообразность устройства кольцевого пересечения определяется суммарной интенсивностью движения на пересечении и распределением движения по направлениям.

1.3.3. Опыт эксплуатации кольцевых пересечений показал, что они имеют следующие достоинства:

имеется возможность рациональной организации движения при пересечении в одной точке более четырех дорог;

отсутствуют затраты на регулирование движения;

разделение конфликтных точек, низкая относительная скорость движения и острые углы слияния (переплетения) на кольцевом пересечении способствуют большей степени безопасности движения;

потери времени автомобилями значительно меньше, чем на обычных пересечениях в одном уровне;

схема движения на пересечении проста и понятна водителям;

обеспечиваются лучшие условия для выполнения левоповоротного маневра по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;

капитальные затраты на устройство кольцевого пересечения существенно меньше по сравнению с пересечением в разных уровнях;

кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въезде обладают высокой пропускной способностью, сравнимой с пропускной способностью пересечений в разных уровнях.

1.3.4. Вместе с тем кольцевые пересечения имеют ряд недостатков:

при проезде пересечения автомобили снижают скорость даже в свободных условиях движения;

на кольцевом пересечении с большим центральным островком наблюдается перепробег автомобилей при сквозном и левоповоротном движении;

для устройства пересечения требуется несколько большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне (особенно при больших диаметрах центрального островка);

несколько сложнее разместить пешеходные переходы по сравнению с обычными регулируемыми пересечениями в одном уровне.

1.3.5. На стадии разработки вариантов проекта пересечения автомобильных дорог область применимости различных типов планировочных решений пересечений можно определить по номограмме с учетом рекомендаций табл.1.1.

Таблица 1.1

N п/п

Виды планировок кольцевых пересечений

Применимость кольцевых пересечений

Категории пересекающихся дорог

Условия применимости

1

Кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въездах

IхI, IхII, IхIII

IIхII, IIхIII

При реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог.

При новом строительстве:

а) в пригородной зоне;

б) в пределах малых населенных пунктов;

в) в районах с высокой стоимостью сельскохозяйственных угодий и в других стесненных условиях (на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях).




IIIхIII

При 5000 авт./сут; на основе технико-экономического сравнения с вариантом кольцевого пересечения со средним диаметром центрального островка

2

Кольцевые пересечения со средним диаметром центральных островков

IхIII, IIхII, IIхIII, IIIхIII

При 5000 9000 авт./ сут; на основе технико-экономического сравнения с кольцевыми пересечениями с малыми центральными островками

3

Кольцевые пересечения с большими центральными островками

IIхII, IIхIII, IIIхIII

При 5000900010000 авт./сут и числе пересекающихся дорог 5

4

Кольцевые пересечения, обеспечивающие лучшие условия движения более загруженному направлению (с эллиптическим центральным островком и другие)

IхII, IхIII, IхIV, IIхIII, IIхIV

При ; на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях

Обозначения: - перспективная суммарная интенсивность движения (на кольцевом пересечении); - то же, на главном направлении; - то же, на второстепенном

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs