• Текст документа
  • Статус


Рекомендованы к изданию научно-методической секцией Научно-технического совета ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госкомархитектуры.

Дана характеристика типов лагерей труда и отдыха (ЛТО), номенклатура рекомендуемых к строительству стационарных типов ЛТО. Изложены требования к формирующим ЛТО функциональным блокам и к объемно-планировочным решениям зданий, составу и площадям помещений.

Для архитекторов-проектировщиков.

Предисловие

Оздоровительные лагеря для старшеклассников (ОЛС), среди которых лагеря труда и отдыха (ЛТО) занимают ведущее место, начали создаваться на рубеже 60-х годов по инициативе комсомольских организаций, педагогических коллективов, профсоюзных комитетов. В настоящее время ЛТО являются одними из наиболее массовых учреждений детского отдыха. В будущем в различных регионах страны планируется дальнейший рост их сети.

Настоящие Рекомендации подготовлены с учетом действующих нормативных документов; их цель - создание классификации лагерей, определение их рациональной вместимости, правильный выбор стационарных типов ЛТО для строительства в различных регионах страны, обеспечение возможности формирования зданий из функциональных блоков, составу и площадям помещений и площадок.

Рекомендации разработаны ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов - канд. архит. И.С.Чернецов, архитекторы А.В.Курышева, Е.Б.Попилина (использованы материалы инж. О.Ф.Коршунова, кандидатов архит. М.И.Магидиной и Л.П.Хахановой) при участии КиевЗНИИЭП (архит. А.Д.Денисенко), ТбилЗНИИЭП (архит. В.В.Чичинадзе), ТашЗНИИЭП (архит. Т.Н.Зимакова).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Лагеря труда и отдыха для старшеклассников (ЛТО) с круглосуточным пребыванием - учреждения, в которых отдых старшеклассников 8-10/12 классов городских и сельских школ в период каникул сочетается с общественно полезным производственным трудом. В них создаются условия для трудового воспитания и профессиональной ориентации подростков 14-18 лет, а также организации их активного отдыха.

1.2. Отряды ЛТО формируются органами народного образования, а также администрацией и общественными организациями базовых предприятий. Результаты труда старшеклассников в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в сельском хозяйстве, способствуют выполнению предприятиями и хозяйствами производственных планов.

1.3. Структурные единицы лагеря: отряд 35-40 человек и входящие в него бригады, которые могут включать в себя звенья. Продолжительность трудовой смены в период летних каникул 18-24 дня, в период зимних и весенних каникул 7-12 дней. Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе для школьников 14-16 лет - не более четырех часов, для школьников старше 16 лет - не более шести часов.

1.4. ЛТО являются учреждениями: сезонными - с летним или продленным режимом эксплуатации (функционируют 2-3 месяца в году - в июне-августе, а также 4-6 месяцев в году - с июня по ноябрь), круглогодичными и сезонными с круглогодичным ядром. В весенние и осенние месяцы сезонные и круглогодичные ЛТО используются для размещения студентов и временных работников (рис.1).

Рис.1. Классификация ЛТО в различных регионах страны

Рекомендации по проектированию лагерей труда и отдыха для старшеклассников в различных регионах страны

Рис.1. Классификация ЛТО в различных регионах страны

В период зимних и весенних каникул круглогодичные ЛТО могут использоваться для отдыха детей и подростков, проживающих в пределах района или области. Во внеканикулярный период круглогодичные ЛТО используются в качестве баз отдыха, гостиниц и для обслуживания местного населения, а в тех хозяйствах и на предприятиях, где существует дефицит трудовых ресурсов - как общежития для людей, привлекаемых к сезонным работам. Виды внеканикулярного использования круглогодичных ЛТО определяются потребностями базовых хозяйств и предприятий, а также потребностями местного населения.

1.5. Для большинства регионов страны целесообразно преимущественное применение круглогодичных ЛТО. В северных и южных регионах возможно широкое применение сезонных ЛТО, в республиках Закавказья целесообразно создание универсальных школ-ЛТО.

1.6. ЛТО различной вместимости допускается включать в состав многопрофильных комплексов учреждений отдыха, в том числе в состав комплексов оздоровительных лагерей для старшеклассников (ОЛС).

2. НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ ЛТО

2.1. В различных регионах страны выбор типа ЛТО обусловлен региональными особенностями и конкретными условиями деятельности отдельных хозяйств и базовых предприятий; потребностями:

в дополнительных трудовых ресурсах, определяемых на основе внутрихозяйственных планов;

в организации отдыха;

в развитии сети культурно-бытового обслуживания местного населения;

в совершенствовании учебного процесса и внешкольной работы в общеобразовательных школах.

В табл.1 приведена номенклатура типов ЛТО, рекомендуемая с учетом региональных и конкретных для отдельных хозяйств условий строительства ЛТО. При этом среди них выделяются повторяющиеся, наиболее массовые, используемые в нескольких регионах (районах)*.
________________
* Типы ЛТО для регионов, приведенные в табл.1, являются наиболее типичными и могут использоваться в большинстве регионов страны.

Таблица 1

N
п.п.

Типы ЛТО

Размещение ЛТО и организация обслуживания

Использование ЛТО во внеканикулярный период

Экономические районы

осень

зима

весна

Севе-
рный

Северо-
-Запад-
ный (Ленин-
градская обл.)

Центра-
льный

Волго-
-Вятс-
кий

Повол-
жский

Сезонного функциони-
рования:

1

на 40 мест

Автономное

В качестве общежития

-

В качестве общежития

-

-

x

x

-

2

"

"

То же

-

То же

-

x

x

x

x

3

"

"

"

-

"

-

-

x

-

x

4

"
с сокра-
щенным составом помещений

На территории села с использо-
ванием учреждений КБО

"

-

"

-

x

x

-

x

5

на 80 мест
с сокра-
щенным составом помещений

То же

"

-

"

-

-

x

-

x

6

на 120 мест
с сокра-
щенным составом помещений

"

"

-

"

-

-

x

-

-

7

на 160 мест

Автономное

"

-

"

-

x

-

-

-

8

"

Кругло-
годичного функциони-
рования:

"

"

-

"

-

y

-

-

y

9

на 42/30 мест

Автономное

В качестве обще-
жития

В качестве базы отдыха

В качестве обще-
жития

y

-

x

-

-

10

на 84/60 "

"

То же

То же

То же

-

-

x

x

-

11

на 126/90 "

"

"

"

"

-

-

x

-

y

12

на 40/30 "

На территории села для культурно-
-бытового обслуживания

Для культурно-бытового обслуживания населения

x

x

x

x

x

13

на 80/60 "

То же

То же

-

x

x

x

-

14

на 120/90 "

"

"

-

x

x

-

-

15

на 40 мест

В комплексе с сельской
школой

В качестве помещения для внеучебной работы сельских школьников

y

y

y

y

y

16

"

То же

То же

-

y

y

y

y

17

"

"

"

-

-

y

-

y

18

на 40/30 мест
с сокра-
щенным составом помещений

На территории села с использо-
ванием учреждений культурно-
-бытового обслуживания

В качестве общежития для сезонных рабочих

-

x

x

-

x

19

на 80/60 мест
с сокра-
щенным составом помещений

На территории села с использо-
ванием учреждений культурно-
-бытового обслуживания

В качестве общежития для сезонных рабочих

-

-

x

-

x

20

на 120/90 мест
с сокра-
щенным составом помещений

То же

То же

-

-

x

-

x

21

на 200 мест

Сезонного функциони-
рования:

Автономные

В качестве базы отдыха

-

-

x

-

x

22

на 160 мест
с кругло-
годичным ядром
на 40/30 мест*

Смежно с территорией села,
автономное в комплексе с учрежде-
ниями
культурно-
-бытового обслуживания

В качестве гостиницы, общежития для культурно-бытового обслуживания населения

-

-

-

z

-

23

на 240 мест
с кругло-
годичным ядром на 120/30 мест

Автономное

То же

-

-

-

z

y

24

на 400 мест
с кругло-
годичным ядром на 120/90 мест

Автономное, в пригородных
зонах

В качестве общежития, для культурно-
-бытового обслу-
живания населения

В качестве базы отдыха, для культурно-
-бытового обслу-
живания населения

В качестве общежития, для культурно-
-бытового обслу-
живания населения

-

-

-

-

y

25

на 240 мест
с кругло-
годичным ядром на 126/90 мест

Автономное, в курортных
районах

В качестве базы отдыха

-

-

-

-

-

26

На базе
сельских школ (школ-ЛТО)
на 264/100
мест**

На базе мало-
комплектных средних и неполных
средних школ

В качестве сельской школы

-

-

-

-

-



Продолжение табл.1

N
п.п.

Типы ЛТО

Экономические районы

Цент-
рально-
-Черно-
земный

Северо-
-Кавказ-
ский

Ураль-
ский

Прибал-
тийский

Бело-
русский

Юго-
-Запад-
ный

Донецко-
Придне-
провский

Южный

Молдав-
ская ССР

Закав-
каз-
ский

Казахстан-
ский (Чим-
кентская обл.)

Средне-
Азиатский (Узбе-
кистан)

Сезонного функциони-
рования:

1

на 40 мест

x

-

-

x

x

-

-

-

-

-

-

x

2

"

x

x

-

-

-

x

x

-

x

-

-

x

3

"

x

x

-

-

-

x

x

x

x

-

-

x

4

"
с сокращенным составом помещений

x

-

-

-

-

-

-

-

-

-

x

-

5

на 80 мест
с сокращенным составом помещений

x

x

-

-

-

x

x

-

-

-

x

-

6

на 120 мест
с сокращенным составом помещений

x

x

-

-

-

x

x

-

-

-

x

-

7

на 160 мест

-

-

-

-

-

x

x

x

-

-

-

x

8

"

Кругло-
годичного функциони-
рования:

-

y

y

-

-

-

y

y

-

-

-

x

9

на 42/30 мест

x

-

x

-

-

-

-

-

-

-

-

x

10

на 84/60 "

x

-

x

-

-

x

-

-

x

-

-

x

11

на 126/90 "

x

-

x

-

x

x

x

x

x

-

-

x

12

на 40/30 "

x

-

-

-

-

-

-

-

-

-

x

x

13

на 80/60 "

x

-

-

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Рекомендации по проектированию лагерей труда и отдыха для старшеклассников в различных регионах страны

Название документа: Рекомендации по проектированию лагерей труда и отдыха для старшеклассников в различных регионах страны

Вид документа: Р (Рекомендации)

Принявший орган: Госкомархитектуры

Опубликован: / ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госкомархитектуры. - М.: Стройиздат, 1989 год
Дата принятия: 01 января 1989

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах