ИНСТРУКЦИЯ
по наливу, сливу и перевозке сжиженных
углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах



СОГЛАСОВАНА с Министерством химической промышленности 21 декабря 1979 г.

СОГЛАСОВАНА с Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности 27 декабря 1979 г.

УТВЕРЖДЕНА Министерством газовой промышленности 28 декабря 1979 г.


Инструкция устанавливает основные положения и порядок работы по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах, а также определяет требования по их техническому содержанию и освидетельствованию и содержит описание конструкции цистерны.

Предназначена для инженерно-технических работников и специалистов нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих заводов, нефтехимических и химических комбинатов, заводов синтетического каучука, газораздаточных станций и кустовых баз сжиженного газа, товарно-транспортных пунктов и контор сжиженного газа, газового хозяйства, железнодорожного транспорта, а также для специалистов организаций, проектирующих сооружения и устройства для налива и слива сжиженных углеводородных газов.

С введением в действие настоящей инструкции утрачивает силу "Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана, пропилена, бутилена и их смесей) в железнодорожных цистернах", утвержденная бывш. Газпромом СССР 23 ноября 1964 года.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


§ 1. Настоящая Инструкция разработана производственным объединением "Центргаз" Министерства газовой промышленности в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением"*, "Правилами безопасности в газовом хозяйстве"**, "Уставом железных дорог Союза ССР", "Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР", "Правилами перевозок грузов" МПС, "Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности" и "Правилами безопасности при эксплуатации газоперерабатывающих заводов".

_______________

* Действуют "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" , утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 года N 91, здесь и далее по тексту.

** Действуют "Правила безопасности в газовом хозяйстве"(ПБ 12-368-00), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 26.05.00 N 27, здесь и далее по тексту.  -  Примечание "КОДЕКС"

   

§ 2. Инструкция устанавливает основные положения и порядок работы по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах*, а также определяет требования по их содержанию и техническому освидетельствованию и содержит описание конструкции цистерны.

________________

* Далее в тексте вместо "сжиженные углеводородные газы" употребляется "сжиженные газы", а вместо термина "специальный железнодорожный вагон-цистерна" употребляется "цистерна".

§ 3. Инструкция обязательна для всех предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющих налив, слив и перевозку по подъездным путям предприятий и сети железных дорог сжиженных газов в цистернах, которые являются собственностью производственного объединения "Центргаз".

§ 4. На каждом предприятии, производящем налив, слив и отправление цистерн, должны быть разработаны, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, местные должностные и эксплуатационные инструкции, обеспечивающие безопасность проведения этих работ.

§ 5. В цистернах разрешается перевозить только углеводородные газы и жидкости, и их смеси: пропан, н-бутан, изобутан, пропан-бутан, пропилен, нестабильный газовый бензин, изопентан, н-пентан, бутилен-бутадиен, изобутан-изобутилен, изобутилен, бутадиен, бутан-бутилен, изопрен, н-бутилен, изоамилен, рефлюкс, псевдобутилен, пиперилен, пиролизная фракция пентанов, широкая фракция углеводородов.

II. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ЦИСТЕРНЫ


§ 6. Для перевозки сжиженных газов в СССР применяются цистерны с верхним наливом и сливом (рис.1).

     

Рис.1. Железнодорожный вагон-цистерна для перевозки сжиженных углеводородных газов.

1 - четырехосная платформа, 2 - сосуд со сферическими днищами,
3 - предохранительный колпак, 4 - площадка с поручнями, 5 - стяжные хомуты,
6 - лестницы, 7 - узел манометродержателя, 8 - лапы крепления

Цистерна представляет собой сварной цилиндрический сосуд со сферическими днищами 2, расположенный на четырехосной платформе 1. В верхней части цистерны по вертикальной оси симметрии имеется люк-лаз с внутренним диаметром 450 мм. Крышка люка выполнена в виде плоского фланца, на котором расположены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля слива-наливных операций.

Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм, высотой 426 мм с отверстием для выпуска газа в случае срабатывания предохранительного клапана.

Для обслуживания арматуры при сливе и наливе и для проверки ее состояния на цистерне укреплена площадка с поручнями 4 и лестницами 6 по обе стороны цистерны. Сосуд цистерны крепится к раме железнодорожной платформы стяжными хомутами 5 и к хребтовой балке лапами 8. Платформа оборудована автосцепкой, стояночным тормозом и автотормозом с рычажной передачей.

§ 7. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 (рис.2), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу при давлении в цистерне, превышающем рабочее более чем на 15%.


Рис. 2. Расположение арматуры на крышке люка железнодорожной цистерны.

1 и 10 - вентили для контроля опорожнения, 2 и 3 - вентили для контроля уровня наполнения,
4 и 9 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа, 5 - карман для термометра,
6 - угловой вентиль для отбора и подачи паровой фазы сжиженного газа,
7 - предохранительный клапан, 8 - дренажный вентиль



§ 8. По обе стороны предохранительного клапана по продольной оси цистерны установлены два угловых сливо-наливных вентиля 4 и 9 (см. рис.2), которые через скоростные клапаны 1 (рис.3) соединены со сливо-наливными трубами.



Рис.3. Схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны.

1 - скоростные клапаны, 2 и 4 - сливо-наливные угловые вентили, 3 - угловой уравнительный вентиль,
5 - крышка люка, 6 - патрубок люка, 7 - труба для отбора и подачи паров сжиженного газа,
8 - сливо-наливные трубы, 9 - поддон сосуда цистерны, 10 - труба дренажная, 11 - карман для термометра


Для отбора из цистерны и подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой уравнительный вентиль 6 (см. рис.2), соединенный через скоростной клапан с паровым пространством сосуда цистерны. Сливо-наливные и уравнительный вентили снабжены заглушками, имеющими в резьбе предохранительное отверстие, через которое в случае неисправности вентиля при отворачивании заглушки выходит сжиженный газ; боковые штуцеры вентилей имеют левую резьбу.

§ 9. Для контроля за уровнем наполнения цистерны сжиженными газами служат вентили 2 и 3 (см. рис.2). Трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне верхнего налива цистерны, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный цвет, - на предельном уровне налива, т.е. на 30 мм выше (рис.4).

Рис. 4. Схема расположения вентилей для контроля уровня налива
и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне.

1 - вентиль предельного уровня налива с маховиком красного цвета,

2 - вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета,

3 - вентиль газовый для опорожнения трубки вентиля контроля слива,

4 - вентиль контроля слива, 5 - дренажный вентиль, 6 - крышка люка,
7 - патрубок люка, 8 - предельный уровень налива сжиженного газа,
9 - нижний уровень слива, 10 - низ сосуда цистерны


Контроль за сливом цистерны осуществляется вентилем 10 (см. рис.2), трубка которого заканчивается на уровне нижней плоскости сливо-наливных труб. Для уравновешивания столба жидкости в трубке вентиля 10 с уровнем жидкости в емкости цистерны предназначен вентиль 1 (см. рис.2).

Вентиль 8 (см. рис.2) служит для удаления из сосуда цистерны воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа поддона сосуда цистерны.

Вентили для контроля уровня налива и слива и дренажный вентиль снабжены заглушками.

§ 10. Для автоматического перекрытия сливо-наливных и уравнительной линий цистерны в случае разрыва соединительных шлангов на сливо-наливных и уравнительной трубах установлены скоростные клапаны 1 (см. рис.3).

§ 11. Термометр для измерения температуры сжиженных газов помещается в карман 5 (см. рис.2) длиной 2796 мм, верхний конец которого заглушается пробкой.

В верхней части цистерны по продольной оси установлен узел манометродержателя 7 (см. рис.1) на расстоянии 1170 мм от вертикальной оси симметрии. Манометродержатель состоит из штуцера, вваренного в корпус сосуда, ниппеля, игольчатого вентиля, муфты и пробки. Манометродержатель закрывается колпаком.

§ 12. Техническая характеристика железнодорожного вагона-цистерны.

Длина по осям сцепления автосцепок, мм

12020

Длина по концевым балкам, мм

10800

Расстояние между шкворнями пятников тележек, мм

7800

Длина сосуда цистерны, мм

10650

Ширина рамы (наружная) по шкворневым балкам, мм

3000

Полная высота железнодорожного вагона-цистерны (от головки рельса), мм

4593

Внутренний диаметр сосуда, мм

2600

Толщина стенки обечайки сосуда, мм

22

Толщина стенки днищ сосуда, мм

22

Диаметр колпака, мм

685

Высота колпака, мм

426

Полный объем сосуда, м

54

Полезный объем сосуда (вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета), м

45,2

Расстояние от нижней образующей внутренней поверхности сосуда до трубки вентиля контроля уровня верхнего налива (с маховиком зеленого цвета), мм

2020

Тара вагона-цистерны, т

31

Рабочее давление в цистерне, кгс/см

20

Давление при гидравлическом испытании, кгс/см

25

Габарит

02-Т

          Примечание. В цистернах емкостью 54 м, изготовленных до 1980 г., уровень верхнего налива (вентиль с маховиком зеленого цвета) соответствует объему наполнения 43,87 м; в цистернах емкостью 51 м - 41,66 м.

III. РЕГИСТРАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ;
ТРЕБОВАНИЯ К ОКРАСКЕ ЦИСТЕРНЫ

     
1. Регистрация и техническое освидетельствование


§ 13. Сосуд цистерны должен быть изготовлен в полном соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", а ходовая часть - с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР" и техническими условиями МПС. На каждую цистерну завод-изготовитель выдает два паспорта: один - на сосуд, другой на ходовую часть. Оба паспорта должны храниться как документы строгого учета.

§ 14. До сдачи в эксплуатацию цистерна должна быть зарегистрирована в местных органах Госгортехнадзора в соответствии с разделами 6-2 и 9-2 "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

§ 15. О регистрации сосуда цистерны орган Госгортехнадзора СССР делает отметки в паспорте (присваивает регистрационный номер и ставит штамп) и возвращает его со всеми прошнурованными документами владельцу цистерны.

Владелец цистерны наносит регистрационный номер на сосуд и представляет его инспектору Госгортехнадзора для получения разрешения на пуск в эксплуатацию.

Разрешение на пуск в эксплуатацию цистерны с указанием сроков следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания записывается инспектором Госгортехнадзора в паспорт сосуда.

При передаче цистерны другому владельцу сосуд вновь подлежит регистрации до пуска его в эксплуатацию на новом месте.

§ 16. Освидетельствование сосуда цистерны должно производиться инспектором по котлонадзору на заводах-изготовителях цистерн, вагоноремонтных заводах МПС и на ремонтно-испытательных пунктах объединения "Центргаз".

Сосуд цистерны должен подвергаться внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию после каждого капитального ремонта, но не реже чем через каждые шесть лет, а также в том случае, когда цистерна не находилась в эксплуатации более одного года или проводился ремонт с применением сварки отдельных частей сосуда, работающих под давлением.

Результаты освидетельствования записываются инспектором по котлонадзору в паспорт сосуда цистерны.

§ 17. Цистерна должна подвергаться заводскому ремонту на вагоноремонтных заводах МПС через 15 лет и деповскому ремонту ходовых частей в депо дороги через 2 года.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».