• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит "Пеноплэкс"


УТВЕРЖДЕНО распоряжением N ОС-35-р от 20.12.2000.

ВНЕСЕНЫ изменения*.

Изменения* внесены изготовителем базы данных..
_______________
* Текст изменений см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Предисловие


Настоящие Методические рекомендации разработаны ФГУП "Союздорнии".

Методические рекомендации разработаны в развитие ОДН 218.046-00* "Проектирование нежестких дорожных одежд", а также в развитие ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты". Методические рекомендации предназначены для обеспечения возможности накопления практического опыта применения термоизолирующих прослоек из экструзионного пенопласта "Пеноплэкс" в конструкциях дорожных одежд в условиях опытного строительства.
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ОДН 218.046-01, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Пособие разработали:

д-р технич. наук, проф. В.Д.Казарновский,

д-р геолого-минерал. наук, проф. С.Е.Гречищев,

к.т.н. Е.С.Пшеничникова

при участии инж. Н.И.Черновой и к.т.н. И.В.Лейтланд.

Предполагается, что реализация настоящих Методических рекомендаций как в части проектирования, так и строительства будет осуществляться при научном сопровождении, в рамках которого будут предусмотрены последующие наблюдения за построенными конструкциями в процессе их эксплуатации.

Замечания, пожелания и возникающие вопросы по Методическим рекомендациям просьба направлять по адресу: 143900, г.Балашиха-6, Московская обл., ш.Энтузиастов, 79, Союздорнии

     1. Общие положения

1.1. Термоизолирующие прослойки из "Пеноплэкса" в конструкции дорожной одежды могут применяться:

- как альтернатива устройству традиционных морозозащитных слоев для снижения деформаций пучения при промерзании конструкции, в которой в пределах глубины промерзания имеются пучинистые грунты;

- как альтернатива устройству повышенных насыпей или устройству термоизоляции из торфа в зоне вечной мерзлоты, обеспечивающих реализацию I-го принципа проектирования - сохранения вечномерзлого грунта в основании (или теле) насыпи с исключением просадок полотна при оттаивании его основания (или ее мерзлой части).

1.2. Первое направление использования термоизолирующей прослойки может быть реализовано на дорогах общей сети и ведомственных дорогах в любой дорожно-климатической зоне при наличии сезонного промерзания-оттаивания грунтов с повышенной пучинистостью.

Второе направление может быть реализовано на дорогах общей сети и ведомственных дорогах только в зоне вечной мерзлоты или в специальных проектных решениях, рассчитанных на особые условия строительства и эксплуатации дороги (временные дороги, спецдороги и т.п.).

1.3. Эффект от применения теплоизолирующего слоя, используемого для снижения морозного пучения, может быть получен за счет:

- уменьшения объема качественных материалов, используемых в дорожной одежде для обеспечения ее морозоустойчивости;

- возможности использования в верхней части земляного полотна местных пучинистых грунтов (без их замены);

- повышения долговечности конструкции вследствие исключения периодически возникающих деформаций морозного пучения;

- возможности понижения рабочих отметок насыпей на участках, где при традиционных конструкциях действуют ограничения СНиП по минимальному возвышению насыпи над уровнем подземных или поверхностных вод, а также над уровнем земли;

- понижения расчетной влажности грунта земляного полотна и соответствующего повышения расчетных значений прочностных характеристик грунта за счет снижения влагонакопления при процессе морозного пучения;

- снижения требуемой толщины дренирующего слоя за счет исключения поступления воды снизу при оттаивании земляного полотна.

1.4. Эффект от применения теплоизолирующего слоя для предотвращения оттаивания грунта, используемого в конструкции в мерзлом состоянии в зоне вечной мерзлоты, может быть получен за счет:

- уменьшения объемов привозных грунтов при сооружении земляного полотна по I-му принципу (сохранение мерзлого грунта);

- обеспечения возможности использования в земляном полотне грунтов с любой степенью увлажнения в виде мерзло-комковатого материала;

- обеспечения возможности уменьшения рабочих отметок насыпей, сооружаемых по I-му принципу в зоне вечной мерзлоты с соответствующим уменьшением объемов земляных работ;

- исключения необходимости замены грунта в основании дорожной одежды в выемке;

- повышения надежности и долговечности дорожной конструкции, запроектированной по I-му принципу;

- сокращения затрат на уплотнение грунтов при сооружении насыпей;

- снижения экологического ущерба при строительстве дорог в северных районах.

1.5. Конструктивные решения с использованием термоизолирующих прослоек должны быть обоснованы соответствующими расчетами, указанными в настоящих Методических рекомендациях.

2. Обеспечение морозоустойчивости дорожной конструкции при сезонном промерзании с помощью термоизолирующего слоя из "Пеноплэкса"

2.1. Условия морозоустойчивости дорожной конструкции (по ОДН 218.046-00)

2.1.1. Морозоустойчивость дорожной конструкции оценивается по величине ее морозного пучения. Морозоустойчивость конструкции считается обеспеченной при условии:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (1)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - расчетная величина морозного пучения конструкции;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - допустимая величина морозного пучения, устанавливаемая по табл.1.1.

Таблица 1.1
(Табл.4.3 ОДН 218.046-00)

Тип дорожной одежды

Вид покрытия

Допустимое морозное пучение, см

Капитальные

Асфальтобетон

4

Цементобетон

3

Облегченные

Асфальтобетон

6

Переходные

Переходное

10

2.2. Расчет величины морозного пучения конструкции


2.2.1. Специальные мероприятия по снижению или исключению морозного пучения конструкции (включая устройство теплоизолирующих слоев) должны рассматриваться в тех случаях, когда определенная расчетом величина морозного пучения конструкции превышает допустимые значения, указанные в табл.1.1.

2.2.2. Для определения расчетной величины морозного пучения конструкции Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит могут быть использованы методики, предусмотренные в ОДН 218.046-00 и представленные в приложении 1:

- методика, основанная на использовании осредненной для заданных условий величины морозного пучения традиционных конструкций, полученной по результатам региональных наблюдений, с введением корректирующих табличных коэффициентов (метод Ленфилиала Союздорнии);

- методика, основанная на использовании непосредственно определяемой экспериментально величины коэффициента влагопроводности грунта (метод проф. И.А.Золотаря).

2.3. Способы обеспечения морозоустойчивости дорожной конструкции

2.3.1. При несоблюдении условия морозоустойчивости конструкции (см. п.2.1.1) принимают специальные меры для повышения морозоустойчивости, назначаемые на основе технико-экономических расчетов.

2.3.2. Традиционно применяемыми способами повышения морозоустойчивости дорожных конструкций являются:

- использование в рабочем слое взамен местных пучинистых грунтов привозных непучинистых или слабопучинистых грунтов (замена грунта). При выборе грунта учитывают действующую классификацию грунтов по пучинистости (табл.2.1);

- увеличение расстояния от низа дорожной одежды до уровня подземных или поверхностных вод за счет увеличения высоты насыпей или устройства дренажной системы в выемке (осушение земляного полотна);

- устройство морозозащитного слоя из непучинистых грунтов и минеральных материалов, в т.ч. укрепленных малыми дозами минеральных или органических вяжущих;

- устройство основания дорожной одежды из монолитных материалов (типа тощего бетона или зернистых материалов, обработанных минеральными или органическими вяжущими).

Таблица 2.1


Классификация грунтов по степени пучинистости при замерзании (СНиП 2.05.02-85, прил.2, табл.6)

Группы грунтов по пучинистости

Степень пучинистости

Относительное морозное пучение

I

Непучинистый

1 и менее

II

Слабопучинистый

Свыше 1 до 4

III

Пучинистый

Свыше 4 до 7

IV

Сильнопучинистый

Свыше 7 до 10

V

Чрезмернопучинистый

Свыше 10


2.3.3. К нетрадиционным способам повышения морозоустойчивости относят способы, предусматривающие использование в конструкции промышленных изделий в виде различного рода прослоек:

- гидроизолирующих (полиэтиленовые пленки, гидроизол и др.);

- капилляропрерывающих;

- теплоизолирующих слоев, снижающих глубину промерзания или полностью исключающих промерзание грунта;

- армирующих прослоек из геотекстиля и геосеток, обеспечивающих повышение равномерности деформаций пучения конструкции.

Теплоизолирующие слои могут устраиваться из различных материалов, как естественных (торф), так и искусственных (материалы с пониженной теплопроводностью, в том числе пенопласты различных типов, отвечающие определенным требованиям).

Теплоизолирующие слои из экструзионных пенопластов применяют для повышения морозоустойчивости дорожной конструкции в особо неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, характерных для 2-го и 3-го типа местности по увлажнению. В зависимости от особенностей конкретного участка возможно либо не допускать промерзания насыпи и ее основания и исключить таким образом морозное пучение грунтов полностью, либо уменьшить глубину промерзания и, соответственно, до допустимой его величины.

В общем случае вид теплоизолирующего материала и параметры теплоизолирующего слоя определяются на основе специальных расчетов и технико-экономических обоснований.

Теплоизолирующие слои из "Пеноплэкса" могут быть применены как в случае насыпей, отсыпанных из пучиноопасных грунтов, так и в выемках, основание которых сложено пучиноопасными грунтами.

2.4. Расчет и конструирование дорожной одежды с термоизолирующим слоем из плит "Пеноплэкс"

2.4.1. Расчет требуемой толщины термоизолирующего слоя из "Пеноплэкса" при обеспечении морозоустойчивости дорожной конструкции

2.4.1.1. Для расчета требуемой толщины теплоизолирующего слоя могут применяться:

- метод, использующий понятие о термическом сопротивлении конструкции (В.И.Рувинский);

- метод, использующий в качестве характеристики грунта коэффициент влагопроводности, определяемый экспериментально (И.А.Золотарь).

Расчет по термосопротивлению

2.4.1.2. Требуемую толщину теплоизолирующего слоя Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит по этому методу приближенно можно определить по формуле:


Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит (2.1)

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - требуемое для данных условий термическое сопротивление дорожной одежды, при котором морозное пучение конструкции не превысит допустимой величины (табл.1.1), мМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит К/Вт;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент теплопроводности "Пеноплэкса", Вт/мК;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - термическое сопротивление части конструкции дорожной одежды, расположенной над теплоизолирующим слоем;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - толщина Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит -го слоя конструкции, м;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент теплопроводности Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит -го слоя, Вт/мК;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - число конструктивных слоев в конструкции, включая термоизолирующий слой.

2.4.1.3. Величину требуемого термического сопротивления Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит вычисляют по формуле:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , [мМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит К/Вт], (2.2)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - приведенное термическое сопротивление, определяемое с помощью номограммы (см. п.2.4.1.4);

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент, учитывающий срок службы дорожной одежды между капитальными ремонтами (табл.2.1)*;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент, учитывающий схему увлажнения рабочего слоя земляного полотна, принимаемый при 2-й и 3-й схемах увлажнения равным единице, а при 1-й схеме увлажнения - по графику рис.2.1.

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - понижающий коэффициент, принимаемый по табл.2.2.

Таблица 2.1*

_________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

N изолинии на карте (рис.2.2)

Значение коэффициента Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит при сроке службы дорожной одежды между капитальными ремонтами

менее 10 лет

10 лет

20 лет

I-II

0,70

0,85

1,0

III-X

0,80

0,90

1,0


Рис.2.1. График для определения коэффициента K(увл) при 1-й схеме увлажнения

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.1. График для определения коэффициента Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит при 1-й схеме увлажнения


Таблица 2.2

Зоны и подзоны

IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , IIМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

III

IV

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

1,0

0,95

0,90

0,85


Примечание: Схему дорожно-климатических зон см. МСН 46-2000, прил.2.

2.4.1.4. Приведенное термическое сопротивление Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит определяют, используя карту (рис.2.2) и номограмму (рис.2.3). По карте устанавливают номер расчетной изолинии, отвечающей положению объекта. При расположении объекта между изолиниями расчеты выполняются для двух близлежащих изолиний с последующим осреднением результатов. По номограмме величину Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит определяют методом итерации через отношение Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит (горизонтальная ось номограммы).

Рис.2.2. Карта с изолиниями для определения требуемых значений термического сопротивления дорожной одежды

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.2. Карта с изолиниями для определения требуемых значений термического сопротивления дорожной одежды:

I-X - номера изолиний; 1 - граница сплошного распространения вечномерзлых грунтов; 2 - то же, островного

Рис.2.3. Номограмма для определения приведенного термического сопротивления дорожной одежды R(пр)

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит


Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.3. Номограмма для определения приведенного термического сопротивления дорожной одежды Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит :

I-X - номера изолиний на карте (рис.2.2); 1 - кривая расчета для 1-го и 2-го типов увлажнения рабочего слоя земляного полотна; Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - глубина залегания расчетного
УГВ от низа дорожной одежды, включая морозозащитный слой



При этом значения Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит и Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит определяют соответственно по табл.2.3 и 2.4, а Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - по табл.1.1.

Таблица 2.3

Значения показателя Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит для грунтов

Слабопучинистых

Пучинистых

Сильнопучинистых

Чрезмернопучинистых

0,50

1,0

1,5

2,0



Таблица 2.4

Грунт земляного полотна

Значение коэффициента Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит в зависимости от толщины дорожной одежды (Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , м) и допустимой глубины промерзания (Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , см)

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит =0,5

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит =1,0

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит =1,5

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

0-50

51-100

>100

0-100

>100

0-100

>100

Песок пылеватый

0,60

0,55

0,50

0,50

0,45

0,45

0,40

Супесь легкая

0,70

0,65

0,60

0,60

0,55

0,55

0,50

Супесь пылеватая

0,75

0,70

0,65

0,65

0,60

0,60

0,55

Суглинок легкий, суглинок легкий пылеватый

0,80

0,75

0,70

0,70

0,65

0,65

0,60

Суглинок тяжелый, суглинок тяжелый пылеватый, глина

0,85

0,80

0,75

0,75

0,70

0,70

0,65


Примечание. При промежуточных значениях толщины дорожной одежды следует принимать значение Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит по интерполяции соответствующих величин.


При назначении величины Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит по табл.2.3 подбирают допустимую глубину промерзания Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит таким образом, чтобы получаемому значению отношения Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит соответствовала величина Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит на вертикальной оси номограммы, равная принятой при определении Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит . Подбор нужно начинать со значения Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , соответствующего наименьшей допустимой глубине промерзания.

2.4.1.5. При глубине залегания подземных вод на участке дороги, отличающейся от указанных на номограмме (рис.2.3), нужно определить два значения Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит . Одно - при значении Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит на номограмме более, а другое - при значении Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит на номограмме менее данного. Искомое значение Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит устанавливают методом интерполяции между соответствующими величинами.

2.4.1.6. Требуемое термическое сопротивление дорожной одежды, при котором пучение грунта исключается (Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ), определяют по табл.2.5.

Таблица 2.5

Номер изолинии на карте

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

1,05

1,40

1,65

1,95

2,20

2,40

2,65

2,90

3,05

3,25


2.4.1.7. Требуемую толщину теплоизолирующего слоя из "Пеноплэкса" вычисляют по формуле 2.1.

Расчет с использованием коэффициента влагопроводности

2.4.1.8. Требуемую толщину (Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ) теплоизолирующего слоя из пеноплэкса устанавливают из соотношения:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , см, (2.3)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - допустимая глубина промерзания, см;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - характеристика суровости зимнего периода (сумма градусочасов отрицательной температуры, умноженная на 0,001), назначаемая по табл.П.1.7 (см. Приложение).

2.4.1.9. Величина допустимой глубины промерзания Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит определяется по формуле:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , см, (2.4)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - допустимая величина пучения (табл.1.1), см;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - плотность воды, г/смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - плотность сухого грунта, г/смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - средняя весенняя весовая влажность грунта, доли единицы;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - весовая влажность по незамерзшей воде (табл.2.6), доли единицы;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - полная влагоемкость в долях единицы;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - плотность скелетных частиц грунта, г/смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит .

Таблица 2.6

Значения влажности Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит и Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит для различных грунтов

Грунт

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Песок пылеватый

0,03-0,04

0,02

80

Супесь тяжелая пылеватая

0,09-0,1

0,06

130

Суглинок легкий пылеватый

0,12-0,13

0,08

120

Суглинок тяжелый пылеватый

0,13-0,14

0,09

140

Глина пылеватая

0,19-0,21

0,16

150


2.4.1.10. Средняя весенняя весовая влажность грунта вычисляется по формуле:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.5)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - влажность грунта по жидкой фазе в зоне первичного льдовыделения, назначаемая по табл.2.6;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - начальная влажность грунта земляного полотна (весовая в долях единицы);

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - отношение осеннего приращения влажности к максимально возможной величине приращения влажности грунта, устанавливаемое по графику рис.2.4 в зависимости от параметров Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит и Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент, определяемый по графику рис.2.5 в зависимости от параметра Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит .

Рис.2.4. Номограмма для определения отношения осеннего приращения влажности к максимально возможной величине приращения влажности грунта при значениях F

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.4. Номограмма для определения Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит при значениях Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит .

Рис.2.5. График для определения коэффициента С, используемого для вычисления весенней влажности

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.5. График для определения коэффициента Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , используемого для вычисления весенней влажности


2.4.1.11. Параметры Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит и Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , необходимые для использования графиков, определяют соответственно по формулам:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.6)


Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.7)

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.8)*


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент влагопроводности, устанавливаемый экспериментально, смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит /час;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - продолжительность периода осеннего влагонакопления, час, принимаемая по табл.П.1.7 (см. Приложение);

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - расчетное удаление верха земляного полотна от уровня грунтовых или поверхностных вод, см;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - суммарная толщина слоев дорожной одежды, см;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит * - характеристика скорости промерзания грунта земляного полотна.
_______________
* Формула и экспликация к ней соответствуют оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4.1.12. Величину Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит для случаев Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит /час устанавливают по выражению:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит . (2.9)

Для случаев Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит 2,1Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит 5,0 смМетодические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит /час используют выражение:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит . (2.10)

2.4.1.13. Поскольку величина Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит в выражении (2.3) входит и в правую часть, определение Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ведется методом итераций. Для этого задаются величиной Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , вычисляют правую часть выражения (2.3) и сравнивают результат с принятым значением Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит . Расчет заканчивают, если различие не будет превышать 10%.

2.4.2. Учет термоизолирующего слоя из "Пеноплэкса" в расчете дорожной одежды на прочность

2.4.2.1. Проверка на прочность конструкции дорожной одежды с теплоизолирующим слоем из "Пеноплэкса" производится в соответствии с расчетами, предусмотренными ОДН 219.046-00 (для нежестких дорожных одежд) и ВСН 197-91* (для жестких дорожных одежд).
______________
* Заменены на "Методические рекомендации по проектированию дорожных одежд жесткого типа". - Примечание изготовителя базы данных.

Учет влияния термоизолирующего слоя на прочность конструкции дорожной одежды осуществляется путем приведения системы подстилающий грунт + слой "Пеноплэкса" к однородному слою с расчетным модулем упругости, равным общему модулю упругости на поверхности слоя "Пеноплэкса" (Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит ). Последний вычисляют по формуле:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.11)


где: Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - модуль упругости грунта, подстилающего термоизоляционный слой (при слоистой толще принимается общий модуль упругости на поверхности толщи под "Пеноплэксом"), МПа;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - модуль упругости "Пеноплэкса", МПа;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - расчетный диаметр отпечатка колеса, см;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - толщина слоя "Пеноплэкса", см.

Практическое определение величины расчетного модуля Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит осуществляют с помощью номограммы (рис.2.7), построенной по зависимости (2.11).

Рис.2.7. Номограмма для расчета общего модуля двухслойной системы "теплоизолятор - подстилающий грунт"

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит

Рис.2.7*. Номограмма для расчета общего модуля двухслойной системы "теплоизолятор - подстилающий грунт":

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - толщина слоя пенопласта; Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - модуль упругости пенопласта; Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - модуль упругости грунта

_______________
* Рис.2.6 в оригинале документа отсутствует. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4.2.2. При конструировании дорожных одежд со слоями из "Пеноплэкса" следует учитывать, что, исходя из технологических особенностей их устройства, над "Пеноплэксом" должен быть устроен защитный слой из дискретного материала, предохраняющий его от воздействия построечной техники, а под "Пеноплэксом" - выравнивающий слой толщиной 5-10 см. Защитный слой целесообразно устраивать из дренирующего материала.

2.4.2.3. Если между подстилающим грунтом и "Пеноплэксом" имеется прослойка песчаного грунта (дренирующий слой) толщиной более 5 см, в выражение (2.2) вместо Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит подставляется общий модуль на поверхности песчаной прослойки, определяемый по обычной методике. При меньшей толщине песчаной прослойки допускается не учитывать ее влияние в расчете.

2.4.2.4. При применении в конструкции дорожной одежды термоизолирующего слоя из "Пеноплэкса" следует выполнить проверку этого слоя на прочность при одноосном сжатии. Проверка ведется по двум расчетным случаям:

- для условий эксплуатации дороги;

- для условий строительства дорожной одежды.

Проверка ведется по зависимости:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , (2.12)


где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - глубина расположения прослойки от поверхности, к которой прилагается внешняя нагрузка (поверхность покрытия для условий эксплуатации и поверхность слоя засыпки при строительстве);

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - допустимая глубина по условию прочности прослойки на одноосное сжатие.

Приближенно величину Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит устанавливают по формуле:

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , м, (2.13)

где Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - расчетный диаметр отпечатка колеса расчетной нагрузки, м;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - давление от расчетного колеса на поверхность покрытия или слоя засыпки, МПа;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - прочность "Пеноплэкса" на одноосное сжатие при многократном нагружении, МПа;

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит - коэффициент запаса, принимаемый равным 1,3.

В случае, если Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , прочность "Пеноплэкса" не обеспечена и следует увеличить глубину расположения прослойки.

2.4.2.5. При расчете на условия эксплуатации в качестве расчетной нагрузки принимается нагрузка, на которую рассчитывается вся дорожная конструкция.

При расчете на условия строительства параметры нагрузки выбираются в зависимости от применяемой техники и технологии устройства слоев, располагаемых над прослойкой "Пеноплэкса".

2.4.2.6. Во всех случаях рекомендуется располагать прослойку на глубине не менее 0,30 м от поверхности, к которой прикладывается нагрузка.

В случае применения при строительстве техники на гусеничном ходу в формулу (2.13) вместо Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит следует подставить величину 2Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит , равную ширине гусеницы, и получаемое по формуле значение Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит увеличить на 20%.

2.4.3. Схемы конструктивных решений дорожных одежд с термоизолирующими слоями из "Пеноплэкса"

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит "Пеноплэкс"

Название документа: Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит "Пеноплэкс"

Номер документа: ОС-35-р

Вид документа: Распоряжение Минтранса России

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: / Министерство транспорта Российской Федерации; Росавтодор. - М., 2000 год
Дата принятия: 20 декабря 2000

Дата начала действия: 01 января 2001
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах