Статус документа
Статус документа



     РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ НА БАЗЕ АССУД



Над составлением Руководства работали: В.М.Полукаров, Л.А.Якушин, В.Т.Капитанов, А.Н.Космачев, А.Д.Заклинский, И.Ю.Капелинский, Е.И.Лебедев (ВНИИБД МВД СССР), Я.И.Зайденберг, Е.Б.Хилажев, В.С.Соколовский, Ф.Г.Усманов, В.А.Ем, О.Л.Полищук, Г.К.Молчанова, Е.М.Кривощекова (СКБ ПА), В.Д.Кондратьев, В.А.Галактионов (ГУГАИ МВД СССР), А.Т.Шумаков (ОГАИ УВД Омского горисполкома).

УТВЕРЖДЕНО Министерством Внутренних дел СССР 13 июня 1979 года


В Руководстве изложены материалы, необходимые при проектировании автоматизированных систем управления дорожным движением на базе АССУД.

Приводятся практические рекомендации сотрудникам органов Госавтоинспекции, СМЭУ, проектировщикам по внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением.


 ВВЕДЕНИЕ


Одним из основных направлений развития техники управления дорожным движением является создание агрегатной системы средств управления дорожным движением (АССУД). В отличие от ранее разработанных устройств* и систем** управления дорожным движением АССУД позволяет проектировать АСУД любой сложности из унифицированного комплекса технических средств, математического и программного обеспечения.

________________

* Контроллер УК-1У1, пешеходное вызывное устройство ПВУ-2М, универсальное вызывное устройство УВУ-У2М, счетно-решающее программное устройство СПРУТ-М.

** Телемеханическая система управления ТСКУ-ЗМ, автоматизированная система "Город-М".

Создание АСУД на базе АССУД позволяет снизить удельные затраты на проектирование систем, сократить сроки их внедрения, уменьшить задержки транспортных средств за счет сокращения времени развития систем в соответствии с изменением характеристик транспортных потоков.

В Руководстве рассматриваются структура АССУД и принципы построения АСУД и в приложениях к нему - методики определения целесообразности внедрения АСУД, обследования объекта управления, размещения периферийного оборудования, типовые требования к смежным частям проекта, инструкции по подготовке к внедрению системы и др.

Руководство дополняет эксплуатационную документацию на устройства и программное обеспечение АССУД.

 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУД) - система, предназначенная для управления транспортными и пешеходными потоками.

Дорожная сеть (ДС) - совокупность участков дорог, объединенных по административному или географическому признаку.

Район управления дорожным движением (район управления) - совокупность участков дорог, находящихся в зоне действия светофорных сигналов и управляемых знаков, охватываемых АСУД.

Транспортный поток (ТП) - совокупность движущихся по дорогам транспортных средств.

Пешеходный поток (ПП) - совокупность движущихся по дорогам пешеходов.

Состав транспортного потока (состав потока) - процентное соотношение транспортных средств по видам или типам.

Светофорный объект (СО) - комплекс оборудования, установленный на участке СД и предназначенный для управления транспортными и пешеходными потоками.

Периферийное устройство АСУД - периферийное устройство, устанавливаемое вне управляющих пунктов АСУД.

Управляющий пункт (УП) АСУД - комплекс оборудования, предназначенный для централизованного формирования и выдачи управляющих воздействий на периферийные устройства АСУД.

Координированное управление дорожным движением (координированное управление) - способ управления, основанный на согласовании порядка включения светофорных сигналов и позиций управляемых знаков с целью уменьшения задержек транспортных средств и пешеходов на перекрестках.

Диспетчерское управление (ДУ) дорожным движением - способ управления светофорной сигнализацией и позициями управляемых знаков оператором УП.

План координации (ПК) дорожного движения - план, регламентирующий порядок включения светофорных сигналов и позиций управляемых знаков с целью создания координированного управления дорожным движением.

Коррекция ПК - изменение плана координации. Существуют два типа коррекции ПК:

общая коррекция - изменение ПК в зависимости от средней скорости движения;

местная коррекция - изменение длительности фаз ПК на отдельных перекрестках в заданных пределах по алгоритму поиска разрывов в транспортном потоке.

Основной такт - период, в течение которого действует определенная комбинация светофорных сигналов, регламентирующих движение транспортных средств и пешеходов по различным направлениям.

Промежуточный такт - период, в течение которого действует одна или несколько комбинаций светофорных сигналов, предназначенных для разгрузки перекрестка при переходе к следующему основному такту.

Фаза - совокупность основного и следующего за ним промежуточного такта.

Цикл - периодически повторяющаяся совокупность фаз.

 Раздел 1. АГРЕГАТНАЯ СИСТЕМА СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ
 ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

1.1. Назначение АССУД

АССУД предназначена для построения АСУД различной сложности в зависимости от городских дорожно-транспортных условий. Объектом управления (ОУ) в АСУД являются транспортные потоки на дорожной сети города. Основные задачи, решаемые АСУД, - минимизация времени проезда транспорта по ДС и повышение безопасности движения.

1.2. Структура АССУД

1.2.1. АССУД состоит из агрегатного комплекса технических средств управления дорожным движением (АКСУД), математического (МО) и программного обеспечения (ПО), а также настоящего Руководства (рис.1).


Рис.1. Структура АССУД



1.2.2. АКСУД включает:

типовые функциональные блоки, реализующие законченные функции по получению, приему (передаче) информации или выработке управляющих воздействий в АСУД;

типовые конструкции - микроблоки, блок-каркасы, шкафы, контейнеры, выполненные на базе серийно выпускаемых унифицированных типовых конструкций УТК;

устройства, компонуемые из функциональных блоков на основе унифицированных систем сопряжений и размещаемые в шкафах или контейнерах УТК;

управляющие вычислительные комплексы (УВК), компонуемые из изделий агрегатной системы средств вычислительной техники АСВТ-М, серийно выпускаемых промышленностью.

Типовые конструкции, функциональные блоки и устройства АКСУД подразделяются на два основных класса - периферийные и центральные. Периферийные устанавливаются на ДС, центральные размещаются в отапливаемых помещениях и служат для построения УП. Отдельные изделия АКСУД выполнены на основе оригинальных конструктивов. К ним относятся управляемые знаки, указатели скорости, выносные пульты управления и др.

1.2.3. МО и ПО АССУД представляют собой комплекс технологических алгоритмов и программ, построенных по модульному принципу и реализующих отдельные функции по переработке информации, поступающей в УВК, и принятию решений по управлению дорожным движением.

МО АССУД включает алгоритмы работы, соответствующие нормальным и особым условиям дорожного движения (заторы, управление маршрутами "зеленая улица", приоритетный пропуск специальных ТЕ и т.д.).

ПО АССУД обеспечивает реализацию указанных алгоритмов и возможность их привязки к конкретному объекту управления.

Раздел 2. АГРЕГАТНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

2.1. Состав АКСУД

АКСУД включает в себя:

устройства определения характеристик ТП и переключения светофорных сигналов: детекторы транспорта ДТ1, ДТ2, ДТ3, ДТ4, ДТ5, ДТ6, дорожные контроллеры ДКЛ, ДКМ2С-4, ДКМ4-4, ДКМ5-4, ДКМ5-8, ДКМ6-4, ДКМ6-8, ДК7;

устройства обмена информацией: периферийное УОИП; выборочного опроса УВО;

устройства управляющих пунктов: пульт контроля и управления ПКУ; ШК1УП; ШК2УП;

аппаратуру приоритетного пропуска: стационарный комплект аппаратуры СКА; передвижной комплект аппаратуры ПКА;

вспомогательные устройства: шкаф распределительный коммутационный ШРК; выносные пульты управления ВПУ2, ВПУ4; пешеходное вызывное табло ТВП; указатель скорости УСК; управляемый дорожный знак УЗН;

контрольно-диагностическую аппаратуру: периферии КДА-П; управляющего пункта КДА-УП;

стационарный комплект контрольно-диагностической аппаратуры, состоящий из: стендов проверки технических средств периферии СПТС-П; технических средств центра СПТС-Ц; пульта настройки детекторов ПНД; пульта проверки аппаратуры приоритетного пропуска ППАПП; управляющего вычислительного комплекса УВК.

Основные технические данные устройств АССУД приведены в приложении 1.

2.2. Детекторы транспорта

2.2.1. ДТ (рис.2) предназначены для получения первичной информации о характеристиках транспортных потоков:

ДТ1 - формирует сигналы прохождения (присутствия) ТЕ независимо от направления движения.

Примечания: 1. Сигнал прохождения - нормализованный по длительности сигнал, формируемый в момент въезда ТЕ в контролируемую зону.

2. Сигнал присутствия - сигнал, длительность которого определяется временем нахождения ТЕ в контролируемой зоне.


ДТ2 - формирует сигналы, длительность которых соответствует времени присутствия ТЕ в контролируемой зоне, без учета направления движения;

ДТ3 - формирует сигналы, длительность которых соответствует времени присутствия ТЕ в контролируемой зоне, с учетом направления движения;

ДТ4 - формирует сигналы, длительность которых соответствует времени прохождения ТЕ базового участка пути (скорость ТЕ);

ДТ5 - формирует сигналы прохождения ТЕ с разделением транспортных единиц на грузовые и легковые (состав ТП);

ДТ6 - формирует сигналы, соответствующие количеству ТЕ на контролируемом участке дороги (плотность ТП).


Рис.2. Детектор транспорта



2.3. Дорожные контроллеры

ДК (рис.3) предназначены для переключения светофорных сигналов, позиций УЗН, УСК и в соответствии с выполняемыми функциями разделяются на следующие типы:

ДКЛ - локальный дорожный контроллер; управляет светофорной сигнализацией на отдельном перекрестке по жесткой временной программе;

ДКМ2С-4* - модифицируемый дорожный контроллер; служит для управления светофорной сигнализацией на отдельном перекрестке, а также для построения бесцентровых систем координации;

_______________

* Первая цифра в обозначении модифицируемого ДК определяет его тип по ГОСТ 19359-74; вторая цифра регламентирует количество фаз управления, отрабатываемых контроллером.

ДКМ4-4 - дорожный контроллер модифицируемый; управляет светофорной сигнализацией на отдельном перекрестке по алгоритму поиска разрывов в транспортном потоке;

ДКМ5-4, ДКМ5-8 - дорожные контроллеры модифицируемые; управляют светофорной сигнализацией по сигналам из УП без местной коррекции длительности фаз;

ДКМ6-4, ДКМ6-8 - дорожные контроллеры модифицируемые; управляют светофорной сигнализацией по сигналам из УП; возможна местная коррекция длительности фаз по алгоритму поиска разрывов в транспортном потоке;

ДК7 - дорожный контроллер; управляет семипозиционным знаком или указателем скорости.


Рис.3. Дорожный контроллер модифицируемый



Сведения о количестве фаз управления и регулируемых направлений в соответствии с режимами работы ДК изложены в табл.1.

 Таблица 1

Режим

Количество фаз (в числителе) и регулируемых направлений
(в знаменателе)


ДКЛ

ДКМ2С-4

ДКМ4-4

ДКМ5-4

ДКМ5-8

ДКМ6-4

ДКМ6-8

Ручное управление (РУ)

4
4

4
8

4
8

4
8

8
16

4
8

8
16

Телеуправление (ТУ-ТС)

-

-

-

4
8

8
16

4
8

8
16

Программное управление (ПУ)

-

4
8

-

-

-

-

-

Местное гибкое регулирование (МГР)

-

-

4
8

-

-

4
8

8
16

Резервная программа (РП)

-

-

4
8

4
8

8
16

4
8

8
16

Жесткая временная программа

4
4

4
8

-

-

-

-

-

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs