• Текст документа
  • Статус
Действующий

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе машинистом землеройно-транспортной или строительно-дорожной машины могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для выполнения данного вида работ, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой доврачебной помощи и имеющие специальное удостоверение.

1.2. К управлению землеройно-транспортными и строительно-дорожными машинами допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение на право управления машиной (оборудованием) данного типа.

1.3. Работники, совмещающие профессии, должны быть обучены безопасным приемам работы и пройти инструктаж по охране труда на всех выполняемых ими работах.

1.4. Работники должны знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации.

1.5. Закрепление машины за определенными работниками должно оформляться приказом (распоряжением) по цеху или организации.

1.6. Машинист землеройно-транспортной или строительно-дорожной машины должен знать:

устройство и назначение всех частей (узлов) машины;

правила технической эксплуатации и технического обслуживания машины;

правила браковки канатов и грузозахватных устройств и другого оборудования;

установленные в организации правила обмена сигналами.

1.7. Во время работы машинист должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми в соответствии с установленными нормами.

1.8. Работники, пользующиеся для проезда на работу транспортом, представляемым организации, обязаны знать и выполнять правила перевозки пассажиров. Проезд к месту работы и обратно на необорудованном для этих целей транспорте запрещается.

1.9. При проезде в автобусе, специально оборудованном автомобиле, пассажирском вагоне поезда или на плавсредствах не разрешается:

входить и выходить до полной остановки транспорта;

выходить в сторону проезжей части;

ездить вне салона вагона;

сидеть на борту кузова, стоять на палубе катера, в лодке или в кузове автомобиля;

перевозить заправленную бензиномоторную пилу, горюче-смазочные и взрывчатые материалы, лесорубные инструменты с открытыми лезвиями или зубьями, охотничьи ружья в собранном боевом виде, дрова и другие громоздкие грузы, закрывающие проходы;

перегружать лодку или судно;

садиться и выходить из судна до его пришвартования;

курить, сорить и портить имущество транспортного средства.

При проезде через водные препятствия необходимо надеть спасательный жилет или пояс.

При перевозке вертолетом следует выполнять все распоряжения экипажа.

1.10. Организационное руководство работой осуществляет мастер непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания мастера являются обязательными для выполнения всеми работниками.

1.11. Работы по строительству и содержанию лесовозных дорог проводятся в соответствии с утвержденной на каждую дорогу (участок) технологической картой. Каждый работник до начала работы должен быть ознакомлен с технологической картой (схемой) и выполнять во время работы ее требования.

1.12. Опасные для движения участки и зоны подъездных путей следует ограждать или выставлять на их границах дорожные знаки (для водителей), а также предупредительные надписи (для пешеходов), видимые в дневное и ночное время.

1.13. Рабочие места, площадки, транспортные пути с наступлением темноты или плохой видимости (при тумане, дожде, снеге) должны иметь искусственное освещение с уровнем освещенности не ниже установленной отраслевыми нормами.

Работать без достаточного освещения рабочего места не разрешается.

1.14. При расположении на разрабатываемом участке линий электропередачи и подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) земляные работы можно выполнять только после получения разрешения на эти работы и под надзором организации, которая эксплуатирует эти объекты.

Применение ломов, кирок и других ударных инструментов для проведения земляных работ в местах расположения подземных коммуникаций не допускается.

1.15. При движении землеройно-транспортных и строительно-дорожных машин по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования необходимо соблюдать правила дорожного движения, а при движении зимой по льду - правила переезда на ледяных переправах.

1.16. При проезде землеройно-транспортных и строительно-дорожных машин по мостам следует руководствоваться знаками и надписями об их грузоподъемности и допустимости проезда по ним.

1.17. Остановка и стоянка землеройно-транспортных и строительно-дорожных машин разрешаются только на правой по ходу движения обочине. В случае вынужденной остановки на проезжей части дороги на расстоянии 25-30 м позади машины должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

1.18. Переезжать железнодорожные пути следует только в установленных местах по сплошному настилу и на первой передаче, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося поезда. Останавливаться и переключать скорости на переезде запрещается.

1.19. Для перевозки землеройно-транспортных и строительно-дорожных машин на трейлере или железнодорожной платформе необходимо вкатывать их на транспортное средство при помощи лебедки или собственным ходом по наклонным направляющим. Погруженная на трейлер или платформу машина должна быть прочно укреплена упорами и канатом или проволокой. При перевозке машин на трейлере людям запрещается находиться на самом трейлере или в кабине машины.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. До начала смены машинист совместно с дорожным мастером или другим руководителем работ должен ознакомиться с рельефом местности, характером грунта и знаками разбивки трассы на подготовленном к работе участке.

2.2. Перед началом работы необходимо проверить:

исправность ходовой части, двигателя, рулевого управления, звукового сигнала, муфты сцепления, тормозного устройства, приборов освещения, остекления, крепления технологического прицепного и навесного оборудования, а также уровень масла в двигателе и гидросистеме, наличие топлива в баках и воды в системе охлаждения, буксирных цепей и канатов, вспомогательного инструмента, фляги для питьевой воды, огнетушителя и аптечки для оказания первой помощи.

2.3. Осмотр стальных канатов землеройно-транспортных и строительно-дорожных машин должен производиться ежедневно. Канаты, имеющие на одном шаге свивки 10% и более оборванных проволок, должны быть заменены.

2.4. Для определения уровня горючего в баках необходимо пользоваться мерной линейкой. Не разрешается пользоваться открытым огнем для освещения мерной линейки при проверке уровня топлива в баке.

2.5. Перед запуском двигателя машинист должен проверить рычаги управления машиной и навесным технологическим оборудованием и убедиться, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема выключена.

2.6. Подогрев двигателя в зимнее время должен осуществляться горячей водой, паром, передвижными генераторами или индивидуальными подогревателями. Пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя не разрешается.

2.7. После запуска двигателя машинист должен проверить работу машины, технологического и навесного оборудования на холостом ходу. Об обнаруженных неисправностях при невозможности их устранения своими силами следует доложить механику или мастеру. Работать на неисправной машине не разрешается.

2.8. Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей около машины и на пути ее движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Работать на землеройно-транспортных или строительно-дорожных машинах необходимо на участках с уклоном не более указанного в паспорте машины.

3.3. При работе землеройно-транспортной или строительно-дорожной машины машинист должен вести машину плавно, без рывков, не допуская резких поворотов и резкого торможения. Скорость движения машины должна соответствовать выполняемой операции.

3.4. Спуск машины под уклон следует производить только на первой передаче.

3.5. Очищать отвалы, ножи и другое технологическое оборудование от налипшего грунта разрешается только при неработающем двигателе машины, применяя для этого лопату или скребок. При очистке рабочих органов (отвала, ножа и т.п.) они должны быть опущены на землю.

3.6. Машинист должен выполнять команду "стоп" немедленно независимо от того, кем она была подана.

3.7. На землеройно-транспортных и строительно-дорожных машинах с канатно-блочной системой управления запрещается:

направлять рукой канат, наматываемый на барабан лебедки;

доводить полиспасты до упоров во избежание перенапряжения каната;

допускать посторонних лиц в кабину;

садиться и выходить из кабины на ходу;

производить регулировку, чистку и смазку при работающем двигателе;

переключать передачи при движении на подъем или под уклон;

оставлять машину без наблюдения при работающем двигателе и незаторможенной;

производить работу, когда в опасной зоне находятся люди.

3.8. Работа двух или нескольких самоходных или прицепных машин, идущих друг за другом, допускается с соблюдением дистанции не менее 20 м.

3.9. При встречном разъезде тракторов, самоходных и прицепных машин необходимо соблюдать безопасный интервал между ними.

3.10. Территория в радиусе 10 м от места работы клин-бабы является опасной зоной.

При работе бульдозера

3.11. При подготовке трассы валку отдельно стоящих деревьев бульдозером следует производить с соблюдением следующих требований:

деревья диаметром до 10 см валить опущенным отвалом бульдозера;

деревья диаметром от 10 до 20 см валить после предварительной подрезки корней опущенным отвалом со стороны направления валки. Затем серединой поднятого на максимальную высоту отвала, постепенно упираясь в ствол дерева с обратной от подрезанных корней стороны, увеличивать обороты двигателя до максимальных. Как только дерево начнет падать, включить задний ход и отвести трактор назад. После этого опущенным отвалом переместить дерево в нужном направлении;

деревья диаметром до 40 см с развитой корневой системой валить после предварительной подрезки корневой системы со стороны направления валки опущенным ножом бульдозера и расчистки около дерева земляной насыпи для создания большего валочного плеча для толкания дерева максимально поднятым отвалом.

3.12. При подготовке трассы бульдозером следует:

пни диаметром до 20 см в грунтах I и II категорий корчевать отвалом, заглубленным в грунт на 5-10 см;

пни диаметром до 40 см корчевать в несколько приемов, подрезая ножом корни с одной или нескольких сторон;

постоянно следить за отвалом; в случае удара ножа о препятствие остановить трактор.

3.13. При эксплуатации бульдозера на подготовке трасс всех типов необходимо:

перемещать грунт бульдозером на участках с уклонами не более указанных в руководстве по эксплуатации машины;

не поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;

сбрасывать грунт под откос отвалом бульдозера, не выдвигая отвал за бровку откоса насыпи. Заводить бульдозер путем его спуска под уклон запрещается.

3.14. Подводить бульдозер к бровке свеженасыпанной насыпи при перемещении грунта по ней можно только на расстояние не менее 1 м от края гусеницы.

3.15. При изменении угла резания отвала переставлять подкосы, которыми он крепится к толкающим балкам, надо не одновременно, а по очереди, чтобы отвал не мог повернуться вокруг нижних вальцов.

3.16. При движении бульдозера на подъем необходимо следить, чтобы рабочий орган чрезмерно не заглублялся в грунт.

3.17. При работе бульдозера на пересеченной местности или при переезде по плохой дороге скорость должна быть не выше второй передачи трактора.

3.18. При кратковременной остановке бульдозера следует выключить муфту сцепления, перевести двигатель на малые обороты, рычаг скорости перевести в нейтральное положение, отвал опустить на землю; при остановке на склоне под гусеницы положить упоры.

3.19. Монтировать навесное оборудования бульдозера на трактор и демонтировать его разрешается только под руководством механика, мастера или ответственного за производство работ.

3.20. При работающем двигателе не разрешается находиться между трактором и отвалом или под трактором.

3.21. При перемещении бульдозера на другое место работы отвал должен быть поднят в транспортное положение.

3.22. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшие машины следует при помощи специального буксира, без рывков, под руководством мастера или другого ответственного работника.

При работе корчевателя

3.23. До начала корчевки пней машинист должен предупредить работников звуковым сигналом.

3.24. Нахождение работников межу корчуемым пнем и корчевателем во время работы запрещается.

3.25. При корчевке пней корчевателем машинист должен:

пни диаметром от 40 до 60 см корчевать с предварительным обрывом боковых корней;

пни диаметром свыше 60 см предварительно раскалывать средним зубом и корчевать в 2-3 захода машины;

при замене зубьев отвал надежно установить на подставках.

При работе кустореза

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Инструкция по охране труда для машинистов, занятых на строительстве и содержании лесовозных дорог

Название документа: Инструкция по охране труда для машинистов, занятых на строительстве и содержании лесовозных дорог

Вид документа: Приказ Министерства труда и социального развития РФ

Принявший орган: Министерство труда и социального развития РФ

Статус: Действующий

Опубликован: нормативно-производственное издание

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда для основных профессий и видов работ в лесозаготовительной и деревоперерабатывающей промышленности: Сборник инструкций по охране труда / Минтруда РФ. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 год

Дата принятия: 11 мая 2004

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах