ГОСТ Р 12.2.144-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний (с Поправкой)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара.

3.2 базовое шасси: Автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем салона для личного состава боевого расчета и пожарной надстройки.

3.3 салон пожарного автомобиля: Пространство, предназначенное для личного состава боевого расчета и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения; тип салона - с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.4 надстройка пожарного автомобиля: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, механизмов выдвижения (раскладывания) и поворота лестниц, колен, стрел, отсеков кузова для размещения ПТВ.

3.5 личный состав боевого расчета на пожарный автомобиль (боевой расчет): структурное подразделение караула для несения службы согласно табелю боевого расчета на ПА.

3.6 боевое развертывание: Действия личного состава боевого расчета по приведению прибывших на место вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

3.7 пожарно-техническое вооружение: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

3.8 снаряженная масса пожарного автомобиля: Масса ПА в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ.

3.9 полная масса пожарного автомобиля: Сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием - изготовителем ПА в НД.

3.10 средства индивидуальной защиты рук пожарных: изделия, предназначенные для защиты кистей рук личного состава боевого расчета от вредных факторов окружающей среды, а также от неблагоприятных климатических воздействий (отрицательных температур, осадков, ветра).

3.11 пожарная автоцистерна: ПА, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета и ПТВ.

3.12 пожарная автолестница: ПА со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

3.13 пожарный автоподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической, коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

3.14 пожарный пеноподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой (комплекта колен), последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи огнетушащих веществ.

3.15 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ, АПК, ППП противодействовать силам, стремящимся их опрокинуть (массе груза, силе инерции, ветровой нагрузке и т.д.).

3.16 угол поперечной статической устойчивости: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и подрессоренной пожарной надстройкой ПА, при котором происходит отрыв колес одной из осей от опорной поверхности.

3.17 поперечный угол наклона АЛ, АПК и ППП: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси.

3.18 коэффициент грузовой устойчивости АЛ, АПК: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, АПК к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.19 рабочее поле движения стрелы, колен, люльки: Зона, очерченная вершиной стрелы, колена, внешним краем люльки при их маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты, для соответствующей грузоподъемности.

3.20 стрела (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия личного состава боевого расчета в пределах рабочего поля движения стрелы (колен) или люльки.

3.21 высота подъема стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени АЛ, пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.22 вылет стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени АЛ, наружного края пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.23 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.24 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ и АПК в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.25 ограничитель грузоподъемности АЛ, АПК: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ, АПК в случае превышения грузоподъемности стрелы (кабины лифта, люльки).

3.26 люлька: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу личного состава боевого расчета на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы.

3.27 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание кабины лифта вдоль лестницы.

3.28 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) кабины лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.