Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52302-2004 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний (с Изменением N 1)

     4 Технические требования

4.1 Усилие на рулевом колесе

Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Категория АТС

Усилие на рулевом колесе, Н, не более

Неподвижный автомобиль

Движущийся автомобиль

без рулевого усилителя

с рулевым усилителем

с исправным рулевым управлением

при отказе усилителя

M

200

60

150

300

М

250

М

350

250

200

450

N

300

180

300

N

350

250

400

N

250

200

450*

* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами допускается 500 Н.



4.2 Стабилизация рулевого управления

4.2.1 Требования распространяются на АТС категорий М и N.

4.2.2 Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.

4.2.3 Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону нейтрального положения.

4.2.4 Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального положения в течение 6 с после его освобождения, не должно превышать 30% величины угла поворота рулевого колеса, соответствующего движению АТС по окружности радиусом 50 м.

4.2.5 Процесс возврата рулевого колеса в нейтральное положение не должен быть колебательным. Допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение в любом из заездов.

4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях "опрокидывание на стенде"

4.3.1 Требования распространяются на АТС категорий М, N, О (применительно к категории M - только на АТС повышенной проходимости, применительно к категории О для полуприцепов - только в составе автопоезда).

4.3.2 Показателями поперечной статической устойчивости против опрокидывания АТС являются:

- угол статической устойчивости - угол наклона опорной поверхности опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного АТС или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности;

- угол крена подрессоренных масс - угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и поперечной осью подрессоренных масс (осью в системе координат по [1]), проходящей через центр масс АТС, полученный в результате наклона АТС на опрокидывающей платформе.

4.3.3 Величина угла статической устойчивости АТС против опрокидывания, полученная в результате испытаний, должна быть не менее нормативного значения , зависящего от коэффициента поперечной устойчивости АТС.

Коэффициент поперечной устойчивости определяют по формуле

,                                                       (1)

где - колея колес, приведенная к поперечному сечению АТС в плоскости, проходящей через его центр масс (рисунок 1), мм;

- высота центра масс над опорной поверхностью, мм.

Величину колеи колес полуприцепа вычисляют как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.

4.3.4 Высоту центра масс определяют по формуле

,                                     (2)

где - высота оси крена над опорной поверхностью в поперечном сечении, проходящем через центр масс, мм;