• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте


ПОСОБИЕ
по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85*).
Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 32-03-96. - Примечание изготовителя базы данных.


Дата введения 1984-07-01



Настоящее Пособие издается в развитие ВНТП 2-83. С введением его в действие утрачивает силу "Инструкция по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации".

В Пособии приведены методики расчета потребных параметров элементов вертодромов и посадочных площадок для вертолетов. Оно предназначено для проектирования вертодромов и посадочных площадок для конкретных типов вертолетов, а также для оценки эксплуатационной пригодности существующих вертодромов.

Пособие разработали инженеры Е.И.Васильева, В.Г.Гавко, В.А.Шиманский.

Пособие утверждено начальником института 30 сентября 1983 г. со сроком введения 1 июля 1984 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие предназначено для проектирования вертолетных станций и вертодромов для конкретного типа вертолетов, а также для эксплуатационной оценки вертодромов и посадочных площадок.

1.2. Пособие не распространяется на проектирование посадочных площадок, расположенных на палубах кораблей, ледоколов и т.д.

1.3. Вертолетная станция - предприятие, осуществляющее регулярный прием и отправку пассажиров, багажа, почты и грузов.

Вертолетная станция может также обеспечивать выполнение народнохозяйственных задач.

1.4. Вертодром - земельный (водный) участок или специально подготовленная площадь (на крыше здания, на приподнятой над водной поверхностью платформе), имеющая комплекс сооружений и оборудования, которые обеспечивают взлет и посадку по-самолетному или по-вертолетному, руление, хранение и обслуживание вертолетов.

1.5. По эксплуатационно-техническому назначению вертолетные станции и вертодромы могут быть базовыми, конечными и промежуточными.

Базовая вертолетная станция (базовый вертодром) имеет приписной вертолетный парк и выполняет техническое обслуживание по оперативным видам работ, предусмотренным регламентом.

Конечная вертолетная станция (конечный вертодром) - пункт окончания полета по заданному маршруту. На конечных вертолетных станциях производится уборка пассажирского салона, техническое обслуживание вертолета, высадка и посадка пассажиров, разгрузка и погрузка грузов, багажа и почты для выполнения обратного рейса.

Промежуточная вертолетная станция (промежуточный вертодром) - пункт краткосрочной остановки вертолета согласно расписанию при выполнении рейса по установленному маршруту. Здесь производится осмотр вертолета и дозаправка топливом.

1.6. По местам расположения вертодромы могут подразделяться на наземные и надводные.

К наземным относятся вертодромы, расположенные на поверхности земли, на крыше здания. Наземные вертодромы могут быть равнинными и горными.

К надводным относятся вертодромы, расположенные на приподнятых над водой платформах, плавучих и прогруженных буровых установках.

1.7. Вертодром постоянный - вертодром, оборудованный для регулярной эксплуатации, зарегистрированный в установленном порядке и имеющий свидетельство о регистрации.

Вертодром временный - вертодром, подготовленный для полетов на ограниченный срок и не требующий регистрации, но подлежащий учету в управлении ГА.

Временный вертодром может состоять только из одной летной полосы.

1.8. Посадочная площадка - земельный участок или специально подготовленная площадь минимально допустимых размеров на каких-либо сооружениях (крыши зданий, надводные платформы и т.д.), обеспечивающая регулярные или эпизодические взлеты и посадки вертолетов без использования влияния воздушной подушки. Посадочные площадки подлежат учету в управлениях ГА.

1.9. Рабочая площадь - участок посадочной площадки, предназначенный для взлета и посадки вертолетов. Рабочая площадь, как правило, имеет искусственное покрытие.

Посадочные площадки, расположенные на крышах зданий, приподнятых платформах, судах и т.д., могут не иметь полос безопасности.

1.10. Швартовочные площадки - специально подготовленные и оборудованные швартовочными креплениями площадки, как правило, с искусственным покрытием, предназначенные для опробования двигателей на максимальных оборотах и для проведения регламентных испытаний.

2. ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРТОДРОМОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

2.1. Основными элементами вертодрома являются (рис.1):

летная полоса (ЛП);

рулежные дорожки (РД);

места стоянки вертолетов (МС);

девиационные площадки;

швартовочные площадки;

преддоковые площадки;

перрон;

площадки мойки вертолетов.

Рис.1. Примерная схема базовой вертолетной станции (базового вертодрома)

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.1. Примерная схема базовой вертолетной станции (базового вертодрома): 1 - служебно-пассажирское здание; 2 - перрон; 3 - РД; 4 - ЛП; 5 - ВПП; 6 - групповая МС; 7 - индивидуальные МС; 8 - док технического обслуживания; 9 - склад ГСМ; 10 - преддоковая площадка; 11 - швартовочная площадка; 12 - автодорога; 13 - ограждение; 14 - метеоплощадка; 15 - привокзальная площадь; 16 - автодорога


Данные для проектирования вертодромов и посадочных площадок приведены в приложении 1, взаиморасположение основных элементов вертодромов - в приложении 2.

2.2. Летная полоса (ЛП) должна обеспечивать взлет и посадку вертолетов с использованием влияния воздушной подушки, а также по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.

ЛП включает взлетно-посадочную полосу (ВПП), концевые и боковые полосы безопасности (КПБ и БПБ).

2.3. КПБ примыкают к концам ВПП и обеспечивают безопасность взлета и посадки вертолетов. БПБ располагаются по обе стороны ВПП и обеспечивают безопасность вертолетов при возможных выкатываниях за пределы ВПП при взлете и посадке.

2.4. Рулежные дорожки (РД) предназначены для руления и буксировки вертолетов. РД, как правило, соединяют ВПП с местами стоянки вертолетов, перроном (если он имеется). РД связывают между собой МС, швартовочные, преддоковые площадки, площадки устранения девиации и т.д.

2.5. Перрон предназначен для обеспечения кратковременной стоянки вертолетов при посадке и высадке пассажиров (если на вертодроме осуществляются пассажирские перевозки).

2.6. Места стоянки вертолетов (МС) предназначены для обеспечения хранения и обслуживания вертолетов. На МС может производиться погрузка и разгрузка почты, грузов, посадка и высадка пассажиров. МС могут быть групповыми и индивидуальными.

2.7. Швартовочные площадки предназначены для обеспечения опробования двигателей на максимальных оборотах.

2.8. Преддоковые площадки предназначены для проведения технического обслуживания и доработки после проведения технического обслуживания и текущего ремонта.

2.9. Привертодромная территория предназначена для обеспечения маневрирования вертолетов в воздушном пространстве над прилегающей к вертодрому (посадочной площадке) местностью. Полосы воздушных подходов (ПВП), являющиеся частью привертодромной территории и примыкающие к концам ЛП в направлении продолжения ее оси, обеспечивают набор высоты при взлете и планировании при посадке вертолетов.

3. ЛЕТНЫЕ ПОЛОСЫ

3.1. Летные и взлетно-посадочные полосы должны проектироваться с учетом обеспечения возможности взлета, посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.

3.2. При проектировании вертодромов рекомендуется обеспечивать взлет вертолета по-самолетному, который является наиболее экономичным по сравнению с вертолетным, так как позволяет увеличить загрузку вертолета. В случае невозможности обеспечения взлета и посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом допускается взлет вертолетов по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.

При расположении вертодромов в стесненных условиях, на крышах зданий, на приподнятых над водой платформах допускается взлет и посадка вертолетов по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.

3.3. Размеры элементов ЛП и ВПП следует принимать согласно главе СНиП "Нормы проектирования. Аэродромы". В том случае, если заданием на проектирование предусмотрено проектирование вертодрома для эксплуатации конкретного типа вертолета, размеры элементов ЛП и ВПП допускается принимать в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Элементы вертодромов

Размеры элементов по типам вертолетов, м

Ми-6, Ми-10, Ми-26

Ми-8, Ми-4, Ка-32

Ми-2, Ка-26

1

2

3

4

Длина ЛП

200

120

120

Ширина ЛП

50

50

35

Длина ИВПП

190

110

110

Ширина ИВПП

20

20

15

Ширина БПБ

15

15

10

Длина КПБ

5

5

5

Посадочные площадки

80х80

50х50

35х35

Рабочая площадь посадочных площадок

20х20

20х20

15х15

Полосы безопасности посадочных площадок

30

15

10

Посадочные площадки, расположенные на вершинах гор, седловинах, террасах, с открытыми воздушными подходами в направлении старта

50х50

40х30

30х25

Минимальное превышение посадочной площадки над общим рельефом местности в сторону взлета

-

300

300

Минимальное расстояние от посадочной площадки до препятствия в направлении взлета

50

450

400

Посадочные площадки, расположенные на крышах зданий и приподнятых платформах, ограниченные комингсом

35х28

21х17

15х12


Примечание. Параметры элементов ЛП для вертолетов Ми-26 и Ка-32 даны предварительные и будут уточнены по результатам испытаний.

3.4. Формы и размеры вертодромов определяются исходя из количества и расположения ЛП. Количество ЛП, их направление и расположение по отношению друг к другу принимаются в зависимости от интенсивности движения вертолетов, ветровой загрузки, препятствий на привертодромной территории, рельефа местности, а также особенностей зимней эксплуатации вертодрома.

3.5. Ветровая загрузка вертодрома должна быть не менее приведенной в табл.2.

Таблица 2

Тип вертолета

Минимальная ветровая загрузка, м/с

Максимально допустимая скорость нормальной составляющей ветра, м/с

Ми-6, Ми-26, Ми-8

97

10

Ка-26

94

8

Ми-2, Ми-4

87

5


3.6. Расчет ветровой загрузки должен производиться по 8 или 16 румбам по данным наблюдений ближайшей метеорологической станции за период не менее 5 лет.

В случае, когда не обеспечивается требуемая минимальная ветровая загрузка вертодрома с одной ВПП, следует предусматривать вспомогательную ВПП, которая должна быть расположена к главной ВПП под углом, близким к 90°.

3.7. В том случае, когда невозможно оборудовать двусторонний старт, допускается устройство одностороннего старта. Расстояние от торца ВПП до препятствия, преграждающего второе направление старта, должно составлять не менее 50 м (рис.2).

Рис.2. Вертолетная площадка с односторонним стартом

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.2. Вертолетная площадка с односторонним стартом: 1 - посадочная площадка; 2 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки; 3 - взлетная траектория вертолета



Минимальное расстояние между параллельными ИВПП (в осях) должно быть не менее трех диаметров несущего винта расчетного типа вертолета.

4. РУЛЕЖНЫЕ ДОРОЖКИ

4.1. Количество РД определяется из условий обеспечения наибольшей маневренности вертолетов с учетом интенсивности их движения при минимальной протяженности путей руления между ИВПП и другими элементами вертодрома.

При проектировании вертодромов для эксплуатации конкретных типов вертолетов ширину РД Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов и минимальные радиусы Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов их сопряжений с ИВПП, МС и перроном допускается принимать по табл.3.

Таблица 3

Тип вертолета

Ширина РД Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, м

Радиус сопряжения Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, м

Ми-6, Ми-10, Ми-26

15

28

Ми-4, Ми-8, Ка-32

8

16

Ми-2, Ка-26

6

12


Примечание. Указанные значения для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и подлежат уточнению по результатам испытаний.

4.2. Ширина РД для вертолетов, не указанных в табл.3, может быть определена по формуле (рис.3)

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, (1)


где Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - ширина рулежной дорожки;


Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - колея шасси вертолетов по внешним кромкам пневматиков;

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - отклонение оси вертолета от оси РД на этапе руления (принимается по табл.4);

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - минимально допустимое расстояние от кромки искусственного покрытия РД до внешней кромки пневматика (принимается по табл.4).

Рис.3. Схема определения потребной ширины РД для конкретного типа вертолетов

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.3. Схема определения потребной ширины РД для конкретного типа вертолетов



Таблица 4

Тип вертолета

Отклонение оси вертолета от оси РД на этапе руления Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, м

Минимально допустимое расстояние от кромки покрытия до пневматика Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, м

Ми-6, Ми-10, Ка-26

2,0

1,0

Ми-8, Ми-4, Ка-32

1,0

0,5

Ми-2, Ка-26

0,8

0,5


Примечание. Значения Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов и Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и подлежат уточнению по результатам испытаний.

4.3. Вдоль боковых сторон РД должны располагаться полосы обеспыливания, ширину которых следует принимать согласно главе СНиП "Нормы проектирования. Аэродромы".

5. МЕСТА СТОЯНКИ ВЕРТОЛЕТОВ

5.1. Места стоянки вертолетов на вертодромах могут быть групповые и индивидуальные.

5.2. На местах стоянки вертолетов возможны три способа установки:

подлетом на малой высоте с разворотом в воздухе (только для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32, Ми-2 и Ка-26;

рулением на тяге несущего винта;

буксировкой при помощи тягача.

5.3. В зависимости от способа установки вертолетов индивидуальные МС подразделяются на два типа:

первый - обеспечивает заруливание вертолета на тяге несущего винта или с помощью тягача с разворотом вокруг основного колеса;

второй - установку вертолета с разворотом в воздухе при висении на малой высоте, рекомендуется для средних и легких вертолетов при наличии свободных воздушных подходов.

Размеры индивидуальных МС следует принимать согласно табл.9 СНиП II-47-80*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 32-03-96, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

5.4. Расстояние между концами лопастей несущих винтов вертолетов Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов зависит от способа их установки на МС и принимается согласно табл.5.

Таблица 5

Способ установки вертолета

Расстояние между лопастями винтов вертолетов, м

Ми-26

Ми-6

Ми-10к

Ми-8

Ми-4

Ка-32

Ми-2

Ка-26

Буксировка тягачом

8

8

8

5

5

4

3

3

Руление на тяге несущего винта

16

18

18

11

11

8

7

6

Установка с разворотом в воздухе

64

70

70

22

22

32

29

26



Для вертолетов, не указанных в табл.5, данные расстояния могут быть определены по формуле

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, (2)


где Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - расстояние между концами лопастей несущего винта;


Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - диаметр несущего винта;

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - параметр, принимаемый при буксировке тягачом - 0,25; рулении на тяге собственных двигателей - 0,5; подлете на малой высоте - 2,0.

Расстояние от проекции несущего и хвостового винтов вертолетов до кромки искусственного покрытия групповой МС должно быть 2,0 м.

5.5. Расстояние между элементами вертодромов следует принимать согласно табл.10 СНиП II-47-80.

Количество стоянок вертолетов на МС Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов может быть определено по формуле

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, (3)


где Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - количество базирующихся (приписных) вертолетов;


Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - количество преддоковых площадок;

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - количество стоянок вертолетов на перроне (при осуществлении регулярных пассажирских перевозок);

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - количество площадок устранения девиации.

5.6. Способ установки вертолетов на МС и схема расстановки принимаются при технико-экономическом обосновании, методом минимизации приведенных затрат на строительство, эксплуатацию искусственных покрытий МС, средств буксировки и затрат на эксплуатацию вертолетов на МС.

Методика определения оптимального способа установки вертолетов на МС и схемы их расстановки приведены в приложении 3.

6. ШВАРТОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

6.1. Швартовочные площадки (ШП) должны предусматриваться на постоянных вертодромах, вертолетных станциях и в ремонтных предприятиях только для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32, Ми-2, Ка-26.

Количество ШП принимается одна на 10 вертолетов типа Ми-4, Ми-8, Ка-32 или на 15 вертолетов типа Ми-2, Ка-26.

Размеры ШП следует принимать согласно табл.9 СНиП II-47-80.

6.2. Расположение ШП на генплане вертодрома должно обеспечивать расстояния между элементами вертодрома (указанные в табл.10 СНиП II-47-80). Кроме того, на генплане вертодрома ШП должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить воздействие воздушного потока, создаваемого несущим винтом вертолета, со скоростью не более 10 м/с для рядом стоящих вертолетов, 5 м/с для мест скопления пассажиров.

Скорости воздушного потока, создаваемого несущим винтом вертолета, указаны в приложении 1.

6.3. ШП оборудуются бортовыми и носовыми швартовочными креплениями. Прочность швартовочных креплений должна быть рассчитана на усилия, приведенные в табл.6.

Таблица 6

Тип вертолета

Расчетное усилие, тс

Бортовое крепление

Носовое крепление

Ми-8

30

12

Ми-4

18

7

Ми-2

9

3,5

Ка-26

7

7


Примечания: 1. Для вертолетов Ка-32 данные будут даны после проведения летных испытаний.

2. Для вертолетов типа Ка-26 расчетные усилия бортового и носового креплений равны.


Для вертолетов, не приведенных в табл.6, расчетные усилия Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов могут быть определены по формуле

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, (4)


где Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - параметр, принимаемый равным 2,5 для бортового крепления, 1,0 - для носового крепления.

6.4. Швартовочные крепления располагаются на ШП таким образом, чтобы обеспечить крепление вертолета против направления господствующего ветра.

6.5. В том случае, когда климатические и почвенно-грунтовые условия способствуют созданию высококачественного дернового покрова на ШП, допускается устраивать только фундаменты под швартовочные крепления без устройства искусственного покрытия на всей поверхности ШП.

7. ПЕРРОН

7.1. Количество стоянок вертолетов на перроне Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов определяется по формуле

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов, (5)


где Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - максимальная часовая интенсивность движения вертолетов (только перевозящих пассажиров);

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов - коэффициент, учитывающий пропускную способность стоянки перрона, принимаемый для вертолетов Ми-4, Ми-8, Ка-32 1,2 и 0,85 для вертолетов Ми-2, Ка-26.

7.2. Схемы и способы расстановки вертолетов на перроне следует принимать с учетом рекомендаций раздела "Места стоянки вертолетов".

Минимально допустимые расстояния между вертолетами и препятствиями принимаются те же, что и для МС.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ВЗАИМОРАСПОЛОЖЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

8.1. Расстояния между осями МС и ЛП, между индивидуальными МС, с которых производятся полеты, должно быть не менее трех диаметров несущего винта расчетного вертолета. При рулении вертолета на собственной тяге расстояние от конца лопастей несущего винта до препятствия должно быть не менее половины его диаметра.

Расстояние между разнотипными вертолетами, стоящими рядом на МС или перроне, должно приниматься по размерам большего из них.

8.2. Швартовочные площадки должны располагаться от боковой границы ЛП и зданий на расстоянии, равном трем диаметрам несущего винта расчетного типа вертолета, а от магистральной РД - на расстоянии двух диаметров (по осям).

Желательно, чтобы здания располагались по отношению к швартовочным площадкам со стороны слабых ветров.

8.3. Перрон (если он имеется) должен быть удален от ВПП и ШП на расстояние, которое обеспечивает воздействие воздушного потока, создаваемого вертолетом, со скоростью не более 5 м/с. Расстояние от служебно-пассажирского здания до конца лопастей вертолетов должно быть не менее половины диаметра несущего винта вертолета.

8.4. При проектировании генерального плана базового вертодрома следует учитывать технологическую взаимосвязь элементов вертодрома, приведенную в табл.7.

Таблица 7

Элемент вертодрома

Требования к расположению и взаимосвязи элементов вертодрома

Летная полоса

Непосредственная связь при помощи сети РД с МС и перроном (если он имеется)

Место стоянки

Непосредственная связь со швартовочной площадкой, площадкой устранения девиации, преддоковой площадкой, объектами авиатопливообеспечения

Перрон (при осуществлении регулярных пассажирских перевозок)

Непосредственная связь с ЛП и МС вертолетов. Связь с объектами технического обслуживания и авиатопливообеспечения

9. ВЕРТОДРОМЫ В АЭРОПОРТАХ

9.1. Вертодромы могут располагаться в аэропортах и на аэродромах всех классов.

В состав вертодрома, размещенного на территории аэропорта, как правило входят:

летная полоса;

места стоянки вертолетов;

рулежные дорожки.

9.2. Расстояние между границей летной полосы аэродрома и осью ВПП или ПП вертодрома должно быть не менее 100 м. Это расстояние должно быть уточнено с учетом розы ветров данного района и скорости воздушного потока, создаваемой несущим винтом вертолета, с таким расчетом, чтобы суммарная скорость ветра, перпендикулярного ВПП аэродрома, не превышала максимальную скорость ветра, допустимую для эксплуатируемых самолетов на данном аэродроме.

9.3. При расположении вертодромов в аэропортах целесообразно выделять отдельный сектор на территории аэродрома и исключать возможность руления вертолетов вдоль стоящих самолетов.

9.4. Удаление МС или ПП вертолета от МС самолета или РД аэродрома должно обеспечивать следующие минимальные расстояния:

при выполнении с МС или ПП взлетно-посадочных операций - 50 м;

при отсутствии взлетно-посадочных операций - согласно СНиП II-47-80.

10. ПРИВЕРТОДРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

10.1. Предназначаемый для строительства вертолетной станции или вертодрома земельный участок должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь достаточные размеры для размещения вертодрома и территории служебно-технической застройки с учетом перспективного развития;

на прилегающей к участку местности не должно быть каких-либо препятствий для маневрирования и захода на посадку вертолетов.

10.2. Привертодромная территория должна обеспечивать безопасность выполнения взлетно-посадочных операций вертолетов при взлетах и посадках с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием и без использования влияния воздушной подушки.

10.3. Привертодромная территория в плане представляет собой прямоугольник, состоящий из боковой и двух торцовых частей.

10.4. Привертодромная территория состоит из плоскостей ограничения препятствий в направлении взлета и посадки и боковых плоскостей ограничения препятствий. Схема расположения элементов привертодромной территории приведена на рис.4. Размеры и наклоны плоскостей ограничения препятствий для взлетов и посадок с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки приведены в табл.8. Данные взлетов и посадок по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки приведены на рис.5.

Таблица 8

Параметры привертодромной территории

Размеры привертодромной территории по типам вертолетов

Ми-6, Ми-10, Ми-26

Ми-4, Ми-8, Ка-32

Ми-2, Ка-26

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

1160

1120

1160

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

120

100

85

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

700

660

645

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

1:20

1:10

1:20


Примечание. Параметры привертодромной территории для вертолетов Ми-26 и Ка-32 являются предварительными и будут уточнены по результатам испытаний.

Рис.4. Схема полос воздушных подходов при взлетах и посадках по-самолетному или по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.4. Схема полос воздушных подходов при взлетах и посадках по-самолетному или по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки

Рис.5. Схема полос воздушных подходов и наклонов плоскостей ограничения высоты препятствий посадочных площадок при взлетах и посадках по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.5. Схема полос воздушных подходов и наклонов плоскостей ограничения высоты препятствий посадочных площадок при взлетах и посадках по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки


10.5. Воздушные высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП), расположенные в пределах полос воздушных подходов (ПВП), кроме ограничения по высоте должны быть удалены от границы летной полосы (ЛП) вертодрома, посадочной площадки не менее чем на 1,0 км и на 0,5 км, если ЛЭП, пересекающая ПВП со стороны вертодрома, закрыта складками местности, лесопосадками, зданиями и т.п., не пересекающими плоскости ограничения воздушных препятствий. Расстояние от боковой границы ЛП должно быть не менее 0,3 км и 0,12 км, если ЛЭП закрыта на всем протяжении затеняющими объектами (рис.6).

Рис.6. Взаиморасположение вертодрома (посадочной площадки) и высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП)

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.6. Взаиморасположение вертодрома (посадочной площадки) и высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП): 1 - летная полоса; 2 - ЛЭП; 3 - условная боковая плоскость ограничения высоты препятствий; 4 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки

11. ПОВЕРХНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК


Поверхность элементов вертодромов и посадочных площадок для вертолетов следует принимать согласно СНиП II-47-80 в зависимости от весовой категории вертолета.

12. ВРЕМЕННЫЕ ВЕРТОДРОМЫ И ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ

12.1. Размеры летных полос временных вертодромов (посадочных площадок) и полос воздушных подходов к ним должны приниматься в соответствии со СНиП II-47-80 и разделом 10 настоящего Пособия.

12.2. Максимальные уклоны ВПП временных вертодромов и посадочных площадок рекомендуется принимать согласно СНиП II-47-80.

13. ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННЫМ ПОКРЫТИЯМ И НЕСУЩИМ КОНСТРУКЦИЯМ ВЕРТОДРОМОВ

13.1. Элементы вертодромов (ИВПП, РД, МС, перрон, ШП и другие площадки), предназначенные для эксплуатации вертолетов, рекомендуется оборудовать искусственными покрытиями (капитальными, облегченными или переходными) в зависимости от типа вертолета.

Искусственные покрытия элементов вертодромов (посадочных площадок) рассчитываются согласно СНиП II-47-80. Прочность ледовых вертодромов рассчитывается согласно приложению 24 НАС ГА-80 с учетом коэффициента динамичности 1,5.

13.2. В качестве искусственных покрытий вертодромов рекомендуется принимать следующие:

для вертолетов типа Ми-10, Ми-6, Ми-26, Ми-8, Ми-4, Ка-32 - сборный железобетон, армобетон, цементобетон, допускается применение асфальтобетона;

для вертолетов типа Ми-2 и Ка-26 - асфальтобетон или щебеночное покрытие, обработанное вяжущим.

При оборудовании временных вертодромов и посадочных площадок на участках со слабыми грунтами необходимо устраивать настил из бревен диаметром не менее 18 см, прочно скрепленных между собой, причем бревна верхнего наката должны укладываться поперек направления принятого старта.

Настил для вертолетов Ми-6, Ми-10К устраивается не менее чем в два наката, для остальных вертолетов - в один накат.

13.3. При проектировании надводных вертодромов конструкции основания взлетно-посадочных платформ (плоские фермы, балки, прогоны, сваи) должны рассчитываться на сосредоточенную нагрузку от максимального взлетного веса вертолета с коэффициентом 1,5.

Настил (перекрытие) взлетно-посадочной платформы рассчитывается на концентрированную нагрузку, составляющую 75% максимального взлетного веса расчетного вертолета, действующую на площадь размером 30х30 см.

13.4. В зависимости от местных климатических и производственных условий рекомендуется прочность настила (перекрытия) взлетно-посадочных платформ проверять на временную равномерно распределенную нагрузку, возникающую в результате сильного снегопада или при одновременном нахождении на платформе вместе с вертолетом обслуживающего его технического персонала, пассажиров, грузов, подвижных средств механизации и грузового транспорта. В целях упрощения расчетов временную равномерно распределенную нагрузку рекомендуется принимать равной 500 кг/мПособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов.

14. НАДВОДНЫЕ ВЕРТОДРОМЫ

14.1. Надводные вертодромы и посадочные площадки могут устраиваться на свайном основании или на плавсредствах (баржах, понтонах). В первом случае разность отметок рабочей площади и наивысшего горизонта воды не должна быть менее 1 м.

Взлетно-посадочная платформа надводных вертодромов должна быть приближена к берегу, на котором могут быть расположены пассажирские здания, МС вертолетов и автотранспорта, док технического обслуживания, склад ГСМ.

14.2. Размеры взлетно-посадочных платформ и посадочных площадок, а также воздушные подходы к ним принимаются в соответствии со СНиП II-47-80 и табл.1 в зависимости от заданного способа взлета.

14.3. По всему периметру надводного вертодрома (посадочной площадки) должны быть установлены:

ограничительный деревянный брус (комингс) сечением 30х25 см при эксплуатации тяжелых и средних вертолетов и 25х20 см для легких вертолетов, предотвращающий выкатывание вертолета. При упоре одновременно носового и основного колеса вертолета в ограничительный брус разрыв между концом лопасти несущего винта и препятствием должен быть не менее 1 м. Прочность комингса в горизонтальном направлении должна быть в два раза выше прочности основной стойки шасси вертолета;

предохранительная металлическая сетка, вынесенная от края надводной платформы на расстояние 1,5 м и закрепленная ниже отметки вертодрома (посадочной площадки) на 0,40 м. Наружный край сетки должен находиться на уровне отметки платформы (рис.7).

Рис.7. Ограждение посадочной площадки

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов


Рис.7. Ограждение посадочной площадки: 1 - посадочная площадка; 2 - ограничительный брус (комингс); 3 - металлическая сетка


14.4. На платформе должны быть установлены якоря для крепления вертолета в случае штормовых ветров. Якорные узлы должны выполняться впотай и рассчитываться на нагрузки, указанные в НАС ГА-80.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

Название документа: Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

Номер документа: 2.05.08-85

Вид документа: Пособие

Принявший орган: ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"

Опубликован: / Министерство гражданской авиации. - М.: ГПИ и НИИ Аэропроект, 1984 год
Дата принятия: 30 сентября 1983

Дата начала действия: 01 июля 1984
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах