ИНСТРУКЦИЯ
ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N АН-23-Р
1. Инструкция по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.
2. Положения Инструкции распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (кроме организаций федерального железнодорожного транспорта), осуществляющие деятельность в области промышленного железнодорожного транспорта.
Выполнение требований сигналов, установленных Инструкцией по сигнализации, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.
Инструкция по сигнализации может быть изменена только распоряжением федерального органа исполнительной власти в области транспорта.
3. Все инструкции и другие указания, относящиеся к сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции.
1.1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
1.2. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы - светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:
дневные, подаваемые в светлое время суток;
для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения);
ночные, подаваемые в темное время суток;
такими служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях.
Ночные сигналы должны применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее длины тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении, а сигналов уменьшения скорости и маневровых сигналов - менее 200 м;
круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток;
такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные указатели, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателями для обозначения хвоста поезда, сигнальные указатели и знаки.
1.3. Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.
Значение их днем и ночью одно и то же.
Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и др.
1.4. При поездной и маневровой работе, ремонтных работах на объектах промышленного железнодорожного транспорта для передачи требований видимых (ручных) и звуковых сигналов могут быть использованы устройства радиосвязи и двухсторонней парковой связи.
2.1. Светофоры по назначению подразделяются на:
входные - разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;
выходные - разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
маршрутные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой;
прикрытия - для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне, а также с трамвайными путями;
заградительные - требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра, ремонта и очистки вагонов на станциях;
предупредительные - предупреждающие о показании основного светофора (входного, выходного, заградительного, прикрытия);
повторительные - для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, въездного (выездного), технологического, горочного или маневрового светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
маневровые - разрешающие или запрещающие производство маневров;
горочные - разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с сортировочной горки;
въездные (выездные) - разрешающие или запрещающие въезд (выезд) подвижного состава из производственных помещений;
технологические - разрешающие или запрещающие подачу или уборку подвижного состава при обслуживании технологических объектов (вагоноопрокидывателей, приемных устройств, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.), где необходимы указания машинисту локомотива, специального самоходного подвижного состава по изменению направления движения для остановки подвижного состава в точно установленном месте.
Один светофор может совмещать несколько назначений: входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный, входной и маневровый и др.
2.2. Светофоры подразделяются на мачтовые, карликовые и устанавливаемые на мостиках, консолях, стенах производственных помещений и других сооружениях в зависимости от местных условий.
Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально не горящие (на заградительных и предупредительных к ним, а также повторительных), немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные светофоры - буквами или буквами и цифрами.
2.3. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и назначения светофоров), следующие:
один зеленый огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью";
один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт";
два желтых огня - "Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу";
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать светофор".
Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции.
Порядок применения этих сигналов в других, не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2.4. На предприятиях, где действует двузначная система сигнализации, показания входных, выходных, маршрутных и проходных светофоров устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта предприятия или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
2.5. Входными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис.2.1);
Рис.2.1
один желтый огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт" (рис.2.2);
Рис.2.2
два желтых огня - "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис.2.3);
Рис.2.3
один лунно-белый огонь - "Разрешается поезду при погашенных основных огнях светофора следовать на станцию до первого попутного маневрового светофора с дальнейшим движением маневровым порядком на частично занятый путь или к технологическому объекту с особой бдительностью и готовностью остановиться" (рис.2.4);
Рис.2.4
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать светофор" (рис.2.5).
Рис.2.5
2.6. Пригласительный сигнал - один лунно-белый мигающий огонь - разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис.2.6).
Рис.2.6
Пригласительный сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.
На входных светофорах пригласительный сигнал может применяться лишь на линиях, оборудованных автоблокировкой, при движении по правильному пути двухпутного перегона.
На станциях, где не производится прием поездов на частично занятые пути или к технологическим объектам производства, впредь до переустройства могут применяться на входных светофорах немигающие пригласительные сигналы.
2.7. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь - "Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два и более блок-участка" (рис.2.7, а);
один желтый огонь - "Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис.2.7, б);
два желтых огня - "Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт" (рис.2.7, д);
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать светофор" (рис.2.7, в и г).
Рис.2.7
При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой; для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой; на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой; на станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой (для указания готовности маршрута отправления на ответвление), - выходные светофоры могут дополняться соответствующими показаниями, значение которых устанавливаются местной инструкцией и указывается в техническо-распорядительном акте станции.
2.8. Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь - "Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей станции свободен";
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать светофор".