Статус документа
Статус документа



     НОРМЫ НАКОПЛЕНИЯ БЫТОВЫХ ОТБРОСОВ



УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 18 января 1971 г. N 20.


Настоящие "Нормы накопления бытовых отбросов" предназначены в качестве руководства для местных коммунальных органов и организаций, планирующих работы по сбору и удалению отбросов, определению потребности машин для этой цели, мощностей сооружений и установок для обезвреживания и переработки отбросов в городах РСФСР.

"Нормы" разработаны сектором санитарной очистки городов ордена Трудового Красного Знамени Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова (руководитель работы канд. техн. наук Н.Ф.Гуляев) при участии Уральского и Ростовского научно-исследовательских институтов АКХ на основе наблюдений, проводившихся в городах различных климатических зон РСФСР.

Настоящее издание является переработкой норм, утвержденных Главным Управлением благоустройства МКХ РСФСР 24 апреля 1968 года.

Общие положения

1. Отбросы, подлежащие удалению из городов и других населенных мест, разделяются на твердые и жидкие, а по своему характеру и происхождению подразделяются на бытовые (домовые, общественных, лечебных и др. учреждений), строительный мусор, промышленные отходы и т.д.

2. К твердым отбросам относятся:

а) бытовой мусор жилых зданий, включая отбросы от текущего ремонта квартир, отходы отопительных устройств при местном отоплении, дворовых территорий и тротуаров, крупные предметы домашнего обихода (старая мебель и др.), входящий в норму накопления от населения и удаляемый транспортом коммунальных предприятий по уборке;

б) отбросы учебных, административных, лечебных учреждений и предприятий общественного, торгового и культурного назначения и бытового обслуживания, смет с улиц, навоз от домашних животных, не входящие в норму накопления отбросов от населения и удаляемые транспортом коммунальных предприятий по уборке;

в) отходы отопления домовых, квартальных и районных котельных; строительный мусор от нового строительства и капитального ремонта; специфические отходы (конфискаты, отбросы инфекционных больниц, радиоактивные отходы); промышленные отходы предприятий, не входящие в норму накопления отбросов от населения, собираемые отдельно от бытового мусора и удаляемые транспортом различных организаций.

3. К жидким отбросам, входящим в норму накопления от населения, относятся нечистоты и помои неканализованных зданий, собираемые в выгребах и удаляемые транспортом коммунальных предприятий.

4. Нормой накопления отбросов называется их количество, образующееся на установленную расчетную единицу (1 чел. для жилых зданий, 1 место гостиниц, больниц и др., 1 м площади для магазинов и т.д.) за определенный период времени (сутки, год). Нормы накопления определяются как в весовых (кг, т), так и в объемных единицах (л, м).

5. Ввиду различных условий сбора и удаления отбросов и разнообразия источников их образования, нормы накопления определяют для каждого из объектов образования отходов отдельно с учетом всех влияющих на величину накопления факторов.

6. Нормы накопления не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование.

Примечания: 1. Сточные воды от промывных устройств и санитарных приборов в зданиях должны удаляться при помощи канализации. При наличии, в виде исключения, в отдельных неканализованных домах вводов водопровода и промывных устройств в случае невозможности присоединения к общегородской канализации или отсутствии местных очистных сооружений, вывоз сточных вод осуществляется коммунальным транспортом. Введу ограниченности таких случаев (приводящих к большому объему вывоза и высокой стоимости) сточные воды в норму накопления жидких отбросов от населения не включаются.

2. Специфические производственные жидкие отходы предприятий и учреждений в случае невозможности их обезвреживания на месте или выпуска в городскую канализацию вывозятся транспортом различных организаций и в норму накопления от населения не входят.

7. Различают индивидуальные (дифференцированные) нормы накопления отбросов по каждому объекту их образования отдельно (для жилых домов, школ, магазинов, больниц и т.д.) и общие нормы накопления отбросов по городу на 1 жителя в среднем. Общие нормы включают все виды отбросов от жилых зданий и отбросы отдельных объектов их образования, подлежащие удалению транспортом коммунальных предприятий (без промышленных и специфических отбросов и строительного мусора).

Дифференцированные нормы накопления используются при организации сбора и вывоза отбросов и для расчетов между заказчиками (жилищно-эксплуатационные конторы, индивидуальные домовладения, арендаторы и др.) и предприятиями по уборке городов.

Общие нормы накопления используются при планировании работ и затрат на удаление бытовых отбросов, для определения необходимого количества машин и для расчетов при проектировании сооружений и установок для обезвреживания и переработки отбросов и т.д.

8. Нормы накопления могут быть установлены только при организованном в городе планово-регулярном сборе и вывозе отбросов и обеспечении их сбора мусоросборниками требуемой вместимости.

Факторы, влияющие на нормы накопления

9. Норма накопления мусора может изменяться в зависимости от благоустройства зданий (система отопления, наличие квартирных плит, водопровода, канализации, газификации и мусоропроводов), вида топлива при местном отоплении, степени обеспеченности бумагой и упаковочным материалом, наличия раздельного сбора мусора, климатических условий.

10. Оборудование зданий мусоропроводами приводит к некоторому увеличению нормы накопления отбросов (на 20-25%), ввиду создающихся условий для их быстрого удаления в любое время суток и исключению неорганизованного сброса в канализацию.

11. При центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов, составляющей около 20%. Это увеличивает количество легких составляющих (бумаги), объем мусора и уменьшает объемный вес отбросов. При смешанной системе (центральное отопление и кухонные плиты на твердом топливе) указанные факторы влияют частично.

12. Отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению объемного веса и общего весового количества твердых отбросов.

Наличие канализации дает возможность сбрасывать некоторую часть мусора через санитарные приборы, что устраняет повышение влажности отбросов и приводит к уменьшению количества, объемного и общего веса твердых отбросов.

13. Вид топлива при местном отоплении значительно влияет на количество накапливающихся отбросов. При газовом топливе отходы отопления отсутствуют; при использовании дров количество отходов не превышает 2-3% от веса топлива; при каменном угле и антраците - 10-15% и при буром угле количество отходов отопления может достигать 25-30% от веса топлива.

14. Высокая степень обеспеченности бумагой и упаковочными материалами, рост периодических изданий и культуры производства и торговли (наличие фабричной и торговой упаковки товаров) приводит к увеличению содержания бумаги в отбросах, значительному повышению их объема и снижению объемного веса при небольшом увеличении общего веса.

Бумажные отходы в домовых отбросах имеют объемный вес 50-150 кг/м. Поэтому при содержании их в отбросах крупных городов до 50-70 кг в год на 1 чел. (35-45% от общего веса отбросов) объем только бумажных отходов может составлять 300-450 л/чел. в год и более. Значительная часть бумаги, находящаяся в мусоре, является неутильной.

Изменение содержания бумаги в домовых отбросах на 1% (на 1,5-2,0 кг) по весу увеличивает или уменьшает годовую норму накопления по объему от 15 до 40 л в зависимости от объемного веса бумаги.

В п.25 приведены формулы, позволяющие определять объем и объемный вес мусора благоустроенных зданий в зависимости от содержания бумаги.

На объемный вес мусора также влияют способы сбора и сроки вывоза. При использовании контейнеров, где уплотнение не производится, объемный вес меньше, чем в кузовных мусоровозах, где объемный вес зависит от степени уплотнения. При более редких сроках вывоза в мусоросборниках происходит уплотнение мусора и увеличение объемного веса.

15. Развитие общественного питания, пользование полуфабрикатами, расширение бытовых услуг и общественных форм быта (столовые, кафе, детские сады, ясли, ремонт предметов домашнего обихода и пр.) влияют на место образования отбросов и снижают накопление домовых отбросов в жилых домах, причем общая норма накопления бытовых отбросов в городе в этом случае может даже увеличиваться.

16. Раздельный сбор пищевых отходов и вторичного сырья (бумаги, металла, тряпья и пр.) соответственно снижает количество вывозимых отбросов. По пищевым отходам снижение веса может составлять около 30 кг в год на 1 чел., а по вторичному сырью снижение веса может достигать при полном сборе 20 кг в год на 1 чел.

17. Климатический фактор оказывает влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной) и периода подметания дворов и тротуаров (от 150 дней в северной зоне и до 300 дней в южной зоне) в различных климатических зонах. Ввиду этого в теплых районах соответственно сокращается количество отходов отопления и возрастает количество смета. Площадь подметания дворовых территорий и тротуаров составляет около 2-5 м/чел.

Климатические и географические факторы не оказывают значительного влияния на увеличение отходов в осенний период в настоящее время в связи с потреблением овощей и фруктов при организованной доставке этих продуктов во все районы страны и во все сезоны года.

18. Накопление жидких отбросов зависят от конструкции и условий размещения выгребов. При водонепроницаемых выгребах определяется "чистая" норма накопления. При водопроницаемых выгребах количество удаляемых отбросов зависит от характера грунтов, уровня грунтовых вод и не отражает действительного накопления. Устройство водопроницаемых выгребов запрещено санитарными правилами.

19. Влияние перечисленных факторов учитывается путем соответствующего выбора расчетных условий (тип благоустройства, вид топлива, климатические условия, степень обеспеченности бумагой, культура производства товаров и торговли, развитие общественного питания и бытовых услуг) на основании фактически существующего в данное время положения.

Средние дифференцированные нормы накопления бытовых отбросов
в городах РСФСР

20. На основании факторов, влияющих на нормы накопления отбросов, установлена классификация жилых зданий по степени благоустройства:

Полностью благоустроенные жилые дома (газовые или электрические плиты, центральное отопление, водопровод и канализация):

а) при  наличии мусоропроводов;

б) без мусоропроводов.

Предусматриваются нормативы при отборе и без отбора пищевых отходов и вторичного сырья.

Жилые дома со средним благоустройством:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs