Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 41.36-2004
(Правила ЕЭК ООН N 36)

Группа Д25


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ
В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ

Uniform provisions concerning the approval of large passenger vehicles with regard
to their general construction



ОКС 43.020

ОКП 45 1000

Дата введения 2005-01-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации, а также правила разработки и утверждения российских национальных стандартов установлены Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Управлением стандартизации Госстандарта России

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 125-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции" (Uniform provisions concerning the approval of large passenger vehicles with regard to their general construction) с поправками серии 03. В него не включены разделы 10-12, которые нецелесообразно применять в национальной стандартизации в связи с особенностями процедур проведения сертификации, установленных в Российской Федерации. Дополнительные слова (фразы, раздел 1а, приложение А), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.36-99


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные транспортные средства - одиночные и сочлененные - сконструированные и изготовленные для перевозки пассажиров, вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, помимо водителя, и имеющие общую ширину свыше 2,3 м. По просьбе изготовителя сертификат соответствия может предоставляться транспортным средствам, имеющим общую ширину 2,3 м или менее, если они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. Технические положения в отношении перевозки пассажиров с ограниченной способностью к передвижению не охватываются областью применения настоящего стандарта.

     1а Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р 41.66-99 (Правила ЕЭК ООН N 66) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности верхней части конструкции
     
     
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
     
     
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортное средство: Одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном классе. В этом случае ему может предоставляться сертификат соответствия согласно каждому классу транспортного средства, которому оно удовлетворяет.

2.1.1 транспортные средства класса I, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.

2.1.2 транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.

2.1.3 транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

2.1.4 троллейбус: Транспортное средство классов I, II или III с питанием электроэнергией от внешних проводов.

2.1.5 сочлененное транспортное средство: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных относительно друг друга; пассажирские салоны каждой секции взаимно соединены таким образом, что пассажиры могут свободно перемещаться; жесткие секции стационарно соединены и могут быть разъединены только с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.

2.1.6 транспортное средство с низким расположением пола: Транспортное средство, в котором по меньшей мере 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров (или его передняя секция - в случае сочлененных транспортных средств), образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности.

2.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении конструктивных особенностей, указанных в настоящем стандарте.

2.3 сертификация типа транспортного средства: Процедура подтверждения соответствия типа транспортного средства в отношении конструктивных особенностей требованиям, установленным в настоящем стандарте.

2.4 служебная дверь: Дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.

2.5 сдвоенная дверь: Дверь, имеющая два прохода или один проход, эквивалентный по площади двум проходам.

2.6 запасная дверь: Дверь, предусмотренная как дополнительная к служебной двери(ям) и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и, в частности, в случае аварии, дорожно-транспортном происшествии.

2.7 запасное окно: Окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.8 двойное окно: Запасное окно, при делении которого воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, отвечающие требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемым к обычному запасному окну.

2.9 аварийный люк: Отверстие в крыше или полу, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.10 запасной выход: Запасные двери, окно или аварийный люк.

2.11 выход: Служебная дверь или запасной выход.

2.12 пол или площадка: Часть кузова, на которой располагаются стоящие пассажиры, на которую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и служащая также для крепления сидений.

2.13 проход: Пространство, обеспечивающее доступ пассажиров от любого сиденья (ряда сидений) к любому другому сиденью (ряду сидений), или к любому входному проходу от любой служебной двери и любой площадки для стоящих пассажиров либо к ним. К проходу не относятся:

2.13.1 пространство шириной 30 см перед любым сиденьем;

2.13.2 пространство над поверхностью любой подножки или ступеньки около дверей, или

2.13.3 любое пространство, которое предназначается для доступа только к одному сиденью (ряду сидений).

2.14 входной проход: Пространство внутри транспортного средства от служебной двери до наиболее выступающей кромки верхней ступеньки (край прохода). Если дверной проем не имеет подножки, то входным проходом должно считаться пространство, измеренное в соответствии с 5.7.1.1 на расстоянии 300 мм от исходного положения внутренней стороны двойного шаблона.

2.15 отделение для водителя: Пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены сиденье водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления транспортным средством.

2.16 порожняя масса (МК): Масса транспортного средства без пассажиров и груза, но с учетом веса водителя 75 кг, массы топлива, соответствующей 90% емкости топливного бака, указанной предприятием-изготовителем, и охлаждающей жидкости, смазки, инструментов и запасного колеса в случае его наличия.

2.16.1 масса снаряженного транспортного средства (MV): Порожняя масса транспортного средства с учетом веса члена экипажа 75 кг на одно сиденье, специально предназначенное для этой цели, если оно предусматривается, согласно 5.7.1.8. Все дополнительные баки транспортного средства, предназначенные для жидкостей, должны быть заполнены на 90% своей емкости (например, топливо для обогревателей, омыватели ветрового стекла и т.д.). При наличии в транспортном средстве кухни или туалета емкости для чистой воды должны быть заполнены полностью, а емкости для отходов должны быть порожними.

2.17 максимальная масса (РТ): Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием - изготовителем транспортного средства. (Эта масса может превышать "разрешенную максимальную массу", предписываемую национальными компетентными органами).

2.18 максимальная масса, приходящаяся на ось: Часть технически допустимой максимальной массы транспортного средства, объявленная предприятием-изготовителем, которая проявляется в вертикальной нагрузке в зоне соприкосновения колеса/колес оси с поверхностью дороги. Эта масса может превышать максимально допустимую массу, приходящуюся на ось, разрешенную национальными компетентными органами. Сумма всех технических допустимых максимальных масс, приходящихся на оси транспортного средства, может превышать технически допустимую максимальную массу данного транспортного средства.

2.19 пассажир: Любое лицо, кроме водителя или члена экипажа.

2.19.1 пассажиры с ограниченной способностью к передвижению: Пассажиры, испытывающие особые трудности при пользовании общественным транспортом, в частности лица пожилого возраста и инвалиды. Ограниченная способность к передвижению необязательно связана с какой-либо формой заболевания.

2.20 пассажирский салон: Пространство, предназначенное для пассажиров, за исключением любого пространства, в котором расположены закрепленные элементы оборудования, такие как буфеты, кухни или туалеты.

2.21 автоматическая служебная дверь: Служебная дверь с механическим приводом, которая может открываться (без использования аварийных средств управления) только после того, как орган управления включен пассажиром или водителем, и закрываться автоматически.

2.22 устройство, препятствующее началу движения: Устройство, предотвращающее начало движения транспортного средства при неполностью закрытой двери.

2.23 служебная дверь, приводимая в движение водителем: Служебная дверь, обычно открываемая и закрываемая водителем.

2.24 Если не указано иное, то все измерения проводят на транспортном средстве с порожней массой, когда оно находится на ровной горизонтальной поверхности. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

2.25 В случаях, когда в настоящем стандарте приведено требование о том, что какая-либо поверхность транспортного средства должна быть горизонтальной либо наклоненной под конкретным углом - если речь идет о порожней массе транспортного средства и если оно оснащено механической подвеской - эта поверхность может быть наклонена под более значительным углом или иметь наклон, когда речь идет о порожней массе транспортного средства, при условии соблюдения требования к транспортному средству, находящемуся в нагруженном состоянии, указанном предприятием-изготовителем. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

     3 Заявка на сертификацию

3.1 Заявка на получение сертификата соответствия типа транспортного средства в отношении его конструктивных особенностей представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.

3.2 К заявке прилагается документ в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении А.

3.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 5, должно быть представлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего сертификации.

     4 Предоставление сертификата соответствия  

4.1 Если транспортное средство, представленное на сертификацию в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают сертифицированным.

4.2 На каждый сертифицированный тип транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, удовлетворяющих самым последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 36 на дату сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).

4.3 В рамках одного органа по сертификации один и тот же номер сертификата соответствия не может быть присвоен другому типу транспортного средства, определенному в 2.2.

4.4 Сертификат соответствия в виде приложения должен включать в себя информацию по образцу, приведенному в приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию.

4.5 На каждом сертифицированном транспортном средстве должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в сертификате соответствия и приложении к нему, маркировка, содержащая:

- знак соответствия по ГОСТ Р 50460;

- обозначение настоящего стандарта с учетом поправок;

- дополнительное обозначение, отделенное от обозначения настоящего стандарта вертикальной линией и содержащее римскую цифру(ы), соответствующую(ие) кпассу(ам), в котором(ых) транспортное средство было сертифицировано.

4.6 Если транспортное средство соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, согласно которым было сертифицировано это транспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.

4.7 Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми

4.8 Маркировку помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.

4.9 На рисунках В.1 и В.2 приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.

     5 Технические требования


В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, предприятия - изготовители транспортных средств, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20000 транспортных средств в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 2001/85 "Специальные предписания для транспортных средств для перевозки пассажиров и имеющих более восьми мест помимо места водителя"*.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs