РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО
ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ (ПДВ) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рекомендации разработаны Главным управлением научно-технического прогресса и экологических нормативов и Главной государственной экологической экспертизой Госкомприроды СССР на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.
1.1. Рекомендации разработаны на основании Закона СССР об охране атмосферного воздуха (1) во исполнение Постановления Совета Министров СССР "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" от 16.12.81 N 1180 (2) с целью унификации работ по разработке ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорению и упрощению.
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств.
1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. Ими должны руководствоваться организации и учреждения министерств и ведомств, республиканские и территориальные органы Госкомприроды СССР, органы государственного и ведомственного контроля.
1.4. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатываются головными ведомственными организациями (в дальнейшем ГВО), функции которых могут выполнять: институт - генпроектировщик данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства или ведомства; организации, специализированные в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций.
Примечание: При необходимости для выполнения проекта нормативов ПДВ можно привлекать на договорных началах организации других министерств и ведомств, кооперативы, способные квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.
1.5. Ведомственный проект нормативов ПДВ подписывается руководителем предприятия, для которого он разработан, и утверждается руководителем местного органа Госкомприроды СССР.
1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.
1.7. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ подлежат включению в перспективные и годовые планы экономического и социального развития промышленного объединения, предприятия и других организаций.
1.8. Ведомственный проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. В ведомственном проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84 (16-17), сокращения слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77 (18). Ведомственный проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах в правом верхнем углу проставляется цифра "2" и т.д.
1.9. Утвержденные органом Госкомприроды СССР нормативы ПДВ в полном объеме должны находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Госкомприроды СССР.
2.1. ГВО совместно с предприятием (при наличии требований местных органов Госкомприроды СССР) разрабатывает план-график проведения работ по нормированию выбросов для данного предприятия с учетом срока разработки проекта нормативов ПДВ, установленного городской организацией по установлению нормативов ПДВ - местным органом Госкомприроды СССР (в дальнейшем - ГО).
2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ (характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, карту-схему предприятия, сведения о неорганизованных, залповых и аварийных выбросах, данные о численности населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ), сведения о перспективе развития предприятия, сведения о составе службы охраны окружающей среды на предприятии, ее задачах, оснащенности приборами и методами контроля и т.д.) и передает их ГВО.
2.3. По письменному запросу ГВО или предприятия ГО передает запрашиваемую информацию, необходимую для разработки проекта нормативов ПДВ (материалы по привязке заводской системы координат предприятия к городской системе координат; при возможности ситуационную карту-схему района города, в котором размещается предприятие; метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам расчета; фоновые концентрации загрязняющих веществ и т.д.).
2.4. ГВО разрабатывает и оформляет ведомственный проект нормативов ПДВ и после подписания его руководством предприятия, для которого он разработан, представляет его в установленные планом-графиком сроки в министерство (ведомство), местные органы Министерства здравоохранения СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР), местные органы Госкомприроды СССР.
Примечание: при наличии в городе двух или более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом. При отсутствии взаимного влияния промплощадок в ведомственном томе приводятся расчеты полей концентраций для каждой из них, в противном случае расчеты приводятся для предприятия (объединения) в целом.
2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованиям настоящих рекомендаций, то в адрес ГВО и предприятия направляется уведомление о его утверждении.
2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в местном органе Госкомприроды СССР разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ.
После проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города ГО уточняет величины нормативов ПДВ для предприятия, ГВО совместно с предприятием проводят дополнительные работы в соответствии с требованиями ГО по корректировке нормативов ПДВ.
2.7. Установленные нормативы ПДВ в соответствии с (3-6) пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть проведение данной работы с учетом рекомендаций ГО.
При необходимости, по совместному решению исполнительных комитетов местных советов народных депутатов трудящихся и местных органов Госкомприроды СССР и Минздрава СССР, нормативы ПДВ могут быть пересмотрены до истечения этого срока.
Ведомственный проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает переписку по вопросам нормирования выбросов с Советскими и партийными органами, органами Госкомприроды СССР, Минздрава СССР и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ЭВМ и другие приложения по усмотрению ГВO.
Примечание. Объем и содержание проекта нормативов ПДВ определяется местными органами Госкомприроды СССР (Приложение 1), в зависимости от значимости выбросов предприятия на загрязнение атмосферного воздуха в данном городе (регионе).
Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с приложением 2.
Ограничительный гриф устанавливается ГВО.
В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).
Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций соисполнителей.
Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.
Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.
Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.
В разделе приводятся:
3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.
3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис.1).
КАРТА-СХЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ
Условные обозначения:
1, 2, 3 - номера источников выбросов;
- неконтролируемые источники;
- контролируемые источники;
- источники, задействованные в периоды НМУ;
- - - санитарно-защитная зона;
- точки контроля качества атмосферного воздуха;
______ - граница территории предприятия
Рис.1
3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис.2).
Уловные обозначения:
___ - граница территории предприятия;
- - - - санитарно-защитная зона;
-0,7- - изолинии концентраций загрязняющих веществ;
- жилая застройка;
- зеленая зона;
- территория пансионата;
- точки контроля качества атмосферного воздуха.
Рис.2
В состав раздела входят:
3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.
3.7.2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.
3.7.3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.
3.7.4. Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10-20 лет.
При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомприроды СССР.
3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1.