Статус документа
Статус документа


РМГ 52-2002

Группа Т80

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ


Государственная система обеспечения единства измерений

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ГОСТ 8.315-97 ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИИ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ

State system for ensuring the uniformity of measurements.
General methodical recommendations for the implementation of GOST 8.315-97
principles in the development and use of reference materials



МКС 17.020

Дата введения 2004-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Уральским научно-исследовательским институтом метрологии (УНИИМ) Госстандарта России

ВНЕСЕНЫ Госстандартом России

2 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 22 от 6 ноября 2002 года)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосинспекция "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



3 Настоящие рекомендации по межгосударственной стандартизации разработаны на основе рекомендаций по метрологии Российской Федерации МИ 2589-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Общие методические рекомендации Российской Федерации по применению ГОСТ 8.315 при разработке и применении стандартных образцов" и содержат изменения, отражающие более широкую область их применения.

Основные методические положения и рекомендации документа могут быть использованы специалистами стран - членов СНГ при решении различных практических вопросов.

Упоминаемые в тексте наименования организаций и органов управления в Российской Федерации, а также ссылки на нормативные документы Российской Федерации следует рассматривать только как общую информацию, не относящуюся к государствам, присоединившимся к принятию рекомендаций по межгосударственной стандартизации

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 января 2004 года N 32-ст РМГ 52-2002 введены в действие непосредственно в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 июля 2004 года

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Введение


Настоящая рекомендация представляет собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативного документа не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов [далее - стандартные образцы (СО)] в своей совокупности и представляют собой весьма разнородные объекты и при их разработке и аттестации встречаются разные и несходные ситуации, при анализе и разрешении которых дополнительные разъяснения могут оказать полезное содействие.

Терминологический раздел стандарта несет особую логическую нагрузку и нуждается в разъяснении и обосновании большинства понятий, на которых строится концепция стандартных образцов как особой разновидности средств измерений. Несмотря на неизбежную специфику многих терминов и понятий, относящихся к СО, разработчики стандарта стремились к тому, чтобы они не противоречили устоявшейся метрологической терминологии как национальной, так и международной.

Для удобства пользования настоящими рекомендациями [далее - методический материал (ММ)] пояснения к терминам вынесены в приложение МА, к которому можно обращаться как к дополнительному справочному материалу и на который по мере необходимости даются ссылки в основном тексте.

В отдельном приложении МБ приведен перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность в области создания и применения СО, принятых в последние годы, где более подробно раскрыты отдельные общие положения ГОСТ 8.315, которые в настоящем методическом материале по этой причине подробно не комментируются. В необходимых случаях сделаны ссылки на некоторые из этих документов, повторно указанных в приложении МД.

Текст настоящего методического материала изложен в форме комментариев и разъяснений к разделам и большинству пунктов ГОСТ 8.315 в той же последовательности, в какой они приведены в стандарте. Для удобства пользования текст разбит на рубрики, имеющие сплошную нумерацию с обозначениями M.1, M.2 и т.д., что позволяет избежать путаницы при ссылках на пункты стандарта и пункты настоящего методического материала. По этой же причине приложения к настоящему методическому материалу имеют двойное буквенное обозначение (МА, МБ и т.д.), с тем чтобы отличить их от приложений к ГОСТ 8.315, на которые даны ссылки в тексте.

Номера и наименования разделов основной части настоящего методического материала те же, что и в ГОСТ 8.315; к номерам пунктов в скобках приведены краткие аннотации их положений для удобства пользования методическим материалом. Ссылки на позиции библиографии для сокращения записей в настоящем методическом материале указаны в виде порядкового номера первоисточника (например [15]) без повторения слов "приложение МД", как это принято в нормативных документах.

     1 Область применения


Настоящие рекомендации представляют собой методический материал, предназначенный для специалистов организаций - разработчиков стандартных образцов, метрологических служб и лабораторий, применяющих стандартные образцы, и содержит разъяснения и дополнительные комментарии к понятиям и положениям ГОСТ 8.315, которые из-за сжатости формулировок и особенностей лексики нормативных документов не всегда раскрывают в деталях и достаточном объеме содержание отдельных требований стандарта.

     2 Нормативные ссылки


Ссылки на нормативные документы, используемые в настоящих рекомендациях, приведены в приложении МД.

     3 Определения и сокращения


Определения и сокращения - по ГОСТ 8.315.

     4 Общие положения

M.1 Этим разделом установлены общие нормативно-правовые требования к стандартным образцам как технической разновидности средств измерений (далее - СИ), которые регламентируют назначение, категории или разновидности стандартных образцов (СО), требования, определяющие порядок допуска к применению СО, а также общие требования к СО в части их метрологических характеристик как основного отличительного признака СИ вообще, а также к СО как одной из разновидностей СИ.

В последующих разделах стандарта эти общие положения развиваются и конкретизируются. В пунктах М.16 и М.17 настоящих рекомендаций приведены дополнительные разъяснения по этим общим положениям.

4.1 (МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СО)

М.2 Из приведенного в пункте стандарта перечня видов метрологических работ, для которых предназначены СО, следует, что все СО по метрологической классификации средств измерений надлежит относить к эталонам или "метрологическим СИ" [1], т.к. они предназначены либо для установления метрологических характеристик других СИ, методик выполнения измерений (МВИ) или СО других разновидностей, либо для метрологического контроля СИ и МВИ с целью определения соответствия их метрологических характеристик установленным требованиям, что вполне соответствует определению понятия "эталон", принятому в государствах, входящих в Содружество Независимых Государств.

На практике многие СО утвержденных типов включены в состав государственных поверочных схем (ГПС) в качестве образцовых СИ (ОСИ - рабочих эталонов), например, в ГПС для СИ удельной теплоемкости в диапазоне до 1800 К (ГОСТ 8.159-75) СО входят в качестве ОСИ 1-го разряда; в ГПС для СИ поверхностной плотности и толщины ленточных материалов (ГОСТ 8.537-85) СО входят в качестве ОСИ 1-го и 2-го разрядов и т.д.

Но, вместе с тем, поверка большого количества разнообразных СИ осуществляется не на основе поверочных схем, так как разработка ГПС не является обязательной для всех видов СИ, а только для тех, где создание централизованной системы передачи единиц организационно и экономически целесообразно [2].

Такие средства измерений поверяют в соответствии с утвержденными нормативными документами (НД) на методики поверки с использованием эталонов (ОСИ), указанных в этих документах, но не входящих в ГПС, что не меняет правовой и метрологической роли таких эталонов.

Эти же принципы полностью реализуются и в системе калибровки СИ, где правила и технические процедуры практически ничем не отличаются от системы поверки СИ.

Это обстоятельство подчеркнуто в примечаниях 1 и 2 к пункту 4.1, где указывается, что СО используются в качестве "единственного эталонного звена" во многих видах измерений.

Поэтому метрологические службы предприятий и других юридических лиц, в обязанности которых входит ведение учета СИ, выделяют из общего их списка отдельный перечень СИ, подлежащих поверке, в который наряду с эталонами следует также включать ГСО или вести отдельный их перечень, с указанием в нем межгосударственных СО (далее - МСО) и ГСО, применяемых на конкретном предприятии в качестве эталонов.

4.2 (КАТЕГОРИИ СО)

М.3 Категории стандартных образцов - МСО, ГСО, ОСО и СОП, установленные стандартом, определяют в первую очередь правовые границы их признания, соответствующие пределам правовой компетенции органов, утвердивших (признавших) стандартные образцы.

Из четырех категорий СО, установленных стандартом, три - ГСО, ОСО и СОП - являются традиционными, широко вошедшими в практику; категория "межгосударственный СО" определена и введена в соответствии с нормативным документом [3]. Общие требования к межгосударственным СО, порядку их создания и признания содержатся в нормативных документах МГС [3], [4], которые здесь не излагаются. Необходимо только отметить, что МСО могут быть созданы как новые разработки с участием одной или нескольких стран, входящих в СНГ, либо путем признания в качестве МСО национальных ГСО сотрудничающих стран. Официальные процедуры оценки и экспертизы материалов, предшествующие признанию МСО, детально изложены в указанных нормативных документах МГС.

Признанные страной МСО допускают к применению наравне с национальными ГСО независимо от того, в какой из стран, входящих в СНГ, конкретный МСО создан.

Применение СО для конкретных метрологических работ связано с правовой компетенцией инстанций, утверждающих эти СО.

Так ГСО, предназначенные для использования в сфере распространения государственного метрологического надзора, подлежат утверждению, например, в Российской Федерации только Госстандартом России.

Основным назначением ОСО и СОП может быть их применение для градуировки СИ, аттестации МВИ, разрабатываемых и применяемых в отрасли или на предприятии вне сферы распространения государственного метрологического надзора (далее - ГМН), в других метрологических работах, регламентированных отраслевыми НД или стандартами предприятия и связанных с экспериментальной оценкой состояния измерений, контролем параметров испытательного оборудования, оценкой метрологических характеристик нестандартизованных СИ, применяемых в единичных экземплярах или в узкоограниченной области технологии.

4.5 (ДОПУСК К ПРИМЕНЕНИЮ СО ЗАРУБЕЖНОГО ВЫПУСКА)

М.4 Порядок допуска, изложенный в приложении А стандарта, основан на действующих принципах узаконения импортных СИ, которые допускаются к ввозу и применению при условии прохождения процедуры утверждения типа - для СИ, применяемых в сфере распространения ГМН, или после сертификации или первичной калибровки - для СИ, не относящихся к сфере распространения ГМН.

Эти же принципы перенесены на СО, в первую очередь применяемые в сфере распространения ГМН. В отношении СО, созданных в порядке сотрудничества с зарубежными странами в рамках международных организаций, следует руководствоваться правилами, принятыми в этих организациях.

Так, в настоящее время в отношении СО в рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, подписанное уполномоченными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств, входящих в СНГ (в число участников соглашения прибалтийские государства не входят).

Этим Соглашением признаны в качестве действующих (то есть допускаемых к применению во всех странах СНГ) государственные СО, содержащиеся в Реестре средств измерений СССР (ч.2 "Стандартные образцы") по состоянию на 31.12.1992, а также приняты взаимные обязательства по дальнейшему сотрудничеству в области создания межгосударственных СО.

Для реализации этого Соглашения ГОСТ 8.315, а также нормативные документы МГС СНГ, упомянутые выше, устанавливают порядок создания и взаимного признания МСО, применение которых в государствах - участниках Соглашения не требует каких-либо дополнительных разрешений при условии, что представители этих государств в МГС проголосовали за признание конкретного МСО.

Кроме того, в настоящее время в другой международной организации "Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений" - КООМЕТ осуществляют взаимное сотрудничество по проблеме СО государственные метрологические службы Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана, Киргизии, Кубы, Литвы, Молдовы, Российской Федерации, Румынии, Словакии и Украины.

В рамках этой организации принят документ "Порядок совместной разработки, признания и регистрации стандартных образцов в рамках КООМЕТ", в соответствии с которым могут быть признаны и допущены к применению в стране СО, созданные одной или несколькими упомянутыми странами в порядке сотрудничества в КООМЕТ. Факт признания отражается в эксплуатационных документах как на МСО, так и на СО КООМЕТ, в частности, в их паспортах (свидетельствах), изложенных на рабочем языке, принятом в международной организации.

Других официальных соглашений в области создания и признания СО в настоящее время нет, поэтому порядок признания зарубежных СО, установленный в приложении А стандарта, распространяется на импортируемые СО, созданные вне рамок этих соглашений в любой стране-экспортере.

Есть основания полагать, что в скором времени могут появиться двусторонние соглашения между странами о взаимном признании результатов аттестации СО. В таких соглашениях, очевидно, будут оговорены заблаговременно условия признания и допуска к применению национальных СО стран-партнеров, освобождающие их от процедур допуска, установленных стандартом. Что касается самого порядка допуска СО зарубежного выпуска, изложенного в приложении А, то по своему содержанию он в основном соответствует заключительному этапу работ по созданию национальных СО, приведенному в разделе 5 ГОСТ 8.315 (пункт 5.8), - стадии проведения проверки и метрологической экспертизы технической документации на СО.

Перечисленные в пункте А.5 приложения А сведения и документы организация-заявитель должна представлять на русском языке.

Экспертизу (которую, например, в Российской Федерации осуществляет Головной орган ГССО - УНИИМ) проводят в объеме, установленном в рекомендации [5], с оформлением заключения, приведенного в этом документе.

При проведении экспертизы особое внимание уделяют форме и периодичности поставок СО, и если поставки будут иметь не разовый, а повторяющийся характер, то в экспертном заключении должны быть отражены рекомендации по форме и способам контроля очередных поставок.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs