• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий



Дата введения 2003-10-15

1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП "СоюздорНИИ".

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2003 N ОС-905-р.

ВВЕДЕНИЕ


Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты". Методические рекомендации предназначены для использования при проектировании объектов опытно-экспериментального строительства с применением в насыпях разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации автомобильных дорог, проектируемых по принципу сохранения вечной мерзлоты.

Рекомендации составлены с использованием ранее разработанных СоюздорНИИ "Методических рекомендаций по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит "Пеноплэкс", утвержденных распоряжением Минтранса N 00-35-р от 20.12.2000, а также с использованием ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты"; СНиП II-A.6-72 "Строительная климатология и геофизика", М., Стройиздат, 1973; СНиП 2.02.04-88 "Основания и фундаменты зданий на вечномерзлых грунтах", М., Стройиздат, 1990.

Методические рекомендации разработали:

д-р техн. наук, проф. В.Д.Казарновский,

д-р геолого-минер. наук, проф. С.Е.Гречищев,

к.т.н. Е.С.Пшеничникова,

к.г.м.н. Ю.Б.Шешин,

к.т.н. А.В.Павлов

при участии н.с. О.В.Гречищевой.

Реализация настоящих Методических рекомендаций при проектировании и строительстве должна осуществляться при обязательном научном сопровождении. При этом должны предусматриваться стационарные наблюдения за построенными конструкциями в процессе их эксплуатации с целью предупреждения и ликвидации возможных по тем или иным причинам аварийных ситуаций, а также для последующей корректировки (при необходимости) настоящих Методических рекомендаций.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации предназначены для применения в условиях 1-й дорожно-климатической зоны РФ.

1.2. Рекомендации предусматривают использование разрыхленных мерзлых грунтов при сооружении насыпей с формированием и сохранением мерзло-комковатого ядра насыпи на все время эксплуатации.

1.3. Рекомендации предназначены для автомобильных дорог общего пользования, сооружаемых в зоне вечной мерзлоты по I принципу, независимо от их категорийности (применение предлагаемых решений для тех или иных категорий определяется только технико-экономическими соображениями). При этом предполагается одностадийное строительство.

1.4. Эффект от применения мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии в конструкциях земляного полотна на вечной мерзлоте, может быть получен за счет:

- уменьшения объема привозных качественных грунтов и открывающихся возможностей использования в нижней части насыпи местных мерзло-комковатых грунтов с сохранением их в мерзлом состоянии с помощью конструктивных методов;

- сокращения объемов замены грунтов в основании дорожных одежд в выемках в вечномерзлых грунтах;

- сокращения сроков строительства в результате перехода на одностадийное строительство;

- повышения надежности и долговечности дорожных конструкций, устраиваемых с сохранением вечной мерзлоты;

- снижения экологического ущерба при строительстве дорог в зоне вечной мерзлоты;

- возможного снижения затрат на уплотнение нижней части насыпей, в которой используются мерзло-комковатые грунты;

- снижения затрат на ремонтные работы.

1.5. Конструктивные решения с использованием мерзло-комковатых грунтов назначаются на основе специальных теплофизических и прочностных расчетов, принципы которых изложены в п.6. Уточненные расчеты выполняются с помощью специальных компьютерных программ.

При проектировании конструкции необходимо учитывать возможное влияние механических свойств теплоизолирующих слоев и мерзло-комковатого ядра на прочность дорожной одежды.

1.6. Реализация настоящих Методических рекомендаций предполагается в опытно-экспериментальном порядке при обязательном научном сопровождении согласно требованиям ОС-754-р от 10.09.02 "Временное руководство по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог", М., 2002 г.

2. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

2.1. Использование мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации, возможно только при строительстве по первому принципу в 1-й и 2-й подзонах I дорожно-климатической зоны (ВСН 84-89), которые примерно соответствуют зоне сплошного распространения вечной мерзлоты, при следующих условиях:

- температура грунтов на глубине нулевых годовых амплитуд ниже -1,5 °С;

- широкое развитие мерзлотных процессов и явлений: подземные льды различного генезиса, бугры пучения, термокарст, морозобойное растрескивание, солифлюкция, наледные участки и т.п.;

- наличие грунтов IV-V категории просадочности.

2.2. Для реализации 1-го принципа следует использовать следующие конструктивные способы сохранения мерзло-комковатого ядра насыпи и мерзлоты в ее основании:

- устройство из обычных грунтов насыпей высотой, обеспечивающей сохранение мерзло-комковатого ядра и вечной мерзлоты в основании насыпи; требуемую для этого высоту насыпи определяют по теплотехническим расчетам;

- применение устройств искусственного охлаждения земляного полотна (сезонно-охлаждающих установок СОУ, термосифонов, вентиляционных каналов и др.);

- устройство в земляном полотне специальных теплоизоляционных слоев (в том числе из пенопластовых плит, торфа и др.), обеспечивающих сохранение мерзло-комковатого ядра и мерзлоты в основании; при этом требуемую толщину слоев и их расположение в конструкции определяют на основе теплотехнических расчетов.

Выполнение основных объемов работ по сооружению земляного полотна производят в зимнее время.

Решение в пользу того или иного конструктивного способа принимается на основании экономических или иных соображений.

3. ОБЩАЯ МЕТОДИКА НАЗНАЧЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ С МЕРЗЛО-КОМКОВАТЫМ ЯДРОМ

3.1. Исходной информацией для назначения дорожной конструкции с мерзло-комковатым ядром служит:

- дорожно-климатическая зона;

- требуемая высота насыпи по условиям снегонезаносимости;

- толщина насыпи, обеспечивающая сохранение вечной мерзлоты без применения теплоизолирующих слоев.

3.2. Общий порядок разработки проектного решения земляного полотна автомобильной дороги в районе, где целесообразно применение принципа сохранения вечной мерзлоты, должен предусматривать следующее:

- проложение трассы дороги с учетом требований действующих СНиП, ландшафтных комплексов и мерзлотно-грунтовых условий, обеспечивающее получение решения близкого к оптимальному с точки зрения реализации принятого принципа проектирования с учетом возможных затрат на строительство и эксплуатацию дороги;

- построение продольного профиля, отвечающего требованиям СНиП к дороге рассматриваемой технической категории; при построении продольного профиля в качестве руководящей рабочей отметки земляного полотна принимается высота насыпи, отвечающая условиям снегонезаносимости для данного района;

- выделение по построенному продольному профилю участков, высота насыпи на которых обеспечивает целесообразность применения мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации; для выполнения этой процедуры осуществляются теплофизические расчеты с прогнозными оценками;

- выполнение расчетов, уточняющих требуемую толщину теплоизолирующего слоя с учетом конкретных условий (высоты насыпи, грунта, дорожной одежды, конкретных климатических данных, срока строительства и т.п.).

3.3. После выполнения теплотехнических расчетов и определения требуемой толщины теплоизолирующих слоев принятая ранее конструкция дорожной одежды должна быть проверена на прочность с учетом реальной толщины теплоизолирующих слоев.

4. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЗЛО-КОМКОВАТЫХ ГРУНТОВ В НАСЫПЯХ

4.1. При конструировании насыпей с применением мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации, следует учитывать следующие обстоятельства:

- комковатый грунт должен находиться в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации дороги;

- не исключена некоторая вероятность возникновения опасных мерзлотных процессов и явлений, в связи с чем тепловые и прочностные характеристики земляного полотна должны назначаться со значительным запасом;

- конструкция должна быть экономична и технологична.

4.2. Одним из условий сохранения грунта насыпи в мерзлом состоянии является его гидроизоляция. Так, в начале теплого сезона, когда отрицательная температура грунта достаточно низкая и составляет -8 - -10° С, попавшая в насыпь вода замерзает, образуя ледяной прослой, при этом происходит незначительное повышение температуры грунта. Затем в течение теплого сезона отрицательная температура мерзлого грунта повышается и при дальнейшем попадании туда воды ее отепляющее воздействие может привести к оттаиванию верхнего слоя мерзлого грунта и, соответственно, к его просадке.

В качестве гидроизоляции в данном случае может быть использована обойма из полиэтиленовой рулонной пленки (ГОСТ 10354-82), стабилизированной сажей.

4.3. Выбор конструкции насыпи должен быть осуществлен на основе решения теплофизической задачи для участков дороги со сходными условиями, как-то: наличие мерзлотных процессов и явлений, обводненность, мощность деятельного слоя на участке. В нормативных документах последний фактор, как правило, практически не учитывается, что может привести к проектным ошибкам.

При сооружении насыпей по первому принципу (с сохранением основания насыпи в мерзлом состоянии) на участках с деятельным слоем значительной мощности (2,5-3,5 м) в результате воздействия тепловых потоков сбоку - со стороны оттаявшего деятельного слоя - наблюдается оттаивание основания насыпи у ее подошвы и, как следствие этого, просадка. В этом случае необходимо устраивать теплоизоляцию на поверхности грунта рядом с подошвой насыпи и присыпать ее песчаным грунтом. Минимальную мощность деятельного слоя, при которой необходимо устраивать горизонтальную теплоизоляцию, следует определять на основании расчета температурных полей.

4.4. Для сохранения нижней части насыпи в мерзлом состоянии в качестве теплоизолятора в настоящее время, как правило, применяют торф, поскольку он достаточно широко распространен и дешев.

Однако использование торфа имеет свои недостатки. Торф в значительно большей степени, чем другие грунты, подвержен криогенному растрескиванию, которое представляет собой образование и рост температурных трещин в грунте вследствие понижения его температуры в зимнее время ниже 0 °С. Трещины образуются в результате возникающих в грунте температурных напряжений, превышающих предел прочности грунта на разрыв. Так, образование трещин в слое песка возможно при его температуре -21 - -24 °С, в глинистом грунте при -14 °С, в торфе - при -12 °С. Возникшая в слое торфа трещина может привести к разрушению всей конструкции по двум причинам: трещина будет прорастать в близлежащие слои из других материалов, в том числе и мерзло-комковатый грунт, прорвав гидроизоляцию; в образовавшуюся трещину в теплое время года может попасть вода и вызвать оттаивание мерзло-комковатого грунта.

Следует также учитывать возможность сегрегационного льдовыделения в торфе. Образование шлиров льда происходит параллельно направлению изотерм. Поскольку изотермы на откосах насыпи располагаются примерно параллельно поверхности откоса, прослой шлиров льда может образовать поверхность скольжения и вызвать оползание откоса.

Поэтому торфяные элементы конструкции насыпей следует проверять на возможность криогенного растрескивания и сегрегационного льдообразования.

4.5. В настоящее время в качестве теплоизолятора может быть применен пенопласт, используемый в дорожном строительстве и обеспечивающий как теплозащиту, так и прочность. Однако стоимость строительства при этом, по сравнению с теплоизоляцией торфом, может существенно возрасти. Тем не менее, на тех участках, где отсутствует торф, пригодный для теплоизоляции, применение пенопласта может оказаться экономически целесообразным. В некоторых документах предлагается также использование вместо торфа торфопесчаной смеси. Последняя обладает более высокой теплопроводностью, но и большей прочностью на сжатие и трещинообразование.

4.6. При конструировании насыпи следует учитывать наличие макропор в мерзло-комковатом ядре. При уплотнении мерзлого комковатого глинистого грунта происходит более плотная упаковка комьев, однако разрушению они поддаются мало, поэтому образование макропор можно считать практически неизбежным. Известно, что при отрицательных температурах и взаимодействии мерзлого грунта с воздухом происходит сублимация порового льда, иссушение поверхности мерзлого грунта и перенос влаги в виде пара в более холодные области грунта. Иссушение поверхности комьев мерзлого грунта насыпи, т.е. потеря льда, как цементирующего материала, может привести к их деформации, перемещению относительно друг друга и просадке тела насыпи. Это может произойти в том случае, если влага свободно перемещается вверх. В случае же замкнутых макропор устанавливается равновесие между насыщенностью пара и льдистостью грунта и дальнейшего иссушения поверхности комьев не происходит. Достигшая верхнего мерзлого водоупорного слоя влага оседает на нем, образуя кристаллы льда, рост которых может вызвать пучение.

Для исключения сублимационного иссушения мерзлого комковатого грунта насыпи проницаемость по макропорам должна быть обеспечена как можно меньшей либо поровый воздух должен содержать насыщенный пар. Это же необходимо также в связи с тем, что в сообщающихся порах возникает конвективный теплообмен, что может способствовать повышению температуры мерзло-комковатого ядра в летнее время.

4.7. Для защиты от перечисленных выше процессов к конструкции насыпи должны быть предъявлены следующие общие требования.

- Теплоизоляция нижней части насыпи, отсыпанной из мерзло-комковатого дисперсного грунта, должна быть выполнена из пенопласта, торфа или их комбинации; толщина теплоизолирующего слоя назначается на основе теплотехнического расчета.

- Теплоизоляция должна быть выполнена из пенопласта на проезжей части и обочинах и торфа или торфопесчаной смеси на откосах (в зависимости от наличия торфа и песка). Помимо теплотехнического расчета необходим расчет на трещинообразование и рост сегрегационных прослоев льда. При использовании данной конструкции требуется меньше дорогостоящего пенопласта, но усложняется технология строительства. Окончательный выбор должен быть осуществлен на основе экономического обоснования.

4.8. Для исключения негативного влияния паропереноса возможны следующие варианты конструктивных решений:

- использование сухо-мерзлого песчаного заполнителя совместно с комковатым грунтом по всей высоте мерзлого ядра насыпи;

- после каждого уплотняемого слоя комковатого грунта (толщина слоя 0,5-0,4 м) устройство прослоев песка толщиной 3-5 см для прерывания конвекции воздуха и пара;

- устройство гидроизолирующих прослоек над каждым слоем мерзло-комковатого грунта.

В первом варианте стоимость строительства существенно возрастает за счет стоимости дополнительного материала (песка), однако наличие песчаного заполнителя дает некоторый запас прочности в случае аварийного протаивания мерзлого грунта, повышает надежность. Необходимое количество заполнителя определяют расчетом с учетом пустотности комковатого грунта. Такие конструкции следует использовать на участках с крайне неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями, где существует возможность обводнения и подтопления, и отепляющее воздействие воды может вызвать непрогнозируемое протаивание мерзлого грунта.

Во втором и третьем вариантах прослои ограничивают пароперенос в пределах уплотняемого слоя. Стоимость строительства возрастает уже в меньшей степени по сравнению с предыдущим вариантом (во втором варианте - за счет стоимости песка, в третьем - за счет стоимости гидроизолирующего материала и дополнительной технологической операции).

5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВАРИАНТЫ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОПЫТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

5.1. Варианты конструкций дорожных одежд

5.1.1. Предусматривается возможность устройства двух вариантов конструкции дорожной одежды:

- жесткой дорожной одежды;

- нежесткой дорожной одежды.

5.1.2. Жесткая дорожная одежда предусматривается в традиционном для северных условий виде:

- покрытие из ПАГ-XIV;

- песчаное основание с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут (слой не менее 30 см);

- на границе песчаное основание - покрытие укладывается геотекстиль. В качестве усиленного варианта предлагается в опытном порядке заменить геотекстиль на объемную георешетку ("Геовеб", "Прудон" и т.п.) с минимальной высотой 5 см.

5.1.3. Нежесткая дорожная одежда предлагается в двух подвариантах:

- двухслойное асфальтобетонное покрытие толщиной не менее 18 см;

- щебеночное основание толщиной 25-30 см (определяется по расчетам);

- песчаный подстилающий грунт (верхняя часть земляного полотна) с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут (слой не менее 30 см).

5.1.4. Для повышения надежности конструкций дорожных одежд целесообразно рассмотреть применение, наряду с традиционными, вариантов с конструктивными слоями на основе объемных георешеток (с заполнением песком). В этом случае геометрические параметры дорожной одежды должны быть дополнительно уточнены на основе специальных расчетов с выполнением технико-экономического анализа.

5.2. Варианты конструкций земляного полотна на опытных участках

5.2.1. Принципиальная схема конструкции насыпи с использованием мерзлого грунта в нижней части насыпи без его оттаивания представлена на рис.1. Она включает следующие конструктивные элементы:

- верхняя часть насыпи из привозного песчаного грунта;

- нижняя часть насыпи (ядро) из местного мерзло-комковатого (разрыхленного мерзлого) грунта;

- тепло- и гидроизолирующая прослойка;

- торфяная присыпка откосной части.

Рис.1. Принципиальные схемы конструкции насыпи с ядром из мерзло-комковатого грунта с различными вариантами теплозащиты откосов

Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)


Примечание. Типы теплоизоляции откосов "а"-"г" могут применяться избирательно во всех конструкциях насыпи из мерзло-комковатых грунтов.


Рис.1. Принципиальные схемы конструкции насыпи с ядром из мерзло-комковатого грунта с различными
вариантами теплозащиты откосов:

1 - верхняя (оттаивающая) часть из песчаного грунта; 2 - ядро из мерзло-комковатого грунта;
3 - тепло-гидроизолирующая прослойка; 4 - откосная присыпка из торфяного грунта


5.2.2. Теплоизолирующая часть тепло- и гидроизолирующей прослойки может иметь различное конструктивное решение и устраиваться из:

- торфа;

- пенопласта;

- торфа и пенопласта.

5.2.3. Наряду с тепло- и гидроизолирующей прослойкой для поддержания ядра в мерзлом состоянии может быть предусмотрена система вентиляции. Система вентиляции может быть устроена с помощью сезонно-охлаждающих устройств в добавление или взамен тепло- и гидроизолирующей прослойки, что определяется теплотехническим расчетом.

5.2.4. Требуемая эффективность тепло- и гидроизолирующей прослойки зависит от ее конструкции, включая толщины слоев и термоизолирующих материалов и сочетание этих слоев.

Требуемая толщина тепло- и гидроизолирующей прослойки определяется для конкретных высот насыпей по теплотехническому расчету с последующей проверкой дорожной одежды на прочность.

При расчете вариантов конструктивных параметров и условий расположения прослоек по глубине принимаются следующие ограничения:

- высота насыпи не менее высоты снегонезаносимой насыпи;

-толщина торфяной прослойки не более 0,5 м (технологическое условие);

- толщина ядра из мерзло-комковатого грунта не менее 0,5 м (условие технико-экономической целесообразности);

- толщина песчаного слоя над прослойкой не менее 0,3 м (технологическое условие применения пенопласта).

5.2.5. Для реализации на опытных участках предполагаются конструкции земляного полотна, представленные на рис.2-5.

Рис.2. Дорожные конструкции из мерзло-комковатого грунта при высоте насыпи >2 м (с вариантами теплоизоляции откосов "а" и "б" рис.1)

Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)

ПАГ-XIV

Геотекстиль (вариант геовеб с заполнением песком)

Песок >50 см (при применении геовеба толщина песка - 45 см)

Торф - 40 см

Гидроизоляция на песчаном монтажном слое - 5 см

МКГ

Асфальтобетон плотный - 8 см

Асфальтобетон пористый - 10 см

Щебеночно-песчаная смесь - 20 см

Песок >50 см

Торф - 40 см

Гидроизоляция на песчаном монтажном слое - 5 см

МКГ

Примечание. Тип теплоизоляции откосов в конструкциях а) и б) взаимозаменяемы.


Рис.2. Дорожные конструкции из мерзло-комковатого грунта при высоте насыпи >2 м (с вариантами
теплоизоляции откосов "а" и "б" рис.1)

Рис.3. Дорожные конструкции из мерзло-комковатого грунта при высоте насыпи >2м (с вариантом теплоизоляции по типу "б" рис.1)

Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)

ПАГ-XIV

Геотекстиль

Песок >40 см

Пенопласт 6 см

Песок >80 см

МКГ

Асфальтобетон плотный - 8 см

Асфальтобетон пористый - 10 см

Щебеночно-песчаная смесь - 20 см

Песок >40 см

Пенопласт 6 см

Песок >80 см

Гидроизоляция на песчаном монтажном слое - 5 см

Примечания: 1. Конструкция по типу а) предполагает возможность (необходимость) устройства гидроизолирующей прослойки (по расчету) в зависимости от высоты насыпи. 2. Варианты устройства ядра из МКГ в подтипах "а" и "б" взаимозаменяемы.

Рис.3. Дорожные конструкции из мерзло-комковатого грунта при высоте насыпи >2м (с вариантом
теплоизоляции по типу "б" рис.1)

Рис.4. Дорожные конструкции из мерзло-комковатого грунта при высоте насыпи > или =1,5 м (с вариантом теплоизоляции "б" рис.1)

Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)

ПАГ-XIV

Геотекстиль

Песок >50 см

Пенопласт - 6 см

Торф - 25 см

Гидроизоляция на песчаном монтажном слое - 5 см

МКГ

Асфальтобетон плотный - 8 см

Асфальтобетон пористый - 10 см

Щебеночно-песчаная смесь - 25 см

Песок >50 см

Пенопласт - 6 см

Торф - 25 см

Гидроизоляция на песчаном монтажном слое - 5 см

МКГ

Паронепроницаемая прослойка на песчаном монтажном слое - 5 см

МКГ

Примечания: 1. Конструкция может быть применена и для насыпи <1,5 м при внесении необходимых коррективов в конструкцию нежесткой дорожной одежды. 2. Пунктир на откосах - граница слоя торфа (торфопесчаной смеси). 3. Типы теплоизоляции откосов в конструкциях "а" и "б" взаимозаменяемы. 4. Глубина заложения паронепроницаемой прослойки определяется специальным расчетом с учетом толщины ядра из МКГ.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)

Название документа: Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)

Номер документа: ОС-905-р

Вид документа: Распоряжение Минтранса России

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

/ Росавтодор - М.: ФГУП "Информавтодор", 2003 год

Дата принятия: 15 октября 2003

Дата начала действия: 15 октября 2003
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах