• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий



РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ).

Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте

Первый заместитель Генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, д-р техн. наук С.Н.Драницын

Заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте, канд. мед. наук М.О.Соколов

Ответственный исполнитель, ст. научный сотрудник А.Л.Тарвид

Исполнители:

Научный сотрудник С.Е.Желиховский

Ведущий инженер В.В.Сапунов

Инженер Л.Л.Елисеева

Техник 1 кат. А.С.Курашов

СОГЛАСОВАНЫ Российским профсоюзом моряков

ВНЕСЕНЫ Отделом социальной политики и охраны труда Росморфлота

Начальник О.Г.Просвирнин

УТВЕРЖДЕНЫ Федеральной службой морского флота России Министерства транспорта Российской Федерации

НАИМЕНОВАНИЕ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ ПЛАВСОСТАВА СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1. ТОИ Р-31-001-96 "Типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна".

2. ТОИ Р-31-002-96 "Типовая инструкция по охране труда для моториста, рефрижераторного моториста, котельного машиниста и электрогазосварщика транспортного судна".

3. ТОИ Р-31-003-96 "Типовая инструкция по охране труда для судового электрика".

4. ТОИ Р-31-004-96 "Типовая инструкция по охране труда для судового токаря-кладовщика".

5. ТОИ Р-31-005-96 "Типовая инструкция по охране труда для судового повара, пекаря, камбузника".

6. ТОИ Р-31-006-96 "Типовая инструкция по охране труда для судового буфетчика, дневального, уборщика, кастелянши".

Обязательное приложение: Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

ВВЕДЕНИЕ


Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, составлен в соответствии с требованиями ст.145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст.ст.9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93 г.). Типовые инструкции составлены на основании РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота" (с изменениями согласно Извещению по охране труда N 1-95), "Санитарных правил для морских судов", с учетом требований других современных нормативных документов.

Типовые инструкции предназначены для использования их администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. При разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы. Такие инструкции по охране труда утверждаются, регистрируются и направляются на суда в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93 N 129. Руководители предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех членов экипажей судов и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ (обязательное). ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИЛОЖЕНИЕ
(обязательное)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Первая доврачебная помощь представляет собой простейшие мероприятия, необходимые для сохранения здоровья и спасения жизни человека, перенесшего внезапное заболевание или травму.

Спасение пострадавшего в большинстве случаев зависит от того, насколько быстро и правильно будет оказана первая помощь.

1.2. Сущность первой помощи заключается в прекращении воздействия травмирующих факторов, проведении простейших медицинских мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение.

1.3. Для правильной постановки работы по оказанию первой помощи необходимо соблюдение следующих условий:

(01) на каждом судне должны быть выделены специальные лица (в каждой вахте, смене), ответственные за состояние и систематическое пополнение средств и приспособлений по оказанию первой помощи, хранящихся в аптечках первой медицинской помощи;

(02) в каждой вахте (рабочей смене) должны быть выделены и обучены люди, способные оказывать первую помощь;

(03) помощь, оказанная не специалистом, должна быть только помощью, проведенной до врача, а не вместо врача, и должна включать следующее: временную остановку кровотечения, перевязку раны (ожога), иммобилизацию (неподвижную фиксацию) при тяжелых травмах, оживляющие мероприятия (искусственное дыхание, закрытый массаж сердца), выдачу обезболивающих и других средств при общеизвестных заболеваниях, перенос и перевозку пострадавших;

(04) в судовой аптечке должны быть все необходимые медицинские средства (согласно руководства по комплектации) для оказания первой медицинской помощи.

1.4. Признаки жизни и смерти человека.

1.4.1. Признаки жизни:

(01) сердцебиение; оказывающий помощь определяет рукой или прикладывая ухо (на слух) ниже левого соска груди пострадавшего;

(02) пульс определяется на внутренней части предплечья, на шее;

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Наблюдение за деятельностью сердца и за пульсом



(03) наличие дыхания устанавливается по движениям грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного к носу пострадавшего, или же по движению ваты, поднесенной к носовым отверстиям;

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Наблюдение за дыханием



(04) реакция зрачка на свет. При направлении пучка света происходит резкое сужение зрачка;


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Реакция зрачка на свет


Признаки жизни являются безошибочным доказательством того, что немедленное оказание помощи еще может спасти человека.

1.4.2. Признаки смерти.

(01) Смерть человека состоит из двух фаз: клинической и биологической.

Клиническая смерть длится 5-7 минут. Человек не дышит, сердцебиения нет, однако необратимые изменения в тканях организма еще отсутствуют. В этот период организм еще можно оживить.

По истечении 8-10 минут наступает биологическая смерть. В этой фазе спасти пострадавшему жизнь уже невозможно (вследствие необратимых изменений в жизненно важных органах: головном мозгу, сердце, легких).

(02) Различают сомнительные признаки смерти и явные трупные признаки.

Сомнительные признаки смерти: пострадавший не дышит; сердцебиение не определяется; отсутствует реакция на укол иглой участка кожи; реакция зрачков на сильный свет отрицательная (зрачок не суживается).

Явные трупные признаки: помутнение роговицы и ее высыхание; при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок суживается и напоминает кошачий глаз; трупное окоченение (начинается с головы через 1-4 часа после смерти); охлаждение тела; трупные пятна (возникающие в результате отекания крови в нижерасположенные части тела).


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Последовательность трупного окоченения

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Трупные пятна на теле трупа, лежащего на спине

2. СПОСОБЫ РЕАНИМАЦИИ (ОЖИВЛЕНИЯ) ПОСТРАДАВШИХ ПРИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

2.1. Проведение искусственного дыхания способом "изо рта в рот" или "изо рта в нос".

2.1.1. Искусственное дыхание следует производить, если пострадавший не дышит или дышит с трудом (редко, судорожно) или если дыхание постепенно ухудшается, независимо от причин (поражение электрическим током, отравление, утопление и т.п.).

2.1.2. Не следует продолжать делать искусственное дыхание после появления самостоятельного.

2.1.3. Приступая к искусственному дыханию, оказывающий помощь обязан:

(01) по возможности уложить пострадавшего на спину;

(02) освободить пострадавшего от стесняющей дыхание одежды (снять шарф, расстегнуть ворот, брючный ремень и т.п.);

(03) освободить рог пострадавшего от посторонних предметов;


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Очищение рта и глотки



(04) при крепко стиснутом рте, раскрыв его, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, делая это так, чтобы нижние зубы находились впереди верхних (как показано на рисунке).

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Выдвижение нижней челюсти двумя руками

Если таким образом рот раскрыть не удается, то следует осторожно вставить между задними коренными зубами (у угла рта), дощечку, металлическую пластинку или ручку ложки и т.п. и разжать зубы;

(05) стать сбоку от головы пострадавшего, одну руку подсунуть под шею, а ладонью другой руки, надавить на лоб, максимально запрокидывая голову;


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Положение головы пострадавшего при проведении искусственного дыхания


(06) наклониться к лицу пострадавшего, сделать глубокий вдох открытым ртом, полностью плотно охватить губами открытый рот пострадавшего и сделать энергичный выдох (одновременно закрыв нос пострадавшего щекой или пальцами руки). Вдувание воздуха можно производить через марлю, платок, специальное приспособление "воздуховод" и т.п.


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Проведение искусственного дыхания по способу "изо рта в рот"


При плотно сжатых челюстях пострадавшего необходимо провести мероприятия согласно пункта 2.1.3. подпункта (04), т.к. искусственное дыхание способом "изо рта в нос" проводят при открытом рте пострадавшего.

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Проведение искусственного дыхания по способу "изо рта в нос"



(07) при отсутствии самостоятельного дыхания и наличии пульса можно производить искусственное дыхание в положении "сидя" или "вертикальном" (на опоре, на мачте и т.п.);

(08) соблюдать секундный интервал между искусственными вдохами (время каждого вдувания воздуха - 1,5-2 сек);

(09) после восстановления у пострадавшего самостоятельного дыхания (визуально определяется по расширению грудной клетки) прекратить искусственное дыхание и уложить пострадавшего в устойчивое боковое положение (поворот головы, туловища и плеч осуществляется одновременно).

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Проведение искусственного дыхания на рабочем месте в вертикальном положении пострадавшего


2.2. Наружный массаж сердца.

2.2.1. Наружный массаж сердца производят при остановке сердечной деятельности, характеризующейся:

(01) бледностью или синюшностью кожных покровов;

(02) отсутствием пульса на сонных артериях;

(03) потерей сознания;

(04) прекращением или нарушением дыхания (судорожные вдохи).

2.2.2. Проводящий наружный массаж сердца обязан:

(01) уложить пострадавшего на ровное жесткое основание (пол, скамья и т.п.);

(02) расположиться сбоку от пострадавшего и (если помощь оказывает один человек) сделать два быстрых энергичных вдувания способом "изо рта в рот" или "изо рта в нос";


Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Проведение искусственного дыхания и наружного массажа одним лицом


(03) положить ладонь одной руки (чаще левой) на нижнюю половину грудины (отступив на 3 поперечных пальца выше ее нижнего края). Ладонь второй руки наложить поверх первой. Пальцы рук не касаются поверхности тела пострадавшего;

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Место расположения рук при проведении наружного массажа сердца



(04) Надавливать быстрыми толчками (руки выпрямлены в локтевых суставах) на грудину, смещая ее строго вертикально вниз на 4-5 см, с продолжительностью надавливания не более 0,5 сек и с интервалом надавливания не более 0,5 сек;

(05) на каждые 2 глубоких вдувания воздуха производить 15 надавливаний на грудину (при оказании помощи одним человеком);

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации


Правильное положение рук при проведении наружного массажа сердца и определение пульса на сонной артерии (пунктир)


(06) при участии в реанимации двух человек проводить соотношение "дыхание - массаж" как 1:5 (т.е. после глубокого вдувания проводить пять надавливаний на грудную клетку);

(07) при проведении реанимации одним человеком через каждые 2 минуты прерывать массаж сердца на 2-3 сек и проверять пульс на сонной артерии пострадавшего;

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца двумя лицами



(08) при появлении пульса прекратить наружный массаж сердца и продолжать искусственное дыхание до появления самостоятельного дыхания.

3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИИ

3.1. Рана - это повреждение целости кожи, слизистой оболочки или органа.

3.2. Оказывающий первую помощь должен помнить, что:

(01) оказывать помощь нужно чисто вымытыми с мылом руками или, если этого сделать нельзя, следует смазать пальцы йодной настойкой. Прикасаться к самой ране, даже вымытыми руками, запрещается;

(02) нельзя промывать рану водой или лекарственными средствами, заливать йодом или спиртом, засыпать порошком, покрывать мазями, накладывать вату непосредственно на рану. Все перечисленное может препятствовать заживлению раны, занося грязь с поверхности кожи, вызывая тем самым последующее ее нагноение;

(03) нельзя удалять из раны сгустки крови, инородные тела (т.к. это может вызвать кровотечение);

(04) ни в коем случае не вдавливать во внутрь раны выступающие наружу какие-либо ткани или органы - их необходимо прикрыть сверху чистой марлей;

(05) нельзя заматывать рану изоляционной лентой;

(06) при обширных ранах конечностей их необходимо иммобилизовать (неподвижно зафиксировать).

3.3. Для оказания первой помощи при ранениях необходимо:

(01) вскрыть имеющийся в аптечке (сумке) первой помощи индивидуальный пакет (в соответствии с наставлением, напечатанном на его обертке);

(02) наложить стерильный перевязочный материал на рану (не касаясь руками той части повязки, которая накладывается непосредственно на рану) и закрепить его бинтом;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Название документа: Типовые инструкции по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Номер документа: МФ-34/2971

Вид документа: Распоряжение Минтранса России

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

Сборник типовых инструкций по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов морского флота Министерства транспорта Российской Федерации ТОИ Р-31-001-96 - ТОИ Р-31-006-96 / Федеральная служба морского флота России. - СПб, 1996 год

Дата принятия: 18 ноября 1996

Дата начала действия: 01 марта 1997
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах