ТОИ Р-31-005-96
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СУДОВОГО ПОВАРА, ПЕКАРЯ, КАМБУЗНИКА
Дата введения 1997-03-01
СОГЛАСОВАНА Письмом Российского профсоюза моряков от 09.10.95 г. N ПСМ-9/242
УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Директора Федеральной службы морского флота России от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу судового повара, пекаря, камбузника и других работников судового камбуза.
1.2. К работе в качестве судового повара, пекаря и камбузника* допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения (свидетельства) квалификационной комиссии, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности груда.
________________
* в дальнейшем - повар
1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - 7,2 часа, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).
На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.
1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.
Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.
1.5. При работе повар может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.
ОПАСНЫМ производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, ВРЕДНЫМ - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений, нагретые поверхности производственного оборудования судового камбуза и др.
1.6. Выделяют 3 класса условий и характера труда:
1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.
2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение дня или к началу следующего дня.
3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.
Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.
1.7. Судовой повар обязан работать в санитарной спецодежде и обуви (куртка поварская, брюки хлопчатобумажные белые, фартук, колпак, ботинки кожаные). Спецодежда должна быть всегда чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы. Обувь должна быть зашнурована и на нескользкой подошве.
Работники пищеблока должны обеспечиваться мылом, щетками для рук и полотенцами.
1.8. При использовании камбузного оборудования повар обязан выполнять требования инструкций по его эксплуатации.
1.9. О всех неисправностях камбузного оборудования необходимо сообщать вахтенному механику или электромеханику.
1.10. Запрещается:
(01) работать в майках, кофточках, колодках, тапочках и обуви, спадающей с ног или в туфлях на высоких каблуках;
(02) закалывать одежду булавками, иголками, носить во время работы наручные часы, брошки, шпильки, серьги, кольца и другие украшения;
(03) в санитарной одежде заходить в уборную, находиться в каютах и других судовых помещениях;
(04) курить во время работы и хранить на камбузе табачные изделия;
(05) хранить и использовать треснувшую и битую фаянсовую и стеклянную посуду;
(06) выдавать пищу, соприкоснувшуюся с осколками битой посуды;
(07) работать на неисправном оборудовании, использовать неисправный инструмент, приспособления и посуду;
(08) своими силами ремонтировать оборудование, приспособления, снимать ограждения с вращающихся (движущихся) частей оборудования;
(09) допускать на камбуз посторонних лиц.
1.11. При нахождении на судне запрещается:
(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;
(02) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;
(03) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;
(04) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;
(05) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;
(06) находиться в местах производства судовых работ, не относящихся к обязанности повара;
(07) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);
(08) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;
(09) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;
(10) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.
1.12. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:
(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;
(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;
(03) пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;
(04) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;
(05) проходить вблизи штабелей складированного груза.