Статус документа
Статус документа


ТОИ Р-31-003-96



ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРИКА



Дата введения 1997-03-01


СОГЛАСОВАНА Письмом Российского профсоюза моряков от 09.10.95 г. N ПСМ-9/242

УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Директора Федеральной службы морского флота России N МФ-34/2971 от 18 ноября 1996 г.

     I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу судового электрика (старшего электрика).

1.2. К работе в качестве судового электрика допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения электрика (старшего электрика) на допуск к работам по обслуживанию судового оборудования, систем, приборов, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При выполнении работ электрик может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

ОПАСНЫМ производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, ВРЕДНЫМ - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Электрик обязан знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

(01) при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др. танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

(02) при работе в аккумуляторных помещениях - пары кислот, щелочей;

(03) при производстве малярных работ - пары растворителя;

(04) при палубных работах на открытом воздухе - неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусенцы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования;

(05) при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусенцы, вредные вещества, образующиеся при сварочных работах;

(06) при работе на кабельных трассах и электрооборудовании возможно поражение электротоком.

1.7. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей вахты.

3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.8. При выполнении судовых работ, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, электрик обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями - очками, наушниками и др.) и электрозащитными средствами (диэлектрическими перчатками, ботами, ковриками и др.).

Спецодежда должна быть чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы, спецобувь должна быть зашнурована.

1.9. При использовании судового оборудования электрик обязан выполнять инструкции по его эксплуатации.

1.10. При выполнении порученной работы электрик не должен покидать свое рабочее место без разрешения электромеханика или принимать участие в производстве работ ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

1.11. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

(03) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(05) работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно остановить;

(06) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(07) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(08) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;

(09) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(10) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(11) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(12) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(13) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.12. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава, пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(03) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(04) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.13. Пользоваться аппаратами КИП, АСВ-2 и водолазным снаряжением с разрешения старшего помощника капитана могут только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

1.14. Электрик должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при поражении человека электрическим током, при травмах в результате действия кислоты, щелочи, а также при других несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.15. Обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств электрик должен сообщить электромеханику.

1.16. При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или лицо, исполняющее обязанности врача, и сообщить о случившемся вахтенному механику или руководителю работ, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

     II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо подготовить и тщательно осмотреть электрозащитные средства (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики и др.). Электрозащитные средства должны быть испытаны и не иметь механических повреждений. Если на установке имеется напряжение свыше 1000 В, то для него должен быть отдельный комплект электрозащитных средств.

2.2. Перед выполнением работ, связанных с повышенной опасностью, электрик должен получить целевой инструктаж у электромеханика.

2.3. Место производства работ должно быть хорошо освещено и содержаться в чистоте и порядке. Проходы вблизи электрооборудования должны быть свободными, плиты настила и палуба - ровными, чистыми и сухими.

2.4. Диэлектрические коврики у распределительных щитов должны быть чистыми и аккуратно уложены, изоляция поручней и самих распределительных щитов должна быть исправной.

2.5. Работы, проводимые с частичным или полным снятием напряжения, должны выполняться под руководством электромеханика. При этом необходимо:

(01) произвести необходимые отключения и принять меры, препятствующие подаче напряжения к месту работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационной аппаратуры;

(02) присоединить переносные заземления к корпусу судна, а затем - к токоведущим частям, подлежащим заземлению;

(03) вывесить предупреждающие знаки и при необходимости установить ограждение;

(04) проверить отсутствие напряжения на частях установки, предназначенной для ремонта.

      III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

     

     3.1. Требования безопасности при оперативном обслуживании электрооборудования

3.1.1. Проверка отсутствия напряжения до 1000 В производится указателем напряжения заводского исполнения или переносным вольтметром. Применение контрольных ламп не допускается.

3.1.2. При осмотрах электрооборудования электрик должен следить за исправностью заземления металлических корпусов и частей механических приборов коммуникационной аппаратуры.

3.1.3. Установка и снятие предохранителей производится при снятом напряжении и отключенной нагрузке. В случае невозможности снятия напряжения допускается менять закрытые предохранители под напряжением до 400 В с нагрузкой, а под напряжением свыше 400 В при отключенной нагрузке, работая в диэлектрических перчатках, защитных очках и используя изолирующие клещи.

3.1.4. При осмотрах и обслуживании судового электрооборудования запрещается:

(01) производить работы на не отключенном электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво - и пожароопасных помещениях;

(02) снимать знаки безопасности, проникать за ограждения и кожухи, касаться токоведущих частей;

(03) включать электрооборудование с неисправной пускозащитной аппаратурой, другими неисправностями и при сопротивлении изоляции ниже допустимых норм;

(04) эксплуатация электрооборудования с открытыми токоведущими и вращающимися частями;

(05) использовать для промывки электрооборудования растворители и моющие средства без согласования с электромехаником.

     3.2. Требования безопасности при профилактических и ремонтных работах

3.2.1. Работы, производимые в действующих судовых электроустановках, разделяются на три категории:

(01) выполняемые при полном снятии напряжения;

(02) выполняемые при частичном снятии напряжения;

(03) выполняемые без снятия напряжения.

3.2.2. На месте производства работ с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых производится работа, а также доступные прикосновению при выполнении работ.

3.2.3. Для предотвращения подачи к месту работы напряжения от трансформаторов необходимо отключить все связанные с подготовляемым к ремонту электрооборудованием силовые, измерительные и другие трансформаторы со стороны как высшего, так и низшего напряжения.

3.2.4. На рукоятках автоматов, выключателей, разъединителей, рубильников, на ключах и кнопках управления, а также на основаниях предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, вывешивается запрещающий знак "НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ".

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs