КОНЦЕПЦИЯ
УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РОССИИ
(НА ПЕРИОД 2002-2010 гг.)



УТВЕРЖДЕНО распоряжением Минтранса России N ИС-1146-р от 25.12.2002 г.

Аннотация


"Концепция улучшения состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах Федеральной сети на период до 2010 г." разработана ГП "РосдорНИИ" в развитие отдельных позиций "Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации (1999 г.)" и "Национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г." (2001 г.).

Концепция улучшения состояния мостовых сооружений (далее "Концепция") разработана на основе научного анализа конструкций, работы и состояния сооружений на сети, тенденций изменения этого состояния в течение 20-летнего периода, реальных возможностей отрасли в изменении в лучшую сторону сегодняшнего положения дел.

Концепция (как главный замысел) включает краткие результаты научного анализа, идеологию эксплуатации мостовых сооружений (МС), концептуальные положения отраслевой политики в области эксплуатации МС и основные задачи на современном этапе.

В числе основных концептуальных положений в работе приведено следующее:

Главной целью улучшения состояния МС является обеспечение пользователю безопасных условий движения при расчетных скоростях, установленных для каждой категории дороги.

Работы по содержанию и ремонту МС должны иметь приоритетное финансирование по сравнению с новым строительством. Причем финансовую политику в этом вопросе целесообразно изменить следующим образом:

- на период до 2005 г. затраты на содержание возрастают, достигая уровня 1,0-1,2 млрд. р. (в 2001 г. - 500 млн. р.), а затраты на ремонт остаются примерно на достигнутом уровне (3,5-4,0 млрд. р.);

- на период 2005-2010 гг. затраты на содержание сохраняются, а на ремонт МС постепенно снижаются.

Сохраняется на рассматриваемом этапе в качестве главного принципа дорожной политики принцип экономической целесообразности, при котором работы по ремонту, реконструкции или перестройке выполняются только после соответствующего технико-экономического обоснования, учитывающего прогноз изменения состояния.

Повышение долговечности сооружения на рассматриваемом этапе осуществляется за счет выполнения требуемой номенклатуры работ по содержанию, а также за счет повышения качества работ и организации надлежащего контроля на всех этапах: ТЭО, проектирование, строительство, содержание, ремонт.

Система управления эксплуатацией МС должна быть усовершенствована и включать новую базу данных по мостам, новый подход к оценке состояния конструкций, новый подход к прогнозированию и планированию, в результате чего она будет выгодно отличаться от многих известных за рубежом Систем. В рассматриваемый период должно быть завершено формирование нормативной базы Системы управления.

Реализация предлагаемой Концепции даст возможность увеличить срок службы сооружений к 2010 г. минимум до 60 лет (в 2001 г. ~49 лет), а с 2005 г. начать высвобождение за счет этого средств, которые могут быть направлены на расширение дорожной сети.

"Концепция" разработана по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Государственным предприятием "РосдорНИИ" (руководитель работы канд. техн. наук В.И.Шестериков) при участии Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора (И.А.Урманов, Л.И.Горобец).

ВВЕДЕНИЕ

Главнейшей задачей дорожной отрасли России, непосредственно связанной с развитием народного хозяйства, является коренное улучшение состояния автомобильных дорог и сооружений на них. Проблема улучшения состояния автодорожных мостов в России, как наиболее сложных и ответственных элементов автомобильных дорог, усугубляется большим количеством сооружений с неудовлетворительным состоянием, как на дорогах общего пользования России в целом, так и на Федеральной сети.

На дорогах общего пользования страны, по данным на 2000 г., эксплуатируется 41800 сооружений (в том числе 33464 шт. капитальных) протяженностью около 1600 км (в том числе 1500 км капитальных сооружений).

В последние 10 лет участились случаи разрушения несущих элементов мостов под эксплуатационными нагрузками или воздействием водного потока. Очень медленно улучшается общее техническое состояние сооружений, не получается пока полностью избавиться от аварийных мостов, большой процент сооружений (~20%) продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии.

Для мостового хозяйства России сохраняется общая негативная оценка состояния, характерная и для сети автомобильных дорог в целом, что отражено в "Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации" [1]. Показателями негативного состояния мостового хозяйства являются:

- недостаточная пропускная способность большого количества мостовых сооружений, особенно на подходах к областным и региональным центрам и другим крупнейшим городам;

- недостаточная грузоподъемность мостовых сооружений, заставляющая принимать меры по ограничению массы обращающихся транспортных средств и нагрузок на их оси;

- пока еще высокие темпы износа (накопления повреждений в конструкциях), снижающие в конечном счете сроки службы сооружений;

- низкий уровень безопасности движения по многим сооружениям, вызванный несвоевременностью устранения повреждений элементов мостового полотна;

- постепенно снижающаяся по мере роста масс транспортных средств надежность мостовых конструкций (особенно на магистралях и дорогах европейского класса);

- наличие на сети сооружений с предельным износом.

Неудовлетворительное состояние мостового хозяйства в целом по сети приводит к большим социально-экономическим потерям в стране. Это заставляет пересмотреть сложившийся в прежние годы подход к проблеме улучшения мостовых сооружений, изменить политику отрасли в области мостов, которая должна устранить указанные выше недостатки. Новый взгляд на проблему совершенствования мостового хозяйства, измененные принципы политики в области мостостроения и составляют суть Концепции улучшения состояния мостовых сооружений в период реформирования экономики и социальной сферы России, в том числе и дорожной инфраструктуры.

При подготовке Концепции проблема улучшения состояния мостовых сооружений рассматривалась в комплексе с проблемой воспроизводства мостов (определение критериев принятия решения о невозможности эксплуатации сооружения и наиболее рационального момента его перестройки), с задачами повышения безопасности движения автомобилей по мостам. Системный подход к разработке Концепции потребовал пересмотра критериев оценки и прогнозирования состояния сооружений, изменения идеологии их содержания.

Настоящая Концепция ("Ведущий замысел") рассматривается как основа для разработки и реализации годовых или многолетних программ (планов) работ по содержанию, ремонту, реконструкции и перестройке эксплуатируемых мостовых сооружений. Она подготовлена с учетом положений Государственной концепции [1] и Национальной Программы [2], фактического состояния мостового хозяйства и тенденций его изменения, опыта совершенствования управления этим хозяйством в течение 1995-2000 гг., то есть в процессе реализации Президентской Программы "Дороги России".

1. ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Анализ особенностей состояния мостовых сооружений (далее МС), приведенный в приложении N 1, позволил установить тенденции и определить проблемы, с которыми придется сталкиваться Государственной службе дорожного хозяйства и управленческому аппарату отрасли. В частности, установлено следующее.

* Управление мостами в основном затронет МС, включающие:

- сборные ребристые железобетонные пролетные строения с обычной арматурой без диафрагм;

- сборные железобетонные пролетные строения с напряженной арматурой;

- монолитные железобетонные пролетные строения;

- сталежелезобетонные пролетные строения с монолитной и сборной плитой.

* Количество малых мостов постепенно снижается (за счет перестройки их на трубы или на сооружения большей длины). Снижается и их доля в общем числе и протяженности сооружений, в результате чего не потребуется больших затрат на содержание и ремонт малых мостов.

* Возрастает число внеклассных сооружений, к которым потребуются особое внимание, в первую очередь при содержании, и разработка специальных нормативных документов. Затраты на содержание этих сооружений отличаются от затрат на массовые конструкции.

* Требует пополнения нормативно-методическая часть Системы эксплуатации, для которой необходима разработка:

- норм износа и срока службы элементов сооружений, позволяющие контролировать состояние и своевременно восстанавливать отдельные элементы, из которых состоит мостовое сооружение, с учетом работ [3, 4, 5, 6];

- новых критериев оценки состояния сооружения в целом (количественная оценка по показателю безопасности и уточненная оценка по грузоподъемности);

- нового подхода к оценке долговечности МС, предусматривающего объективную оценку по сроку службы;

- нормативного документа по эксплуатации МС (включая внеклассные мосты).

* Медленно уменьшается число сооружений, требующих ремонта (так называемый "недоремонт").

* Качество сооружений меняется к лучшему очень медленно (табл.1), из-за чего потребуется принятие мер, направленных на:

- снижение числа МС с оценкой "неудовлетворительно";

- увеличение числа МС с оценкой "хорошо";

- исключение аварийных мостов;

- существенное снижение числа "узких" МС.

Таблица 1

Годы

Количество мостов с различным состоянием, %

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

"аварийное"

1980

27

53

16

4

1986

25

50

20

5

1993

25

51

20

4

1995

23

53

19

5

1997

22

57

18

3

2000

23

58

18

~1



* Большинство из эксплуатируемых МС рассчитаны на нагрузки, близкие к современным, что увеличивает число ремонтопригодных сооружений (рис.1).         


Рис.1. Распределение мостов с различной грузоподъемностью
на общей сети (2000 г.)

* Достигнутый срок службы крайне недостаточен, в связи с чем потребуются меры, обеспечивающие:

- повышение качества строительства и ремонта за счет организации системы надзора, включающей технический надзор (сопровождение), научно-техническое сопровождение, контроль качества работ по содержанию, ремонту и реконструкции (в развитие [7, 8, 9]);

- повышение качества проектной документации за счет научно-технического сопровождения проектов и их обязательной экспертизы.

Необходимость повышения качества строительства отмечалась в анализе состояния мостового хозяйства еще в 1991 г. [10]. В тот период было установлено, что в сдаваемых в эксплуатацию новых сооружениях уже через 5 лет появляются дефекты, устранение которых невозможно в рамках нормативного содержания. К концу 90-х годов этот период увеличился и составлял 7-9 лет, что отразилось и на достигнутых показателях долговечности. Улучшение, хотя еще и недостаточное, качества строительства стало одной из причин (кроме увеличения объемов работ по содержанию) увеличения показателя доремонтного периода эксплуатации сооружения (работоспособности) с 18 до 26 лет. Этому способствовали:

- внедрение в практику строительства технического надзора (помимо авторского надзора);

- организация экспертизы проектной документации;

- внедрение научно-технического сопровождения новых технологий при строительстве.

Первые шаги по внедрению постоянного технического надзора в ремонт и по организации экспертизы проектной документации на ремонт способствовали увеличению срока службы сооружений с 37 до 49 лет. Особенно эффективным оказался технический надзор за ремонтом. В частности, проверки 1995 и 1999 гг. показали, что (рис.2):

- существенно увеличивается число сооружений с оценкой "хорошо";

- отсутствуют после ремонта сооружения с оценкой "неудовлетворительно".


Рис.2. Состояние мостов до и после ремонта при отсутствии (а) и наличии (б)
технического надзора



Существующие положительные тенденции в изменении состояния МС явились результатом, в первую очередь, активной работы в прошлые годы в направлении совершенствования мостового хозяйства, в т.ч. работы по Президентской программе "Дороги России". Эти тенденции вселяют определенный оптимизм в возможность достижения уже в ближайшие годы более высоких транспортно-эксплуатационных показателей МС. Так, из табл.2 видно, что вполне реально к 2005 г. даже при сохранении существующего уровня финансирования работ по ремонту и содержанию (рис.3), прийти к такому состоянию парка федеральных мостов, когда:

а) будут полностью отсутствовать аварийные сооружения;

б) увеличится в 1,5 раза количество сооружений, не требующих ограничения по скорости движения и грузоподъемности;

в) показатель срока службы МС по сети превысит 50-летний рубеж.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs