Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 8.603-2003

Группа Т88.2

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Государственная система обеспечения единства измерений

     
ВЕСЫ ДЛЯ ВЗВЕШИВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДВИЖЕНИИ

     
Методика поверки

     
State system for ensuring the uniformity of measurements.
Weighbridges for weighing of road vehicles in motion.
Verification procedure



ОКС 17.020,

         17.060

Дата введения 2004-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП СНИИМ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Управлением метрологии Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 12 ноября 2003 г. N 315-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на весы, предназначенные для измерения массы одиночных автомобилей, автомобилей в составе автопоезда, автоцистерн, прицепов, полуприцепов (далее - автомобили), автопоездов при взвешивании в движении или при статическом взвешивании и взвешивании в движении, выпускаемые по ГОСТ 30414 (кроме весов для поколесного взвешивания), и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.453-82 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования

     3 Определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобиль контрольный: Автомобиль известной массы, однотипный с автомобилями, для взвешивания которых предназначены весы, используемый при поверке весов в движении.

3.2 автопоезд контрольный: Автопоезд, состоящий из контрольных автомобилей и других транспортных средств известной массы.

3.3 весы контрольные: Весы для измерения массы контрольных автомобилей.

3.4 взвешивание поосное: Взвешивание автомобиля в движении на весах, грузоприемное устройство которых поочередно воспринимает нагрузку от каждой оси с дальнейшим суммированием результатов взвешивания и регистрацией результата измерения на измерительном устройстве или на печатающем устройстве для автомобиля в целом.

3.5 значение действительное массы контрольного автомобиля: Значение массы автомобиля, измеренное на контрольных весах.

3.6 значение действительное массы контрольного автопоезда: Сумма масс транспортных средств, составляющих автопоезд, определенных на контрольных весах с остановкой и расцепкой всех транспортных средств, составляющих автопоезд.

3.7 погрешность весов при статическом взвешивании: Погрешность, полученная при поверке весов при статическом взвешивании и определенная как разность между показаниями весов при наложении на них гирь класса точности и номинальным значением массы этих гирь.

3.8 погрешность весов при взвешивании в движении единичного автомобиля: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы единичного контрольного автомобиля в движении и значением действительной массы этого автомобиля.

3.9 погрешность весов при взвешивании в движении автомобиля в автопоезде без расцепки: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы контрольного автомобиля в движении без расцепки и значением действительной массы этого автомобиля.

3.10 погрешность весов при взвешивании в движении автопоезда в целом: Погрешность весов, определенная как разность между измеренным значением массы контрольного автопоезда в движении и значением действительной массы контрольного автопоезда.

     4 Операции поверки


При проведении первичной и периодической поверок выполняют операции, указанные в таблице 1.


Таблица 1

Наименование операции

Номер пункта настоящего стандарта

     Внешний осмотр

8.1

     Опробование

8.2

     Определение метрологических характеристик

8.3

     Определение погрешности весов при статическом нагружении

8.3.1

     Определение действительных значений массы контрольных автомобилей (автопоездов)

8.3.2

     Определение погрешности весов при взвешивании в движении:

8.3.3

     1) определение погрешности весов при взвешивании в движении единичного автомобиля

8.3.3.1

     2) определение погрешности весов при взвешивании в движении без расцепки автомобиля и других транспортных средств, составляющих автопоезд, и автопоезда в целом

8.3.3.2

     Примечание - Первичную поверку проводят на месте эксплуатации.

     

     5 Средства поверки


При проведении поверки применяют следующие средства поверки:

5.1 Контрольные автомобили, автопоезда

Контрольные автомобили и автопоезда должны охватывать весь спектр автомобилей и автопоездов, для которых предназначены конкретные поверяемые весы.

Значения массы порожних и груженых контрольных автомобилей и автопоездов должны охватывать весь диапазон измерений поверяемых весов от наименьшего предела взвешивания (НмПВ) до наибольшего предела взвешивания (НПВ).

Масса контрольных автомобилей не должна изменяться при движении от контрольных весов к месту расположения поверяемых весов (учитывая поправку на расход топлива).

5.2 Контрольные весы

5.2.1 Автомобильные весы для статического взвешивания, соответствующие требованиям ГОСТ 29329.

Погрешность контрольных весов не должна быть более 1/3 наименьшего значения пределов допускаемых погрешностей поверяемых весов при взвешивании в движении автопоезда или единичного автомобиля, установленных в эксплуатационной документации.

5.2.2 Автомобильные весы для взвешивания в движении.

При поверке весов классов 1 и 2 для определения действительных значений массы контрольных автомобилей (автопоездов) могут применяться автомобильные весы для взвешивания в движении по ГОСТ 30414 классов точности 0,2 и 0,5 соответственно.

5.2.3 Поверяемые весы:

5.2.3.1 Поверяемые весы, поверенные при статическом нагружении, могут использоваться в качестве контрольных весов, если они отвечают следующим требованиям:

- имеют соответствующую цену деления шкалы или цену деления шкалы для статической нагрузки;

- соответствуют требованиям 5.2.1.

5.2.3.2 Поверяемые весы для поосного взвешивания, предназначенные для взвешивания двухосных автомобилей (прицепов) при проведении операции по приложению А.

5.3 Весоповерочный автомобиль с гирями класса точности по ГОСТ 7328.

5.4 Гири класса точности по ГОСТ 7328.

     6 Требования безопасности и требования к квалификации поверителей

6.1 При проведении поверки соблюдают требования безопасности по ГОСТ 12.2.003, требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на поверяемые весы, а также требования безопасности дорожного движения, действующие на месте эксплуатации поверяемых весов.

6.2 К проведению поверки допускают лиц, аттестованных в качестве поверителей, изучивших эксплуатационную документацию на поверяемые весы. В случае использования в поверяемых весах в качестве отсчетного устройства дисплея компьютера, принтера и (или) других внешних электронных устройств поверитель должен иметь опыт работы с подобными устройствами и их программным продуктом.

     7 Условия поверки

7.1 Условия поверки должны соответствовать рабочим условиям эксплуатации поверяемых весов при отсутствии атмосферных осадков и требованиям, установленным в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.

Температура окружающей среды при поверке должна быть стабильной. Температура считается стабильной, если ее разница между крайними значениями, отмеченными в ходе поверки, не превышает 5 °С, скорость изменения температуры - не превышает 5 °С в час.

7.2 Применяемые при поверке средства измерений должны иметь действующие свидетельства о поверке.

     8 Проведение поверки

8.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре проверяют:

- комплектность поверяемых весов;

- отсутствие видимых повреждений сборочных единиц весов и электропроводки;

- целостность соединительных кабелей;

- наличие заземления и знаков безопасности;

- соответствие внешнего вида весов, фундамента и подъездных путей требованиям эксплуатационной документации на весы конкретного типа;

- соответствие маркировки требованиям ГОСТ 30414 и эксплуатационной документации на весы конкретного типа;

- наличие единой цены деления у всех отсчетных и регистрирующих устройств.

8.2 Опробование

При опробовании проверяют взаимодействие и работоспособность всех элементов весов:

- включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на весы конкретного типа;

- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;

- при наличии у весов при статическом взвешивании и при взвешивании в движении различной дискретности проверяют автоматическое изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой;

- прокатывают по весам автомобиль или автопоезд и убеждаются, что показания нарастают, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs