РД 50-519-84
РУКОВОДЯЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ
ИСПЫТАНИЯ НА РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ ОТКАЗОВ
ОКСТУ 0027
Дата введения 1985-07-01
РАЗРАБОТАНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.Б.Ческис, А.Л.Раскин, Л.Г.Смоляницкая, Б.Н.Волков, Е.И.Бурдасов
ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам
Начальник Управления машиностроения Госстандарта В.Н.Шахурин
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1984 г. N 4612
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящий руководящий нормативный документ (РД) распространяется на восстанавливаемые изделия, разрабатываемые и производимые всеми отраслями промышленности, и устанавливает общие правила и методы планирования, проведения, обработки и оформления результатов испытаний на ремонтопригодность с моделированием отказов.
1.1. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов заключаются в том, что в работоспособные образцы изделий, отобранные для проведения испытаний, по заранее составленному плану вносят искусственно или на них имитируют отказы, после чего выполняют работы по восстановлению их работоспособности с одновременным хронометражем их продолжительности и последующей статистической обработкой результатов хронометражных наблюдений.
1.2. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов (определительные или контрольные) проводят в составе предварительных, приемочных, квалификационных и типовых испытаний изделий с целью оценки и контроля установленных в техническом задании на разработку или в технических условиях показателей ремонтопригодности - среднего времени восстановления работоспособного состояния и (или) вероятности восстановления работоспособного состояния , если они предусмотрены программой соответствующего вида испытаний.
1.3. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов организуют и проводят как продолжение испытаний на безотказность или комплексные показатели надежности (испытания на надежность), если по результатам последних невозможно получить достаточный объем информации для оценки показателей ремонтопригодности с заданными точностью и достоверностью или их контроля по выбранному плану статистического приемочного контроля. Данные по продолжительности восстановления, полученные в процессе испытаний на надежность, учитывают при планировании и обработке результатов испытаний на ремонтопригодность.
Если испытания на надежность проводят по планам с приемочным числом отказов, равным нулю, то испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов организуют и проводят независимо от испытаний на надежность на образцах, прошедших указанные испытания.
1.4. Способ моделирования отказов при испытаниях на ремонтопригодность выбирают в зависимости от особенностей конструктивного исполнения испытуемого изделия с учетом ограничений технического и экономического характера, а также требований безопасности при проведении испытаний.
Испытания с искусственным внесением отказов (физическое моделирование) проводят для изделий, при восстановлении которых большая часть времени расходуется на отыскание отказавшего элемента (сложная радиоэлектронная аппаратура, автоматические системы и т.п.).
Испытания с имитацией отказов проводят для изделий, в продолжительности восстановления которых превалируют работы по устранению отказов (механические устройства и системы) или физическое моделирование отказов которых невозможно по соображениям безопасности или по техническим причинам, или экономически нецелесообразно в связи с дефицитом или высокой стоимостью составных частей и комплектующих элементов (СЧ и КЭ).
1.5. В технически обоснованных случаях допускается применять комбинированный способ моделирования отказов, когда часть отказов вносят искусственно, а остальные имитируют.
1.6. Конкретные способы моделирования отказов устанавливают в методике испытаний, исходя из конструктивных особенностей СЧ и КЭ изделия и имеющихся данных о природе их отказов. Моделированию подлежат наиболее характерные отказы СЧ и КЭ каждого типа. Если для определенных СЧ и КЭ не представляется возможным выделить основную причину возникновения отказов, то моделированию подлежат отказы, требующие большей продолжительности восстановления изделия.
1.7. Помимо оценки показателей ремонтопригодности, определительные испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов должны обеспечивать решение следующих задач:
оценку полноты реализации требований к конструкции изделия, направленных на обеспечение заданного уровня ремонтопригодности и устанавливаемых в соответствии с ГОСТ 19152-80 и стандартами по видам техники;
оценку достаточности установленных в эксплуатационной и ремонтной документации числа и квалификации обслуживающего персонала, проводящего техническое обслуживание и ремонт изделия;
выявление конструктивных факторов, снижающих ремонтопригодность изделия;
оценку достаточности и эффективности предусмотренных для изделия встроенных и внешних средств контроля технического состояния и технической диагностики отказов, инструмента и оборудования для ремонта одиночных и групповых комплектов ЗИП;
оценку полноты и качества эксплуатационной и ремонтной документации.
1.8. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов проводят по программам и методикам, разрабатываемым, согласовываемым и утверждаемым в соответствии с общим порядком, установленным действующими государственными стандартами системы разработки и постановки на производство для программ и методик предварительных, приемочных, квалификационных и типовых испытаний.
1.9. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов включают:
планирование и подготовку испытаний;
проведение испытаний;
обработку и оформление результатов испытаний.
1.9.1. При планировании и подготовке испытаний должны быть выполнены следующие работы:
а) определено число отказов, подлежащих моделированию в процессе испытаний, в зависимости от вида испытаний (определительные и (или) контрольные), требований к точности и достоверности оценки показателей ремонтопригодности или выбранного плана их статистического приемочного контроля;
б) составлен план моделирования отказов в соответствии с требованиями настоящего РД;
в) сформированы две бригады исполнителей, из которых одна бригада (бригада А) осуществляет моделирование отказов по составленному плану, а вторая (бригада Б) выполняет предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией работы по восстановлению испытуемых образцов. Состав и уровень квалификации исполнителей бригады Б должен соответствовать требованиям эксплуатационной и ремонтной документации;
г) отобраны образцы изделий для проведения испытаний, проверены их комплектность и техническое состояние, проведены (при необходимости) работы по техническому обслуживанию и ремонту испытуемых образцов;
д) в соответствии с программой и методикой испытаний подготовлены и проверены необходимые для проведения испытаний оборудование, инструмент, запасные части, эксплуатационная и ремонтная документация и документация для фиксации и оформления результатов испытаний. При проведении испытаний должны применять только штатные оборудование и оснастку, предусмотренные эксплуатационной и ремонтной документацией.
Примечание. Число образцов, отбираемых для испытаний, определяет комиссия по их проведению, исходя из заданной общей продолжительности испытаний, ожидаемых значений показателей ремонтопригодности, плана испытаний, числа исполнителей. При этом на одном образце изделий одновременно моделируют только один отказ.
1.9.2. Испытания на ремонтопригодность с моделированием отказов проводят следующим образом:
а) комиссия, назначенная для проведения испытаний, проверяет техническое состояние испытуемого образца, убеждается в его работоспособности, вызывает бригаду А и предлагает eй приступить к моделированию первого отказа по плану;
б) после того как бригада А выполнила все предусмотренные планом действия по моделированию отказа, комиссия убеждается в нарушении работоспособности образца (или в наличии признаков отказа - при имитации отказа), вызывает бригаду Б и предлагает ей проверить техническое состояние образца и выполнить необходимые работы по его восстановлению. За начало отсчета продолжительности восстановления принимают сигнал руководителя бригады об установлении факта отказа испытуемого образца по внешним диагностическим признакам или по показаниям аппаратуры встроенного контроля;
в) выделенные комиссией контролер и хронометражист наблюдают за действиями бригады Б, ведут учет общей продолжительности восстановления и ее основных составляющих (продолжительности поиска отказа, обеспечения доступа к отказавшим СЧ или КЭ, их замены и т.д.), отмечают все затруднения, возникающие при выполнении работ, при необходимости ведут кино- или фотосъемку процессов восстановления. Результаты наблюдений отражают в протоколе испытания, форма которого приведена в рекомендуемом приложении 1, а проявленную кинопленку или отпечатанные фотоснимки прикладывают к протоколу. Одновременно проводят оценку конструктивной приспособленности изделий к восстановлению работоспособности в соответствии с рекомендуемым приложением 2, если такая оценка предусмотрена методикой испытаний;
г) после завершения всех работ по восстановлению образца, включая предусмотренный эксплуатационной документацией контроль работоспособности, руководитель бригады Б подает сигнал контролеру, по которому прекращают хронометраж продолжительности восстановления. Комиссия убеждается в работоспособности изделия и, при отсутствии замечаний, вызывает бригаду А, предлагая ей приступить к моделированию следующего по плану отказа. Если комиссией выявлено, что изделие неработоспособно, или установлено наличие незавершенных или невыполненных операций, предусмотренных эксплуатационной документацией (например, закрытие люков, отсоединение контрольной аппаратуры и т.п.), то бригаде Б предлагают продолжить работы, а хронометраж возобновляют;
д) испытания считают завершенными, если проведено моделирование и устранение всех отказов, предусмотренных планом, или получен достаточный объем исходных данных для принятия решения о соответствии или несоответствии изделия требованиям по ремонтопригодности (при проведении контрольных испытаний последовательным методом).
1.9.3. При проведении испытаний должны быть выполнены следующие требования:
а) не допускаются какие-либо контакты между членами бригад А и Б;
б) члены комиссии не имеют права вмешиваться в действия бригады Б, за исключением тех случаев, когда действия бригады создают угрозу для безопасности участников испытаний или сохранности испытуемого образца, либо когда продолжительность восстановления превысит время, установленное методикой испытаний по контролю ;
в) точность хронометража устанавливают в методике испытаний в зависимости от ожидаемой продолжительности восстановления;
г) время простоя бригады Б по организационным причинам (поиск и доставка отсутствующих в комплектах ЗИП запасных частей, материалов, инструмента, ошибки в эксплуатационной и ремонтной документации и т.п.) фиксируют в протоколах с указанием причин простоя, но не учитывают при расчете показателей ремонтопригодности.
1.9.4. Обработка результатов испытаний, проводимая комиссией в процессе их проведения и по их завершении, должна включать:
а) статистическую обработку содержащихся в протоколах данных о продолжительности восстановления в соответствии с целями испытаний по методикам, утвержденным в установленном порядке и соответствующим требованиям настоящего стандарта;
б) систематизацию содержащихся в протоколах данных о конструктивных факторах, снижающих ремонтопригодность изделия, замечаний по достаточности и эффективности встроенных и внешних средств контроля, инструмента и оборудования для ремонта, по комплектованию ЗИП, качеству эксплуатационной и ремонтной документации, выработку на этой основе рекомендаций по устранению выявленных недостатков конструкции, документации и оборудования;
в) оценку конструктивной приспособленности изделия к восстановлению после отказов в соответствии с приложением 2, если она предусмотрена методикой испытаний.
2.1. Программа испытаний, в составе которых проводят испытания на ремонтопригодность, должна содержать план моделирования требуемого числа отказов, устанавливающий:
последовательность моделирования отказов;
адреса заменяемых СЧ и КЭ изделия, отказы которых должны искусственно вноситься или имитироваться;
конкретные способы моделирования каждого отказа.
2.2. План моделирования отказов должен обеспечивать:
представительство отказов СЧ и КЭ, пропорциональное ожидаемым параметрам потоков их отказов в эксплуатации;
случайную последовательность моделирования отобранных отказов СЧ и КЭ с целью исключения влияния факторов, не контролируемых в процессе проведения испытаний (рандомизацию плана).
2.3. План моделирования отказов составляют по форме табл.1. Методика отбора отказов СЧ и КЭ в план моделирования и его рандомизации приведена в рекомендуемом приложении 2.
Таблица 1
План моделирования отказов
Позиционное обозначение СЧ (КЭ) | Наименование СЧ (КЭ) | Ожидаемый параметр потока отказов | Ожидаемый | Способ моделирования отказа | Внешние проявления отказа |
2.4. Значения параметров потоков отказов СЧ и КЭ рассчитывает и согласовывает с заказчиком (основным потребителем) разработчик изделий по результатам их испытаний на надежность или по справочным данным о надежности СЧ и КЭ, получаемым в установленном порядке.
2.5. При составлении плана моделирования отказов должны быть учтены возможные отказы несъемных частей изделия путем введения в рассмотрение одного или нескольких условных КЭ с параметрами потоков отказов, равными сумме ожидаемых параметров потоков отказов несъемных частей, включенных в состав условного(ых) КЭ.
3.1. Цель определительных испытаний на ремонтопригодность состоит в получении точечных и интервальных оценок среднего времени восстановления или (и) вероятности восстановления.
3.2. Планирование определительных испытаний
3.2.1. Целью планирования определительных испытаний является определение минимального числа отказов , подлежащих моделированию в процессе испытаний для оценки показателей ремонтопригодности с заданными доверительной вероятностью и относительной ошибкой .
3.2.2. Значение для оценки среднего времени восстановления определяют: