ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДОМ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России N ОС-338-р от 14.04.2003
"Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве" (далее Методические рекомендации) разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации специалистами ГП "ЦЕНТРОРГТРУД" А.И.Анашко, А.А.Морозовым.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с использованием "Руководства по техническому нормированию труда рабочих в строительстве" ВНИПИ труда в строительстве, "Основ методики технического нормирования труда в строительстве" (выпуски 1-9) НИИЭС Госстроя СССР и содержат "Методические рекомендации по проектированию технически обоснованных норм времени в дорожном хозяйстве" и "Методические рекомендации по проверке технически обоснованных норм времени", в которых дается соответственно порядок разработки норм времени и порядок проверки уровня выполнения норм в производственных условиях.
Методические рекомендации одобрены Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования Минтруда РФ и предназначены для специалистов, занимающихся вопросами технического нормирования в дорожном хозяйстве.
Одним из важнейших условий роста производительности труда, экономии материально-технических и финансовых ресурсов является правильно организованное и научно-обоснованное техническое нормирование.
В настоящее время роль технического нормирования должна возрастать, так как преимущества внедрения новой техники (в том числе и зарубежной), применения более совершенной технологии могут быть полностью реализованы при точном определении затрат рабочего времени.
В строительстве, при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений к применению рекомендуются следующие категории норм:
- Единые нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Е);
- Ведомственные нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (В);
- Типовые нормы времени на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Т);
- Индивидуальные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ИНиР).
Единые, Ведомственные и Типовые нормы являются технически обоснованными и разработаны в централизованном порядке.
Индивидуальные нормы, которые разрабатываются и утверждаются самими организациями и предприятиями по согласованию с комитетом профсоюза, также должны быть технически обоснованными.
Индивидуальные нормы разрабатываются на производственные процессы, которые отсутствуют в Единых, Ведомственных и Типовых нормах, и могут применяться только в организации, утвердившей их.
Руководством по техническому нормированию труда рабочих в строительстве установлены два метода проектирования норм: расчетно-исследовательский и расчетно-аналитический.
Расчетно-исследовательский метод основан на использовании данных, получаемых в результате проведения специальных нормативных исследований (замеров, фотохронометрирования и т.д.).
Расчетно-аналитический метод базируется на использовании имеющихся нормативных и технических данных и предусматривает проектирование норм на основе применения расчетных формул, нормативов затрат труда и метода аналогии.
В данных рекомендациях дается порядок проектирования технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом.
Производственные процессы исследуются на протяжении полной рабочей смены без учета времени обеденного перерыва. Рабочее время подразделяется на время работы и время перерывов.
Для анализа все затраты рабочего времени и время использования машин классифицируются по характерным признакам.
Для целей разработки производственных норм рабочее время рабочих и время использования машин делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые затраты времени.
Нормируемые затраты времени - это такие виды затрат, без которых не может осуществляться исследуемый процесс и которые должны быть учтены в производственной норме времени.
Ненормируемые затраты времени слагаются из непроизводственных затрат и времени простоев, возникающих вследствие плохой организации труда, нарушения трудовой дисциплины рабочими, а также по независящим от технического персонала причинам. К этой же категории относятся затраты времени на выполнение других работ, не относящихся к исследуемому процессу.
Ненормируемые затраты времени в производственной норме не учитываются.
А. Классификация затрат рабочего времени рабочих
Нормируемые затраты времени:
а) время полезной работы по заданию:
- время оперативной работы (основной и вспомогательной);
- время подготовительно-заключительной работы;
б) время отдыха;
в) время на личные надобности;
г) время технологических перерывов.
Ненормируемые затраты времени:
а) время непредвиденной работы;
б) потери рабочего времени:
- время лишней работы;
- время организационных простоев;
- время случайных простоев;
- время простоев, вызванных нарушением трудовой дисциплины.
Характерные признаки классификации затрат
рабочего времени рабочих
Время оперативной работы состоит из времени основной работы и времени вспомогательной работы.
К основной работе относятся затраты рабочего времени, непосредственно связанные с получением продукции данного производственного процесса.
К вспомогательной работе относится рабочее время, затрачиваемое рабочим на дополнительные действия, обеспечивающие возможность осуществления основной работы (переходы, подмащивание и т.п.).
Ко времени отдыха относятся затраты рабочего времени, необходимые для поддержания нормальной трудоспособности рабочего.
Ко времени на личные надобности относятся затраты рабочего времени, связанные с личной гигиеной и естественными надобностями.
Технологические перерывы в работе вызываются специфическими особенностями производственного процесса, выполняемого в условиях правильной организации производства и труда.
Ко времени непредвиденной работы относятся затраты труда на получение продукции, не относящейся к данному производственному процессу.
Время лишней работы не связано с увеличением объема продукции по данному производственному процессу или с получением дополнительной продукции по какому-либо другому виду работ (исправление бракованной продукции, излишняя обработка готовой продукции и т.д.).
К организационным простоям относятся потери рабочего времени из-за плохой организации труда и производства (несвоевременная подача материалов на рабочее место, недостаток орудий труда, несвоевременная подготовка фронта работ и т.д.).
К случайным простоям относятся перерывы в работе, вызванные атмосферными явлениями (сильный дождь, град, низкая температура) или прекращением подачи на стройку электроэнергии, воды и т.п.
К нарушениям трудовой дисциплины относятся потери рабочего времени, вызванные опозданием на работу в начале смены или после обеденного перерыва и преждевременными уходами с работы перед обеденным перерывом или до конца рабочей смены.
В. Классификация времени использования машин
Нормируемое время:
а) время полезной работы:
- время работы под полной нагрузкой;
- время работы под обоснованно пониженной нагрузкой;
б) время неустранимой работы вхолостую;
в) время регламентированных перерывов:
- связанных с техническим уходом за машиной;
- связанных с процессом работы;
- связанных с отдыхом и личными надобностями рабочих, обслуживающих машину.
Ненормируемое время:
а) время непредвиденной работы (не относящейся к исследуемому процессу);
б) потери рабочего времени:
- время лишней работы;
- время устранимой работы вхолостую;
- время организационных простоев;
- время случайных простоев;
- время простоев из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими.
Характерные признаки классификации времени
использования машин
К работе под полной нагрузкой относится время, в течение которого машина работает в оптимальном режиме в соответствии с ее паспортными данными и правилами технической эксплуатации.
Работа под обоснованно пониженной нагрузкой производится в том случае, когда по технологическим причинам невозможно обеспечить работу в оптимальном режиме.
Неустранимая работа вхолостую вызывается особенностями технологического процесса или конструктивными особенностями самой машины.
Регламентированные перерывы:
- связанные с техническим уходом за машиной, вызываются выполнением подготовительно-заключительных и вспомогательных работ, требующих остановки машины (осмотр машины перед пуском, присоединение машины к электросети, заправка машин водой и топливом, чистка, смазка, мелкий крепежный ремонт и т.п.);
- связанные с процессом работ, вызываются технологией и организацией производственного процесса;
- связанные с отдыхом и личными надобностями рабочих - могут быть в тех случаях, когда необходимое для этого время не перекрывается другими неустранимыми перерывами в работе машины.
К лишней работе относится время выполнения работы, не предусмотренной технологическим процессом и не дающей прироста продукции или улучшения качества.
Устранимая работа вхолостую имеет место по вине обслуживающих машину рабочих, не обеспечивших своевременную загрузку и оптимальный режим работы машины, или по организационным причинам (например, транспортер приведен в движение, а подача материала на ленту еще не организована и т.п.).
Простои по организационным причинам возникают вследствие плохой организации труда и производства. К ним относятся простои из-за несогласованности механизированного со смежными с ним процессами. Например, простой экскаватора при несвоевременной подаче автомобилей-самосвалов. К этой же категории относятся простои из-за поломки или порчи машины, вызванной плохим уходом за ней или низким качеством ремонта, из-за перебоев в снабжении топливом, энергией, паром, материалами; несвоевременной выдачи задания, указаний технического персонала и т.д.
К случайным простоям относятся простои, связанные с атмосферными явлениями, или простои вследствие прекращения подачи на рабочее место электроэнергии, воды и т.п.
К простоям из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими относится время простоев машины при опоздании рабочих в начале смены или после обеденного перерыва, преждевременного ухода с работы перед обеденным перерывом или до конца смены, самовольных отлучек в рабочее время и т.п.
Все виды потерь рабочего времени и машин при проектировании норм не учитываются, что придает производственным нормам организующую роль в обеспечении роста производительности труда.
Исследование производственных процессов методами технического нормирования и разработка на этой базе производственных норм состоят из нескольких этапов: