• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ТЕХНИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ НОРМ ВРЕМЕНИ РАСЧЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДОМ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России N ОС-338-р от 14.04.2003


"Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве" (далее Методические рекомендации) разработаны по заданию Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации специалистами ГП "ЦЕНТРОРГТРУД" А.И.Анашко, А.А.Морозовым.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с использованием "Руководства по техническому нормированию труда рабочих в строительстве" ВНИПИ труда в строительстве, "Основ методики технического нормирования труда в строительстве" (выпуски 1-9) НИИЭС Госстроя СССР и содержат "Методические рекомендации по проектированию технически обоснованных норм времени в дорожном хозяйстве" и "Методические рекомендации по проверке технически обоснованных норм времени", в которых дается соответственно порядок разработки норм времени и порядок проверки уровня выполнения норм в производственных условиях.

Методические рекомендации одобрены Научно-исследовательским институтом труда и социального страхования Минтруда РФ и предназначены для специалистов, занимающихся вопросами технического нормирования в дорожном хозяйстве.

ВВЕДЕНИЕ


Одним из важнейших условий роста производительности труда, экономии материально-технических и финансовых ресурсов является правильно организованное и научно-обоснованное техническое нормирование.

В настоящее время роль технического нормирования должна возрастать, так как преимущества внедрения новой техники (в том числе и зарубежной), применения более совершенной технологии могут быть полностью реализованы при точном определении затрат рабочего времени.

В строительстве, при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений к применению рекомендуются следующие категории норм:

- Единые нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Е);

- Ведомственные нормы на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (В);

- Типовые нормы времени на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (Т);

- Индивидуальные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ИНиР).

Единые, Ведомственные и Типовые нормы являются технически обоснованными и разработаны в централизованном порядке.

Индивидуальные нормы, которые разрабатываются и утверждаются самими организациями и предприятиями по согласованию с комитетом профсоюза, также должны быть технически обоснованными.

Индивидуальные нормы разрабатываются на производственные процессы, которые отсутствуют в Единых, Ведомственных и Типовых нормах, и могут применяться только в организации, утвердившей их.

Руководством по техническому нормированию труда рабочих в строительстве установлены два метода проектирования норм: расчетно-исследовательский и расчетно-аналитический.

Расчетно-исследовательский метод основан на использовании данных, получаемых в результате проведения специальных нормативных исследований (замеров, фотохронометрирования и т.д.).

Расчетно-аналитический метод базируется на использовании имеющихся нормативных и технических данных и предусматривает проектирование норм на основе применения расчетных формул, нормативов затрат труда и метода аналогии.

В данных рекомендациях дается порядок проектирования технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом.

1. Классификация рабочего времени


Производственные процессы исследуются на протяжении полной рабочей смены без учета времени обеденного перерыва. Рабочее время подразделяется на время работы и время перерывов.

Для анализа все затраты рабочего времени и время использования машин классифицируются по характерным признакам.

Для целей разработки производственных норм рабочее время рабочих и время использования машин делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые затраты времени.

Нормируемые затраты времени - это такие виды затрат, без которых не может осуществляться исследуемый процесс и которые должны быть учтены в производственной норме времени.

Ненормируемые затраты времени слагаются из непроизводственных затрат и времени простоев, возникающих вследствие плохой организации труда, нарушения трудовой дисциплины рабочими, а также по независящим от технического персонала причинам. К этой же категории относятся затраты времени на выполнение других работ, не относящихся к исследуемому процессу.

Ненормируемые затраты времени в производственной норме не учитываются.

А. Классификация затрат рабочего времени рабочих

Нормируемые затраты времени:

а) время полезной работы по заданию:

- время оперативной работы (основной и вспомогательной);

- время подготовительно-заключительной работы;

б) время отдыха;

в) время на личные надобности;

г) время технологических перерывов.

Ненормируемые затраты времени:

а) время непредвиденной работы;

б) потери рабочего времени:

- время лишней работы;

- время организационных простоев;

- время случайных простоев;

- время простоев, вызванных нарушением трудовой дисциплины.

Характерные признаки классификации затрат
рабочего времени рабочих


Время оперативной работы состоит из времени основной работы и времени вспомогательной работы.

К основной работе относятся затраты рабочего времени, непосредственно связанные с получением продукции данного производственного процесса.

К вспомогательной работе относится рабочее время, затрачиваемое рабочим на дополнительные действия, обеспечивающие возможность осуществления основной работы (переходы, подмащивание и т.п.).

Ко времени отдыха относятся затраты рабочего времени, необходимые для поддержания нормальной трудоспособности рабочего.

Ко времени на личные надобности относятся затраты рабочего времени, связанные с личной гигиеной и естественными надобностями.

Технологические перерывы в работе вызываются специфическими особенностями производственного процесса, выполняемого в условиях правильной организации производства и труда.

Ко времени непредвиденной работы относятся затраты труда на получение продукции, не относящейся к данному производственному процессу.

Время лишней работы не связано с увеличением объема продукции по данному производственному процессу или с получением дополнительной продукции по какому-либо другому виду работ (исправление бракованной продукции, излишняя обработка готовой продукции и т.д.).

К организационным простоям относятся потери рабочего времени из-за плохой организации труда и производства (несвоевременная подача материалов на рабочее место, недостаток орудий труда, несвоевременная подготовка фронта работ и т.д.).

К случайным простоям относятся перерывы в работе, вызванные атмосферными явлениями (сильный дождь, град, низкая температура) или прекращением подачи на стройку электроэнергии, воды и т.п.

К нарушениям трудовой дисциплины относятся потери рабочего времени, вызванные опозданием на работу в начале смены или после обеденного перерыва и преждевременными уходами с работы перед обеденным перерывом или до конца рабочей смены.

В. Классификация времени использования машин

Нормируемое время:

а) время полезной работы:

- время работы под полной нагрузкой;

- время работы под обоснованно пониженной нагрузкой;

б) время неустранимой работы вхолостую;

в) время регламентированных перерывов:

- связанных с техническим уходом за машиной;

- связанных с процессом работы;

- связанных с отдыхом и личными надобностями рабочих, обслуживающих машину.

Ненормируемое время:

а) время непредвиденной работы (не относящейся к исследуемому процессу);

б) потери рабочего времени:

- время лишней работы;

- время устранимой работы вхолостую;

- время организационных простоев;

- время случайных простоев;

- время простоев из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими.

Характерные признаки классификации времени
использования машин


К работе под полной нагрузкой относится время, в течение которого машина работает в оптимальном режиме в соответствии с ее паспортными данными и правилами технической эксплуатации.

Работа под обоснованно пониженной нагрузкой производится в том случае, когда по технологическим причинам невозможно обеспечить работу в оптимальном режиме.

Неустранимая работа вхолостую вызывается особенностями технологического процесса или конструктивными особенностями самой машины.

Регламентированные перерывы:

- связанные с техническим уходом за машиной, вызываются выполнением подготовительно-заключительных и вспомогательных работ, требующих остановки машины (осмотр машины перед пуском, присоединение машины к электросети, заправка машин водой и топливом, чистка, смазка, мелкий крепежный ремонт и т.п.);

- связанные с процессом работ, вызываются технологией и организацией производственного процесса;

- связанные с отдыхом и личными надобностями рабочих - могут быть в тех случаях, когда необходимое для этого время не перекрывается другими неустранимыми перерывами в работе машины.

К лишней работе относится время выполнения работы, не предусмотренной технологическим процессом и не дающей прироста продукции или улучшения качества.

Устранимая работа вхолостую имеет место по вине обслуживающих машину рабочих, не обеспечивших своевременную загрузку и оптимальный режим работы машины, или по организационным причинам (например, транспортер приведен в движение, а подача материала на ленту еще не организована и т.п.).

Простои по организационным причинам возникают вследствие плохой организации труда и производства. К ним относятся простои из-за несогласованности механизированного со смежными с ним процессами. Например, простой экскаватора при несвоевременной подаче автомобилей-самосвалов. К этой же категории относятся простои из-за поломки или порчи машины, вызванной плохим уходом за ней или низким качеством ремонта, из-за перебоев в снабжении топливом, энергией, паром, материалами; несвоевременной выдачи задания, указаний технического персонала и т.д.

К случайным простоям относятся простои, связанные с атмосферными явлениями, или простои вследствие прекращения подачи на рабочее место электроэнергии, воды и т.п.

К простоям из-за нарушения трудовой дисциплины обслуживающими машину рабочими относится время простоев машины при опоздании рабочих в начале смены или после обеденного перерыва, преждевременного ухода с работы перед обеденным перерывом или до конца смены, самовольных отлучек в рабочее время и т.п.

Все виды потерь рабочего времени и машин при проектировании норм не учитываются, что придает производственным нормам организующую роль в обеспечении роста производительности труда.

2. Основные этапы разработки норм


Исследование производственных процессов методами технического нормирования и разработка на этой базе производственных норм состоят из нескольких этапов:

- ознакомление с технологией и организацией исследуемого процесса;

- выбор нормали, на основе которой осуществляются нормативные наблюдения и проектирование норм;

- выбор объекта обследования;

- выбор вида и способа наблюдений, установление степени точности замеров времени, количества и продолжительности наблюдения;

- расчленение производственного процесса на составляющие его элементы;

- выбор измерителя продукции элементов процесса и главного измерителя всего производственного процесса;

- проведение нормативных наблюдений;

- изучение размера и характера затрат рабочего времени и обработка этих данных (первичная обработка);

- проектирование производственных норм;

- проверка запроектированных норм и внедрение их в производство.

Нормаль производственного процесса и синтез норм


Характеристика процесса, установленная с учетом правильной организации труда и производства, составляет нормаль производственного процесса.

Получение высококачественных исходных данных для проектирования норм во многом зависит от правильного установления нормали трудового процесса, которая является составной частью нормы эталоном для выбора объекта нормативных наблюдений.

Нормаль процесса должна устанавливаться с учетом того, чтобы:

- организация труда и производства соответствовала современному уровню техники и технологии производственного процесса;

- полностью и эффективно использовались применяемые машины и механизмы;

- материалы, изделия и детали отвечали требованиям СНиП, ГОСТов, местных или районных технических условий на производство и приемку работ и технологии данного процесса;

- полностью соблюдались правила охраны труда;

- состав работ содержал полную номенклатуру рабочих операций процесса;

- обеспечивалось производство доброкачественной продукции;

- квалификация рабочих, как правило, соответствовала требованиям тарифно-квалификационного справочника для выполнения исследуемых работ.

Главный измеритель производственного процесса должен быть понятным для рабочих и не требовать сложных расчетов при выдаче заданий или обмере выполненных работ.

После проведения нормативных наблюдений производится анализ затрат рабочего времени по элементам процесса и определение этого времени по всему процессу в целом.

Приведение затрат рабочего времени по элементам к главному измерителю процесса и последующее суммирование этих затрат называется синтезом норм.

Если измерители продукции по элементам процесса не совпадают с главным измерителем, то затраты времени по этим элементам умножаются на коэффициент перехода.

Коэффициентом перехода Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве называется число, показывающее, какое количество единиц продукции в измерителе элемента содержится в единице продукции, выраженной в главном измерителе всего рабочего процесса.

Пример расчета Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве приведен в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

Изучение размера и характера рабочего времени и первичная
обработка данных наблюдений


Исследование производственных процессов заключается в проведении нескольких полносменных нормативных наблюдений за выполняющими этот процесс различными рабочими, бригадами или звеньями рабочих.

Проведению нормативных наблюдений должны предшествовать:

- ознакомление с производственным процессом;

- выбор нормали и объектов наблюдения (объектами наблюдений, проводимых с целью разработки норм, должны быть процессы, выполняемые рабочим или звеном рабочих в нормальном ритме работы);

- осуществление, в случае необходимости, мероприятий по улучшению организации процесса;

- выбор способа наблюдения, установление степени точности замеров времени, количества и продолжительности наблюдений;

- расчленение рабочего процесса на составляющие его элементы;

- выбор измерителя продукции элементов процесса и главного измерителя.

Нормативные наблюдения охватывают выполнение следующих работ:

- описание характеристики процесса; учет затрат рабочего времени рабочих или времени работы машин;

- замер продукции, произведенной за время наблюдения;

- первичная обработка данных наблюдений.

Основными способами нормативных наблюдений с целью разработки новых норм являются фотоучет и хронометраж.

При помощи фотоучета изучаются все виды затрат рабочего времени по составляющим рабочий процесс элементам.

При помощи хронометража изучаются цикличные полезные затраты рабочего времени.

Количество наблюдений, проводимых способом фотоучета, определяется на основе следующих нормативов:

Количество одновременно нормируемых разновидностей исследуемого процесса

Минимальное количество наблюдений

1-2

3

3

3-4

4

4-5

5

5-6



Количество наблюдений, проводимых способом хронометража, определяется также по вышеуказанной таблице.

При этом число циклов в каждом наблюдении устанавливается в зависимости от продолжительности цикла:

Средняя продолжительность одного цикла в минутах

До 1

До 2

До 5

До 10

Свыше 10

Минимальное число циклов, учитываемых в наблюдении

21

15

10

7

5



Объектом нормативных наблюдений должен быть производственный процесс, осуществляемый в нормальных организационно-технических условиях, соответствующих современному уровню строительной техники и производственному опыту рабочих. Средний разряд рабочих, участвующих в выполнении наблюдаемого процесса, должен совпадать с разрядом работы или быть близким к нему.

Производственный процесс, протекающий в условиях плохой организации производства и труда, или с участием рабочих более низкой квалификации, чем это предусмотрено действующим тарифно-квалификационным справочником, не может быть избран в качестве объекта нормативных наблюдений, так как полученные в результате наблюдений за таким процессом данные будут отражать эти недочеты, а нормы времени, запроектированные на основе наблюдений, будут завышенными.

Обработка данных нормативных наблюдений


По окончании наблюдения в первую очередь производится доработка и окончание записей в графах бланка "Характеристика процесса" (ХП), образец которого приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Затем обрабатываются бланки наблюдений: проверяются записи, подсчитываются и записываются в соответствующие графы бланка "Фотоучет графический" (ФГ) (см. Приложение 2) построчные и другие итоги.

В дальнейшем результаты наблюдений обрабатываются на бланках "Обработка нецикличная" (ОН) (см. Приложение 3), в которые элементы оперативной работы записываются в порядке технологии процесса, а остальные затраты времени вносятся в соответствии со схемой рабочего времени или времени использования машин.

В конце бланка ОН все виды затрат времени суммируются.

Показателем для оценки качества результатов наблюдений является коэффициент разбросанности ряда Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве, под которым подразумевается отношение разности между максимальным и минимальным значениями ряда к минимальному значению.

Коэффициент разбросанности определяется по следующей формуле:

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве,


где Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - верхний предел значения ряда (максимальное значение ряда);


Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - нижний предел значения ряда (минимальное значение ряда).

В зависимости от величины коэффициента разбросанности ряда определяется необходимость дальнейшей обработки ряда или его исключения.

При величине Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве не более 0,3 ряд считается устойчивым и принимается для дальнейшей обработки (пример определения Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве приведен в Приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям).

3. Проектирование производственных норм


В состав производственной нормы включаются только нормируемые затраты рабочего времени. Для рабочих - затраты времени на оперативную и подготовительно-заключительную работу, на технологические перерывы, на отдых и личные надобности; для машин - время полезной работы по заданию, время неустранимой работы вхолостую и время регламентированных перерывов.

Проект производственных норм оформляется в виде параграфа норм. Все расчеты и обоснования проекта норм приводятся в пояснительной записке. Образцы записок на немеханизированный и механизированный процессы приводятся в Приложениях 4 и 5.

А. Особенности проектирования норм на немеханизированный
процесс


Нормы на оперативную работу устанавливаются в результате обработки данных нормативных наблюдений, которыми определяются затраты времени по каждому элементу и количество продукции на измеритель элемента, приходящегося на 60 чел.-мин оперативного времени.

Затем по каждому элементу устанавливаются затраты времени на единицу измерения и коэффициент перехода от измерителя элемента к измерителю продукции рабочего процесса. Синтез затрат времени на измеритель рабочего процесса получается перемножением затрат времени по элементу на коэффициент перехода, установленный для данного элемента, в результате чего определяется величина затрат времени по данному элементу, приведенная к измерителю продукции рабочего процесса. Сумма приведенных затрат по элементам составляет проектируемые затраты времени на оперативную работу.

Проектирование времени на подготовительно-заключительную работу на основании данных нормативных наблюдений может привести к уменьшению их необходимой величины, так как нормировщик при проведении наблюдения не может учесть затраты времени на ПЗР, связанные с заданием, а не со сменой (ознакомление с чертежами, получение задания, сдача работ и т.п.).

Поэтому при проектировании производственных норм величину затрат времени на ПЗР следует принимать по усредненным нормативам (см. прилагаемую выписку из "Нормативов на подготовительно-заключительную работу и отдых при проектировании норм труда в строительстве" ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР, 1988 г.). Эти усредненные нормативы установлены в процентах от нормируемых затрат времени и учитывают затраты на смену и задание.

Проектирование затрат времени на технологические перерывы производится по фактическим данным нормативных наблюдений в процентах от нормируемых затрат. При этом следует иметь в виду, что время этих перерывов может быть использовано для отдыха рабочих, вследствие чего размеры проектируемого времени на отдых и личные надобности могут быть уменьшены (до 5% от нормируемых затрат времени).

Величины регламентированных перерывов на ПЗР, отдых и личные надобности приведены в Приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.

Определение количественного и квалификационного состава
исполнителей


При индивидуально выполняемых рабочих процессах определяются только профессия и разряд рабочего по действующему тарифно-квалификационному справочнику.

При выполнении рабочего процесса звеном рабочих различных профессий и разрядов, необходимо определить расчетный состав звена по данным нормативных наблюдений. Для этого затраты времени по каждому элементу выписываются в таблицу, а затем, пользуясь действующим тарифно-квалификационным справочником, определяется разряд работы по каждому элементу в отдельности.

Состав звена исполнителей должен обеспечить:

- рациональное число исполнителей с учетом требований к технологии и качеству продукции. Средний разряд рабочих, входящих в состав звена, как правило, должен соответствовать среднему разряду работ. Допустимое отклонение среднего разряда рабочих от среднего разряда работ должно находиться в пределах ±0,3 разряда;

- максимальную и равномерную загрузку каждого исполнителя по времени в соответствии с квалификацией, а также рациональное установление величины технологических перерывов;

- соблюдение всех требований охраны труда и техники безопасности.

При этом допускается загрузка квалифицированных рабочих менее квалифицированной работой в размере 15-20% рабочего времени квалифицированного рабочего. Примеры расчетов состава звена рабочих приведены в образце пояснительной записки проектирования норм на немеханизированный процесс.

Расчет норм и расценок


Производственная норма на немеханизированный процесс, проектируемая в чел.-ч на соответствующий измеритель продукции, рассчитывается по формуле

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве,


где Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - затраты времени на оперативную работу в чел.-мин на измеритель законченной продукции;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве, Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - нормативы на подготовительно-заключительную работу, отдых, в процентах от нормируемых затрат;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - проектная величина технологических перерывов, в процентах от нормируемых затрат;

60 - коэффициент перехода чел.-мин в чел.-ч.

Расценка определяется путем умножения нормы времени на среднюю часовую тарифную ставку одного рабочего в звене:

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве


Завершающим этапом разработки производственных норм является составление проекта параграфа норм и расценок.

Параграф производственных норм должен содержать следующие данные: наименование производственного процесса, указания по производству работ, состав работ в виде перечня элементов, состав исполнителей по профессиям и разрядам, наименование главного измерителя производственного процесса, нормы времени и расценки.

Запроектированные нормы времени и расценки перед включением их в параграф подлежат округлению в соответствии с правилами, приведенными в Приложении 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

Б. Особенности проектирования норм на механизированный
процесс


Нормы времени для механизированных производственных процессов проектируются по расчетной производительности машин.

При установлении расчетной производительности следует различать машины цикличного и непрерывного действия.

Расчетная производительность машин цикличного действия определяется за 1 ч цикличной работы по формуле

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве,


где Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - расчетная производительность машин цикличного действия за 1 ч цикличной работы;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - среднее число циклов за 60 мин цикличной работы, установленное на основе обобщения данных хронометражных наблюдений;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - количество продукции за один цикл;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - коэффициенты, устанавливаемые с учетом технической характеристики машины и показателей ее использования в нормальных производственных условиях (коэффициент наполнения ковша экскаватора, скрепера; коэффициент разрыхления грунта и т.п.).

При установлении среднего числа циклов работы машины за 60 мин необходимо исследовать длительность каждого элемента, составляющего цикл.

Паспортные данные машины используются для контрольных целей.

Продолжительность всего цикла работы машины определяется путем суммирования длительности каждого элемента цикла.

Расчетная производительность машин непрерывного действия определяется за 1 ч непрерывной работы по формуле

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве,


где Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - расчетная производительность машин непрерывного действия за 1 ч непрерывной работы;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - количество продукции за 1 ч непрерывной работы машины под полной и обоснованно пониженной нагрузкой;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - коэффициенты, учитывающие влияние различных факторов на часовую производительность машины непрерывного действия.

Расчетная производительность машин непрерывного действия устанавливается путем проведения нормативных полносменных наблюдений способом фотоучета с точностью записи времени 1 мин.

Установление режима работы машины


Нормальная производительность машин цикличного и непрерывного действия зависит от установленного режима работы машины на протяжении рабочей смены.

При проектировании режима рабочей смены машины необходимо учитывать кроме полезной работы регламентированные перерывы:

а) связанные с техническим уходом за машиной - по данным нормативных наблюдений;

б) связанные с процессом работ - по данным нормативных наблюдений;

в) связанные с отдыхом и личными надобностями рабочих - по нормативам (см. Приложение 6).

Определение количественного и квалификационного состава
исполнителей


Количественный состав исполнителей рабочих процессов, выполняемых машинами, определяется по каждой из трех категорий в отдельности:

1) рабочие, управляющие машинами;

2) рабочие, обслуживающие машины (загрузка материалами и уборка готовой продукции);

3) рабочие, участвующие в процессе (укладка асфальтобетонной, цементобетонной смесей и т.п.).

По первой категории рабочих состав определяется в соответствии с паспортными данными применяемой машины (механизма).

Проектирование состава исполнителей второй и третьей категорий рабочих производится расчетом на основе анализа результатов нормативных наблюдений, проведенных за этими рабочими.

Квалификационный состав исполнителей рабочего процесса определяется в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником.

Расчет нормы времени использования машин


Норма времени использования машин цикличного или непрерывного действия на измеритель продукции рабочего процесса определяется по формуле

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве,


где Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - расчетная производительность машины за 1 ч;


Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - проектная величина регламентированных перерывов в работе машины, в процентах от нормируемых затрат;

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве - проектная величина нецикличной работы машины - для машин цикличного действия или время неустранимой работы вхолостую для машин непрерывного действия, в процентах от нормируемых затрат.

Запроектированные нормы времени и расценки на измеритель рабочего процесса оформляются в виде параграфа норм.

Расчет и обоснования норм времени и расценок оформляются в виде пояснительной записки, пример которой приведен в Приложениях 4 и 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приложение 1. Форма 1. Характеристика процесса

Приложение 1


Форма 1. Характеристика процесса

Строительная организация, объект, бригада

Дата наблюдения

N наблюдения

ХП

"__ "__ 200_ г


Наименование процесса:

Время смены

1

Температура, осадки, ветер

2

Состав звена (по профессиям и разрядам)

3

Фамилия звеньевого (или рабочего, выполняющего процесс)

4

Машины, инструменты
и приспособ-
ления

Характе-
ристика рабочих

Пол, возраст

5

18

Образование

6

Стаж работы по специальности

7

Продолжительность работы по исследуемому процессу

8

Система оплаты труда

9

Темп работы

10


11


12

Прочие данные


13

Объект
работы, материал и продукция

17


14


15


16



Обратная сторона Формы 1

Рабочее место


Описание организации и техники процесса (общее и по элементам)

19


20


































Предложения рабочих по
улучшению организации и
технологии исследуемого
процесса

21




Примечание. При значительном объеме данных характеристики процесса, не помещающихся на бланке, к нему следует подклеивать лист бумаги.

Составил:

Проверил:

Приложение 2. Форма 3. Фотоучет графический


Приложение 2


Форма 3. Фотоучет графический

Строительная организация и объект

"__"___200__г.

Начало

Конец

Продолж.

N набл.

ФГ

__ч. __м.

__ч. __м.

__ч. __м.

Наименование процесса

час

час

Сумма

Кол-во продукции в измерителях элементов

N элементов

Наименование элементов

10

20

30

40

50

затрат времени по каждому исполн., в мин.

затрат труда по всем исполн. в чел.- мин

по каждому исполн.

по всем исполн.

Примечание

5

15

25

35

45

55

1

2

3

4

5

6

7

8

Наблюдал

Проверил

Итого

Приложение 3. Форма 6. Обработка нецикличная


Приложение 3

Форма 6. Обработка нецикличная

Строительная организация, объект

Начало

Конец

Продолж.

N набл.

ОН

__ч. __м.

__ч. __м.

__ч. __м.

Наименование процесса

Сумма затрат времени или труда

N элемента

Наименование элемента

в чел.-мин

в %

Наимено-
вание измерите-
лей элементов

Выполнено продукции в измери-
телях элементов

Кол-во продукции за 60 чел.-мин
гр6/гр3х60

1

2

3

4

5

6

7






















































































































































Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве

Название документа: Методические рекомендации по проектированию и проверке технически обоснованных норм времени расчетно-исследовательским методом в дорожном хозяйстве

Номер документа: ОС-338-р

Вид документа: Распоряжение Минтранса России

ОДМ

Принявший орган: Минтранс России

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

/Росавтодор. - М.: ГП "Информавтодор", 2003 год

Дата принятия: 14 апреля 2003

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах