Статус документа
Статус документа


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ УДАРОБЕЗОПАСНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ
 ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
 ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ



1. РАЗРАБОТАН ЗАО "Холдинговая Компания "Автодортехпрогресс" совместно с ГП "Росдорнии" и ООО "Армопроект".

2. ВНЕСЕН Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 15.07.2003 N ОС-622-р.


"Рекомендации по применению ударобезопасных направляющих устройств из композиционных материалов на автомобильных дорогах общего пользования" разработаны инженером В.А.Поповым (руководитель разработки), канд. техн. наук В.И.Лебедевым (ЗАО "Холдинговая Компания "Автодортехпрогресс"), канд. техн. наук В.Д.Беловым (ГП "Росдорнии"), канд. техн. наук А.В.Сухановым, инженером А.В.Асеевым, канд. техн. наук В.И.Сисаури (ООО "Армопроект") по заказу Управления инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

В Рекомендациях учтены замечания и предложения ОАО "Гипродорнии" (канд. техн. наук Н.А.Рябиков); МАДИ (ТУ) (д-р техн. наук В.В.Сильянов); НИЦ ГИБДД МВД России (канд. техн. наук В.Д.Кондратьев); ГП "Росдорнии" (канд. техн. наук Н.П.Минин); ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" (В.Ю.Травкин, С.Ф.Сорокин).

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Современные условия движения на автомобильных дорогах характеризуются наличием в потоке большого числа автомобилей с высокими динамическими характеристиками, которые во многом определяют режимы движения. Водителям становится все труднее ориентироваться при движении на дороге, т.к. у него не всегда хватает времени на то, чтобы правильно оценить ситуацию на дороге и выбрать правильную траекторию движения. Особенно это характерно для участков дорог, имеющих особенности в организации движения (например места производства дорожных работ), а также при движении в темное время суток, когда видимость дороги в свете фар не превышает 10-15 м, а кромка проезжей части становится почти неразличимой при отсутствии или значительном износе краевой разметки. Это время от времени становится причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных со съездом автомобилей с дороги и их опрокидыванием или наездами на препятствия, имеющиеся на дороге в период производства дорожных работ.

Для улучшения безопасности движения на дорогах их оборудуют техническими средствами организации движения, в число которых входят направляющие устройства, являющиеся средством зрительного ориентирования водителей.

1.2. Разработанная серия направляющих устройств из композиционных материалов обладает следующими отличительными качествами, что делает их использование более эффективным, с точки зрения безопасности, и экономически выгодным:

- низкая инерционность и твердость композиционных материалов, по сравнению с бетоном и металлом, практически исключает возможность механических повреждений автотранспорта при наезде на такие устройства и травмируемость пассажиров;

- коррозионная стойкость и инертность композиционных материалов к действию растворов солей, щелочей и антигололедных растворов повышает срок эксплуатации и практически исключает затраты на содержание в процессе эксплуатации;

- большая гибкость, по сравнению с металлическими и бетонными конструкциями, при сопоставимой и большей прочности обеспечивает сохранение работоспособности композитных конструкций при многократных наездах и в процессе длительного срока эксплуатации;

- малая масса обеспечивает возможность оперативной установки и замены без использования грузоподъемной и специальной строительной техники;

- возможность установки в непосредственной близости от движущихся транспортных средств.

Использование гибких ударобезопасных направляющих устройств из композиционных материалов позволяет повысить качество информационного обеспечения водителей, что является одной из составляющих безопасности дорожного движения.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ УДАРОБЕЗОПАСНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ
 УСТРОЙСТВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

2.1. Технические средства организации дорожного движения в виде направляющих устройств помогают водителям следить за направлением дороги и своим положением на проезжей части, а также обозначать участки проезжей части, закрытые для движения, имеющиеся на дороге препятствия и направление их объезда. Направляющие устройства, как правило, оборудуют световозвращателями, что делает их применение особенно эффективным в темное время суток.

2.2. К ударобезопасным направляющим устройствам из композиционных материалов относятся:

- столбик сигнальный (варианты с круглым, треугольным и сегментным сечением);

- пластина прямоугольная сигнальная;

- веха стержневая цилиндрическая.

2.3. Направляющие устройства подразделяют на типы:

сплошные - корпус и опорная часть являются единой конструкцией, не требующей сборки в процессе ее установки на дороге;

составные - корпус и опорная часть представляют собой самостоятельные конструкции, соединяемые между собой при установке на дороге с помощью специальных удерживающих устройств. На рис.1 и 2 приведены примеры сплошных и составных направляющих устройств в виде сигнальных столбиков.

Рис.1. Форма и размеры сплошных ударобезопасных сигнальных столбиков из композиционных материалов:

1 - корпус столбика; 2 - поверхность земли; 3 - анкерное устройство


_______________

* В скобках указаны размеры для случая использования анкерных устройств

Рис.2. Форма и размеры составных ударобезопасных сигнальных столбиков из композиционных материалов:

1 - корпус столбика; 2 - поверхность земли; 3 - опорная часть с удерживающим устройством

 

Сплошные и составные направляющие устройства из композиционных материалов ударобезопасны, ввиду меньшей жесткости, инерционности и твердости, по сравнению с металлическими и бетонными конструкциями, а также обладают повышенной долговечностью за счет использования для их изготовления базальтопластика, имеющего высокие эксплуатационные качества, приведенные в приложении А.

2.4. По конструктивному исполнению направляющие устройства подразделяют на жесткие и гибкие.

Примером жесткой конструкции могут служить сигнальные столбики, показанные на рис.1 и 2.

Гибкие направляющие устройства менее жестки, по сравнению с предыдущими вариантами, за счет введения в их конструкции гибкого эластичного узла, который обеспечивает восстановление вертикального положения направляющего устройства после наезда на него автомобиля.

Использование такого узла повышает безопасность при наезде автомобиля, исключает возможность его повреждения и повышает долговечность конструкции. Примеры гибких направляющих устройств в виде сигнальных столбиков приведены на рис.3 и 4.     

Рис.3. Форма и размеры жестких сплошных ударобезопасных сигнальных столбиков из композиционных материалов

1 - верхняя часть корпуса столбика; 2 - нижняя часть корпуса столбика; 3 - гибкий эластичный узел;
4 - поверхность земли; 5 - анкерное устройство

_______________

* В скобках указаны размеры для случая использования анкерных устройств

Рис.4. Форма и размеры гибких составных ударобезопасных сигнальных столбиков из композиционных материалов

1 - верхняя часть корпуса столбика; 2 - нижняя часть корпуса столбика; 3 - гибкий эластичный узел;
4 - поверхность земли; 5 - опорная часть с удерживающим устройством

     
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ УДАРОБЕЗОПАСНЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

     3.1. Технические параметры сигнальных столбиков


Общие технические параметры конструкции столбиков

3.1.1. Конструкция сигнальных столбиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970.

3.1.2. Поперечное сечение сигнальных столбиков может представлять собой прямоугольник, треугольник с закругленными углами, круг, кольцо или его часть.

Ширина поперечного сечения столбика должна составлять от 80 до 120 мм.

Сигнальные столбики, имеющие сечение в виде кольца, необходимо изготавливать закрытыми сверху.

3.1.3. Длину корпуса составного сигнального столбика выбирают с таким расчетом, чтобы его возвышение над уровнем земли составляло от 750 до 800 мм.

3.1.4. Опорная часть составного столбика должна обеспечивать удержание корпуса столбика при воздействии на него снега во время механизированной очистки проезжей части.

3.1.5. Сигнальные столбики не должны наносить серьезных повреждений транспортному средству и травм участникам движения в случае наезда на них.

Технические параметры корпуса сигнальных столбиков

3.1.6. Длина корпуса столбика должна составлять 1500 мм. Часть корпуса столбика, возвышающаяся над землей, должна составлять 750-800 мм. При применении анкерных устройств для закрепления столбика в земле длина его корпуса может быть уменьшена до 1300 мм.

3.1.7. Корпус столбика следует изготавливать из материалов белого цвета или окрашивать в белый цвет.

3.1.8. Сигнальные столбики следует изготавливать из материалов, обладающих ударопрочной вязкостью. Конструкция сигнального столбика должна быть достаточно прочной, обеспечивающей его сохранность при выполнении работ по его содержанию (мойка корпуса, замена световозвращателей и т.п.).

3.1.9. Сигнальные столбики должны обладать устойчивостью в вертикальном положении после их установки на автомобильной дороге, а в случае наезда транспортного средства обеспечивать разрушение, изгиб или отделение корпуса от опорной части, а также возможность быстрой его замены.

3.1.10. Сигнальный столбик следует изготавливать из материалов, стойких к длительному воздействию внешних климатических факторов, действию растворов солей, щелочей и антигололедных растворов и/или защищать лакокрасочными материалами.

3.1.11. Верхняя часть корпуса столбика, имеющего прямоугольное или треугольное поперечное сечение с закругленными углами, должна иметь скос под углом 30°.

Форма и размеры сигнальных столбиков различных типов и вариантов исполнения показаны на рис.1-4.

Технические параметры вертикальной разметки столбиков

3.1.12. На поверхностях столбиков, обращенных в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 50970-96 в виде черной полосы и световозвращателей.

3.1.13. На корпусе столбика, имеющего в верхней части скос, должна быть нанесена вертикальная разметка в виде наклонной полосы черного цвета шириной 150-250 мм. Угол ее наклона должен быть равен 30°. Полосу наносят на расстоянии 150 мм от верхнего торца столбика.

3.1.14. Верхняя часть столбика без скоса, имеющего в поперечном сечении круг, кольцо или дугу, должна иметь вертикальную разметку в виде черной горизонтальной полосы шириной 100 мм.

3.1.15. На стороне столбика, направленной навстречу движению транспортных средств, вертикальная разметка должна также иметь прямоугольный световозвращатель типа КД1-2 или два круглых световозвращателя типа КД2-2 красного цвета, а с противоположной стороны - световозвращатель типа КД1-1 или два световозвращателя КД2-1 белого цвета, выполненные по ГОСТ Р 50971.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs