Р 50.1.044-2003
Группа Т50
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
ОКС 01.120
03.120.20
03.160
Дата введения 2003-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ рабочей группой специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 10 "Основополагающие общетехнические стандарты. Оценка эффективности и управление рисками"
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 2003 г. N 56-ст
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2003 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Например, в Европейском Союзе (ЕС) разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают директивы ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода". Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя субъектам производственно-хозяйственной деятельности самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением.
Настоящие рекомендации основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе "О техническом регулировании" и Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО), а также учитывают опыт стран - членов АТЭС*, ЕЭК ООН** и ЕС по разработке технических регламентов.
________________________
* АТЭС - Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество".
** ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций.
Рекомендации, максимально обобщая международный опыт, в то же время отражают существующее положение дел в области технического регулирования в Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации только текст закона является единственно правомочным. Поэтому в тех случаях, когда имеются расхождения между международной практикой и действующим на сегодняшний день законодательством, следует руководствоваться действующим законодательством, за исключением случаев, когда это продиктовано условиями международного соглашения или договора.
Для наглядности в настоящих рекомендациях приведены отдельные положения Федерального закона "О техническом регулировании", которые в тексте выделены курсивом.
Федеральный закон "О техническом регулировании".
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
4. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Технические регламенты принимаются органами власти и являются обязательными для исполнения. Они создаются с целью защиты здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Однако из-за своего обязательного характера технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьезные барьеры в торговле.
В России технический регламент принимается федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Технические регламенты носят обязательный характер, а стандарты являются добровольными.
Международные и национальные стандарты служат основой для разработки технических регламентов. Другой важной функцией национальных стандартов является их использование для соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с международной практикой не рекомендуется делать прямые ссылки в технических регламентах на стандарты, хотя это и не запрещается. Предпочтительно включить в технические регламенты части текста стандартов.
Ниже перечислены основные моменты реформирования в области технического регулирования.
1) Технические регламенты принимаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или международным договором Российской Федерации и устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2) Федеральные органы исполнительной власти не имеют права устанавливать обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Примечание - В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О техническом регулировании" Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 данного Федерального закона.
3) Федеральный закон, указ Президента Российской Федерации или постановление Правительства Российской Федерации в случае, если они содержат обязательные требования, указанные в перечислении 1, являются техническими регламентами.
4) В отношении федеральных законов и постановлений Правительства, указанных в перечислении 3, должны быть выполнены все положения главы 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
5) Стандарты могут приниматься в виде национальных стандартов и стандартов организаций со статусом добровольных документов.
Необходимо учитывать, что технические регламенты - это не новый вид законов или постановлений Правительства, а принимаемые в установленном порядке законы и постановления Правительства, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Поэтому в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании" и Соглашением по ТБТ ВТО в отношении них должны быть выполнены определенные законом процедуры разработки.
Рекомендуется следующая последовательность практической работы с настоящими рекомендациями.
Для принятия решения о необходимости разработки технического регламента рекомендуется руководствоваться разделом 3. В приложении А приведен перечень контрольных вопросов, увязанный с содержанием соответствующих пунктов раздела 3.
В разделе 4 содержится информация об основных структурных элементах технических регламентов и процедурах их разработки.
Раздел 5 содержит информацию о выборе форм и схем обязательного подтверждения соответствия при разработке технических регламентов. Информация о схемах декларирования соответствия и схемах сертификации приведена соответственно в приложениях Б и В.
Данные рекомендации построены на основе гармонизации с международной практикой и, в первую очередь, с принципами, заложенными в Соглашении по ТБТ ВТО.
Настоящие рекомендации устанавливают положения по структуре и содержанию технических регламентов, а также по применению процедур оценки соответствия.
В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями*.
_______________________
* Данные термины и определения установлены в статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании".
2.1 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
2.2 стандартизация: Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
2.3 международный стандарт: Стандарт, принятый международной организацией.
2.4 национальный стандарт: Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
2.5 техническое регулирование: Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2.6 технический регламент: Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
2.7 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
2.8 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
2.9 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
2.10 подтверждение соответствия: Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.11 сертификация: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.12 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
2.13 система сертификации: Совокупность, включающая правила выполнения работ по сертификации, ее участников и правила функционирования системы сертификации в целом.
2.14 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
3.1 Основополагающие принципы
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
- идентификацию проблемы (в том числе ее природу и значимость);
- рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
- изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
- изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
- изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;
- рассмотрение механизма оценки соответствия;
- изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
- обеспечение проведения необходимых консультаций;
- соблюдение правил разработки и принятия технических регламентов.
3.2 Идентификация проблемы
На первом этапе проводится точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В статье 2.2 Соглашения по ТБТ определено, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:
- требования национальной безопасности;
- предотвращение недобросовестной деятельности;
- защита здоровья и безопасности человека, животных, растений и иные аспекты охраны окружающей среды.
Однако даже соответствие вышеуказанным причинам само по себе не означает, что вмешательство органов власти принесет необходимые результаты. Также необходимо выяснить, какие существуют основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без такого вмешательства.
Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность избыточного регулирования, которое возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.
В целом же принятие решений по экономической эффективности выбранных путей решения проблемы лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах. В продолжение к этому рыночные операции являются в целом наиболее эффективным средством, подтверждающим, что ресурсы используются самым оптимальным образом, тем самым принося максимальную пользу стране. Но иногда рынкам не удается выполнить эту функцию. Ниже приведены типичные примеры, текст которых заключен в рамки из тонких линий.